СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антимонопольная политика государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные цели:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать действия монополии;
  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (закон);
  • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  • содействовать систематизации знаний учащихся по рынку-монополии.
  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий темы;
  • воспитывать экономическое мышление.

Тип учебного занятия – комбинированный урок.

Форма проведения – объяснение, диалог.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся – общеклассная, индивидуальная, групповая.

Логика урока:

мотивация – этап проверки домашнего задания – актуализация субъектного опыта учащихся – организация восприятия, осмысления и первичного закрепления – первичное закрепление, самоконтроль – информация о домашнем задании – подведение итогов урока – рефлексия.

Дидактические материалы и оборудование – компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1), учебник Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Чеберко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 219 с.

Просмотр содержимого документа
«Антимонопольная политика государства.»

Тема: Антимонопольная политика государства.

Образовательные цели:

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать действия монополии;

  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (закон);

  • создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

  • содействовать систематизации знаний учащихся по рынку-монополии.

  • организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий темы;

  • воспитывать экономическое мышление.

Тип учебного занятия – комбинированный урок.

Форма проведения – объяснение, диалог.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся – общеклассная, индивидуальная, групповая.

Логика урока:

мотивация – этап проверки домашнего задания – актуализация субъектного опыта учащихся – организация восприятия, осмысления и первичного закрепления – первичное закрепление, самоконтроль – информация о домашнем задании – подведение итогов урока – рефлексия.

Дидактические материалы и оборудование – компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1), учебник Чеберко, Е. Ф. Предпринимательская деятельность : учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Чеберко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 219 с.

Линейная макроструктура учебного занятия.

1 – 2 – 3,4 – 5 – 6,12 – 11 – 13

1 – организационный этап, 2 – этап проверки домашнего задания, 3 – этап актуализации субъективного опыта учащихся, 4 – этап изучения новых знаний и способов деятельности, 5 – этап первичной проверки понимания изученного, 6 – этап закрепления изученного, 7 – этап применения изученного, 8 – этап обобщения и систематизации, 9 – этап контроля и самоконтроля, 10 – этап коррекции, 11 – этап информации о домашнем задании, 12 – этап подведения итогов учебного занятия, 13 – этап рефлексии.

Содержательная основа учебного занятия:

1. Организационный этап. Мотивация.

1.1. Сообщение темы учебного занятия.

1.2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Организация восприятия и осмысления. Актуализация субъектного опыта учащихся.

3.1. Необходимость ограничения деятельности монополии. Антимонопольное законодательство.

3.2. Запрет на действия фирмы, имеющей доминирующее положение на рынке.

3.3. Пример фирмы “Microsoft” (видеоматериал с диска).

3.4. Монополии в России, их категории.

3.5. Система антимонопольного регулирования.

4. Первичная проверка понимания. Ситуация.

5. Подведение итогов учебного занятия. Качественная оценка работы класса.

6. Домашнее задание.

7.Рефлексия.

1. Организационный этап. Мотивация.

– Здравствуйте. Присаживайтесь. Сегодня третье занятие по изучаемому разделу “Монополия и методы защиты конкуренции”. Тема урока сегодня “Антимонопольное регулирование”. Открыли тетради, записали дату (______) и тему урока.

Целями нашей совместной деятельности на уроке будут:

– во-первых, систематизация имеющихся знаний по такому отраслевому рынку, как монополия,

– во-вторых,

  • определение необходимости антимонопольного законодательства,

  • выявление тех действий, которые запрещены фирмам-монополистам,

  • ознакомление с категориями фирм-монополий в России и со способами антимонопольного регулирования, согласно антимонопольного законодательства РФ,

  • а также умение ориентироваться в некоторых статьях закона.

Ваша задача в течение урока записывать возможные ответы на названные цели, чтобы в конце урока ответить на вопрос “Зачем и какими способами необходимо контролировать деятельность фирм, близких к монополии”.

2. Этап проверки домашнего задания.

Итак, давайте вспомним пройденный материал.

Вопросы:

– Что же такое монополия и чем она отличается от фирм, обладающих монопольной властью?

(Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монопольная власть – способность фирмы влиять на цену своей продукции, т.е. устанавливать ее по своему усмотрению).

– Как фирма-монополист находит оптимальный объем выпуска? (Прежде всего, фирма определяет предельно возможный объем продаж. Он достигается в тот момент, когда дальнейшее увеличение числа проданных товаров не приносит более прироста выручки от продаж, т.е. когда предельный доход от продаж становится равным нулю. Затем фирма определяет тот объем продаж, который принесет ей наибольшую прибыль, и ограничивает свое предложение именно этой величиной).

– Кто является проигравшей стороной на монопольном рынке и почему? (Проигравшей стороной является покупатель, т.к. продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары).

– Рынок, сформированный фирмой-монополистом к своей выгоде и потому приносящий ей повышенный доход, очень заманчив для других фирм. Естественно, что они захотят на него проникнуть и тоже получить повышенную прибыль. Что же стоит на пути этих фирм? (барьеры)

– Какие же барьеры препятствуют проникновению новых фирм на монополизированный рынок? (юридические – лицензирование определенных видов деятельности и патенты на изобретения; естественные – природные монополии и технико-экономические монополии (эффект масштаба); экономические – следствие неблагоприятной общеэкономической ситуации и барьеры, возводимые самими фирмами-монополистами).

Задание.

Вам предлагается в течение 3 минут совместить определения барьеров, возводимых фирмами-монополистами с нужными терминами.

1. Корнер

А. Метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом.

2. Трест

Б. Метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж.

3. Поглощение

В. Тайное соглашение производителей о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен.

4. Картель

Г. Метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля.

5. Отраслевые холдинги

Д. Метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.

3. Организация восприятия и осмысления. Актуализация субъектного опыта учащихся.

За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов и, прежде всего, искажает механизм формирования равновесных рыночных цен. А поскольку такие цены служат главным ориентиром для всех участников экономической жизни, то возникает опасность дезориентации продавцов и покупателей.

Каковы же могут быть последствия ненормальной работы рыночных механизмов? (нерациональное распределение ограниченных ресурсов и замедление темпов роста благосостояния людей).

Что же делать? И кто должен этим заниматься?

Итак, государству для регулирования деятельности монополий нужно было принять соответствующее законодательство, и в 1890г. в США был принят первый антитрестовский закон – закон Шермана.

Сенатор США Дж.Шерман, автор антитрестовского закона.

Вскоре такие законы были приняты практически во всех странах. В России в настоящее время действует закон Российской Федерации Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ и государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагается на антимонопольный орган «Федеральная антимонопольная служба России (ФАС)».

Антимонопольное законодательство устанавливает определенные правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на данном рынке. Соблюдение этих правил направлено на предотвращение появления или ограничение деятельности таких хозяйствующих субъектов, которые могли бы добиться доминирующего положения на рынке (т.е. 65 % объема продаж фирмы в общем рынке), получить возможность своими действиями влиять на цену товара и т.д.

Какие же действия хозяйствующего субъекта, который имеет доминирующее положение на рынке, запрещены? (раздел 2, ст.5 Закона).

Итак, что же преследуется законом? Что подлежит наказанию? Сама монополия или стремление к монополизации рынка, т.е. проведение определенной экономической политики? Конечно же, преследуется законом политика фирмы по завышению цен на свою продукцию и уменьшению объема продаж.

Откройте учебники на стр. 57-61, прочитайте на какие три вида наказания предусмотрены за нарушение антимонопольного законодательства, сделайте схему в тетради состоящую, а затем ответьте на вопрос: “Когда появилось антимонопольное законодательство в России, и какова его роль в регулировании деятельности предприятия?” (5 мин). (Первым шагом на этом пути стало принятие Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1).

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электро– и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции,

В эту категорию попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы-

Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании “маховика” инфляции.

4. Этап первичной проверки понимания изученного материала.

Давайте с помощью Закона попробуем разобраться в следующей ситуации. Вы приехали в небольшой город, где есть всего один магазин, торгующий продуктами питания. Вы хотите купить шоколад, но продавец заявляет, что готов продать вам шоколад только при условии, что вы приобретете банку рыбьего жира. Как вы оцените эти действия с позиции современного российского антимонопольного законодательства (обращаемся снова к Закону и давайте найдем подходящую правовую норму в ст.5).

Что же делать с таким способом давления на покупателя? Какие же методы борьбы с фирмами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на рынке, существуют? Какие полномочия имеет антимонопольный орган? (раздел 4, статья 12).

Ответ: (Приложение 2)

5. Подведение итогов учебного занятия.

– необходимость антимонопольного законодательства (Деятельность монополий приводит к нерациональному распределению ограниченных ресурсов и замедлению темпов роста благосостояния людей, поэтому защитить интересы покупателей необходимо созданием антимонопольного законодательства, устанавливающего определенные правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на данном рынке);

– действия, запрещенные для фирм (изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита, навязывание невыгодных условий договора, создание препятствий доступу на рынок, нарушение установленного порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен, необоснованное сокращение или прекращение производства товаров и др.);

– фирмы-монополии в России (естественные, разрешенные, временные);

– способы антимонопольного регулирования (законодательные (ограничение контроля над рынком, контроль за слияниями, запреты соглашений о ценах, контроль за соглашениями об использовании продукции, запреты соглашений о разделе рынков, запреты на установление розничных цен, определение набора предоставляемых услуг, запреты соглашений о предоставлении исключительных прав) и экономические меры (косвенное регулирование, прямое регулирование, налогооблажение продукции, установление “потолков цен”, налогооблажение сверх прибыли, установление предела нормы прибыли).

6. Информация о домашнем задании.

Глава вторая, параграфы 2.2.3.

7. Рефлексия. Заполните таблицу.

Я думал(а) иначе.

Это интересно. Об этом я бы хотел(а) узнать подробнее.

Мне непонятно.

 

 

 



https://fas.gov.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!