СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Свободы сеятель пустынный..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Свободы сеятель пустынный...".

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Свободы сеятель пустынный..."»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Свободы сеятель пустынный..."

В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Сво­боды сеятель пустынный...».

Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Композиция. Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвя­щена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая — «мирным народам», здесь тон лирического ге­роя резко меняется, теперь это гневное обличение, « мирные народы » сравниваются с покорным стадом:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель пустынный» — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные вы­сказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».

823 год ознаменовался для Пушкина глубоким кризисом. В это время он находился в четырехлетней ссылке, полной печальных событий для поэта. Он был лично оскорблен решением правительства о его заточении.

Он находился в духовном упадке, ничто не могло его обрадовать. Эти негативные чувства овладели им всецело. Под действием этих ощущений, обдумывая свою судьбу, он написал стихотворение.

За основу взята притча из Евангелия о сеятеле. Притчу эту рассказал Иисус своим ученикам и последователям, когда они оказались в толпе. Семена, которые бросал пахарь, имели разную судьбу. Одни падали на дорогу, камень, пропадая. Иные же взрастали и давали обильный урожай. На деле же все гораздо печальнее.

Как и многие стихотворения Пушкина, это состоит из 2 частей. В первой перед нами предстает сеятель, о нем рассказывается в приподнятом тоне, с ним связана тема жизни, надежды, добра. Сеятель – это образ поэта в широком смысле слова. Семена же – поэзия. Плодородной землей для Пушкина есть свобода от оков общества. Во второй части за «мирным» народом скрыта безликая толпа без своего мнения, подобная покорному стаду. Две стороны начинают свое противоборство. И лирический герой приходит к выводу: ничто не в силах остановить толпу, заставить ее прислушаться к истине, пробудить от рабства. Все свои силы он потратил впустую.

Эта притча раскрывает новую эпоху в романтизме, с новой стороны описав проблему взаимоотношений личности и толпы. Между строк можно прочитать разочарование поэта в политической пропаганде. 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!