СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антон Павлович Чехов "Вишневый сад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку по изучению пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад"

Просмотр содержимого документа
«Антон Павлович Чехов "Вишневый сад"»

Антон Павлович Чехов  (17 января 1860-2 июля 1904 гг.) «Чехов – это Пушкин в прозе»  Л.Н. Толстой

Антон Павлович Чехов (17 января 1860-2 июля 1904 гг.)

«Чехов – это Пушкин в прозе»

Л.Н. Толстой

       И.А. Бунин  «В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости…»   М. Горький  «…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…»  К.С. Станиславский  «Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы…»

И.А. Бунин «В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости…» М. Горький «…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…» К.С. Станиславский «Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы…»

1896 год – «Чайка» 1897 год – «Дядя Ваня» 1901 год – «Три сестры» 1903 год – «Вишнёвый сад»

1896 год – «Чайка»

1897 год – «Дядя Ваня»

1901 год – «Три сестры»

1903 год – «Вишнёвый сад»

Тема урока: «Основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним».   Эпиграф: «Вся Россия - наш сад».   А.П. Чехов

Тема урока: «Основной конфликт в пьесе «Вишнёвый сад». Действующие лица и авторское отношение к ним». Эпиграф: «Вся Россия - наш сад». А.П. Чехов

 Замысел «Вишнёвого сада» возник у А.П. Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной книжке появились на 6 лет раньше). В письме О. Книппер он сообщил, что собирается писать «4 – актный водевиль или комедию». Основная работа была закончена к октябрю 1903 года.  Премьера «Вишнёвого сада» состоялась 17 января 1904 года на сцене Московского Художественного Театра (МХТ) и совпадала с 25 – летием литературной деятельности А.П. Чехова . Чехов и актёры МХТ Премьера спектакля

Замысел «Вишнёвого сада» возник у А.П. Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной книжке появились на 6 лет раньше). В письме О. Книппер он сообщил, что собирается писать «4 – актный водевиль или комедию». Основная работа была закончена к октябрю 1903 года.

Премьера «Вишнёвого сада» состоялась 17 января 1904 года на сцене Московского Художественного Театра (МХТ) и совпадала с 25 – летием литературной деятельности А.П. Чехова .

Чехов и актёры МХТ

Премьера спектакля

Проблематика В пьесе «Вишнёвый сад» отражен процесс социально-исторического развития России на рубеже веков и изменения, происходящие в обществе. Смена хозяев вишневого сада в пьесе символизирует эти изменения: уходит в прошлое вместе с дворянством огромная эпоха русской жизни, наступают новые времена, в которых чувствуют себя хозяевами другие люди — расчетливые, деловые, практичные, но лишенные прежней духовности, олицетворением которой является прекрасный сад.

Проблематика

В пьесе «Вишнёвый сад» отражен процесс социально-исторического развития России на рубеже веков и изменения, происходящие в обществе. Смена хозяев вишневого сада в пьесе символизирует эти изменения: уходит в прошлое вместе с дворянством огромная эпоха русской жизни, наступают новые времена, в которых чувствуют себя хозяевами другие люди — расчетливые, деловые, практичные, но лишенные прежней духовности, олицетворением которой является прекрасный сад.

Работая над «Вишнёвым садом», А.П. Чехов ориентировался на новую концепцию изображения действительности: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

Работая над «Вишнёвым садом», А.П. Чехов ориентировался на новую концепцию изображения действительности: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

 Сюжет Сюжет «Вишневого сада» прост. Помещица Любовь Андреевна Раневская приезжает из Парижа в свое имение (начало первого действия) и через некоторое время возвращается во Францию (конец четвертого действия). Между этими событиями — эпизоды обычной домашней жизни в заложенном поместье Гаева и Раневской. Персонажи пьесы собрались в имении поневоле, в какой-то напрасной, иллюзорной надежде спасти старый сад, старинное родовое имение, сохранить свое прошлое, кажущееся им теперь таким прекрасным, самих себя.

Сюжет

Сюжет «Вишневого сада» прост. Помещица Любовь Андреевна Раневская приезжает из Парижа в свое имение (начало первого действия) и через некоторое время возвращается во Францию (конец четвертого действия). Между этими событиями — эпизоды обычной домашней жизни в заложенном поместье Гаева и Раневской. Персонажи пьесы собрались в имении поневоле, в какой-то напрасной, иллюзорной надежде спасти старый сад, старинное родовое имение, сохранить свое прошлое, кажущееся им теперь таким прекрасным, самих себя.

Своеобразие сценического действия Действие 1: Приезд Раневской (май) - надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.  Действие 2: Разговоры - нервозность, отрезвление. Приближение торгов.  Действие 3: Продажа имения (август)- герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги.  Действие 4: Отъезд всех (кроме Фирса), вырубка сада (октябрь)- расставание с прошлым, отъезд, прощание.

Своеобразие сценического действия

Действие 1: Приезд Раневской (май) - надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи. Действие 2: Разговоры - нервозность, отрезвление. Приближение торгов. Действие 3: Продажа имения (август)- герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы – вишневый сад продан за долги. Действие 4: Отъезд всех (кроме Фирса), вырубка сада (октябрь)- расставание с прошлым, отъезд, прощание.

«Подводное течение» – это внутренний, незримый конфликт, который развивается зачастую вне связи с внешним и не выражается напрямую в событиях произведения.

«Подводное течение» – это внутренний, незримый конфликт, который развивается зачастую вне связи с внешним и не выражается напрямую в событиях произведения.

Герои пьесы «Вишнёвый сад» 1. Раневская Любовь Андреевна, помещица. 2. Аня, её дочь, 17 лет. 3. Варя, ее приемная дочь, 24 года. 4. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. 5. Трофимов Петр Сергеевич, студент. 6. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. 7. Шарлотта Ивановна, гувернантка. 8. Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик. 9. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. 10. Дуняша, горничная. 11. Фирс , лакей, старик 87 лет . 12. Яша, молодой лакей.

Герои пьесы «Вишнёвый сад»

1. Раневская Любовь Андреевна, помещица.

2. Аня, её дочь, 17 лет.

3. Варя, ее приемная дочь, 24 года.

4. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.

5. Трофимов Петр Сергеевич, студент.

6. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.

7. Шарлотта Ивановна, гувернантка.

8. Епиходов Семён Пантелеевич, конторщик.

9. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.

10. Дуняша, горничная.

11. Фирс , лакей, старик 87 лет .

12. Яша, молодой лакей.

Роль образов-символов в пьесе Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Роль образов-символов в пьесе

Символ - (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — идея, образ или объект, имеющий собственное содержание и одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иное содержание.

Раневская Любовь Андреевна, помещица Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской Аня, дочь Раневской

Раневская Любовь Андреевна, помещица

Гаев Леонид Андреевич,

брат Раневской

Аня, дочь Раневской

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец

Лопахин Ермолай Алексеевич, купец

Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад». Гаев: «И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад». Аня: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».  «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает». Фирс: «В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!» Трофимов: «Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».

Раневская: «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад».

Гаев: «И в Энциклопедическом словаре упоминается про этот сад».

Аня: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше».  «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».

Лопахин: «Если вишневый сад… отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода». «Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает».

Фирс: «В прежние времена, лет сорок - пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили… Денег было!»

Трофимов: «Неужели… с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…».

 Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев,- милые, добрые люди. Они не могут жить без вишнёвого сада, однако ничего не делают, чтобы его спасти, их время прошло.  Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «Больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, И Лопахин поступает как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.  Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о « непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают доверия.    

Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев,- милые, добрые люди. Они не могут жить без вишнёвого сада, однако ничего не делают, чтобы его спасти, их время прошло.

Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «Больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, И Лопахин поступает как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о « непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают доверия.

 

 

В конце пьесы все герои уезжают, оставив его в запертом доме на произвол судьбы. Они оставляют в этом доме свое прошлое, воплощением которого является старый слуга. Слово недотепа, произнесенное Фирсом, может быть отнесено к каждому из героев. С этим образом связана также проблема гуманизма. Почти никто не вспомнил о верном слуге, который даже в такой момент думает не о себе, а о своем хозяине, не надевшем теплую шубу. Вина за драматическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных персонажей «Вишневого сада». Фирс – старый слуга

В конце пьесы все герои уезжают, оставив его в запертом доме на произвол судьбы. Они оставляют в этом доме свое прошлое, воплощением которого является старый слуга. Слово недотепа, произнесенное Фирсом, может быть отнесено к каждому из героев. С этим образом связана также проблема гуманизма. Почти никто не вспомнил о верном слуге, который даже в такой момент думает не о себе, а о своем хозяине, не надевшем теплую шубу. Вина за драматическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных персонажей «Вишневого сада».

Фирс – старый слуга

Лопахин — единственный герой, который все время смотрит на часы, остальные утратили чувство времени. Символично движение стрелки часов, соотносящееся с жизнью героев: действие начинается весной, а заканчивается глубокой осенью, майскую пору цветения сменяет октябрьский холод.

Лопахин — единственный герой, который все время смотрит на часы, остальные утратили чувство времени. Символично движение стрелки часов, соотносящееся с жизнью героев: действие начинается весной, а заканчивается глубокой осенью, майскую пору цветения сменяет октябрьский холод.

Символичен звуковой фон пьесы: звон ключей, стук топора по дереву, звук лопнувшей струны, музыка, — способствующий созданию определенной атмосферы происходящего на сцене.

Символичен звуковой фон пьесы: звон ключей, стук топора по дереву, звук лопнувшей струны, музыка, — способствующий созданию определенной атмосферы происходящего на сцене.

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Образ вишневого объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках:

Сад для автора воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; важна авторская мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; сад - символ лирического, поэтического отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора.

 

Гаев и Раневская Это чуткие люди с тонкой душевной организацией. Безвольны. Привыкли жить не работая. Вырождающееся дворянство.

Гаев и Раневская

Это чуткие люди с тонкой душевной организацией. Безвольны. Привыкли жить не работая. Вырождающееся дворянство.

Ермолай Лопахин Энергичный, предприимчивый, но чрезмерно прагматичный. Стремление к выгоде, к обогащению преобладает над душевной чуткостью.

Ермолай Лопахин

Энергичный, предприимчивый, но чрезмерно прагматичный. Стремление к выгоде, к обогащению преобладает над душевной чуткостью.

Петя и Аня Идеалистичны, стремятся к лучшему, но их мечты реальными действиями не подкрепляются.

Петя и Аня

Идеалистичны, стремятся к лучшему, но их мечты реальными действиями не подкрепляются.

Комедия – жанр драматического рода, задача которого произвести комическое впечатление на зрителей (читателей), вызывая их смех с помощью:       а) смешной наружности       б) речей (т.н. комизм слова)       в) поступков, нарушающих социально-психологические нормы и обычаи общества (комизм действия персонажей).

Комедия – жанр драматического рода, задача которого произвести комическое впечатление на зрителей (читателей), вызывая их смех с помощью:      а) смешной наружности      б) речей (т.н. комизм слова)      в) поступков, нарушающих социально-психологические нормы и обычаи общества (комизм действия персонажей).

А.П. Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией, т.к. в пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего: -Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделала ей предложение; - Гаев беспокоится о судьбе вишнёвого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа; - Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои калоши и падает с лестницы.

А.П. Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией, т.к. в пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего:

-Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделала ей предложение;

- Гаев беспокоится о судьбе вишнёвого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа;

- Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои калоши и падает с лестницы.

А) У пьесы «Вишнёвый сад» – двойственная жанровая природа. В ней тесно переплетены элементы комического и трагического.  Б) Автор не подтверждает однозначной правоты какого-либо персонажа. Мировоззрение каждого из действующих лиц пьесы заслуживает уважения, а конфликт между ними вызван устройством самой жизни.

А) У пьесы «Вишнёвый сад» – двойственная жанровая природа. В ней тесно переплетены элементы комического и трагического. Б) Автор не подтверждает однозначной правоты какого-либо персонажа. Мировоззрение каждого из действующих лиц пьесы заслуживает уважения, а конфликт между ними вызван устройством самой жизни.

«Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».  К.С. Станиславский   «...Мне представлялось, что «Вишневый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».  М.П. Лилина

«Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия. Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь».

К.С. Станиславский

«...Мне представлялось, что «Вишневый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».

М.П. Лилина

Домашнее задание Написать сочинение «Время и память» на основе анализа произведения А.П. Чехова «Вишневый сад».

Домашнее задание

Написать сочинение «Время и память» на основе анализа произведения А.П. Чехова «Вишневый сад».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!