СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анкета для детей и подростков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анкета для детей и подростков. Помощь в работе классного руководителя

Просмотр содержимого документа
«Анкета для детей и подростков»

Анкета для подростков и молодежи

 

Ниже приводятся некоторые утверждения, которые обычно высказывают молодые люди по поводу курения. Внимательно прочитайте их. Не спешите с ответами, будьте искренними. Помните, что в анкете нет «правильных» или «неправильных» ответов. Вы отмечаете свое мнение.

                Обведите кружочком цифру, обозначающую степень Вашего согласия с каждым из утверждений.

п\п

 

 

Утверждения

Полностью согласен

Скорее согласен

Затрудняюсь ответи

ть

Скорее не согласен

Полностью не согласен

1.

Не курить – это «круто»

1

2

3

4

5

2.

* курение успокаивает нервы

1

2

3

4

5

3.

Курение делает людей менее активными и менее энергичными

1

2

3

4

5

4.

Курение – это напрасная трата денег

1

2

3

4

5

5.

Курение – это слишком дорогая привычка

1

2

3

4

5

6.

* Курение способствует похудению

1

2

3

4

5

7.

* Курение – это интересное времяпрепровождение

1

2

3

4

5

8.

Курение – это опасно для здоровья

1

2

3

4

5

9.

* В курении есть особый шик

1

2

3

4

5

10.

Курение – это напрасная трата времени

1

2

3

4

5

11.

* Курение – это круто

1

2

3

4

5

12.

* курение делает подростков более интересными

1

2

3

4

5

13.

У курильщиков зубы становятся желтыми

1

2

3

4

5

14.

*Курение дает возможность собраться с мыслями

1

2

3

4

5

15.

*Курение – это  приятные ощущения

1

2

3

4

5

16.

От курильщиков плохо пахнет

1

2

3

4

5

17.

Курение – это для неудачников

1

2

3

4

5

18.

* Курение позволяет людям  чувствовать себя более комфортно среди других людей

1

2

3

4

5

19.

* Курение повышает собственную значимость в глазах других

1

2

3

4

5

20.

Курение ухудшает показатели в спорте

1

2

3

4

5

21.

Курить  – это глупо

1

2

3

4

5

22.

*Курение позволяет скоротать время ожидания

1

2

3

4

5

23.

*Курение повышает авторитет среди товарищей

1

2

3

4

5

24.

Курение ухудшает внимание и память

1

2

3

4

5

25.

Курить – это неинтересно

1

2

3

4

5

26.

Курение препятствует достижениям в жизни

1

2

3

4

5

27.

* Курение – это символ преуспевания в делах и жизни

1

2

3

4

5

28.

* Курить – это модно и современно

1

2

3

4

5

29.

* Мне нравится реклама курения

1

2

3

4

5

30.

Курить – это не для меня

1

2

3

4

5

31.

Если родители не курят, то и нечего начинать

1

2

3

4

5

32.

Мне нравятся рекламные ролики и щиты против курения

1

2

3

4

5

33.

*Курят многие люди и с их здоровьем ничего не происходит

1

2

3

4

5

34.

* Если родители курят, то и мне можно начать курить

1

2

3

4

5

35.

* Я уже взрослый и могу попробовать курить

1

2

3

4

5

36.

От табака становишься зависимым и несвободным

1

2

3

4

5

37.

* Я бы значительно возвысился  в глазах сверстников, если бы начал курить

1

2

3

4

5

38.

Лучше никогда не пробовать курить

1

2

3

4

5

39.

* Я не стану по-настоящему взрослым, если не отведаю вкус табака

1

2

3

4

5

40.

Я выглядел (а) бы довольно смешным(ой), если бы закурил (а) только ради того, чтобы произвести впечатление на сверстников (сверстниц)

1

2

3

4

5

Подсчет результатов: утверждения со * подсчитываются в обратном порядке – цифра 1 означает 5 баллов, цифра 2 – 4 балла и т.д. Все результаты суммируются.

Результат до 90 баллов – нет предрасположенности к курению, сам процесс курения не одобряется.

От 91 – 120 баллов – нейтральное отношение к курению, возможно приобщение к нему при случае.

 От 121 и выше – положительное отношение к курению, возможно, подросток уже приобщился к нему.





МАТРИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ

СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ КАК ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯ

п\п

показатели семьи

баллы

1.

Состав семьи

 

 

мать, отец, дедушка, бабушка

5

 

только мать и отец

4

 

мать и отчим, отец и мачеха

3

 

одна мать, один отец

2

 

нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2.

Санитарно-жилищные условия семьи

 

 

благоустроенная отдельная квартира

5

 

квартира с родителями супруга(и)

4

 

более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

3

 

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

 

комната в общежитии, в бараке без удобств

1

3.

доход семьи

 

 

могут практически ни в чем себе не отказывать

5

 

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

4

 

на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

 

живут от зарплаты до зарплаты

2

 

денег до зарплаты не хватает

1

4.

Педагогический стиль семьи

 

 

постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

 

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

 

первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

 

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

 

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

5.

Уровень социального здоровья семьи

 

 

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

 

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

 

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

3

 

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов

2

 

стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

6.

Ценность детей в семье

 

 

дети – главная ценность в семье

5

 

дети – равнозначимая ценность наряду с супружеством

4

 

дети дополняют супружеские отношения

3

 

дети – элемент социального статуса: «как у всех»

2

 

дети – обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства

1

7.

Отношения семьи со школой

 

 

высокая включенность в жизни школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка

5

 

обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

 

интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери

3

 

критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний

2

 

отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам)

1

 

 

Инструкция по определению обобщенного показателя уровня

социального благополучия семьи как института воспитания:

Общая сумма баллов – 105

При анализе конкретной семьи сумма баллов:

         Ниже 21 характеризует семью группы повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

         От 22 до 30 характеризует семью в пределах допустимой нормы;

         Более 31 балла характеризует благополучные семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).







































Беседа по профилактике наркомании для учащихся 9 – 11 классов.

Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ (ПАВ). Задачи: выяснить уровень информированности подростков по роблеме; дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления психоактивных веществ (ПАВ), возможных стратегиях поведения. Оборудование: листы форматом А4 и маркеры; доска и мел.

Ход занятия.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, на котором мы с вами поговорим о злободневной проблеме - проблеме наркомании. В конце нашего занятия каждый из вас, в том числе и я, сделает для себя определенные выводы в отношении ПАВ. Сейчас я на доске нарисую человека. давайте сразу определимся, кто это у нас будет – девушка или юноша? Как мы назовем нашего подростка (желательно назвать именем, которого нет в классе)? Сколько будет лет нашему подростку? Ребята, а сейчас давайте попробуем составить собирательный образ нашего подростка, наделив его положительными и отрицательными качествами характера. (Ребята называют положительные и отрицательные качества собирательного образа подростка). А теперь немного отвлечемся от нашего подростка и проведем мозговой штурм. Скажите, пожалуйста, зачем подростки начинают употреблять наркотики? Зачем им это надо? В помощь ведущему. Причины употребления наркотиков: Из любопытства Солидарность, чтобы не быть «белой вороной» Назло Не хватает понимания близких Неблагополучная семья Желание соответствовать определенному образу жизни Желание, чтобы тебя считали взрослым Желание ослабить самоконтроль Желание расслабиться Для кайфа Для смелости Снять боль и т.д. Ведущий: Скажите, ребята, как вы думаете, причины, по которым подростки начинают употреблять наркотики, являются внешними или внутренними (психологическими)? В помощь ведущему. Ведущий должен сделать акцент на том, что причины, по которым подростки начинают употреблять наркотики, являются внутренними, т.е. психологическими. Ведущий. Ребята, что можно сделать, чтобы решать теже самые проблемы и достичь этих же состояний, не употребляя ПАВ?

(Ребята называют: Попеть Встретиться с друзьями Послушать музыку Поиграть на компьютере Сходить в бассейн Сходить на дискотеку Посмотреть интересный фильм Почитать увлекательную книгу и т.д. ) Ведущий. То есть у каждого из вас есть свои способы получения радости. Сейчас я нарисую график человеческого эмоционального состояния, где по оси У будут эмоции, а по оси Х – время. В нормальном состоянии у всех нас настроение то повышается, то понижается и т.д. Мы все живем, подвергаясь этим колебаниям. Ни один человек, даже самый известный, не живет все время в радости, все время в удовольствии, и у него после подъема всегда спад. И нет таких людей, которые постоянно находятся в состоянии депрессии, у них после спада настроения всегда подъем. Когда у вас подъем настроения, то обычно жизнь вам кажется прекрасной, у вас нет проблем, и вы не совершаете плохих поступков. Как только настроение падает, вам начинает казаться, что вам досталась самая плохая школа, самые плохие родители. И вот в этот момент очень важно, кто находится рядом с человеком. Если он слышит слова поддержки: все будет хорошо, после черной полосы будет белая и т.д., то ему значительно легче выйти из состояния спада настроения, в обратном случае велик риск попадания в компании, употребляющие ПАВ. Наркотическая зависимость – это процесс, содержащий 4 этапа, и как любой процесс имеет начало и конец. Сейчас я нарисую на доске мячик, который катится вниз.

1 этап пробы. Первые пробы. На первом этапе происходит знакомство с наркотиками, этот этап, поэтому и называется «первые пробы». Для этого этапа характерны: Естественное любопытство, желание «просто попробовать» Активный поиск новых видов «кайфа» Неумение сказать «нет» Трудности с пониманием собственных границ Попадание под влияние различных мифов о наркотиках Страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком» Неосознанное желание убежать от сложностей жизни Наплевательское отношение к себе и своей жизни Желание сделать свою жизнь интересной и наполненной Незнание того, как на самом деле действуют наркотики на психику и организм человека. Есть 2 пути после первых проб: 1. полностью прекратить употребление. 2. продолжить употребление, что неминуемо ведет к переходу на следующий этап развития зависимости от наркотиков.

2 этап. Употреблять наркотики нравится. На второй этап попадают обычно те люди, которым это состояние понравилось. И мячик покатился вниз. Для этого этапа характерно: осознанное желание получать «кайф» при помощи наркотиков

поиск разумных оправданий употребления поиск «подходящей»компании наркотики становятся необходимым атрибутом веселья и отдыха наркотики начинают использоваться как: - средство против комплексов - лекарство от стресса - способ общения - спутник сексуальных отношений можно заметить рост требуемой для получения нужных ощущений дозы формируется особая «тусовка» - свои наркотики, своя музыка, стиль одежды, юмор. Если человек продолжает употреблять наркотики, он переходит с меньших доз на большие, и с менее сильных веществ на более сильные. Когда человек попадает на второй этап зависимости он понимает, что то , что он употреблял наркотики, близкие ему люди не одобряют, но ему это состояние нравится, и поэтому он вынужден оправдывать свое поведение, и вот тогда возникают различные мифы, например: От одного раза зависимости не бывает… Я буду контролировать себя … Я сильный, буду держать себя в руках … Те, кто стали наркоманами – слабые и безвольные … Конопля не наркотик, от нее не бывает зависимости… Когда почувствую, что начинается зависимость, - брошу… Если человек не прекращает употребление, начинается следующая стадия развития зависимости.

3 этап. Возникают проблемы. Мячик катится дальше вниз. Для этого этапа характерны: Проблемы со здоровьем (ломка) Потеря контроля над поведением (травмы, насилие, криминал) Неразборчивость в сексе (венерические заболевания, нежелательная беременность, проблемы в отношениях) Скандалы в семье Проблемы с учебой, неприятности в школе Финансовые трудности (долги, продажа вещей из дома, постоянный поиск денег) Конфликты с друзьями Основной круг общения – те, кто употребляет наркотики Конфликты с законом, приводы в милицию. На этом этапе возникает физическая зависимость. Наркотик уже не приносит желаемого удовольствия, а употребляется для приведения организма в нормальное состояние. Прекратить употребление на этой стадии самостоятельно практически невозможно, необходима помощь специалистов. Продолжение употребления обязательно ведет к переходу на следующий этап развития зависимости.

4 этап. Употребление наркотиков становится целью. На четвертом этапе наш мячик попадает в круговорот, из которого выбраться трудно. Скатиться всегда просто, а вот вернуться назад, как видите, очень сложно. Для этого этапа характерно: Употребление ради употребления Постоянная потребность в наркотиках Использование крайних средств, в поисках дозы

Разрушение нравственных ценностей Апатия и нежелание жить, утрата смысла существования Попытки самоубийства Серьезные проблемы со здоровьем, возникновение хронических заболеваний Разрыв с семьей, друзьями, обществом. На этой стадии, если человек не прекращает употреблять наркотики, он погибает. Статистика говорит о том, что из 100 заболевших наркоманией выздоравливает только 3%, т.е. их 100 заболевших только 3 человека выживает, все остальные просто умирают. Случилось так, что наш подросток по одной из вышеперечисленных причин начинает употреблять наркотики. Как вы думаете, что изменится в его характере? Какое будет его поведение? В помощь ведущему. Внешние признаки употребляющих наркотики. Человек, употребляющий наркотики, - это обычно развязный, болтливый, чрезмерно расслабленный и приставучий, которому без причины очень весело. Он суетлив и неряшлив. Поведение агрессивное, слабо контролирует свое поведение. У него нарушается координация и точность движений, снижаются критическое отношение к поведению и ситуации, инстинкт самосохранения. Наблюдается снижение памяти, внимания и ухудшение зрения. - Какова продолжительность жизни наркомана? В помощь ведущему. В среднем продолжительность жизни наркоманов составляет 10 – 15 лет. - Ребята, как вы думаете, наркомания излечима? В помощь ведущему. Наркомания – это болезнь души. Наркоман не лечится: он перестраивает свою психику, адаптируется к новой жизни без наркотиков. - А теперь вернемся к нашему подростку. Случилось так, что наш подросток в силу своей воли, с помощью специалистов и при поддержке близких справился с проблемой наркотической зависимости. Закончил школу, поступил в вуз. Давайте пофантазируем, в какой вуз он поступил? - Какая у него будет профессия? - Чем он будет увлекаться? - Будет ли у него своя собственная семья? - Будут ли у него дети, сколько? - Будет ли у него свой дом? - А машина будет, какая? - Сделает ли он карьеру? - Куда будет ездить отдыхать? Хорошо! Молодцы! Глядя на эту картинку, я понимаю, что наркотики – это плохо. Вы сделаете свой выбор сами. Спасибо за внимание! Мне было легко с вами работать!





























«Верно ли что мечта – парус жизни?». (диспут для детей и родителей)

Есть великая премудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл. Мечты, если они последовательны и разумны, становятся еще прекраснее, когда они создают реальный мир по своему образу и подобию. Франс. Шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни… Д. И. Писарев.

Цель: приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, помочь родителям и детям ближе понять друг друга по средствам диспута. Участники: команда учащихся старших классов, команда родителей.

План. 1. Психологическая игра на раскрепощение.

2. Обсуждение проблемы по вопросам.

3. Рефлексия.

Ход диспута.

1. Психологическая игра на раскрепощение.

Цель: помочь участникам раскрепоститься для проведения дискуссии, поразмышлять над тем, что хотя все мы разные, но у нас есть много общего. Оборудование: лист бумаги, карандаш. На листе бумаги дети отвечают на два вопроса: 1. Куда вы мечтаете отправиться в путешествие?

2. Какие 3 вещи вы бы взяли с собой в путешествие? Участники, после того как написали, держат перед собой свой лист так, чтобы остальные могли прочитать, что на нем написано. Обсуждение ответов. Анализ игры: 1. Кто-нибудь выбрал то же, что и ты? 2. Чьи записи вас удивили? 3. Есть на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас? 4. Могут ли быть у совершенно разных людей одни и те же мечты? 2. Обсуждение проблемы по вопросам.

1. Мечта, фантазия, творческое дерзание – равнозначны ли эти понятия? Можно ли жить без мечты? 2. Согласны ли вы с утверждением, что мечта, как и романтика свойственна только юным? 3. Влияет ли возраст на характер мечты? 4. Одни утверждают, что мечта мешает учебе, спорту, достижению жизненной цели. Другие наоборот, считают, что мечта помогает человеку во всем. А ваше мнение? Не уводит ли мечта в сторону от жизни? Не расслабляет ли она человека? 5. Что такое «американская мечта», приемлема ли она для нашего общества? Могут ли материальные блага быть мечтой? 6. Знаете ли вы примеры мечты, которая сбывалась, и если можно расскажите? 7. Произведение «Алые паруса» и «Русалочка», что общего в этих произведениях и в чем различие. Можно ли сказать, что мечта погубила Русалочку? 8. Нужно ли бороться за свою мечту? 9. Является ли мечта парусом жизни? 3. Рефлексия. 1. Что нового я сегодня узнал? 2. Чем мне помог сегодняшний разговор? 3. Что мне понравилось, а что нет?









Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Известный социолог И.С. Конт уточняет определение девиантного поведения. Рассматривая его как систему поступков. Отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Девиантное поведение приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во- вторых , это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Социальные отклонения в девиантном поведении: Корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.); Агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбления, хулиганство, побои, убийства, изнасилования); Социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклоняться от гражданских обязанностей, нежелании решать личностные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид). Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью. Может проявлять в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных, нравственных ориентаций и представлений. Под отклонением в поведении детей и подростков понимают такие особенности и из проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих

поступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют потенциальную угрозу субьекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом. Отдельные поступки значимы не только сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности за ними скрываются. Следовательно, предавая поступкам, поведению ребенка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка, подростка. Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). Важно помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике подростка. Поэтому, необходимо учитывать условия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст подростка и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия. Проявления отклонения в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления и реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще. Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Формы проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают. Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к формированию того или иного типа поведения: Активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней;

Деструктивно-компенсаторное, когда перестройка деятельности группы и своего поведения сопровождается и закрепляется крупной уступкой ее требованиям; Компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, никотином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекарственными веществами.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин: Социально-педагогической запущенностью, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; Глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д. Отклонениями в состоянии психологического и физического состояния здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами психоневралогического и физиологического свойства. Отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов. Безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные.

Можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации: Дезадаптивное поведение: Аффективное Депривированное

Аутичное Суицидальное В основе: нарушение психического и личностного развития, психическая депривация, психологический дискомфорт. Асоциальное поведение: Агрессивное Делинквентное (противоправное) Криминогенное (преступное) В основе: нарушение социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения, социальная





















































Выступление на классных часах 9 – 11кл. на тему: «Алкоголь и наркотик – родные братья».

О вредных привычках написано много. Под ними принято понимать алкоголизм, курение, наркоманию. Этот ряд можно продолжить, но я считаю, что все присутствующие здесь должны уяснить для себя разницу, существующую между понятиями ПРИВЫЧКА и ЗАВИСИМОСТЬ. Привычки есть у всех. У разных людей они разные. А что понимается под этим словом? Это стереотип поведения человека, обыкновение вести для себя определенным образом. Это безопасное поведение, на которое «дает добро» наше человеческое подсознание. Привычки того или иного человека не могут быть вредными или полезными, они становятся таковыми лишь в субьективной оценке их со стороны. Например, кто-то имеет привычку читать во время еды. Хорошо это или плохо? Однозначного окружающих. ответа здесь нет. Все зависит от того, насколько неудобен этот стереотип поведения для Еще один важный момент. Ни одна из привычек не ведет человека к личностному разрушению. В этом ее главное отличие от какой бы то ни было зависимости. И если привычки вносят в нашу жизнь спокойствие и стабильность, то зависимость (за исключением никотиновой) напротив, способствует дестабилизации и социальной дезадаптации человека. Поэтому называть алкоголизм и наркоманию вредными привычками, значит – просто недооценивать то пагубное воздействие на человека в биологическом, психологическом и социальном смысле, которое несут в себе эти явления. «Алкоголиками не рождаются, ими становятся»- расхожее бытовое утверждение советских лет. Казалось бы, все верно: недостатки или полное отсутствие воспитательного воздействия в семье, асоциальная среда – это факторы, способствующие появлению и развитию алкогольной зависимости. Но нельзя также отрицать роли наследственного фактора в формировании человека. Современная медицинская наука официально заявляет: алкоголизм передается по наследству. Причем, необязательно по прямой линии, то есть от родителей. Например, если вы имеете троюродного дядюшку-алкоголика, то у вас предрасположенность к алкогольной зависимости. Что касается отношения к алкоголю в нашем обществе, то его можно назвать более терпимым.

Нередко мы встречаем людей, стремящихся найти повод, чтобы выпить спиртное. Искать его долго не надо. Многим наверное, знакомы подобные схемы: «замерз, выпил- согрелся», «устал, - выпил- расслабился», «простудился, заболел, выпил полегчало». В России это считается обычным, традиционным явлением. Но столь ли уж оно безобидно? Согласно статистике, потребление алкогольной продукции в последние годы сильно возросло, оно значительно омолодилось, перейдя в подростковую и даже детскую среду. Так, если в 1984 году, по данным Госкомстата СССР, на душу населения (взрослого и детского) приходилось 10,7 литров потребляемого алкоголя в год, то в 2004 году этот показатель составил более 15 литров. При этом, по данным специальных исследований, «возможно, что в 2000 году «левой» была почти каждая вторая проданная бутылка водки, но почти наверняка одна из трех». Следовательно, потребление алкоголя на душу населения выросло за это время в полтора раза. Алкоголь в разумных дозах (не более 50 мл из расчета 95% спирта в сутки) является нормальным пищевым продуктом и, как уже упоминалось выше, своеобразным историческим атрибутом нашей жизни. Он сопровождает и веселые, и грустные события. Культура питья алкоголя – часть общей культуры человечества. Однако, далеко не всеми людьми она усвоена. К тому же, за последние 15 лет (постсоветский период) условия жизни многих людей сильно изменились. Нет стабильности, характерной для советских времен. Жизнь стала более интенсивной; и насыщена она не только позитивными явлениями, но и многочисленными стрессовыми ситуациями. Поэтому, алкоголь сегодня – это одно из средств снятия стресса. Особенно это характерно для людей с ограниченными интересами, досуг которых не отличается разнообразием. На первых этапах это выглядит как ритуал, а затем он постепенно переходит в зависимость от «бутылки». При большом разнообразии проявлений алкоголизм имеет общий «сценарий»: вначале спиртное употребляется для получения удовольствия, расслабления, ухода от проблем, затем постепенно приобретается новая проблема: тяга к спиртному, невозможность существования без регулярного его приема, так как зависимость – это отсутствие возможности управлять своей жизнью. «Хочу – пью и не хочу – пью, не могу не пить, это сильнее меня». Первые признаки алкоголизма неравнодушное отношение к вино – водочному отделу при посещении гастронома, поиск повода для выпивки. Кстати сказать, такой повод, как «для сугреву» или «для аппетита» с медицинской точки зрения совсем не оправдан и даже вреден. При приеме спиртного сосуды действительно расширяются, но при этом страдает тепловой обмен, что может привести к избыточной потере тепла, то есть, переохлаждению. Принятие алкоголя на пустой желудок, в самом деле, повышает аппетит, увеличивая секрецию желудочного сока. Однако, организм может не справиться с переработкой и усвоением обильной пищи. От этого при частом употреблении алкоголя страдают все органы пищеварения (желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник). Помимо этого, для алкоголиков вполне реальна перспектива психической деградации: сужение круга интересов, ухудшение памяти, потеря

профессиональных навыков. Другими словами, человек постепенно глупеет в буквальном смысле этого слова. Физическое расстройство организма алкоголика сопровождается социальной дезадаптацией. Потеря работы, семьи и, в конечном итоге, человеческого облика это закономерный итог близкого общения с «зеленым змием». Хорошо, если человек, попавший в зависимость от алкоголя, понимает, что он реально болен. Чаще всего, к сожалению, это не так. Потому что даже при угрызениях совести алкоголик думает не о том, как бросить пить, а о том, как продолжать пить, не имея при этом проблем. Разговорами, советами, убеждениями и даже угрозами помочь алкоголику невозможно. Здесь требуется квалифицированная помощь специалистов разного профиля: наркологов, психологов, психотерапевтов. Но и этого недостаточно для достижения позитивного результата. Главное зависит от самого больного: насколько он сам готов сделать выбор в пользу здорового образа жизни. НАРКОМАНИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО Хочется начать с истории, из рассказа врача, о наркотической зависимости молодого человека. «Ему всего 16 лет, но он смотри на меня, как уставший от этой жизни старик, в его больших глазах с чудными длинными ресницами нет будущего: -Доктор, - говорит он, - о чем думают все эти люди? Я хожу по улицам, вижу их улыбки, слышу их смех. Я не могу понять, о чем они думают. Это единственное, что я хочу знать. Только это. В его жизни не осталось ничего, кроме героина. С чего все начиналось? Ему едва исполнилось 13 лет, он ходил в школу и спортивную секцию, но жизнь казалась пустой, ей не хватало блеска, в ней не было «драйва». Стеснительный с детства, подавленный своей матерью, ненужный ей, решающей личные проблемы, он нуждался в освобождении, хотел жить. Но жизнь пропадала за извечной суетой и будничностью. Тогда-то и предложили, тогда-то и попробовал. - Но ты ведь знал, что это опасность? Ты же понимал, что возникнет зависимость? – говорю я. - Зависимость …- тянет он. Становилось легче, я становился веселым. Зависимость … После первой дозы я почувствовал себя свободным, настоящим, живым. Потом еще раз, смотрю: нет, зависимости, не тянет, я все контролирую. И еще раз – нет зависимости. Четвертый, пятый ... А оказывается, что это и есть зависимость. Его физиологическое развитие приостановилось. Несмотря на свои 16 лет он выглядит едва ли на 14. Только глядя в глаза, понимаешь, что ему не 16, ему 61, ему 80, 90, 100 лет! Он хочет бросить, потому что жить так, как сейчас от дозы до дозы невозможно, невыносимо. Боль пронизывает все тело, мысли крутятся вокруг одной темы, хочется кричать, резерв сил весь исчерпан». Случайно ли обращение этого юного человека, у которого вся жизнь впереди, к наркотикам? Отнюдь нет. Это вполне закономерно, так как указывает на

многочисленные психологические проблемы (возможно, даже при внешнем благополучии). Вероятно, у многих возникли следующие вопросы: почему появляется наркозависимость и как она развивается? Согласно данным медицинской статистики. Подавляющее большинство наркоманов получает первую дозу в подростковом или раннем юношеском возрасте, когда очень хочется, чтобы окружающие признали тебя взрослым. А что такое взрослый человек в представлении подростка? Это человек независимый, который может вести себя как хочет. Его никто не контролирует, и он «вкусил прелести жизни», включая и те, которые мы называем запретными плодами. Поэтому вполне оправдана при первом соприкосновении с наркотиками такая мотивация: « захотел попробовать, что это такое», «не хотел быть в компании сверстников «белой вороной», «боялся показаться ребятам трусом» и т. п. Употребляя наркотик в первый раз, человек, как правило, получает необыкновенно яркие, ранее не испытанные ощущения. Последующие обращения к этому опьяняющему зелью есть не что иное, как желание повторить чувственные переживания. Но в этом как раз и заключается коварство наркотических препаратов, что возможность вновь получить те же ощущения появляется только при увеличении дозы наркотического вещества. И человек постепенно теряет самостоятельность в управлении своей жизнью, становится рабом зависимости, полностью подчиняясь ей. В развитии наркозависимости выделяют три стадии. Вначале происходит эпизодический, нерегулярный прием наркотиков, когда еще нет определенного ритма наркотизации и возникновения устойчивости к наркотику. Постепенно, (а иногда после первого приема), формируется психологическая зависимость, наркотики употребляются уже регулярно, устойчивость к ним возрастает – это первая (начальная) стадия наркомании. Вторая (развернутая) стадия характеризуется дальнейшим ростом устойчивости к наркотику до максимума, изменяется характер наркотического опьянения, так называемого «кайфа», появляется физическая зависимость. Третья (конечная) стадия: падает устойчивость, исчезает удовольствие от наркотика, развиваются грубые нарушения нервной системы и внутренних органов. Наркотики бывают разными: «легкими» или «тяжелыми»; но их сущность от этого не меняется. Удовольствие, доставляемое наркотиком, заканчивается быстро, а дальше у человека остается только одно желание: хоть как-то уменьшить страдание. Как помочь человеку, попавшему в зависимость от наркотика? Разьяснить нельзя, верить тоже, полагаться на здравый смысл невозможно. Что делать? Родители наркомана впадают в панику, и эта реакция понятна: все усилия, прилагаемые к тому, чтобы вернуть ребенка к прежней нормальной жизни (хотя, нормальной ли?), напрасны. Есть две вещи, которые стоит знать родителям и другим взрослым. Вопервых, наркомания – это не гром среди ясного неба, она есть следствие внутренних проблем подростка. Нельзя отмахиваться от них как от назойливой мухи, полагая, что они решаться сами собой. Необходимо проявлять искренний

интерес к жизни ребенка, так как возможно, он нуждается в поддержке взрослых именно сейчас. Обьясняйте вашему сыну или дочери, что зрелость-это не только независимость, но и готовность быть ответственным за свою жизнь. Поэтому при подозрении о возможном приеме подростком наркотиков лучше всего посоветоваться со специалистами (наркологами, психологами, психотерапевтами), чтобы выстроить адекватную линию поведения и добиться прекращения приема наркотиков. Во-вторых, если гром уже грянул, действовать уже нужно немедленно. Это болезнь, поэтому лечение необходимо начать сразу; и работать со специалистом должен не только сам наркоман, но и его родители. Лечение наркомании проводят в несколько этапов. Первый этап у большинства больных начинается с резкой полной отмены наркотика, снятия интоксикации и избавления от «ломки». На втором этапе назначаются общеукрепляющие препараты для полного восстановления функций внутренних органов и нервной системы, нормализации психического состояния. Третий этап лечения заключается в снятии и предупреждении возможного возврата наркотической зависимости. Мне не хотелось бы запугивать кого бы то ни было, цель моего доклада совершенно иная. Она состоит в том, чтобы подвести вас к осознанному выбору здорового образа жизни. Это очень важно, так как в конечном итоге качество жизни будет зависеть от ваших предпочтений. Что вам больше нравится: быть ярким интересным человеком, реализовавшимся профессионально и личностно; или остаться некоей биологической единицей, потерявшей человеческий облик?

















































Занятие с элементами тренинга для подростков

Конфликт и подросток

Цели и задачи: развивать представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала; показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов. Оборудование: плакаты с определением понятий «Конфликт», «Компромисс». Ход занятия.

Ведущий: Ребята, в повседневной жизни люди часто сталкиваются с ситуацией конфликта, и сейчас вам предлагается разделиться на две группы, и провести «Аукцион идей по теме «Конфликт»». В помощь ведущему. Обобщая высказывания участников, ведущий дает определение: «Конфликтом обычно считают противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их интересов, взглядов, установок, стремлений». Текст определения помещается на доску или в центр круга. Участники обсуждают, возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов; если между родителям и друзьями возникает конфликт, значит ли это, что отношениям или дружбе пришел конец. Необходимо, чтобы подростки поняли: конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей; при кажущейся, на первый взгляд, негативной окраске конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия. Далее подросткам предлагается найти доказательства или опровергнуть утверждение «В споре рождается истина».

Основная часть. Участникам предлагается разделиться на 4 группы. Каждая получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. Конфликтные ситуации: 1. Ты хочешь подольше сегодня погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация. 2. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт. 3. Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты. 4. Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями. Через 5 – 7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Дается определение компромисса, которое так же помещается на доску или в центр круга: «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок». Необходимо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, к ссоре. Издавна для того, чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в более серьезных областях взаимодействия людей создавались различные правила. Ведущий предлагает подумать подросткам, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения), между покупателями и продавцами (правила торговли), между работодателем и работниками (должностные инструкции) и т.д. Ведущий делает акцент на то, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов. Для решения конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют правила. Участникам предлагается ознакомиться с плакатом «Беспроигрышный метод решения споров»: 1. Выясните как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий. 2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта. 3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям. 5. Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели. Плакат помещается рядом с определениями конфликта и компромисса. Заключительная часть. Участникам предлагается привести примеры конфликтов между близкими людьми (родителями и друзьями) и попробовать решить их на основе предложенного беспроигрышного метода решения споров. В помощь ведущему. По завершении обсудите с подростками, что было самым трудным и почему. Обобщая высказывания участников, еще раз подчеркните, что: - разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость; - конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки; - конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса; - преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться (предложить самому) пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности); - часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это – единственный путь разрешения конфликта.









































Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей

Инструкция: на каждый из вопросов дайте ответ «да» или «нет». Над вопросами долго не задумывайтесь.

Вопросы:

1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли Вам включаться в новые для Вас коллективы?

12.Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13.Легко ли Вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18.Часто ли в решении ваших дел Вы принимаете инициативу на себя?

19.Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21.Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23.Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25.Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27.Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30.Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31.Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?

32.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36.Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?

37.Верно ли, что у Вас много друзей?

38.Часто ли Вы оказываетесь в центре своих товарищей?

39.Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ

Коммуникативные склонности:

(+) Да – 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) Нет – 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности:

(+) Да – 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) Нет – 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Обработка результатов:

Подсчитывается число совпадений ответов по ключу, а затем определяется суммарная оценка по каждой шкале. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 10 баллов и указывают на значимость конкретного параметра.





























































Тест «Я и мое здоровье»

Вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Лучше при ответах быть откровенным, ведь полученная информация по результатам тестирования, дает возможность поразмышлять над своими привычками и понять, что же нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье в полном порядке на долгие годы.

Думая над ответами, применительно к некоторым утверждениям, мысленно подставляйте слова «как правило». Таким образом, если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете «да», если это случается с вами редко, то нужно отвечать «нет».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы начинает болеть голова.

3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания.

5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.

6. Последнее время несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Обработка результатов : за каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и посчитайте сумму.

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.

3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, особенно если набрали от 7 до 10 баллов. Но вам все же лучше задуматься над своим образом жизни, над теми привычками, которые влияют на ваш организм.

 





«Кто ты?»

Из представленных фигур выбери одну, которая тебе больше понравилась.

Квадрат . Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работ, - вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей жизни. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.

Прямоугольник. Ведущие качества Прямоугольника – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.

Треугольник. Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они честолюбивы и прагматичны.

Круг. Обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль, как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом, стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг . Фигура, символизирующая творчество. Зигзагам нравится комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Он способен многих увлечь своими идеями.























 

Тест «Ты страдаешь от скуки»

Ответь на вопросы «да» или «нет»

1. Ты живешь по заранее заданной схеме?

2. Хочешь, чтобы у тебя было чувство ответственности?

3. Завидуешь ли людям, у которых интересная жизнь?

4. Хочешь, чтобы в жизни было больше сюрпризов?

5. Можешь полностью предсказать поведение твоего друга?

6. Большинство твоих интересов связано с тем, что показывают по телевизору?

7. Ты, как правило, знаешь, что будешь делать днем?

8. Ты страдаешь от скуки?

9. Хочется ли тебе когда-нибудь кричать?

10. Кажется, что жизнь иногда проходит мимо?

11. Мечтаешь ли ты когда-нибудь о том, чтобы уехать за границу и начать новую жизнь?

12. Для тебя каникулы – лучшее время в году?

13. Считаешь ли, что школьные годы самые счастливые в твоей жизни?

Обработка результатов: каждый ответ «да» приносит 1 балл, каждый ответ «нет» - 0.

От 7 до 13 баллов : несмотря на то, что скука не считается проблемой, она является главной причиной твоего несчастья. Однако не расстраивайся: сбалансировать скуку с разнообразием совсем нетрудно. Начни с поиска хобби, займись чем-нибудь, что хорошо у тебя получается и чем ты можешь гордиться. Будь готов(а) иногда идти на риск. Если ты рисковал(а) и проиграл(а), то пусть тебя удовлетворяет сознание выполненного долга.

От 2 до 6 баллов : хотя скука не является главной проблемой в твоей жизни, но из-за нее тебе знакомы чувства разочарования и гнева. Постарайся изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым.

1 балл: скука играет незначительную роль в твоей жизни, которая, вероятно, у тебя очень интересная и яркая.













 

Тест «Можете ли вы влиять на других?»

(для вожатых) и лидерского актива (старший школьный возраст)

Инструкция: на вопросы отвечайте «да» или «нет»

Вопросы:

1. Выбрали бы вы профессию актера или политика?

2. Раздражают ли вас экстравагантно одевающиеся люди?

3. Позволяете ли вы посторонним разговаривать на тему своих романтических отношений?

4. Быстро ли вы реагируете, если чувствуете себя оскорбленным?

5. Ощущаете ли вы себя неуютно, если ваши знакомые добились больших успехов в жизни, чем вы?

6. Вы бы взялись за очень трудную работу для того, чтобы доказать, что вы можете это сделать?

7. Всегда ли принцип «цель оправдывает средства» верен для вас?

8. Любите ли вы часто бывать в кругу друзей?

9. Есть ли у вас график на весь день?

10.Любите ли вы переставлять мебель в квартире?

11.Нравится ли вам каждый раз пользоваться разными средствами для достижения одной и той же цели?

12.Иронизируете ли вы над человеком, если видите, что он слишком самоуверен?

13.Любите ли вы уличать своих учителей или начальство в том, что у него дутый авторитет?

Обработка результатов: подсчитайте количество баллов за каждый вариант ответа.

1: да – 5, нет – 2

2: да – 0, нет – 5

3: да – 6, нет – 0

4: да – 5, нет – 0

5: да – 5, нет – 6

6: да – 5, нет – 0

7: да – 5, нет – 0

8: да – 0, нет – 5

9: да – 0, нет – 5

10: да – 5, нет – 0

11: да – 5, нет – 0

12: да – 5, нет – 0

13: да – 5, нет – 0

Интерпретация:

Если вы набрали 65-35 баллов : вы обладаете уникальными способностями влиять на других, изменять их, вы можете их чему-то научить, вам легко работать с людьми, советовать им, помогать им обрести душевное равновесие в трудных ситуациях, поддержать их. Но если вы слишком уверены в своих убеждениях, вы можете стать тираном.

Если вы набрали 30 – 0 баллов : к сожалению, вас мало в чем можно убедить. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь других людей должна быть строго расписана, предусмотрена заранее. Иногда вы можете быть преувеличенно нерешительными, что зачастую мешает вам достигать своих целей, оказывать нужное влияние на окружающих людей.















































Тест «Вы – лидер?»

Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в». Будьте честными, насколько можете!

1. Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?

а) встревожитесь;

б) смутитесь;

в) заинтересуетесь.

2. Вы группой разрабатываете сценарий школьного вечера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?

а) ваши хуже;

б) ваши лучше;

в) ваши не хуже, но и необязательно лучше.

3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?

а) вас не слушают;

б) вас слушают, но им «слабо» понять;

в) вас обычно слушают и понимают.

4. Вы затратили на какое-то дело много времени. Но вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?

а) будете обескуражены и все забросите;

б) оставите это дело и перейдете к другому;

в) закончите дело, потому что считаете это нужным.

5. Вам поручили совсем не «лидерское» задание при подготовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?

а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера вы чувствуете себя неудобно;

б) не станете участвовать, если вас не назначат главным;

в) вы не против того, чтобы иной раз быть рядовым участником.

6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?

а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы ни на что не годитесь;

б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;

в) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.

7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то задания, как вы будете вести дело?

а) предоставите большую часть работы другим;

б) все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно;

в) распределите отдельные поручения между всеми в соответствии с интересами и навыками каждого.

8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?

а) неловкость;

б) чувство своего превосходства или неполноценности;

в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.

9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…

а) недовольство собой;

б) гнев;

в) стремление продвинуть дело.

10.Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам этого хотелось бы?

а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было бы, если бы…;

б) обвиняете во всем других;

в) ищете пути для продвижения дела дальше.

Теперь подсчитайте количество ответов «а», «б», «в».

7 или больше «а» означают, что вам, для того, чтобы стать хорошим лидером, надо вырабатывать уверенность в себе.

7 или больше «б» показывают, что вам надо научиться больше доверять другим.

7 или больше «в» говорят о том, что у вас, скорее всего, здравый взгляд на себя и других. Ваше отношение к себе и другим позволяет вам быть хорошим лидером.

Если ваш результат на пригодность к лидерству не такой, как вы рассчитывали, попробуйте разобраться, почему. Когда-нибудь в жизни вам наверняка придется быть лидером. Если вы начнете вырабатывать в себе качества, необходимые лидеру, сейчас – это здорово поможет вам в будущем.













 

ТЕСТ «Умеете ли вы распределять свое время»

Инструкции к тесту: внимательно прочтите каждое утверждение и напишите цифру наиболее соответствующую правильному ответу: 1 – всегда, 2 – чаще всего, 3 – иногда, 4 – редко.

1. Мне хватает времени для себя, чтобы делать то, что доставляет мне удовольствие.

2. Я помню о сроках и планирую работу так, чтобы спокойно все успеть.

3. Я записываю определенные задачи, чтобы не сбиваться с намеченной цели.

4. Я пользуюсь календарем для записи встреч, сроков, дел, которые необходимо выполнить, и для заметок.

5. Я слежу за временем и на работе, и дома.

6. Я планирую свое время на неделю и/или на месяц.

7. Я пишу список ежедневных дел и заглядываю в него несколько раз в течение дня.

8. Я расставляю приоритеты в порядке важности дел и планирую время в соответствии с ними.

9. Я могу выкроить время, когда требуется дополнительно сделать что-то важное или срочное.

10.Я могу сказать «нет», если у меня мало времени.

11.Я стараюсь перекладывать ответственность на других, чтобы оставить больше времени для себя.

12.Я кладу вещи на своем столе и рабочем месте так, чтобы не создавалось беспорядка и неразберихи.

13.Я считаю, что низкоприоритетные дела легко исключить или переставить.

14.Я стараюсь все делать так, чтобы не переделывать.

15. Я стараюсь переставлять приоритеты как только они изменяются.

16.Я считаю, что стараться сделать все самому очень неэффективно.

17.Я считаю, что выявить источники проблем со временем совсем не трудно.

18.Я легко избавляюсь от ненужной бумажной работы.

19.Мои встречи и занятия эффективны и хорошо организованы.

20. Я знаю, на что способен и стараюсь не переоценивать свои силы.

21.Я легко приспосабливаюсь к изменениям моего расписания или рабочей нагрузки.

22.Я знаю, в чем заключаются мои обязанности и меру своей ответственности.

23.Стараюсь планировать наиболее трудную работу на самое производительное время.

24.Я стараюсь получить для принятия решений только необходимую информацию.

25.Я приступаю к новой работе только закончив предыдущую.

Результаты:

25-40 прекрасный распорядитель времени

41-55 хороший распорядитель времени

56-100 плохой распорядитель времени












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!