СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ВПР. Русский 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рядовой учитель русского языка должен быть ещё и методистом. Мы сами анализируем собственную работу. Что ж, можем! У меня проверка двух классов (45работ) и внесение данных в таблицу заняло 12 часов 30 минут (в выходные дни). Затем, оказалось, я же должна проанализировать результаты... Что получилось, судите сами. А у вас как? Какие АНАлизы сдаёте вы, коллеги?

Просмотр содержимого документа
«Анализ ВПР. Русский 6 класс»

Патрушева Ф.С.

Аналитическая справка по итогам Всероссийской проверочной работы

в 6 классе по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 2020 году


Правовое обеспечение

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.08.2020 № 821 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 декабря 2019 г. № 1746 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году» для всех обучающихся, завершивших в 2020 году обучение в 4-8 классах, в начале 2020/2021 учебного года 08.10.2020 была проведена Всероссийская проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (далее – ВПР).

Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2019/20 учебный год.

Назначение всероссийской проверочной работы - оценка уровня освоения государственного образовательного стандарта по русскому языку учащимися 6 класса.

Цель анализа – получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учителей, администрации ОО, а также для учеников и их родителей.

Варианты (два) проверочной работы состоят из 12 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.

Задания 8-12 построены на основе текста и предполагают анализ речеведческих знаний и умений. Задания 1-7 требуют конкретного ответа.

Максимальный первичный балл – 45

Общее время выполнения ВПР – 1 час 30 минут (90 минут).


СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Индивидуальные результаты


Шкала перевода суммарного балла за выполнение ВПР в отметку по пятибалльной шкале. Качество знаний. Процент обученности. Учащиеся, получившие «2»

Рекомендуемая отметка по 5 балльной шкале

2

3

4

5

Качество знаний

Процент обученности

Получили оценку «2»

Первичные баллы

0–17

18–28

29–38

39-45



менее 18 баллов

6 «А» (22 уч-ся)

1

5

13

3

72,7%

95,5%

1) Щербаков Иван

6 «Б» (27 уч-ся)

2

8

12

4

63,5%

92,3%

1) Варламов Давид

2) Панова Мария


Результаты учащихся 6 «А» класса (22 уч-ся)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Задание 11

Задание 12

1.1-100%

1.2-81,2%

1.3- 86,4%


2.1-72,7%

2.2-86,4%

2.3- 72,7%

2.4-81,8%

90,9%

1-90,9%

2-90,9%

5.1- 63,6%

5.2-54,5%

6.1-86,4%

6.2- 59,1%

7.1-54,5%

7.2-54,5%

72,7%

90,9%

31,8%

63,6%

68,2%

89,2%

78,4%

90,9%

90,9%

59,1%

72,7%

54,5%

72,7%

90,9%

31,8%

63,6%

68,2%


Результаты учащихся 6 «Б» класса (27 уч-ся)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Задание 11

Задание 12

1.1-100%

1.2-88,5%

1.3- 100%


2.1- 84,6%

2.2-76%

2.3- 69,2%

2.4-80,8%

92,3%

1-88,5%

2-69,2%

5.1- 61,5%

5.2- 63,8%

6.1-73,1%

6.2- 65,4%

7.1-65,4%

7.2-57,7%

73,1%

92,3%

15,4%

92,3%

76,9%

96,2%

77,6%

92,3%

78,5%

62,6%

69,3%

61,5%

73,1%

92,3%

15,4%

92,3%

76,9%


Анализ выполненных заданий данной работы показывает, что у учащихся 6-х классов (6а и 6б) слабо усвоены знания и умения по разделам:

2.1 морфологического разбор слова;

2.2 синтаксического разбора предложения;

4.1 культура речи: правильное ударение в слове и произношение слова

6.1 культура речи: ошибки в образовании формы слова:

1) образование степеней сравнения имени прилагательного;

2) склонение числительных;

3) употребление несклоняемых имён существительных.

7.1 пунктуация: тире между подлежащим и сказуемым;

7.2 тире при пропуске слова;

8 пунктуация: 8.1 запятая при обращении; 8.2 запятая в сложном предложении.

Анализ выполнения заданий по классам показал, что учащиеся 6 «А» и 6 «Б» классов наибольшее количество ошибок допустили в заданиях 5 и 10.

6 «А» и 6 «Б» классы (всего 49 уч-ся)

1. Задания 5(1) и 5(2) –не справились 37 уч-ся:

1) невнимательно прочитали задание -22,

2) неверно отметили части речи – 15.

2. Задание 10 – работа с текстом – не справились 29 уч-ся:

1) не составили план – 6 уч-ся;

2) план не соответствует содержанию – 10 уч-ся;

3) нет последовательности в плане – 13 уч-ся.



.



Индивидуальный образовательный маршрут для обучающихся, не справившихся с работой по ВПР (на основе данных о выполнении отдельных заданий).

Получили оценку «2» (менее 18 баллов) 3 учащихся из 49 по следующим пунктам ВПР

ФО уч-ся

класс

1

4

2

6

3

2

4

3

5

0

6

0

7

0

8

0

9

1

10

0

11

0

12

0

Итого

баллов

16

Оценка

«2»» (неуд.)

Щербаков Иван

6 «А»

1.1- 2

1.2- 1

1.3- 1

2.1-0

2.2-3

2.3-1

2.4-2

1-2

4.1-2

4.2-1


0

0

0

0

1

0

0

0

16

«2»

ФИ уч-ся

класс

1

6

2

3

3

2

4

0

5

0

6

0

7

0

8

0

9

0

10

0

11

0

12

0

Итого

баллов

11


Варламов Давид

6 «Б»

1.1- 3

1.2- 1

1.3- 2

2.1-0

2.2-3

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

11

Оценка

«2»» (неуд.)

ФИ уч-ся

класс

1

4

2

0

3

0

4

0

5

0

6

1

7

0

8

2

9

1

10

0

11

1

12

1

Итого

баллов

10


Панова Мария

6 «Б»

1.1-1

1.2-1

1.3-2

0

0

0

0

6.1-1

0

2

1

0

1

1

10

Оценка

«2»» (неуд.)


Ученик 6 «А» класса Щербаков Иван не справился с заданиями 5,6,7,8, 10, 11, 12, что свидетельствует о его слабой орфографической, пунктуационной и речеведческой подготовке. Необходима серьёзная индивидуальная работа по этим разделам русского языка. Учителю предлагать ученику комплексную работу с текстом.

Обучающийся в 6 «Б» классе Варламов Давид явно нуждается в психологической помощи: не приступил к выполнению заданий 4-12. Беседа с родителями о самостоятельной работе по русскому языку, о преодолении неуверенности в своих силах.

Панова Мария – «дисграфик». Необходима помощь специалиста-логопеда. Учителю русского языка нужно составить индивидуальный образовательный маршрут, обеспечивающий безошибочное письмо (переписывание текста), разбор слов и словосочетаний, пересказ текста, создание своего текста на основе опорных слов

Рекомендации:

  1. Внести изменения в рабочую программу по русскому языку в 6-х классах (планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы);

  2. Прорабатывать материал, который вызывает затруднения у многих учеников, реализуя рабочую программу и организуя работу с учебной литературой.

  3. Оптимизировать использование в образовательном процессе методов обучения, организационных форм обучения, средств обучения, использование современных педагогических технологий;

  4. Скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.

  5. Разработать индивидуальный образовательный маршрут для обучающегося, не справившегося с работой, на основе данных о выполнении отдельных заданий.


СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Дидактический материал для дополнительных занятий с обучающимися в 6 «А» кл. (Щербаков Иван) и 6 «Б» кл. (Варламов Давид и Панова Мария)

Текст 1

(1)В наших лесах зимой неожиданно появилась редкая гостья — чёрная лисица. (2)Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного зверя. (3)Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться за одной этой лисицей.

(4)Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. (5)Чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. (6)Так они и не могли её поймать.

(7) Один молодой зверолов понял эту её хитрость. (8)Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, снегом их запорошил, чтобы ниоткуда не видно было. (9)Спрятал в кустах самострелы, а веревочки, которые стрелу спускают, через тропу провёл. (10)Он ходил, и чёрная лисица от него не отстаёт. (11)Кружил зверолов, кружил да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. (12)Стрела попала ему под колено. (13)Эту зиму он больше не охотился. (14)А чёрная лисица так

1. Определите и запишите основную мысль текста.

2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

3. Почему охотники стали охотиться за чёрной лисицей?

4. Определите и запишите лексическое значение слова «провёл» из предложения

5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

6. Определите стилистическую принадлежность слова «кружил» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

7. Объясните значение фразеологизма «не подпускать на пушечный выстрел», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Текст 2

(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помощь.

(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.

(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.

1. Определите и запишите основную мысль текста.

2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

3. Почему судья оставил собаку Дурову?

4. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

5. Определите стилистическую принадлежность слова «поманил» из предложения 8, запишите.

Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

6. Объясните значение фразеологизма «водить за нос», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Текст 3

(1)Лай был отличным охотником. (2)Ростом он был с волка. (3)Уши у него торчком, как у волка, и масти он серой, волчьей. (4)Только хвост у него лежит на спине кренделем, как у лайки.

(5)Однажды отец пошёл с ним на медведя. (6)Набрели на след большого зверя. (7)На Лае шерсть поднялась дыбом, но он смело бросился вперёд и скоро догнал уходившего медведя. (8)Отец выстрелил, но только легко ранил зверя. (9)Зверюга рассвирепел и так стремительно кинулся на отца, что отец не успел выстрелить второй раз. (10)Чудовище лапой вышибло ружьё у него из рук. (11)Миг — и отец лежал на спине под тяжёлой тушей.

(12)Он считал себя уже погибшим, но зверь вдруг отвалился от него и вскинул передние лапы в воздух. (13)Отец вскочил на ноги. (14)Лай висел на спине у медведя, зубами вцепившись ему в ухо. (15)Отец успел схватить ружье и послать медведю пулю, прежде чем зверь задавил Лая. (16)Медведь рухнул мёртвым. (По В. Бианки)

1. Определите и запишите основную мысль текста.

2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

3. Как в неравной схватке с медведем отцу удалось спастись?

4. Определите и запишите лексическое значение слова «послать» из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

5. Определите стилистическую принадлежность слова «рухнул» из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

6. Объясните значение фразеологизма «белая ворона», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.


Текст 4

(1)Ясная Поляна – место, известное почитателям русской культуры во всём мире. (2)Это усадьба русского писателя Льва Николаевича Толстого. (3)Здесь он родился и прожил бо́ льшую часть своей жизни. (4)Здесь родились его дети. (5)Отсюда ушёл он в конце жизни, решив странствовать по Руси. (6)Доро́ га от Ясной Поляны до станции Щёкино. (7)В старину говорили – шоссейка. (8)Таких дорог множество на Руси – широких или узких, обсаженных тополями или берёзками. (9)Но в часы своего трагического ухода из дома, где была прожита почти вся долгая жизнь, Лев Николаевич Толстой видел именно эту щёкинскую дорогу, а не какую-либо иную. (10)Здесь, ёжась от резкого ноябрьского ветра, бросал он в предутренней мгле последний взгляд на эти деревья, вороньи гнёзда, на редкие ещё огни в избах. (11)Такой осталась в его сознании любимая, покидаемая им земля. (12)Как не снять благоговейно шапку тому, кто проезжает здесь в наши дни? (13)«Если хочешь понять поэта, побывай у него на родине», – сказал однажды Гёте. (14)Эти мудрые слова не устарели и сегодня. (15)Родина поэта – это не только язык, на котором он пишет, не только люди, окружающие его, но и дорога, знакомая с детства, поле, деревья, дом, старинный фонарь у входа, кусты сирени, клумбы. (16)Это и скрипучая лестница, полка с книгами, печь, рабочий стол, вид из окна… (17)Обратимся к самому Толстому. (18)Двадцатого сентября 1858 года он записал в своём дневнике: «Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и моё отношение к ней. (19)Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества. (20)Но я не буду до пристрастия любить его». (По Я. Хелемскому)

1. Определите и запишите основную мысль текста.

2. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

3. Почему щёкинская дорога оказалась столь важной в жизни Л.Н.Толстого?

4. Определите и запишите лексическое значение слова «язык» из предложения. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

5. Определите стилистическую окраску слова «благоговейно» из предложения 12, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

6. Объясните и запишите значение фразеологизма выйти из себя. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.


Изменения в рабочую программу по русскому языку в 6 «А» и 6 «Б» классах. На каждом уроке русского языка в течение 2 и 3 четвертей будет реализован материал, помещённый ниже (дозированно, поэтапно, индивидуальные и групповые задания)



ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Задания для индивидуальной и групповой деятельности

  1. Задания по орфографии. Самостоятельная работа по теме «Безударная гласная корня» (Повторим орфографию)


  1. Распределите слова в три колонки в зависимости от орфограммы «Безударная гласная корня»

Моментальный, орошение, юный, обвинитель, наследить, коллекция, паутина, муравей, травушка-муравушка, увядать, миллион, обогащать, сражаться, убеждение, продолжение, облегчить, сверкать, безмятежный, отдалённый, чувствовать, территория, аллея, артиллерия, коллективный, багровый, сиреневый, фиолетовый, очаровательный, прелестный, соблазнительный, увлекательный, облако, мороженое, княгиня


  1. Запишите словосочетания, объясняя чередующуюся гласную


1 вариант

2 вариант

Прил...жение к журналу. Зал...жить фундамент. Распол…гаться группами. Изл...гать программу.

Популярное изл...жение. Изл...гать грамотно. Ул...житься в секунды. Пол...гатъся на коллектив

Классификация р…стений. Зар...сли тростника. Р... стительные масла. Перспективная отр...сль Приблизительный возр…ст. Р…стки нового Подр…стающее поколение. Жители Р…стова-на-Дону

Возр...ст Земли. Произр...стать на севере. Маленький р...сток. Р...стовская область. Отр..сль промышленности. Прир…щение процентов Профессионально выр…сли Густо р…сти



3. Проверочные тесты по орфографии. Тема «Безударная гласная корня»

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов

1.документ, горизонтальный, аннотация 
2. расстегнуть, смотритель, отказаться 
3. патриот, гипербола, эксперимент 
4. полагать, палисадник, очертания 
5. костер, ресницы, ветеран 

2.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 
1. патриотический, выкосить, обмакнуть 
2. вандализм, гористый, сожаление 
3. реализм, осложнять, бахрома 
4. примириться, обогащаться, измерять 
5. очаровать, утварь, протереть 

3.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 
1. отмирающий, скачок, озарение 
2. помириться, загорелый, водоросли 
3. единение, абажур, смотритель 
4. скакуны, блестящий, поплавок 
5. поравняться, равнина, творение 

4.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 
1. полагать, эгоист, пловец 
2. зачинатель, подровнять, вычитать 
3. пригорел, гористый, приложение 
4. наклонился, опирался, скакуны 
5. зарница, вымочить, касательная 

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 
1. реализм, поплавок, фанатизм 
2. соловей, веранда, карьерист 
3. догоравший, расстелить, очаровать 
4. реликвия, багряный, коварный 
5. академия, комплимент, контраст 

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 
1. утварь, горизонт, перила 
2. равнина, приложение, вычитание 
3. доверительно, растворитель, вереница 
4. протирать, ростовщик, принимающий 
5. эклектизм, коридор, плавник 

7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 
1. Консервировать, привязаться, обороняться 
2. ворсистый, сетевая, раскаленный 
3. неисчерпаемый, сомневаться, преклоняться 
4. появились, дезертир, дилетант 
5. возникновение, скрипучий, горизонтальный 

8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 
1. выложен, скачок, отложения 
2. клевета, гармония, вдалеке 
3. непромокаемый, лаконичный, фантазия 
4. собирательство, горелый, выращенный 
5. раздерут, сминать, растение 

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 
1. успокоение, симпатичный, поросль 
2. редколесье, оглавление, томительный 
3. обрамление, потеплевший, умирающий 
4. помолодел, сохранение, интересует 
5. простейший, зеркальный, располагается 

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 
1. увлекаться, осложнять, единение 
2. огорчения, покосившийся, идеалист 
3. протереть, аккордеон, обжигание 
4. специализация, прославляют, озаренный 
5. тряслись, смотревший, напряженный 



  1. Задания по культуре речи. Орфоэпические нормы (произношение, ударение)


1. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Звонить, портфель, столяр, облегчить.

2. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Красивее, гнала, кухонный, жалюзи

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Щавель, перезвонит, документ, диалог.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
(Будьте) добры, диалог, звонишь, начали.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Ворота, звонят, квартал, создала.

6. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Брала, документ, инструмент, столяр.

7. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досуг, красивее, квартал, средство.

8. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Магазин, поняла, инструмент, алфавитный.

9. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Баловать, включишь, дефис, звонить.

10. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Торты, облегчить, красивее, квартал

  1. ПОМНИ! КУЛЬТУРА РЕЧИ

Начальная форма глагола

Повелит. наклонение ЕД.Ч

Повелит. наклонение МН.Ч.

лечь

Ляг (ты)

Лягте (вы)

ехать

Ты поезжай

Вы поезжайте

разъехаться

Ты разъезжайся

Вы разъезжайтесь

ездить

Ты езди

Вы ездите

положить

Ты положи

Вы положите

глядеть

Ты гляди

Вы глядите

махать

Ты не маши

Вы не машите

класть

Ты клади

Вы кладите

бежать

Ты беги

Вы бегите

высыпать

Ты высыпи

Вы высыпите

прополоскать

Ты прополощи

Вы прополощите

ездить

Я езжу. он ездит


лазить

Я лажу. он лазит


ПРАВИЛЬНО: он машет, плещется, кудахчет, мяукает, попробует

ОДЕТЬ – кого-нибудь другого: одеть ребёнка, куклу.

НАДЕТЬ – «покрыть одеждой себя»: надеть пальто, шапку, платье; надеть на ребёнка пальто.

Нельзя надеть Надежду,

Нельзя одеть одежду.

6. Индивидуальная карточка-памятка

1. Фонетический разбор

Акция /АКЦЫЙА/. 6 БУКВ, 7 ЗВУКОВ; Я- /йа/. Бельё /билйо/ 5 б., 6 зв.; Ё - /йо/

Дробь /дроп/ 5 б., 4 зв.; Ь- не обозначает звука. Егерь /йэгэр/ 5 б., 5 зв.; Е-/йэ/; Ь - не обозначает звука

Ёжик /йожык/ 5 б., 6 зв.; Ё - /йо/. Жжётся /жоца/ 6 б., 4 зв.; ж-долгий; тся/ца/

Ноябрь /найабр/ 6 б., 6 зв.; Я-/йа/; Ь не обозначает звука. Сбить /збит/ 5 б., 4 зв.; Ь- не обозначает звука

Отъезд /атйэст/ 6 б., 6 зв.; Ъ - не обозначает звука; Е-/йэ/. Ястреб /йастрип/ 6 б., 7 зв.

Разжать /ражат/ 7 б., 5 зв.; зж -/ж/ - долгий; Ь- не обозначает звука. Юноша /йунаша/ 5 б., 6 зв. Ю- /йу/

Ущелье /ущэлйэ/ 6 б., 6 зв.; Ь - не обозначает звука; Е- /йэ/.

2.Морфемный и Словообразовательный разбор

Карман 2 –карманчик, кармашек, карманный; жёлтый – желток, желтизна, желтуха, желтинка, жёлтенький, желтоватый, желтеть (суфф-й).

Громкий – негромкий, прегромкий; бежать- вбежать, выбежать, добежать, забежать, избежать, набежать, прибежать, пробежать, сбежать, убежать, обежать, отбежать, перебежать (приставочный).

Пододеяльник, предрассветный /приставочно-суффиксальный).

Жёлтый-желтеть; синий-синь; зелёный – зелень, кричать – крик, переходить – переход окрикнуть – окрик (бессуффиксный).

Кресло-кровать, пылесос, детсад, КВН, юннат (сложение).

  1. Морфологический разбор слова

3.1 Имя существительное

Варенька приколола к платью нежный букетик фиалок и накинула на себя шаль с бахромой.

Варенька3 СУЩ., нач.ф.- Варенька, собст., одуш., ж.р., 1 скл., И.п., ед.ч. Подлежащее.

(К) платью3 – сущ., нач ф. – платье, нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., Д.п., ед.ч. Дополнение.

Фиалок3сущ., нач.ф.- филка, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Р.п., мн.ч. Дополнение или Определение( букетик КАКОЙ? фиалок).

Шаль3 – сущ., нач.ф.- шаль, нариц., неодуш., ж.р., 3 скл., В.п., ед.ч. Дополнение.

(С) бахромой – сущ., Нач.ф.- бахрома, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Т.п., ед. ч. (фрмы мн.ч. нет). Шаль (какая?) с бахромой (несогл. определение) или шаль (с чем?) с бахромой (дополнение).

Нам предстоял долгий путь до Токио.

Путь – сущ., нач. ф. – путь, нариц, неодуш., м.р., разноскл., И.п., ед. ч. Подлежащее.

(До) Токио-сущ., нач.ф.-ТОКИО, собст., неодуш., м.р, нескл., Р.п., ед.ч (фомы мн.ч нет). Путь (до куда?)до Токио(обстоятельство).

РОД имён сущ-х: Чёрное пальто, вкусный кофе, пропущенный пенальти, ромашковый шампунь, пожилая леди, кожаное портмоне, современный Хельсинки, сильный кенгуру, беспристрастное жюри, свежая брокколи.

3.2 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

Светлей- прил., нач.ф.- светлый, кач., пр. ср. степень. Сказуемое (входит в состав) Струя (какова?) светлей лазури.

Золотой –прил., нач.ф.- золотой, относит (но здесь- кач.), полн.ф., И.п., ед.ч., м.р. Определение.

Дм. Ив. Менделеев был величайшим учёным-химиком.

Величайшим- прил., нач.ф – великий, кач., пр. превосх. ст., т.п., ед.ч., м.р. Определение.

Чиста небесная лазурь.

Чиста- прил., нач.ф.- чистый, кач., кратк. форма, ед.ч., ж.р. Сказуемое.

3.3 ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Семеро одного не ждут.

Семеро – числ., нач.ф.- семеро, простое, собир., И.п. Подлежащее.

Одного – числ., нач.ф.- один, простое, колич., В.п., ед.ч., м.р. Дополнение (не ждут кого?)

Мой брат родился в две тысячи пятом году.

(В) две тысячи пятом (году)- числ., нач.ф.- две тысячи пятый, составное, порядк., П.п, ед.ч., м.р. Обстоятельство ( родился Когда?)

Обе дочери студентки.

Обе – числ., нач.ф.- обе, простое, собир., И.п., ж.р. Подлежащее.

На поляну вышла огромная медведица с троими медвежатами.

(С) троими медвежатами - чис., нач.ф.- трое, простое, собир., Т.п. (вышла с КЕМ?) Дополнение.

3.4 Местоимение

Екатерине казалось, что его ничто больше не волнует.

Его – мест., нач.ф.- он, личн., 3 лицо, Р.п., ед.ч., м.р. (не волнует КОГО?) Дополнение.

Ничто - мест., – нач.ф.- ничто., отриц., И.п. Подлежащее.

Чей дом стоит на горе?

Чей.-мест., нач.ф.- чей, вопрос., И.п, ед. ч., м.р. Определение (дом ЧЕЙ?)


3.5 ГЛАГОЛ

С моря дул свежий ветер.

Дул –глаг., нач.ф.- дуть, невозвр, неперех., несов.в., 1 спр., изъяв.накл., пр.вр., ед.ч., м.р. Сказуемое.

С утра подморозило.

Подморозило – глаг., нач.ф.- подморозить, невозвр., перех., сов.в., 2 спр., изъяв.накл., пр. вр., безличное. Сказуемое.

Да здравствует великая Россия!

Да здравствует – глаг., нач.ф.- здравствовать, невозвр., неперех., несов.в., 1 спр., повелит.накл., ед.ч. Сказуемое.

Я буду издали глядеть на бури света.

Буду глядеть – глаг., нач.ф.- глядеть, невозвр., неперех., несов. в., 2 спр. (глядит), изъяв.накл., сложное буд.вр., 1 лицо, ед.ч. Сказуемое.


7.Синтаксический разбор предложения

Я попросила майора не курить. Простое, повеств, невосклиц. двусост, распр., полное не осложн.

Пример устного разбора предложения по членам

Кусочек хлеба лежал на столе.

 

Что? — кусочек. Это подлежащее, обозначает предмет и подчёркивается одинарной сплошной линией.

 

Кусочек — что делал? — лежал. Это сказуемое, обозначает то, что говорится о подлежащем, и подчёркивается двойной сплошной линией.

 

Кусочек — чего? — хлеба. Это второстепенный член предложения и подчёркивается пунктирной линией.

 

Лежал — на чём? — на столе. Это второстепенный член предложения и подчёркивается штрих-пунктирной линией.



8. Предложения с однородными членами

Люблю смотреть российские сериалы, играть в шахматы и путешествовать.

Для того, чтобы найти однородные члены, нужно разобрать предложение по составу. Кроме того, для них должно выполняться 3 условия:

  1. Отвечают на одинаковый вопрос.

  2. Относятся к одному и тому же слову.

  3. Выделятся интонацией перечисления.

9. Разбор по членам предложения

  • Тени - подлежащее

  • Побежали - сказуемое (тени что сделали?)

  • Длинные - определение (тени какие?)

  • Домов - дополнение (побежали от чего?)

  • Деревьев - дополнение (побежали от чего?)

  • Столбов - дополнение (побежали от чего?)

Для домов, деревьев, столбов выполняются все 3 условия однородности:

  • Отвечают на вопрос от чего?

  • Относятся к слову побежали.

  • Читаются с интонацией перечисления.

Ответ: домов, деревьев, столбов.

10. Задания по пунктуации (идентичные ВПР)

1. Выпишите предложение, в котором нужно поставить ТИРЕ. Обоснуйте свой выбор.

1) Утром воздух чистый и прозрачный.

2) Темна и безлунна осенняя ночь.

3) Роса на траве след ночного тумана.

4) Стройный клён желтеет под окошком.

2. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две(2) запятые. Обоснуйте свой выбор.

1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами ловит майских жуков и ночных бабочек.

2) Пропой-ка нам соловушка свою нежную и трогательную песенку ещё раз.

3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно а ласково ворчат.

4) Молнии ярко осветили весь двор и гром прогрохотал уже над головой.


3. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Дач..ный п..сёлок ра(з/с) пол..жился на песча(н/нн)ой2 горе у самого моря. За деревя(н/нн)ыми дом..ками ра(з/с)кинулся с..сновый бор. Внизу, под г..рой, серая лента ш..ссе. По одну её стор..ну зар..сли м..лины ч..рёмухи. По другую – песок (зелёно)г..лубая осока, и(з/с)точенные водой камни и море…

Море (не)спокойное но прекрасное. Оно в..лнует..ся в(з/с)дыхает. Это ветер трепл..т его пенистые волны и они выплёск..вают..ся на берег. А бывает, заспор..т3  о чём(то) море с ветром. Т..ж..лые валы нал..ют..ся без..сходной ярост..ю зар..вут загр..хоч..т4. Словно ж..лая их пр..ободрить, загудят на г..ре сосны: они ведь тоже с (не)истов..м ветром (не)ладят.

Но чаще всего море спокойно и бл..стит, будто его начист..ли. В такие дни виден

(К/к) ронштадт. Он за г..р..зонтом, и поэтому каж..т..ся, что трубы (судо)ремонтных верфей выход



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!