развивать творческие и организаторские способности школьников, умения управлять и подчиняться;
формировать у учащихся активную жизненную позицию;
создавать максимально комфортные условия для обучения каждого ребёнка.
Реализация этих целей и задач предполагает:
создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
развитие различных форм ученического самоуправления;
координация деятельности и взаимодействие школы и семьи;
Планируемые результаты:
у учащихся сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества;
учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности.
Воспитательная работа в классе проводилась по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое.
Духовно - нравственное.
Интеллектуальное.
Здоровьесберегающее.
Правовое направление и культура безопасности
Положительное отношение к труду и творчеству
Экологическое направление
Работа с родителями.
Воспитательная работа в классе проводилась согласно составленной воспитательной программы. Наиболее распространённой формой организации воспитательной работы в 5 «Б» классе был классный час, который проходил четыре раза в месяц по разной тематике (по нравственному воспитанию, здоровому образу жизни, о трудолюбии, бережливости, справедливости, товариществе, доброте, скромности и др.). Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении часов общения преобладала форма свободного общения учащихся с классным руководителем и друг с другом.
В план воспитательной работы класса были включены классные часы и мероприятия, направленные на воспитание дружелюбия, ответственности, дисциплины, патриотизма. Проводились тематические классные часы, часы общения, индивидуальные беседы с учащимися и родительские собрания для того, чтобы ребёнок как можно лучше чувствовал себя в коллективе класса, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть.
В 2022/2023 учебном году в 5 «Б» подготовлены и проведены классные часы по темам:
Месяц | Число | Тематика классных часов |
Сентябрь | 01.09. | «День знаний». |
08.09. | «Беседа по мерам, направленным на профилактику детского травматизма и сохранения здоровья обучающихся. Рекомендации по профилактике коронавирусной инфекции». |
15.09. | Беседа по ПДД. «Правила поведения в школе». |
22.09. | Организация учебного процесса в школе и дома. Ответственность за уклонение от учёбы. |
29.09. | Беседы по охране жизни и здоровья обучающихся: «Внимательно перехожу дорогу», «Внимание стройка!» «Не играй со спичками!» «Не гуляй поздно!» |
Октябрь | 06.10 | Конвенция о правах ребёнка |
13.10. | Беседа по ПДД. |
20.10. | Знаю свои права и обязанности. |
27.10. | Беседы по охране жизни и здоровья обучающихся: «Осторожно! Холода. Профилактика простудных заболеваний», «Фликер – спасает жизнь!» «последствия терроризма». «Соблюдай ПДД». «Осторожно, COVID – 19». «Пожарная безопасность». «Осторожно, водоём!» |
Ноябрь | 10.11. | Знай и уважай законы своей страны |
17.11. | Доброта и милосердие в нашей жизни. |
24.11. | Знание правил дорожного движения – путь к безопасности. |
Декабрь | 01.12 | День прав человека |
08.12. | Беседа по технике безопасности: «Соблюдение пожарной безопасности». «Обеспечение безопасности при использовании пиротехнических изделий». Беседа по ПДД. |
15.12. | «Что такое толерантность?» |
22.12. | Повторно-предупредительные беседы по охране жизни и здоровья обучающихся: «Соблюдение пожарной безопасности во время проведения новогодних и рождественских мероприятий». «Осторожно, сосульки!» «Осторожно, гололёд!» «Осторожно, тонкий лёд!» |
| 29.12. | «Новый год идёт по свету!» |
Январь | 12.01. | «Привычки - хорошие и плохие». Беседа по ПДД. |
19.01. | «Кто такой настоящий друг?» |
26.01. | «900 дней мужества». |
Февраль | 02.02. | «Сталинград – город герой» |
| 09.02. | «Наркотики - дорога в никуда». Беседы по охране жизни и здоровья. |
16.02. | «Человеческие ценности» Повторно-предупредительные беседы по охране жизни и здоровья в период каникул. Беседа по ПДД |
Март | 02.03. | Беседа по ПДД |
09.03. | «Освобождение Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков» |
16.03. | «Пропуски занятий без уважительной причины и их последствия» |
23.03 | «Всемирный день борьбы с туберкулёзом» |
30.03 | «Вредные привычки» |
Апрель | 06.04. | Беседа по ПДД. Беседы по охране жизни и здоровья обучающихся. Беседы по охране жизни и здоровья на весенних каникулах. |
20.04 | «Покорение космоса» |
27.04. | «Пожелаем друг другу добра» |
Май | 04.05 | «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой» |
11.05 | Беседа по ПДД. Беседы по охране жизни и здоровья обучающихся. |
18.05 | Беседы по охране жизни и здоровья на летних каникулах. Беседа по ПДД |
25.05 | «Праздник Последнего звонка» |
Все запланированные мероприятия и классные часы проведены на хорошем уровне, активными участниками этих мероприятий были практически все ученики 5 Б класса.
В течение учебного года учащиеся посетили «Выставку ЗдоровьЯ», которая была организована в КВЦ г. Вязьма и Краеведческий музей города.
Наблюдения показали, что выбор основных направлений, содержание, формы и методы работы, средства педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность правильные, основываются на психологические, возрастные, индивидуальные особенностях учащихся.
Поставленные перед коллективом задачи, я считаю выполненными.
Организация самоуправления в классе
Самоуправление дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.
Чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
В течение года дети учились слушать друг друга, обмениваться мнениями и опытом, который они приобретали. У многих учащихся в процессе самоуправления выработались такие качества, как ответственность за порученное дело. К концу года (по мере взросления) ребята стали более ответственными и активными.
Ребята принимают активное участие в уборке пришкольной территории, генеральных уборках кабинета. Дети трудолюбивы, оказывают взаимопомощь в делах класса.
Работу по самоуправлению необходимо продолжать, так как эта работа даёт положительный результат.
Анализ развития учащихся класса
Учащиеся класса обладают хорошим интеллектуальным потенциалом. По итогам года 9 человек окончили учебный год на «хорошо» и «отлично». «Отличница» – Богомаз Елизавета, «хорошисты» – Гендин Георгий, Дорофеева Юлия, Дугай Кирилл, Захаренкова Анна, Иванова Владислава, Кутруев Андрей, Мазин Иван и Орешников Алексей.
В этом году произошла адаптация учащихся 5 класса к процессу обучения в средней школе. Главной задачей было обеспечение её естественного протекания и благополучных результатов.
Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.
По обеспечению нетравматического перехода учащихся начальной школы в 5 класс мною были организованы следующие мероприятия:
1. Родительские собрания по вопросам адаптации в среднем звене.
2. Наблюдение за учащимися 5 класса во время и вне учебных занятий.
3. Выделение «группы риска» среди учащихся 5 класса.
Пятиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований.
Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию.
В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.
Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме, отклонений не наблюдается.
Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся
Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
В прошедшем учебном году многие учащиеся класса были задействованы в деятельности кружков по интересам:
плавание, спортивная школа;
футбол, спортивная школа;
«Фантазия» (танцы), ДДТ;
«Волейбол», ДДТ;
«Авиамоделирование», ДДТ;
тхэквондо, центр единоборств, СК «Гладиатор»;
музыкальная школа.
Анализ развития коллектива класса
На формирование социально – психологического климата оказывают учителя, родители, сами учащиеся.
У девочек и мальчиков много друзей, так как они общительны, активны. Желанием быть лидером проявляется у 2 учеников (Дугай Кирилл и Якушина Анастасия). Характер взаимоотношений между детьми в классе не всегда бывает доброжелательный.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались насмешки среди учащихся по отношению к Гоголевой Кристине. К концу учебного года отношение к ней стало соответствовать нормам поведения, благодаря работе учителя вместе с родителями.
Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность всех ребят. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.
В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем после адаптации и привыкания к новым условиям обучения дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории.
В коллективной творческой деятельности принимают активное участие.
Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы
Основной мотив участия класса в школьных мероприятиях – интерес, ответственность, реализация способностей. В этом учебном году дети приняли участие в следующих мероприятиях:
Районная акция «Добрые открытки пожилым»:
Акция по сбору отработанных источников малого тока (область):
Захаренкова Анна
Мазин Иван
Романова Татьяна
Якушина Анастасия
Васильева Екатерина
Новикова Виктория
Марков Кирилл
Районный конкурс «Пусть всегда будет мама» (станция юных техников):
Районная акция «Коробка храбрости» (КВЦ г. Вязьма):
Богомаз Елизавета
Васильева Екатерина
Веретенникова Елизавета
Захаренкова Анна
Романова Татьяна
Якушина Анастасия
Иванова Владислава
Онлайн-олимпиада «Безопасные дороги» (платформа Учи.ру):
Якушина Анастасия (диплом победителя)
Богомаз Елизавета (похвальная грамота)
Дорофеева Юлия (похвальная грамота)
Иванова Владислава (похвальная грамота)
Козлов Семен (похвальная грамота)
Мазин Иван (похвальная грамота)
Трошин Вадим (похвальная грамота)
Васильева Екатерина (сертификат участника)
Онлайн-олимпиада «Безопасный интернет» (платформа Учи.ру):
Веретенникова Елизавета (диплом победителя)
Дорофеева Юлия (диплом победителя)
Кутруев Андрей (диплом победителя)
Новиков Роман (диплом победителя)
Новикова Виктория (диплом победителя)
Храмченкова Кристина (похвальная грамота)
Богомаз Елизавета (похвальная грамота)
Васильева Екатерина (похвальная грамота)
Дугай Кирилл (похвальная грамота)
Захаренкова Анна (похвальная грамота)
Иванова Владислава (похвальная грамота)
Козлов Семен (похвальная грамота)
Краеведческая онлайн-викторина «Открываем Санкт-Петербург» (платформа Учи.ру):
Краеведческая онлайн-викторина «Открываем Пермский край» (платформа Учи.ру):
Козлов Семён (сертификат участника)
Васильева Екатерина (сертификат участника)
Онлайн-олимпиада «Финансовая грамотность» (платформа Учи.ру):
Международный конкурс рисунка «Нарисуй «Ёлку Победы» (Музей Победы г. Москва):
Мырза Сергей (сертификат участника)
Иванова Владислава (сертификат участника)
Якушина Анастасия (сертификат участника)
Конкурс новогодних стенгазет (школа):
Районный конкурс «Дети. Техника. Творчество» (станция юных техников):
Спортивные соревнования «Лыжня России»:
Козлов Семён
Захаренкова Анна
Дорофеева Юлия
Общероссийская акция «Подари книгу с любовью»:
Захаренкова Анна
Якушина Анастасия
Мырза Сергей
Веретенникова Елизавета
Дорофеева Юлия
Сбор макулатуры (школа):
Васильева Екатерина
Якушина Анастасия
Гоголева Кристина
Романова Татьяна
Захаренкова Анна
Новиков Роман
Мырза Сергей
Дугай Кирилл
Мазин Иван
Сергеева Таисия
Проект «Экспонат музею» (школа):
Акция по сбору кормов для животных «Добро для маленького друга» (школа):
Богомаз Елизавета
Васильева Екатерина
Веретенникова Елизавета
Захаренкова Анна
Романова Татьяна
Якушина Анастасия
Спортивные соревнования «Президентские состязания»:
Дорофеева Юлия
Захаренкова Анна
Марков Кирилл
Мырза Сергей
Дугай Кирилл
Кутруев Андрей
Романова Татьяна
Храмченкова Кристина
Яковлев Даниил
Орешников Алексей
Козлов Семён
Детско-юношеская акция «Рисуем Победу 2023» (Музей Победы г. Москва):
Богомаз Елизавета (диплом участника)
Якушина Анастасия (диплом участника)
Веретенникова Елизавета (диплом участника)
Васильева Екатерина (диплом участника)
Районный конкурс «Сохраним планету голубой и зелёной» (станция юных техников):
Якушина Анастасия – 1 место
коллективная работа – 2 место
Акция по сбору гуманитарной помощи военнослужащим СВО
Акция «Письмо солдату»
Всероссийская акция «Окна Победы»
«Олимпис 2023»:
Романова Татьяна
Васильева Екатерина
Якушина Анастасия
Храмченкова Кристина
Яковлев Даниил
Дорофеева Юлия
Иванова Владислава
Районный турнир по шахматам:
Районный конкурс чтецов, приуроченный Году учителя в России (КВЦ г. Вязьмы):
Международный конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»:
Сергеева Таисия (диплом победителя)
Захаренкова Анна (диплом победителя)
Якушина Анастасия (сертификат участника)
Иванова Владислава (сертификат участника)
Веретенникова Елизавета (сертификат участника)
Мазин Иван (сертификат участника)
Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»:
Дорофеева Юлия (сертификат участника)
Васильева Екатерина (сертификат участника)
Романова Татьяна (сертификат участника)
Якушина Анастасия (сертификат участника)
Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»:
Якушина Анастасия (сертификат участника)
Мырза Сергей (сертификат участника)
Романова Татьяна (сертификат участника)
Дугай Кирилл (сертификат участника)
Васильева Екатерина (сертификат участника)
Дорофеева Юлия (сертификат участника).
В течение всего учебного года дети активно принимали участие в различных мероприятиях, становились призёрами и победителями.
Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса
С родителями налажен тесный контакт через сотовую связь и социальную группу ВАТСАП. Родительский комитет честно и активно выполнял свои задачи – оказывал помощь в информировании родителей, обеспечивал позитивной атмосферой детей накануне праздников (родители готовили детям подарки на День знаний, 23 февраля и 8 марта).
За прошедший учебный год классным руководителем было проведено 2 классных родительских собрания, в ходе которых было осуществлено знакомство родителей с классным руководителем и учителями-предметниками, анонсированы цели и задачи работы в классе, проведены множественные беседы по профилактике ЗОЖ и безопасности детей.
Родительский комитет был избран в начале учебного года на первом родительском собрании. Родители оказывали помощь в организации и проведении мероприятий, праздников.
Помимо родительских собраний проводились индивидуальные беседы с родителями детей, доводились до их сведения успехи и проблемы учащихся в образовательном процессе, совместно решались вопросы воспитания и повышения мотивации к учебе.
Анализ организации работы с учителями – предметниками
Проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий.
Выводы:
Учащиеся 5 класса успешно адаптировались в среднем звене, привыкли к преподавателям и классному руководителю, показали хороший результат успеваемости и высокий уровень общественной активности.
На следующий год планируется:
продолжить работу по созданию атмосферы добра, взаимопонимания в классе и в школьном пространстве в целом, над повышением уровня культуры поведения, учить общению друг с другом, с учителями, со взрослыми людьми, с младшими;
развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
продолжить совместную работу с учителями-предметниками для повышения качества успеваемости;
продолжить работу по нравственно-эстетическому воспитанию, проводить мероприятия по развитию ответственности, дисциплины, культуре поведения, профориентации;
активнее привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу своих детей и совместному участию в жизни класса и школы;
в новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
Дата 31.05.2023 Классный руководитель: ___________ О.А. Волкова