СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения С. Смирнова «Кто сказал, что пейзаж этот беден?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения С. Смирнова «Кто сказал, что пейзаж этот беден?»»

Анализ стихотворения С. Смирнова «Кто сказал, что пейзаж этот беден?»


Кофанова Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №40»

города Старый Оскол


  1. Тема текста – зимний пейзаж.

Смысловая цельность текста находит выражение в его строении.

Вопросительное предложение - опорное, оно раскрывает тему: «Кто сказал, что пейзаж этот беден?» Последнее предложение, завершающее текст стихотворения, одновременно является ответом на поставленный вначале текста вопрос, подытоживает смысл стихотворения на лексическом уровне и тут же наводит на размышления, продолжая развитие темы стихотворения вне текста в воображении человека, позволяя привести ему свои убедительные примеры для доказательства темы стихотворения. Таким образом, здесь важно отметить единство автора и читателя, так как написание этого текста автором и его восприятие читателем есть своеобразное соавторство.

Ключевые слова называют микротемы: пейзаж, сады, сугробы, цепочка лисьего следа, стога. Причем в этой цепочке слов, слово «пейзаж» является основным (оно находится в предложении, обозначающем тему стихотворения и имеет значение) и включает в себя все последующие слова, являющиеся конкретизаторами и средствами развития темы.

  1. Тип текста – описание (статическое описание).

Риторический вопрос провоцирует дальнейшее описание. Автор задает вопрос и сам отвечает на него, текст начинается с общей посылки, с общего представления о теме речи (пейзаж), и затем идет конкретизация, выделение деталей, элементов описания. Описание идет от общего к частному, что способствует конкретизации темы речи и ответу на поставленный вопрос. В тексте преобладают имена существительные, называющие предметы, и имена прилагательные, характеризующие их, глаголы употребляются в тексте, но в настоящем времени, это позволяет говорить о том, что данный текст представляет собой статическое описание, констатирующее момент существование природы в настоящем времени: «здесь» и «сейчас».

В тексте выделяется 4 микротемы, основной является первая (риторический вопрос), она вмещает в себя все последующие, которые являются ее конкретизаторами.

  1. Речевую ситуацию определяет обращение автора к адресату (читателям). Цель – сообщение и воздействие. Стиль – книжный, художественный. Раскрытие темы стихотворения происходит путем развития каждой из микротем текста. Все микротемы, в свою очередь, детализируются, наполняются необыкновенным поэтическим содержанием, созданию которого способствует необычайная образность стихотворения и олицетворение предметов неживой природы. Наиболее значимыми являются словосочетания «снеговая новизна», «сугробы-медведи сосут лапы во сне», «цепочка лисичьего следа как живая звенит за селом», «стога-деды суверенно грустят о былом».

Каждое слово настолько образно, настолько насыщено информацией, что просто «открывает» читателю глаза на мир вокруг, особенно мир зимней природы, заставляет увидеть его в новом свете, почувствовать поэзию самых прозаических вещей.

После прочтения стихотворения у читателя в воображении создается картина огромного, чистого, зимнего, нетронутого еще ни одним человеком пейзажа, где все торжественно именно в этой чистоте. Главным действующим лицом здесь является природа, которая создала этот чудный пейзаж.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!