СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АНТАРКТИДА - материк за облаками

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особый интерес в глухих обучающихся вызывает материк, скованный льдами, и мирриадой загадок Антарктида. Учитывая этот интерес был организован бинарный урок для расширения знаний обучающихся об этом уникальном континенте

Просмотр содержимого документа
«АНТАРКТИДА - материк за облаками»

М.М. Иванов

Учитель географии, высшая категория,

методист, отличник образования Украины

Школа - интернат №19,

Киевский район, г. Донецк



После изучения темы: «Материк Антарктида», учитывая большой интерес к ней и безразличное отношение к этой части света: «Лёд, морозы, ветер, пингвины и пара птиц… А, что дальше? И зачем тратить столько сил на изучение миллиардов тонн льда?»

Вот такого рода консервативные взгляды привели нас к мысли провести бинарный урок, на котором постараться показать всю красоту ледяной пустыни. В Антарктиде не растут пальмы, секвойи, орхидеи, сосны, берёзы, не колосятся травы, нет хищников… Но это в наши времена, а многие тысячи лет назад на этом континенте росла пышная растительность и свидетелем этому – разведанные угольные пласты, которые местами выходят на свободную от льдов поверхность. Для расширения представлений о ледовом материке некоторым ученикам была предложена научно – популярная литература об Антарктиде.















Список литературы

  1. Газиев Г. Вулкан Эребус.

  2. Шелтон Э. В сердце Антарктиды. Москва – «Мир» - 1987 г.

3. Слевич С. Ледяной материк сегодня и завтра.

4. Дубровин М. , Преображенская М. О чём говорит карта Антарктики.

Гидрометеоиздат – 1987 г.

5. Русин Н. Климат Антарктиды.

6. Бардин В. В горах и на ледниках Антарктиды. Москва – 1989 г.

7. Энциклопедии.

8. Интернет-ресурсы.





























Ученики должны ознакомиться с содержанием изданий, выбрать интересные данные о материке и выписать крылатые выражения, которые мы разберём на уроке.

ТЕМА. Антарктида – материк за облаками.



ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ.

Расширить и углубить знания учеников о материке Антарктида.

Учить выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.

Продолжить отработку умений составления комплексной характеристики материка, выделяя характерные особенности континента.

Осветить вклад украинских учёных в изучение Антарктиды.



РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ. Закреплять навыки объяснения причинно-следственных связей на примерах влияния физико-географического положения на природный комплекс.

Развивать навыки учебной деятельности в работе с дополнительной литературой, использование Интернета.

Развивать устную и письменную речь, логическое мышление, умение высказывать свою точку зрения к изучаемому материалу, способствовать самостоятельному решению учебных задач.



ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ. Воспитывать: внимание, культуру общения, взаимопомощь, интерес к источникам географических знаний.



ТИП УРОКА. Урок креативного типа: творческое обобщение изученного материала.

УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЙ КОМПЛЕКС. Физическая карта мира, полушарий, атлас

«Антарктида», иллюстрации, портреты учёных, путешественников, географический, топонимический словари, энциклопедии, научно – популярная литература, Журнал «Всё для учителя», компьютер, ручки, листы бумаги.



ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ. Физико-географическое положение, рельеф, природные ресурсы и условия, ледяная пустыня, изотермы, крупные элементы береговой линии, научные станции, шельфовые льды, природный комплекс, антарктический воздух, пояс, антарктические фронты…



ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА. Антарктика, Антарктида, Арктика, Южный океан, Антарктический полуостров, озеро Фигурное, оазис Бангера, Земля Уилкса, Западная и Восточная Антарктида, украинская арктическая станция «Академик Вернадский», массив Винсон, вулкан Эребус…



ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

- повторение и расширение содержания терминов и понятий.

- беседа с учащимися.

- заслушивание сообщений по материалам дополнительной литературы.

- работа группами.

- ознакомление с интересными фактами по изученной теме.

- письменные ответы на вопросы.

- ознакомление со вступительной частью проекта.

- составление визитной карточки Антарктиды и написать рекомендации туристам, подготовить сообщение о НИС «Академик Вернадский» (домашнее задание).

ЭПИГРАФ. «Для чего изучать Антарктиду? Мы ещё очень мало знаем этот огромный ледяной континент: что скрывается под его ледяной бронёй, какие богатства таят его недра, как протекают в этой области геофизические процессы…»

А. Гусев.





СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ



  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ребята, мы закончили изучать тему: «Материк Антарктида». В ходе серии уроков мы выявили особенности континента, которые влияют на развитие природного комплекса, рассматривали вопросы открытия и изучения ледяного материка, его особенности и достопримечательности. Сегодня мы проведём урок творческого обобщения, изученного и узнаем много нового об уникальности этой части света.



2. УСТАНОВКА УЧЕНИКАМ

На уроке необходимо быть внимательным, задавать вопросы, размышлять, брать участие в обсуждении заданий, активно работать, дополнять ответы.

Для успешного проведения занятия я прошу вас не отвлекаться, не выкрикивать, не мешать товарищам, не высказывать резких критических замечаний.

Уважайте труд учителя и одноклассников.



3. АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

Учитель. Ваши товарищи подготовили краткие вступительные сообщения об Антарктиде.

Предоставим им слово.

Ученик 1. Антарктикой называют Южную полярную область, находящуюся на противоположном по отношению к Арктике стороне земного шара. Об этом говорит приставка «АНТ», что по-гречески обозначает «НАПРОТИВ». За границу Антарктики принимается зона антарктической конвергенции, или, иначе говоря, слияния, схождения холодных вод, формирующихся в полярных южных широтах, с более теплыми водами умеренных широт, примерно по 56 градусах южной широты.

Ученик 2. В центральной части Антарктики находится материк Антарктида. Зимой погружается во мрак круглосуточной полярной ночи, почти на полгода. В летние времена солнце не опускается за горизонт. На самом Южном полюсе привычной для нас смены дня и ночи нет совсем. Восходом (так же, как и заходом) солнца здесь можно любоваться только раз в году.

Учитель. А откуда в нашу речь пришли названия Антарктика, Антарктида? Чтобы ответить на этот вопрос, я попрошу вас открыть топонимические словари и, найдя эти географические объекты, довести до нашего сведения смысл географических названий.



АНТАРКТИДА – материк, часть света. Открыт в 1820 году русской экспедицией под командованием Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. Его название образовано от слова Антарктика и суффикса – « -ида».

АНТАРКТИКА, южная полярная область Земли. Название греческое и означает «противоположная АРКТИКЕ (греч. «АНТИ» - против).

АРКТИКА, северная полярная область Земли. Поскольку полярная область находится непосредственно под созвездием Большой Медведицы, а медведь по – грече6ски – арктос. Север получил у греков название Артикос, отсюда принята во многих языках форма Арктика.



5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Спасибо за интересные сообщения. А сейчас вы выполните самостоятельную работу. На экране справочно-информационный материал по материку Антарктида, который требует дополнения данными. На доске все данные. Вам нужно вспомнить о чём мы учили, подобрать правильный ответ и дописать его в предложение. Ответы записать на листах.

ЗАДАНИЯ.

Границей Антарктики считается линия январской изотермы… (+100 С).

Площадь Антарктики… (68 млн. кв. км.).

Площадь материка Антарктида … (14,1 млн. кв. км.).

Площадь островов около материка … (76 тыс. кв. км).

Длина береговой линии… (30 тыс. км.).

Самый большой полуостров … (Антарктический).

Максимальная удалённость противоположных берегов… (5500 км.), а минимальная … – (2900 км.).

… (99 %)территории покрыто льдами. Средняя толщина льда… (1700м.), а наибольшая … (более 4500 м.).

Свободные ото льда участки называются … (оазисы), на которых расположены около … (50) научных станций.

Средняя высота Антарктиды над уровнем моря … (2040 м.), а наибольшая высота - … (массив Винсон, горы Элсуорт – 5140 м.).

Самая северная точка … (п-ов Антарктический, 630 13'южной широты).

Как доказывают учёные – Антарктида богата минеральным сырьём. Какие полезные ископаемые обнаружены в Антарктиде?

В 50 – десятые годы на карте Антарктиды появились … (ойконимы), названия населённых пунктов действующих научных станций).



После выполнения работы, прошу проверить друг у друга правильность вписанных ответов в предложения и выставить баллы, учитывая и аккуратность выполненной работы.

Встаёт ученица:

На самом – самом юге,

Как, впрочем, и на севере,

Так много неизвестного

И очень интересного…

К загадочной Антарктике,

Стране ветров и льда

По картами и по атласам

Несёмся мы туда.

Здесь круглый год морозы,

Дуют сильные ветра,

Но пингвин не прячет нос,

Когда мороз и сильная пурга.

Нам интересен это край.

Скорее собирайся в путь.



Второй ученик продолжает:

Я хочу вас ознакомить с интересной хронологией, связанной с Антарктидой.

января 1820 года русские мореплаватели открыли последний континент на Земле, завершив эпоху Великих географических открытий.

год – первая высадка людей на ледяной материк в районе мыса Адэр (Земля Виктория).

3.Февраль, 1899 года – впервые 10 зимовщиков из Англии остались на зимовку.

4. 1902 год – впервые люди увидели Антарктиду с воздуха. (Р. Скотт и Э. Шеклтон поднялись на аэростате).

5. 1 апреля 1903 год – появился первый населённый пункт, начало обитания людей в Южной полярной области. Это была шотландская научная экспедиция из 12 научных сотрудников.

6. 1928 год – над Антарктидой появился первый самолёт, пилотируемый англичанином Д. Х. Уилкинсом.

7. май, 1956 год – создана настоящая первая внутриконтинентальная станция «Пионерская» на высоте 2700 м. над уровнем моря.

8. 1 декабря, 1959 года в Вашингтоне 12 государств подписали Договор об Антарктиде. Материк Антарктида – это материк мира и науки.

9. С 1995 года на станции «Академик Вернадский» работают украинские учёные. Её координаты 66 градусов 15 минут ю. ш. и 64 градуса 15 минут в. д. Расположена она на небольшом острове Голиндез. Это бывшая английская станция « Фарадей».

Третья ученица:

Слушайте, ребята! Антарктида – очень замечательный континент. И вот почему?

Самое населённое место – это Антарктический полуостров, где расположено наибольшее количество научных станций.

В Сухой Долине на Земле Виктория в средине декабря, (а как вы знаете – это лето в Антарктиде), была зарегистрирована температура почвы каменистой + 23 градуса Цельсия.

На Земле Виктория, в оазисе Райт, есть река Оникс, её длина 30 км. В этом оазисе течет речка Виктория. Их можно найти на крупномасштабных картах Антарктиды. Ради интереса, откройте атлас Антарктиды, и вы убедитесь в правильности моего сообщения.

Самое крупное антарктическое озеро Фигурное, которое протянулось на 20 км. Площадь его – 15 квадратных километров, а глубина превышает 130 м. Расположено оно в оазисе Бангера – самом большом антарктическом оазисе площадью 482 кв. км.

Летом население в Антарктиде достигает 5 тысяч научных сотрудников, а в зимние времена – до 1 тысячи человек.

Найдено озеро, вода в котором в 11 раз солонее морской и замерзает при температуре - 50 градусов.



Четвёртый ученик:

А я нашёл тоже интересные факты в литературе.

За столь короткое время, после его открытия, на Антарктиде побывало 200 тысяч человек.

Только в 2010 году 40 тысяч туристов посетило материк. И это при стоимости путешествия в 10 тысяч долларов.

На материке (в основном на Антарктическом полуострове) работает 53 научных станций из 20 стран мира. 37 станций работает круглый год. 16 – только в летнее время.

На украинской станции «Академик Вернадский» работает 12 учёных.

На российских станциях

«Мирный» работает 32 чел.

«Новолазаревская» - 33 чел.

«Восток» - 12 чел.

«Беллинсгаузен» - 15 чел.

«Прогресс» - 25 чел

Животный мир принадлежит к сухопутному, воздушному и водному ареалам.

В относительно тёплое летнее время в котловинах скал прячутся гвоздичные и злаковые травы, высотой до 1 см. В оазисах распространены ногохвостки, клещи, насекомые без крыльев, черви, разнообразные бактерии. Радуют глаз лишайники и мхи, которые умудряются выжить в пургу, снега и сильнейшие морозы.

Рассказывая об удивительном мире Антарктиды, ученики демонстрируют иллюстрации, фотоснимки.



ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель. Спасибо за интересные сообщения. Как вы убедились, что даже в таких суровых условиях развивается, приспосабливаясь, жизнь.

Ребята. Ваши товарищи прочитали много интересных книг, статей о столь далёком, но интересном и хранящем множество секретов, тайн материке, но, читая, ребята выписали образные названия, крылатые выражения, метафорические определения. Вы их видите на экране. Продолжим нашу работу в научных лабораториях, названия которых вы видите на подставках:

№1. Заоблачный материк.

№2. Двухъярусная страна.

№3 Континент науки и мира

№4. Страна жёсткого солнца.

№5. А жизнь развивается.

Вам нужно, вытянув номерок с цифрой и прочитав на экране фразу, которая соответствует вашей цифре, сесть на рабочее место в лаборатории, название которой наиболее соответствует выбранному выражению, определению…



Фразы.

  1. Ледяная тишина.

  2. Холодильник земли.

  3. Всегда на север.

  4. Заоблачная земля.

  5. Страна Пингвиния.

  6. Континент науки и мира.

  7. Страна жёсткого солнца.

  8. Купол безжизненного пространства.

  9. Ледяной панцирь.

  10. И здесь буяла растительность.

  11. Кладовая минералов.

  12. Материк движущегося льда.

  13. Удивительное за семью морями.

  14. Снежно – ледовая антарктическая пустыня.

  15. Мировая кухня погоды.

  16. Гейзеры – очаги тепла.

  17. Природная лаборатория.

  18. Сюда возвращаются вновь и вновь.

  19. Материк загадок, белое пятно на карте.

  20. Всё, что во льду будет в океане.

  21. Материк Южного океана.

  22. Влажные холодные луга субантарктического пояса.

  23. Законсервированная вода.



Учитель. Ребята, вы определились в выборе лабораторий. Сейчас вам нужно написать мини сочинение, желательно употребить те фразы, которые есть у вас. Вы можете выбрать отрывок описания из книг, которые вы видите на стенде. (Работа в бригадах).



После выполненной письменной работы, ученики зачитывают свои сочинения.



НАПРИМЕР. Лаборатория №1. Заоблачный материк.



В бригаду вошли ученики, которые выбрали фразы:

№4 заоблачная земля.

№8. Купол безжизненного пространства…

Письменный ответ.

На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в ледяной панцирь.

Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося, переливами драгоценных камней, льда. Время от времени глыбы льда отламываются и в виде айсбергов уходят в свой последний путь – Мировой океан.

Он спит в переливах ледяных огней под Луной и ярким Солнцем, и его горизонты окрашены розовым, голубым и зелёным тонами. Это Антарктида – заоблачный материк, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещённая сторона Луны.

(По страницам изданий)



Лаборатория №2. Двухъярусная страна.

Бригада состояла из ребят, в которых были фразы:

№9. Ледяной панцирь.

№12. Материк движущегося льда.

№20. Всё, что во льду будет в океане….

Отрывок из мини сочинения.

Ледяной панцирь движется от центра к окраинам материка. На пути его стоят горы, которые свободными ото льда и снега вершинами, зловеще устремились к небесам. Скорость движения ледяного панциря достигает 100 – 130 м. в год. Снежинка, упавшая в центре материка, покинет его только через 200 тысяч лет. За этот период полностью обновляется ледяной покров шестого континента.

Восточная Антарктида представляет собой сушу, опустившейся под тяжестью льда метров на 600 – 800 метров. Если лёд растает, то материк поднимется почти на 1 км., а уровень Мирового океана повысится на 50 – 60 метров, что грозит человечеству массами катастроф.



Учитель. Спасибо за содержательные письменные работы. А теперь время вернутся к эпиграфу урока. Подумайте. Нужно ли изучать Антарктиду и Антарктику?

Ответы учеников:

- Антарктида – это часть нашей планеты. Много хранит тайн, что и тянет к ней исследователей. С ней связаны не только радости открытий, но и горечи потерь, особенно – жизни людей.

- Воздушные массы, которые формируются над Антарктидой, оказывают огромное влияние на климат всей планеты.

- Законсервированная пресная вода, хранит не только множество тысячелетних тайн, но её можно транспортировать в маловодные, засушливые районы Земли.

- Наблюдения ведутся и за озоновой дырой, которая таит в себе губительную силу для всего живого на планете.

- Учёные изучают толщи льда, подлёдный рельеф, природные ресурсы…



Учитель. При подготовке к уроку вами собрано много материала об Антарктиде. Мы предлагаем систематизировать собранное и создать проект. Слово ученице.



Название проекта. Холодильник Земли.

Аннотация. Проект будут выполнять ученики 7 – 8 классов под руководством учителя географии Иванова М. М. Данный проект будет использоваться на уроках по разным предметам. Так как у всех большой интерес к этому географическому объекту.

Учащимся будут предложены темы, по содержанию которых будет подобран не только интересный теоретический материал, который должен соответствовать принципу научности, но нам хотелось , чтобы высказали своё отношение к шестому континенту и к тем работам, которые там проводятся, подобрали разнообразный иллюстративный материал, составили схемы, таблицы, нарисовали пейзажи.

ВВЕДЕНИЕ. Иванов М. М., стаж работы 30 лет. Учитель высшей категории, учитель – методист, отличник образования Украины. За время работы был собран материал, который войдёт в проект и даст возможность учащимся всесторонне осветить изучаемый материал, используя источники географических знаний, Интернет.

Постановка проблемы. Решение создать проект об Антарктиде вызвано большим интересом к этой части света и закрепить умения и навыки при подборе материала на сайтах Интернета, обобщение собранного материала в единое целое, которым будут пользоваться многие ученики для углубления своих знаний.



Цели и задачи. Осуществить заочное путешествие к Антарктиде, используя разные источники географических знаний. Научиться поэтапному отображению материала в ходе работы над проектом.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Методы.

Изучение научно – популярной литературы.

Сбор информации в Интернете.

Составить схемы, таблицы по изучаемым вопросам.

Тезисное оформление собранного материала по пунктам схемы-плана проекта.

Ознакомление творческой группы с подборками и отбор материала для внесения его в проект.

Составление плана – схемы изучаемых вопросов.

Защита мини проектов.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОЕКТА.

ТИП. Оргдеятельностный.

МОДУЛЬ. Установочно-познавательный.

АКТУАЛИЗАЦИЯ. Это я знаю, но хочу знать больше.

МОТИВАЦИЯ. Самостоятельно изучишь – лучше запомнишь.

КОМПЕТЕНТНОСТИ. Саморазвитие, самообразование, коммуникативность…

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА. Ознакомление с заданиями, подбор информации, защита мини проектов…

ОЦЕНКА ПРОЕКТА И ОТЧЁТНОСТЬ. Все работы будут проверяться и устраняться недочёты по рекомендациям источников, которые помогут более широко осветить вопрос. Выполненные задания мы обсудим и утверждаться на заседаниях творческой группы.



ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ НАД МИНИ ПРОЕКТАМИ.

- После защиты проектов, составим кейс, куда будет внесён весь собранный материал. Ученики будут защищать свои работы перед учениками 7 – 9 классов.

- По вопросам качества усвоения материала все участники конференции примут участие в тестировании по содержанию прослушанных сообщений.

- Участники творческой группы заполнят схему, в которой сравнят Два географических объектов: АРКТИКА, АНТАРКТИКА.



ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ И ответственные за изучение отдельных параметров.

Физико-географическое положение, размеры, очертания, крупные элементы береговой линии. Отв. Ученик 1.

Анализ профиля внутреннего строения материка. Отв. Ученик 2.

Ледяной покров и его современные исследования. Отв. Ученик 3.

Из истории открытия, изучения Антарктиды. Отв. Ученик 4.

Биогеографическое районирование (арены). Отв. Ученик 5.

Международный договор об Антарктиде. Отв. Ученик 6.

Интересное об Антарктиде. Отв. Ученик 7.

Украинская арктическая станция. Отв. Ученик 8.

Климат континента. Отв. Ученик 9.



Ответ. Субантарктический пояс – географический пояс, охватывающий части Тихого, Атлантического, Индийского, приблизительно между 58 градусов – 60 градусов и 65 градусов – 67 градусов южной широты. Холодный климат (средняя температура воздуха зимой от -5 градусов до -15 градусов, летом -0 -2 градуса, с сильными ветрами, туманами. Осадков выпадает 500 мм в год. Зимой вся акватория пояса занята сплочёнными плавучими льдами. Воды изобилуют планктоном. Это район рыбного и китобойного промыслов. Сейчас охота на китов запрещена. Ландшафты островов близки к ландшафтам зоны океанических лугов. Характерен прохладный океанический климат с интенсивной циклонической деятельностью и обильными осадками, значительно превышающие испаряемость, малые амплитуды низких, но положительных температур (0 - + 12 градусов). Преобладают злаковоразнотравные луга на дерново-глеевых почвах. Животный мир суши беден (мелкие грызуны).

Антарктический воздух – воздушная масса, формирующаяся над Антарктидой. Обладает весьма низкими температурами зимой и летом, и малым влагосодержанием. Над океаном температура и влажность повышается; он трансформируется из континентального в морской.

Антарктический климат – климат Антарктиды и окружающих вод океана. Температуры очень низкие в Восточной Антарктиде. Зимой средние температуры -60 0 С, - 70 0 С, абсолютный минимум почти – 90 0 С; летом – 25 0 С, - 36 0 С), малыми сумами осадков, слабыми ветрами в глубине материка и сильными стоковыми ветрами на периферии, и в прибрежных полосах.

- Антарктический пояс – самый южный географический пояс Земли, включающий материк и близ лежащие острова. Климат суров с очень низкими значениями радиационного баланса, отрицательными средними температурами даже летних месяцев. Биологические и химические процессы развиты крайне слабо. Здесь господствуют материковые льды (85. 5 % площади современных ледников Земли). На обнажённых ото льда участках наземная растительность состоит из мхов и лишайников и не образуют сомкнутого покрова.

Антарктический фронт – фронт между антарктическим воздухом и морским воздухом умеренных широт; проходит над океаном вокруг Антарктиды в виде нескольких отдельных ветвей, постоянно меняющих своё положение.



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Дорогие ребята, спасибо вам за активную, плодотворную работу. Я думаю, что после сегодняшнего занятия вы по-другому посмотрите на Антарктиду, хоть и за три девять земель, но такой интересной.

Люди стремятся попасть сюда, чтобы хоть на короткое время ощутить холодное дыхание континента, его девственную, своеобразную красоту и экзотический животный мир. Преклониться перед грандиозными сооружениями айсбергов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (для тех учеников, кто не занят в работе над проектом).

1группа составляет визитную карточку Антарктиды и рекомендации туристам.

2 группа – используя материалы информационно-практического журнала «ВСЁ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ» март – 2010 г., написать реферат об украинской арктической станции «Академик Вернадский». Можно использовать и данные Интернета.













16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!