СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ уроков литературы в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке должны решаться задачи, как данного урока (формировать навык анализа эпизода художественного произведения, умение интерпретировать текст художественного произведения), так и всего курса в целом, в том числе такие как:

Просмотр содержимого документа
«Анализ уроков литературы в 6 классе»


Предмет: литература

Класс: 6

Урок № 27

Тема: «Михаил Юрьевич Лермонтов, личность поэта. «Тучи» Чувство одиночества и тоски.

Дата проведения: «2» ноября 2018 г.

Учитель: Щербакова Инна Олеговна

Проверяющий: Огиенко Яна Викторовна

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.
Задачи:

- рассказать историю создания стихотворения «Тучи»;
- вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии,

- формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст,

- развивать способность к ассоциативному мышлению;

- воспитывать эстетический вкус.

Анализ: В 6 классе обучается 14 учащихся. Уровень мотивации  учебной деятельности – средний. Большинство учащихся слабо владеют навыками связных высказываний, для них представляет определённую трудность анализировать текст, осмысливать его. Одной из причин является то, что 4 учащихся читают ниже нормы Ученики 6 класса не могут выразить себя творчески.  Но на уроках они достаточно активны.

На этом уроке должны решаться задачи, как данного урока (формировать навык анализа эпизода художественного произведения, умение интерпретировать текст художественного произведения), так и всего курса в целом, в том числе такие как:

вызвать потребность в чтении художественных произведений, совершенствовать речевую, мыслительную культуру ознакомления учащихся с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе, научить их понимать слово писателя,  формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы - становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями. Это очень сложный и трудоёмкий процесс, так как он протекает в условиях отсутствия литературной среды. Учащиеся слышат образцы грамотной литературной речи и пытаются высказывать своё мнение только на уроках;

развить умения применять знания с целью успешной социализации.

При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

• возраст учащихся (12 лет): психологические особенности подростков (появление чувства взрослости, самости «я»);

•  средний уровень обученности школьников; 

• специфика темы урока в рамках учебной дисциплины «Литература».

4. С учётом личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:

а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – умения высказывать своё мнение о прочитанном;

б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения пользоваться монологической и диалогической речью, углубляясь в художественную ткань текста.

в) опыта поисковой деятельности – в форме умений находить цитаты в тексте романа

г) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Опираясь на ведущие характеристики  возраста подростков в ходе изучения нового материала, необходимо формировать познавательные умения шестиклассников (умение отвечать на вопросы, связно выражать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию). Использую методы проблемного обучения, а именно: ответов на проблемные вопросы и исследовательского метода и методы самостоятельной работы (работа с книгой, работа в группе).

Помимо этого, на уроке при формировании способов умственных (анализ, синтез) и практических действий (работа с текстом) использовались элементы технологии поэтапного формирования умственных действий, что надеюсь, облегчило понимание учащимися художественный замысел писателя.

5.Используемые на уроке наглядные средства.

а) компьютерная презентация о Лермонтове М. Ю.

б) аудиозапись чтения стихотворения «Тучи».

в) учебник «Литература. Учебник-хрестоматия» (часть I), 6 класс. Учебник-хрестоматия использовался на уроке в качестве пособия с текстом.

6. Исходя из места урока в общей системе уроков литературы, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – анализ стихотворения.

7. Опираясь на требования к современному уроку литературы, структура урока была запланирована следующим образом:

1.Организационный момент с определением цели урока (2 мин).

2. Теория литературы с записью в рабочих тетрадях литературоведческих терминов (2 минуты).

3.Словарная работа(2-3 минуты).

5. Постановка проблемного вопроса. Работа над анализом стихотворения с зачитыванием цитат (примерно 30 минут)

6.Вывод урока. (1-2 мин)

7.Домашнее задание (1 мин).

На этапе закрепления знаний (30 мин.) осуществлялся анализ текста с опорой на предыдущие знания.

Цели урока в целом достигнуты.

Анализ провела ЗДУВР________________/Огиенко Я. В./

Ознакомлена:_______________/Щербакова И. О./ Дата ___________

Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Анализ контрольной работы

  3. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока

  4. Работа по теме

Рассказ учителя о Лермонтове М. Ю. (во время рассказа учителя демонстрируются слайды 1-26).

История создания стихотворения «Тучи».

Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтов написал в 1840 г., когда во второй раз отправлялся в ссылку на Кавказ. В далёкий апрельский вечер, в Петербурге, поэт ощутил грусть вынужденного расставания с «милым севером», с теми краями России, где он провёл юность, которые были для него родиной. Он покидал не столицу Российской империи, а город, где ещё недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого были видны и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ним.

Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб. ( Чтение воспоминаний Сологуба в учебнике на стр.149.)

Мы познакомились с историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока, связана именно с ним.

Сформулируйте тему урока и запишите. (Тема одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»)

Анализ стихотворения. Аудиозапись чтения стихотворения «Тучи».

Чтение стихотворения учащимися.

Беседа по вопросам:

-Когда и при каких обстоятельствах было написано стихотворение «Тучи»?

-В чём увидел поэт сходство между мчащимися тучами и своим изгнанием?

Блуждающие по небу тучи напомнили Лермонтову его собственную судьбу. Уезжая на Кавказ, Лермонтов понимал, что его посылают на верную смерть. Он мечтал уйти в отставку и посвятить себя литературе. Но нужно было снова отправляться в «изгнание».

Странник-это тот, кто лишён дома, приюта, даже родины. И тучи , и поэт вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером».

-Какое различие увидел поэт в судьбе туч и в своей судьбе?

Тучи свободны от всего, в том числе от людских страданий.

Тучи – «вечно холодные». Но поэту не нужна такая свобода. Он страдает, он гоним,, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания, потому что нет родины.

-Какая из возможных причин изгнания самая горькая для пота?

«Друзей клевета ядовитая», «тайная зависть», «открытая злоба». Через осмысление второго четверостишия мы получаем представление об одиночестве поэта, о гонениях на него.

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Какие художественные приёмы использовал поэт в стихотворении?

Эпитеты: «вечные странники», «цепью жемчужною», «зависть тайная», «Злоба открытая» и др.

Метафоры: «степью лазурною»

Сравнение: «Мчитесь вы, будто как я же изгнанники…»

Риторические вопросы.

  • Как разрешается стихотворение? Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..» (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды страдания». О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинакова?

  • Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?

Вспомните первое сравнение «будто, как я же, изгнанники». И второе сравнение третьей строфы « Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». ( Прямое отрицание , тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные».

  1. Итоги урока

Выводы учителя и детей: В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле - чувство Родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания, потому что нет родины.

  1. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.


Предмет: литература

Класс: 6

Урок № 32

Тема: «Герои рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»».

Дата проведения: «23» ноября 2018 г.

Учитель: Щербакова Инна Олеговна

Проверяющий: Огиенко Яна Викторовна


Цель: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; Задачи:

- обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

- формирование познавательной потребности, хорошего эстетического вкуса;

- развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать;

- развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;

- воспитывать интерес к чтению, навыки культуры умственного труда.

Анализ:

В 6 классе обучается 14 учащихся. Уровень мотивации  учебной деятельности – средний. Большинство учащихся слабо владеют навыками связных высказываний, для них представляет определённую трудность анализировать текст, осмысливать его. Одной из причин является то, что 4 учащихся читают ниже нормы. Ученики 6 класса не могут выразить себя творчески.  Но на уроках они достаточно активны.

Формулировка целей ясна и доступна учащимся. Цели ориентированы не только на освоение предметного материала, но и на развитие ключевых компетенций учащихся. Кроме того – на развитие ценностно-смысловой сферы учащихся (т.е. воспитательные задачи).

Тип урока - комбинированный, он соответствует дидактической цели.

В содержании урока чётко выделяются отдельные этапы учебной работы: организационный этап, этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материала урока, этап изучения нового материала,э тап закрепления изученного, рефлексия, этап информирования учащихся о домашнем задании и его выполнении.

Действия учащихся адекватны задачам и приводят к достижению результатов.

Содержание урока способствовало формированию коммуникативной компетенции через развитие умений: монологической речи (рассказывать, выражать собственное мнение), диалогической речи.

Формированию информационной компетенции через развитие умений: работать с текстом поэмы, работать со справочной литературой (толковыми словарями), работать с дополнительной литературой.

Социальной компетенции через развитие умений: принимать самостоятельные решения, проявлять толерантность, преодолевать разногласия, приходить к единому решению.

Творческой компетенции: обрабатывать информацию, предлагать пути решения проблем.

В течение урока обеспечивалась субъективная позиция учащихся за счёт того, что ученики имели возможность свободно выражать свои мысли, проявляли уважение к мнению других, рефлексировали. Учащиеся ориентированы на самостоятельную работу по решению образовательных задач урока. Ставка сделана на партнёрскую позицию.

В процессе организации и проведения самостоятельной работы учащимся был дан чёткий инструктаж с определением учебной задачи. Учебное время использовано рационально. В ходе выполнения самостоятельной работы учащиеся активны, умеют представить результаты своей работы.

Содержание урока повлияло на ценностно-смысловую сферу учащихся через открытое предъявление учителем собственных ценностей, чувств, через высказывание учащимися собственных суждений.

Для выявления уровня усвоения знаний в конце урока был применён тест (выполнен на допустимом уровне) и проведена рефлексия. Работа отдельных учащихся и класса в целом оценена. Домашнее задание задано вовремя.

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и исследовательский методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.

На протяжении урока учащиеся работали со словами, которые им было предложено  включить в свою речь. Дети применяли их в различных вариантах (как однокоренные, с изменением формы слова), ход размышления и рассуждения был направлен на расширение лексикон шестиклассников. Учитывая низкий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого (чтение текста и ответы на вопросы учебника для тех, кто дома не готовится, не читает) до творческого  уровня.

Цели урока в целом достигнуты.

Анализ провела ЗДУВР________________/Огиенко Я. В./

Ознакомлена:_______________/Щербакова И. О./ Дата____________

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з (фронтальный опрос по прочитанному произведению)

  3. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока

  1. Вступительная беседа по биографии И.С. Тургенева (на основе знаний предыдущего урока)

– Кто такой И.С. Тургенев?

– Что мы знаем о великом русском писателе? (ответы учащихся)

– Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева.

И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека.

- С каким произведением в вашей памяти связано имя И.С. Тургенева? (рассказ «Муму»)

Словарная работа

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. (запись определения в тетради)

Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри  на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник».  Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.

Словарная работа

Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, посвящённый современной автору жизни, фактам, людям, сохраняющий особенности образного изображения. (запись определения в тетради)

IV. Работа над темой урока.

1.Работа с текстом.

- Понравилось ли вам это произведение? Чем?

-  О чём это произведение?

(Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа)

- Расскажите кратко содержание рассказа. С чего начинается рассказ?

(«Бежин луг» - поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека. Рассказ начинается с описания природы.)

Словарная работа

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. (запись определения в тетради)

- Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

Перед вами отрывок из рассказа

Прочитайте выразительно. Попробуйте охарактеризовать выделенные слова и определить их роль в тексте.

«Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое(эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачказасверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимаетсямогучее светило (метафора).

- Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой.

2. Работа над образами героев.

Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.

- Вспомните их имена.

Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня

- Что мы о них знаем?

(учащиеся выступают с характеристиками героев, составленными дома)

- Сев у костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие истории называются быличками.

Словарная работа.

Быличкарассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради). -  Кто из ребят рассказывал былички?

(Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.)

- Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

(дети кратко пересказывают былички )

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ о Тришке (антихристе) Анти́христ — описанный в христианской эсхатологии человек, противник Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию (Мф. 24:4), но имеющий злую сущность

- Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

- Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказы мальчиков?

(Увлекательно, таинственно)

- А кто больше всех рассказал быличек?

(Илюша)

- Давайте посмотрим на портрет Илюши и подумаем, как он мог бы рассказывать истории?

- Ребята, Костя рассказывал о русалке. А кто знает, почему русалка на ветвях сидит?

- Последний рассказчик – Павлуша. Чем он отличается от других?

V. Вывод

- С какой целью рассказывают мальчики былички?

- Какими перед нами предстают крестьянские дети?

VI. Рефлексия.

Оценки за урок.

VII. Домашнее задание: Написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду рассказа.

- На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо за внимание, до свидания!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!