Архипова Анастасия Ивановна родилась 8 августа 1955 года в Москве в семье художников — отец и дед были книжными графиками.
Окончила факультет мастерской плаката Московского института имени Сурикова. Во время обучения начала сотрудничество с издательством «Детская литература», где вышли первые книги с ее иллюстрациями — «Тропинка в горы» Гургена Габриэляна, «Дурень Ганс», «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Огниво» и «Стойкий оловянный солдатик» Ханса Кристиана Андерсена, «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф» Ж.-Б.Мольера, «Дон Кихот» М. де Сервантеса, «Страдания юного Вертера» И.-В.Гёте, «Сказки русских писателей».
В 1978 году окончила Московский государственный институт имени В.И.Сурикова (мастерская плаката). Участвовала в выставках и конкурсах плаката, получала премии, печаталась в издательстве «Плакат». Будучи ещё студенткой, начала работать для издательства «Детская литература». С иллюстрациями Архиповой здесь вышли книги: «Тропинка в горы» Гургена Габриэляна, «Дурень Ганс», «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Огниво» и «Стойкий оловянный солдатик» Ханса Кристиана Андерсена, «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Дон Кихот» М. де Сервантеса, «Страдания юного Вертера» И.-В.Гёте, «Сказки русских писателей».
С 1985 года художница сотрудничала с немецким издательством «Schreiber Verlag», которое выпустило оформленные ею «Сказки Андерсена» и «Сказки братьев Гримм». Результат такого сотрудничества оказался весьма удачным, и впоследствии эти книги были изданы во многих других странах: в США, Бразилии, Японии, Корее, Китае и почти во всех странах Европы.
В 2002 году в московском издательстве «Эгмонт Россия» с иллюстрациями Архиповой вышли «Сказки братьев Гримм» и «Сказки Андерсена», так полюбившиеся зарубежным ценителям книжной графики.
В 2003 году по итогам конкурса «Книга года» Анастасия Ивановна стала лауреатом премии «Лучший иллюстратор года» на Международной книжной ярмарке в Москве.
С 2007 года Анастасия Архипова — председатель секции «Книжная графика» Московского союза художников. Она организатор и участник многих выставок художников книги в России и за рубежом.
В 2007-2010 годы входила в состав Исполнительного комитета Международного совета по детской книге (IBBY), участвовала в международных конгрессах, в работе жюри российских конкурсов книжной иллюстрации и Международного конкурса на бьеннале в Братиславе (BIB), инициировала проведение Всероссийского конкурса «Образ книги».
В 2012 году Анастасия Архипова стала членом-корреспондентом Российской академии художеств.
Особенности творческой манеры
Особенности творческой манеры: верность классическим традициям, живописность, изящество рисунка. Иллюстрировала сказки Х.К.Андерсена, братьев Гримм, произведения Ж.-Б.Мольера, М. де Сервантеса, И.-В.Гёте.
В интервью на радио «Эхо Москвы» Анастасия рассказывала о технике, используемой в ее работах: «Я работаю акварелью, очень маленькой кисточкой. Акварелью художники иногда работают с большим количеством воды, на фактурной бумаге, когда это растекается. А я больше люблю технику такую, которая позволяет больше рисунок прорабатывать, делать форму сложную. И поэтому маленькими мазочками работаю». Это значительно усложняет работу и требует много времени, но результат – изящные, мастерски проработанные картины.
«Если художник обладает яркой творческой индивидуальностью, мастерством, то его работа существует наравне с литературным произведением, к которому он делает иллюстрации. То есть это не менее важно, особенно для детской книги. И когда ребенок воспринимает текст, конечно, у него есть какой-то свой образ в голове, но иллюстрация книжная помогает ему проникнуть в другой мир, созданный именно художником. Поэтому воздействие очень сильное. И чем ярче индивидуальность художника, тем лучше это запоминается. На всю жизнь». Это слова Анастасии Архиповой. И они в полной мере относятся к ней самой и к ее творчеству. Ее мягкие, лиричные акварельные рисунки узнаваемы с первого раза.
Посмотрите на иллюстрации — не правда ли, они изумительные? Наверно, кто-то из вас, дорогие читатели, встретит среди них свои любимые картинки из любимых книг! (См. презентацию 5-12 слайд)
Психолого- педагогическое обоснование доступности и своеобразие воспитательного воздействия произведений художника на детей дошкольного возраста
Показать ребёнку картину мира во всём её разнообразии, представить ему объекты и ситуации для оценки и выбора; помочь ему пока эмоционально, интуитивно увидеть достойную цель и потянуться к ней - вот что может сделать детская литература и детская книга. Потому-то в ней как научные, познавательные, так и художественные, эстетические функции обязательно реализуются, если эта литература по-настоящему хорошая.
Иллюстрации художника Анастасии Архиповой предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей содержанием произведений, сделать сказки, в первую очередь, любимыми.
Иллюстрации художника помогают обогатить личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок попадает в «Другой мир» – лучший, сказочный, наполненный приключениями.
Иллюстрации Анастасии Архиповой способствуют развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности. Например, поисковая, оформительская деятельность, сюжетно-ролевые игры, театральные постановки.
Иллюстрации в исполнении Анастасии Архиповой способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребенка, развитию самостоятельности и их творческой активности.
Вникая в содержание иллюстраций, ребенок приобретает необходимый для жизни в обществе социальный опыт и системы общественных ценностей.
Таким образом, своеобразием воспитательного воздействия иллюстраций художника на детей дошкольного возраста является формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения.
Отношение автора реферата к творчеству художника
Для меня Архипова Анастасия Ивановна является одним из самых выдающимся художником нашего времени. Сказки с выполненными ею иллюстрациями самые любимые для моих детей: они красочные, насыщенные и доступны детям любого возраста. Такое ощущение, что автор иллюстраций проник в твое воображение и срисовал мысли, представления о содержании сказок.
На первый взгляд, невозможно поверить, что эти картины выполнены акварелью- герои иллюстраций, как бы сошли со страниц произведений и действуют за их пределами.
Моя дочь в восторге как от сказок, так и от картин написанные Анастасией Ивановной. Она открывает книгу, внимательно всматривается в лица героев, их одежду, их застывшие движения, затем начинает, что- то напевать (себе под нос), тогда я понимаю, что в голове моей дочери происходят необыкновенные, сильные мысли- эмоции. Она встает и начинает танцевать или берет меня за руку и говорит: «Мама, давай мы будем с тобой русалочками?!». Тогда начинается сюжетно- ролевая игра в нашем исполнении.
Или, например, когда мы прочли произведение «Белоснежка и Розочка», дочь сказала: «Мама я- Белоснежка, а моя сестренка Розочка…». Затем она начинает разворачивать сюжет игры с сестренкой.
Таким образом, я на собственном примере, сюжеты, написанные Архиповой Анастасией, дают мощный толчок на мыслительные процессы в маленьких головах. Кроме того, воображение детей наталкивает на потребность в общении, в рассуждении.
Просмотр содержимого документа
«Анастасия Архипова- художник -иллюстратор»
Выполнила: Самойлова Е.С.
студентка ДОЗС-12
АНАСТАСИЯ АРХИПОВА- ХУДОЖНИК ИЛЛЮСТРАТОР
Библиография
- Анастасия Архипова (8 августа 1955г.) родилась в семье художников — и отец, и дед были книжными графиками.
- Окончила факультет мастерской плаката Московского института имени Сурикова. Во время обучения начала сотрудничество с издательством «Детская литература», где вышли первые книги с ее иллюстрациями — «Тропинка в горы» Гургена Габриэляна, «Дурень Ганс», «Снежная королева», «Принцесса на горошине», «Огниво» и «Стойкий оловянный солдатик» Ханса Кристиана Андерсена, «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф» Ж.-Б.Мольера, «Дон Кихот» М. де Сервантеса, «Страдания юного Вертера» И.-В.Гёте, «Сказки русских писателей».
- В 1985 году оформила для немецкого издательства «Schreiber Verlag» «Сказки Андерсена» и, затем, «Сказки братьев Гримм». Эти книги были потом переизданы во многих странах.
- В 2003 году стала лауреатом премии «Лучший иллюстратор года» на международной книжной ярмарке в Москве.
- С 2007 занимает должность председателя секции «Книжная графика» Московского союза художников; организует и принимает участие во многих международных и российских выставках. В 2007-2010 годы входила в состав Исполнительного комитета Международного совета по детской книге (IBBY), участвовала в международных конгрессах, в работе жюри российских конкурсов книжной иллюстрации и Международного конкурса на бьеннале в Братиславе (BIB), инициировала проведение Всероссийского конкурса «Образ книги».
Анастасия Архипова- художник- иллюстратор
Особенности творчества
«Я работаю акварелью, очень маленькой кисточкой. Акварелью художники иногда работают с большим количеством воды, на фактурной бумаге, когда это растекается. А я больше люблю технику такую, которая позволяет больше рисунок прорабатывать, делать форму сложную. И поэтому маленькими мазочками работаю.»
Анастасия Архипова
Иллюстрации А. Архиповой к произведению Г.Х. Андерсена «Русалочка»
Иллюстрации А. Архиповой к сказке «Спящая красавица»
Иллюстрации А. Архиповой к сказке «Золушка»
Иллюстрации А. Архиповой к сказке «Золушка»
Иллюстрации А. Архиповой к сказке «Золушка»
Иллюстрации А. Архиповой к сказке «Золушка»
Иллюстрации А. Архиповой к сказке Братьев Гримм «Гензель и Гретель»
Иллюстрации А. Архиповой к сказке Братьев Гримм «Белоснежка и Розочка»
Психолого- педагогическое обоснование доступности и своеобразие воспитательного воздействия произведений художника на детей дошкольного возрастаe
- Иллюстрации художника помогают обогатить личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности
- Иллюстрации Анастасии Архиповой способствуют развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности
- Иллюстрации способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребенка, развитию самостоятельности и их творческой активности
- Вникая в содержание иллюстраций, ребенок приобретает необходимый для жизни в обществе социальный опыт и системы общественных ценностей
Отношение автора реферата к творчеству художника
Для меня Архипова Анастасия Ивановна является одним из самых выдающимся художником нашего времени. Сказки с выполненными ею иллюстрациями самые любимые для моих детей: они красочные, насыщенные и доступны детям любого возраста. Такое ощущение, что автор иллюстраций проник в твое воображение и срисовал мысли, представления о содержании сказок.
На первый взгляд, невозможно поверить, что эти картины выполнены акварелью- герои иллюстраций, как бы сошли со страниц произведений и действуют за их пределами.
Моя дочь в восторге как от сказок, так и от картин написанные Анастасией Ивановной. Она открывает книгу, внимательно всматривается в лица героев, их одежду, их застывшие движения, затем начинает, что- то напевать (себе под нос), тогда я понимаю, что в голове моей дочери происходят необыкновенные, сильные мысли- эмоции. Она встает и начинает танцевать или берет меня за руку и говорит: «Мама, давай мы будем с тобой русалочками?!». Тогда начинается сюжетно- ролевая игра в нашем исполнении.
Или, например, когда мы прочли произведение «Белоснежка и Розочка», дочь сказала: «Мама я- Белоснежка, а моя сестренка Розочка…». Затем она начинает разворачивать сюжет игры с сестренкой.
Таким образом, я на собственном примере, сюжеты, написанные Архиповой Анастасией, дают мощный толчок на мыслительные процессы в маленьких головах. Кроме того, воображение детей наталкивает на потребность в общении, в рассуждении.
Список литературы
- http://www.fairyroom.ru
- http://bibliogid.ru
- http://www.livemaster.ru