Тема : «Английские колонии в Северной Америке»
Цели урока :
Образовательные: охарактеризовать характер первых английских поселений в Новой Англии, изучить начальную историю возникновения американского государства, определить социальную структуру общества , рассмотреть причины борьбы за независимость
Развивающие: развивать навыки решения практических задач при работе с текстом учебника, умения анализировать и выделять главное ,формировать навыки самостоятельной работы
Воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм; учить готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.
Оборудование урока: презентация.
Тип урока - урок исследование
Ход урока:
1.Организционный момент
2.Актуализация ранее изученного.
3.Изучение нового материала.
Учитель: Здравствуйте ребята! Посмотрите на слайд, скажите, что вы видите? (карта Америки). Сегодня мы начинаем изучение темы « Английские колонии в Северной Америке».
В 17 веке одной из привлекательных стран для европейцев была Северная Америка.Но чтобы добраться до нее, надо было переплыть огромный Атлантический океан и нужны были веские причины, чтобы отправиться в такое путешествие. Давай те порасуждаем. Кто же мог рискнуть отправиться? ( крестьяне протестанты, преступники, молодежь, способный к труду). Первые колонии в Северной Америке создали в начале XVII века переселенцы из Англии, Голландии, Франции. Первая английская колония в Северной Америке – Виргиния появилась в 1607 году.
Задание № 1. Пользуясь картой найдите 13 первых английских колоний и укажите годы их основания.( 7 слайд)
6 сентября 1620 года из порта Плимут вышел корабль «Мейфлауэр» , курс которого лежал к берегам Северной Америки. На его борту находилось 104 человека, из них 40 мужчин, 20 женщин и дети. Это были переселенцы. В истории за этими переселенцами закрепилось название отцы- пилигримы , так как сами переселенцы говорили, что оставляют Родину, скрепя сердце , но они по их словам зная, что являются пилигримами, не обращали внимания на трудности и, возводя очи к небесам их благословленной Родине, смиряли свои души. День прибытия этого корабля празднуется сейчас в США как День отцов пилигримов.( слайды 8).
Представьте, что вам в руки попало письмо одного из пилигримов. Оно на английском языке и его надо перевести.
Задание № 2. Пользуясь учебником ,выявите причины эмиграции из Англии.( слайд 9)
1.массовое обезземеливание крестьян в Англии в результате огораживания
2.преследование протестантов
3.массовое разорение ремесленников в результате промышленной революции
Задание № 3 Прочитайте текст «Первые колонии и их жители» и заполните схему. ( слайд 10 )
Соседями переселенцев оказались местные индейцы, племена ирокезов и аглонкинов.
Задание №4.Рассмотрите слайды №11-13 . Пользуясь ими и своими знаниями опишите быт и занятия древних индейцев. На каком уровне развития они находились?
У нас нет сейчас возможности познакомиться с культурой индейцев подробно, но вот индейскую музыку того времени мы сейчас послушаем. Как вы думаете какими инструментами индейцы пользовались? ( дудка, барабан, бубен, погремушка).
Учитель: Местные индейцы, помогли выжить переселенцам научили их как и каким образом выращивать сельскохозяйственные культуры ,обеспечивать всем необходимым детей и женщин.( слайды 11-12). В ответ они столкнулись черной неблагодарностью, так как колонисты стали втеснять их со своих территорий и захватывать их земли Эти действия они пытались оправдать своими религиозными соображениями. Они говорили: « Земля …это поместье, дарованное Богом человеку богом. Но большая часть ее заселена и беззаконно узурпирована дикими животными и неразумными существами или грубыми дикарями, которые по причине своего безбожного невежества и богохульственного идолопоклонства хуже самых диких зверей и свирепых животных». (15-16 слайд)
Задание № 5. Рассмотрите слайды №№ 17-18 и ответьте на вопросы: какую политику проводили переселенцы по отношению к индейцам? Какую реакцию эта политика вызвала у индейцев?
Учитель. В колониях Новой Англии широкое распространение получило мелкое фермерское хозяйство. Постепенно росла связанная с ним домашняя промышленность, во второй половине 17 века появились первые мануфактуры. В южных колониях земледельцы закладывали обширные плантации, где выращивали хлопок, табак, рис. Задание № 6 Прочитайте текст «Колониальное общество и хозяйственная жизнь» и запишите из каких групп населения состояло колониальное общество ( слайды 19-21)
(фермеры, предприниматели, наемные работники, негры-рабы, плантаторы)
Задание № 7. Прочитайте текст « Управление колониями» и ответьте на вопросы: Кто управлял колониями? Какая власть была сосредоточена в их руках? Кто назначал губернаторов? Было ли в колониях местное самоуправление? Кому оно принадлежало? Как назывались, кем избирались?. Почему губернаторы вынуждены были считаться с колониальными ассамблеями? Могли ли участвовать в голосовании бедняки?
Задание № 8 Заполните схему «Управление колониями».( слайд № 22)
Учитель: К середине 18 века в колониях начал формироваться единый внутренний рынок, развивались торговые связи Колонисты были выходцами из разных стран, но после почти двухвекового опыта жизни на американской земле у них сложилась одна историческая судьба.
В Северной Америке столкнулись три культуры: индейцев, европейцев и культурв африканских народов. Подумайте, что могло связывать этих людей?
( Территория, язык, религия, быт, развитие торговых связей.) И спустя 1,5 века , в есредине 18 века они стали называть себя американцами.
Идеология американского общества XVII в.
Обязательный труд, молитва
Порицание праздности
Жесткий контроль над поведением всех жителей
Суровое наказание нарушителей, «охота на ведьм»
Учитель. В 17 веке в Англии был издан закон, лишавший колонии права свободной торговли, им разрешалось торговать только с Англией, которая ввозила оттуда сырье – пушнину, хлопок, а в колонии ввозили готовые товары, собирали там налоги и пошлины. Английский парламент ввел в колонии множество запретов: на открытие мануфактур, на производство изделий из железа, выделку тканей, запрещалось ввозить в колонии не только машин, но и их чертежи. В16763 году был издан указ, запрещавший колонистам переселяться на Запад. Все эти меры подрывали принцип свободы предпринимательства. ( слайд № 25).
Учитель: ответить на вопросы: почему Англия боялась усиления своих североамериканских колоний? Как по-вашему, колонисты воспринимали эти запреты?
В 1765 году английский парламент принял закон о гербовом сборе: при покупке любого товара необходимо было платить налог. В 1773 году жители Бостона напали на английские корабли, стоявшие в порту и выбросили за борт тюки облагаемого налогом чая. Это событие получило название «бостонское чаепитие». В ответ британские власти закрыли и блокировали бостонский порт.( слайды № 25-26)
Выводы: (слайд 27)
1.Английские колонии в Новом Свете были созданы протестантами, уезжавшими от религиозных преследований и стремившимся получить религиозную свободу.
2.К середине 18 века в колониях шел процесс формирования североамериканской нации со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами.
3.Национальное самосознание было оскорблено зависимостью от английского короля и парламента. ( слайд № 25)
Закрепление:
1.Тестовые задания ( слайды № 29-30)
2. Решить кроссворд на тему "Английские колонии в Северной Америке"
По горизонтали
4. Название руководящего органа организации
По вертикали
1. Английские протестанты, последователи кальвинизма в Англии
2. Совокупность граждан определенного государства; исторически устоявшаяся политически самостоятельная общность равноправных и полноправных индивидов
3. Город где проходила акция протестa американских колонистов 16 декабря 1773 года
5. Государство по отношению к своим колониям, поселениям за пределами своих границ, эксплуатируемым территориям, зависимым странам. В античные времена назывались города ,имевшие свои поселенческие колонии в чужих, землях
Домашняя работа: прочитать п.11 и подготовить эссе « Б.Франклин -великий наставник «юного капитализма».