Анализ стихотворения С. Смирнова «Кто сказал, что пейзаж этот беден?»
Кофанова Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №40»
города Старый Оскол
Тема текста – зимний пейзаж.
Смысловая цельность текста находит выражение в его строении.
Вопросительное предложение - опорное, оно раскрывает тему: «Кто сказал, что пейзаж этот беден?» Последнее предложение, завершающее текст стихотворения, одновременно является ответом на поставленный вначале текста вопрос, подытоживает смысл стихотворения на лексическом уровне и тут же наводит на размышления, продолжая развитие темы стихотворения вне текста в воображении человека, позволяя привести ему свои убедительные примеры для доказательства темы стихотворения. Таким образом, здесь важно отметить единство автора и читателя, так как написание этого текста автором и его восприятие читателем есть своеобразное соавторство.
Ключевые слова называют микротемы: пейзаж, сады, сугробы, цепочка лисьего следа, стога. Причем в этой цепочке слов, слово «пейзаж» является основным (оно находится в предложении, обозначающем тему стихотворения и имеет значение) и включает в себя все последующие слова, являющиеся конкретизаторами и средствами развития темы.
Тип текста – описание (статическое описание).
Риторический вопрос провоцирует дальнейшее описание. Автор задает вопрос и сам отвечает на него, текст начинается с общей посылки, с общего представления о теме речи (пейзаж), и затем идет конкретизация, выделение деталей, элементов описания. Описание идет от общего к частному, что способствует конкретизации темы речи и ответу на поставленный вопрос. В тексте преобладают имена существительные, называющие предметы, и имена прилагательные, характеризующие их, глаголы употребляются в тексте, но в настоящем времени, это позволяет говорить о том, что данный текст представляет собой статическое описание, констатирующее момент существование природы в настоящем времени: «здесь» и «сейчас».
В тексте выделяется 4 микротемы, основной является первая (риторический вопрос), она вмещает в себя все последующие, которые являются ее конкретизаторами.
Речевую ситуацию определяет обращение автора к адресату (читателям). Цель – сообщение и воздействие. Стиль – книжный, художественный. Раскрытие темы стихотворения происходит путем развития каждой из микротем текста. Все микротемы, в свою очередь, детализируются, наполняются необыкновенным поэтическим содержанием, созданию которого способствует необычайная образность стихотворения и олицетворение предметов неживой природы. Наиболее значимыми являются словосочетания «снеговая новизна», «сугробы-медведи сосут лапы во сне», «цепочка лисичьего следа как живая звенит за селом», «стога-деды суверенно грустят о былом».
Каждое слово настолько образно, настолько насыщено информацией, что просто «открывает» читателю глаза на мир вокруг, особенно мир зимней природы, заставляет увидеть его в новом свете, почувствовать поэзию самых прозаических вещей.
После прочтения стихотворения у читателя в воображении создается картина огромного, чистого, зимнего, нетронутого еще ни одним человеком пейзажа, где все торжественно именно в этой чистоте. Главным действующим лицом здесь является природа, которая создала этот чудный пейзаж.