АНСАМБЛЬ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ
2 класс
Презентацию подготовила
Преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
Акрополь
- (греч. верхний город ), укрепленная часть греческих городов, располагавшаяся на возвышенности. На акрополе часто находились городские святыни, как например на Афинском Акрополе. Стихийная планировка античного города сложилась к концу 7 в. до н. э. Скала Акрополь , историческое ядро города, стала культовым центром, Агора (к С.-З. от Акрополя), холмы Ареопаг и Пникс (к З. от Акрополя) — центрами общественной и политической жизни. На Акрополе и близ него расположено большинство памятников античного искусства.
Холм Пникс известен проведением здесь народных собраний афинских граждан с V века до н.э.
Вид на Агору
Ареопаг известен как место заседаний органа правления в Древних Афинах.
- В эпоху Перикла (444/443 — 429 до н. э.) созданы основные сооружения Акрополя, превратившие разрушенную персами цитадель в один из прекраснейших архитектурных ансамблей мира. В основе ансамбля — свободная планировка, сочетающая элементы симметрии и асимметрии, последовательно разворачивающая перед зрителем ряд архитектурных панорам.
Расцвет главного центра афинской культуры – Акрополя связан с Периклом, который правил в это время в Афинах
Это был высокообразованный человек, общепризнанный вождь афинской демократии
Перикл объединил вокруг себя лучшие умы Эллады: его друзьями были философ Анаксагор, художник Поликлет и скульптор Фидий
Праздник Великих Панафиней
Композиционный замысел ансамбля Акрополя связан с Панафинейскими торжествами и шествием на Акрополь афинян.
В последний день Великих Панафиней, праздновавшихся один раз в 4 года, торжественная процессия из граждан города подносила Афине священное покрывало (пеплос), сотканное руками афинских девушек. Этот дар был знаком воскресения богини Афины.
Праздник сопровождался конными и гимнастическими соревнованиями, состязаниями певцов и музыкантов.
Парфенон, Ионийский фриз целлы (южная сторона- Панафинейская процессия), деталь
Парфенон, Ионийский фриз целлы (западная сторона- подготовка к Панафинейской процессии), реконструкция
Парфенон, Ионийский фриз целлы (восточная сторона- приношение пеплоса Афине), деталь- передача пеплоса жрецу
Парфенон, Ионийский фриз целлы (южная сторона- Панафинейская процессия)
- Общее руководство застройкой Акрополя при Перикле осуществлял Фидий .
Интересный факт: Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.
Фидий (греч. ок. 490—430 до н. э.) —древнегреческий скульптор и архитектор
Афинский Акрополь в V в. до н.э.
- 1. Пропилеи;
- 2. Храм Ники Аптерос;
- 3. Пинакотека;
- 4. Статуя Афины Промахос;
- 5. Парфенон;
- 6. Эрехтейон;
- 7. театр Одеон;
- 8. театр Диониса.
7.
5.
6.
4.
1.
3.
2.
8.
Пропилеи
- Пропилеи (от греч. propylaion — преддверие, вход), пропилон, парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения.
Пропилеи
- Пропилеи характерны для архитектуры Древней Греции (известны уже в эпоху Эгейской культуры ), сооружались при главном входе на акрополь или на священный участок (теменос). Выдающимся памятником древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики являются Пропилеи, оформляющие вход на акрополь в Афинах (437—432 до н. э., архитектор Мнесикл ).
Пропилеи
- Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой ; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных.
Пинакотека
- "Налево от Пропилей, сообщает автор "Описания Эллады" Павсаний, - находится здание с картинами; на тех, которым время не судило ещё стать неузнаваемыми, изображены Диомед и Одиссей; последний на Лемносе похищает лук Филоктета, а первый уносит из Илиона изображение Афины. Тут же изображен Орест,
Храм Ники Аптерос
- справа от Пропилей был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.
Храм Афины-Ники -- 427--421 гг. до н. э., архитектор Калликрат, реконструкция.
Храм Ники Аптерос Реконструкция.
Храм Ники Аптерос. Современное состояние
Статуя Афины Промахос
- Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы).
Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине.
Фидий. Афина Промахос
- Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны — на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян
Парфенон
- Парфенон (греч. Parthenón, от parthénos — дева), храм богини Афины Парфенос в Афинах. Величайший памятник древнегреческого искусства. Построен на Акрополе в 447—438 до н. э. Иктином и Калликратом; скульптурная отделка велась под руководством Фидия, окончена в 432 до н. э.
Парфенон
- Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (30,89 м Х 69,54 м ; число колонн 8 Х 17, их высота 10,43 м ); С запада к наосу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.
Афина Парфенос
- в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась двадцатиметровая хрисоэлефантинная (сделанная из золота и слоновой кости ) статуя Афины Парфенос (Афины Девы), покровительницы города, работы Фидия.
Римская копия «Афины Парфенос». Национальный музей археологии ,Афины.
Современная копия «Афины Парфенос» в Нешвиле, США
Фидий
- Так как Фидий был другом Перикла и пользовался у него большим авторитетом, у него было много личных врагов и завистников. Они уговорили одного из помощников Фидия, Менона, сделать донос на Фидия и обвинить его в воровстве. Над Фидием тяготела зависть к славе его произведений…
- Его обвинили в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено (Фидий прикрепил съемные золотые пластины по совету Перикла, так чтобы их можно было взвесить в любой момент).
- Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде.
Предполагаемый автопортрет Фидия в виде лысого старика ( Дедала ), замахивающегося молотом (атрибутом скульптора) в сцене битвы с амазонками на щите « Афины Парфенос »
Парфенон. Фриз.
- Фриз фасада был украшен метопами с изображениями кентавромахии, амазономахии и гигантомахии.
Парфенон. Фронтоны.
Восточный фронтон Парфенона (Рождение Афины), деталь - кони Гелиоса, Дионис, Деметра и Кора, Артемида
Реконструкция восточного фронтона Парфенона по рисунку К. Шверцека. рождение Афины.
Реконструкция западного фронтона Парфенона по рисунку К. Шверцека. спор Афины и Посейдона за Аттику.
- Фронтоны — скульптурными композициями (тема восточного фронтона — миф о рождении Афины, западного — спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой),
Парфенон.
Л. Альма-Тадема,1868 г.«Фидий показывает друзьям фриз Парфенона»
- а вокруг целлы шёл зофор, изображающий шествие во время праздника Панафиней .
Парфенон.
Дорический ордер и его элементы - фрагмент Парфенона
- Парфенон отличался исключительной соразмерностью частей, синтезом дорического и ионического ордеров, ясной величественностью и глубокой человечностью архитектурных и скульптурных образов.
Парфенон.
- Парфенон подвергся разрушению в 1687 при осаде Акрополя венецианцами во время войны с турками. В 1801—03 большая часть скульптуры Парфенона была вывезена в Великобританию и в 1816 помещена в Британский музей в Лондоне.
Реставрация Парфенона
Эрехтейон
- Эрехтейон, Эрехфейон (Eréchtheion), храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах, выдающийся памятник древнегреческой архитектуры. Построен между 421—406 до н. э. Благодаря изяществу и изысканности композиции и отдельных деталей, скромный по размерам, Эрехтейон (площадь без портиков 11,6 м х 23,5 м ) играет важную роль в ансамбле Акрополя, контрастируя с более простым и строгим Парфеноном.
Эрехтейон
- Одним из священных храмов Акрополя считается Эрехтейон, построенный неизвестным зодчим на месте мифического спора Афины и Посейдона за господство над Аттикой. Этот храм знаменит своим портиком кариатид . Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако, позднее это название перешло на весь храм.
Эрехтейон. Реконструкция. План.
Театр Диониса
- Греки любили всенародные праздники (их было 9), театральные драматические и комические представления для чего по Южному склону Акрополя был построен театр Диониса (6 в. до н.э.), вмещавший 30 тыс. зрителей и
Театр Диониса в Афинах в римское время. Реконструкция
Театр Диониса. Современное состояние.
Одеон Перикла
- одеон (зал песен, концертный зал) Перикла (5 в. до н.э.) – крытый театр для музыкальных представлений.
Одеон - доисторические времена
Одеон в наше время
Вопросы для повторения
- Что такое Акрополь?
- Когда и где был построен Афинский Акрополь?
- Кто руководил постройкой?
- Что такое Пропилеи?
верхний город
в V в. до н.э. в Афинах
Фидий
преддверие
Источники:
- Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.40–41;
- Краснов Н.В. Беседы по искусству в средней школе. – М.: Искусство, 1970,
- Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон. – М.: СЭ, 1962, С.553–555,
- Словарь античности. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989, БСЭ.
- http ://prosdo.ru/ouazob/ План%20Акрополя.%20Реконструкция.%20Акрополь%20в%20Афинах.%20План%20Пропилеи b/main.html
- https://wiki-turizm.ru/greece/147-dostoprimechatelnosti-afin
- http://smireports.ru/2016/01/17/afinskiy-akropol/
- http://tourdream.net/archives/19236
- http://kannelura.info/? p=1758