ОБЩИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ (пробного)
по русскому языку в 9-х классах от 31.01.2024 г
Цель анализа: проанализировать результатыпробного итогового собеседования, чтобы выработать основные пути для совершенствования подходов к подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Дата проведения: 31.01.24
Учителя: 9А-Селиверстова В.В., 9Б –Голдырева Н.И., 9В- Иванова О.Л., 9Г- Шарниева Н.М.
Общий результат
Всего в 9-х классах- 104 чел (из них с ОВЗ- 14 чел)
Отсутствовали- 6 чел (из них с ОВЗ – 1 чел)
Количество участников собеседования: 85 чел (+ 13 чел ОВЗ)= 98 чел.
Получили «зачет» - 77 чел. - 91%(+ все 13 участников с ОВЗ набрали 6-8 баллов и получили «зачет») =90 чел
Получили «незачет»- 8 чел. – 9% (Петров Е-9А, Пивоваров Д-9А, Завьялова -9Б, Голубева С.- 9Б, КозырчиковаК -9В,Турышев н.-9В, Ижиков -9В, Гусаров С.-9В)
В анализе отражены результаты 85 человек (кроме ОВЗ)
Характеристика КИМ 2024 года по ИС
Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом:
Задание 1 – чтение вслух текста научно-публицистического стиля.
Задание 2 – пересказ текста с включением высказывания.
Задание 3 – тематическое монологическое высказывание.
Задание 4 – участие в диалоге.
Задание | Содержание задания | Время на подготов-ку (max) | Время на выполнение (max) |
Задание 1 Чтение текста | Осознанно и правильно передать замысел автора слушателям в соответствии с пунктуационными знаками. Текст содержит сложную грамматическую единицу – имя числительное, которое представлено в цифровой форме в косвенном падеже. | 2 мин. | 2 мин. |
Задание 2 Пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации | Сохранить все основные микротемы исходного текста и уместно, логично включить в него во время пересказа приведённое высказывание. Во время подготовки (до 2 мин.) карточка с текстом находится у участника. Экзаменуемый имеет право делать графические пометы, вести краткие записи, используя «Поле для заметок» в КИМе. По истечении времени на подготовку карточка передается экзаменатору-собеседнику. Участник отвечает, используя сделанные записи в «Поле для заметок» и напечатанную в КИМе цитату. | 2 мин. | 3 мин. |
Задание 3 Создание устного монологического высказывания по одной из выбранных тем беседы (1-3) в объеме не менее 10 фраз | 1. Описать фотографию, раскрыв тему в полном объёме (описание); 2. Рассказать о своём личном жизненном опыте, раскрыв тему в полном объёме (повествование); 3. Дать полный ответ на поставленный проблемный вопрос, аргументировав свою точку зрения; дать полные ответы на вопросы плана (рассуждение). | 1 мин. | 3 мин. |
Задание 4 Участие в диалоге с экзаменатором-собеседником | Дать полные ответы на поставленные вопросы, изложить мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря. | - | 3 мин. |
Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, — 20. Зачет выставляется в том случае, если за выполнение работы выпускник набрал 10 или более баллов. (ОВЗ – 5 баллов) |
Уровень сложности заданий базовый. Тексты для чтения и пересказа были посвящены выдающимся людям России. Темы для монологического высказывания отличались разнообразием.
На выполнение работы каждому участнику отводилось 15 минут (обучающиеся с ОВЗ получили дополнительное время (30 мин) на выполнение всех заданий). В процессе проведения собеседования велась аудиозапись. Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом-экзаменатором непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям.
Ответы оценивались по системе «зачет»/«незачет».
Критерии оценивания заданий и результативность (% их выполнения
| | Чтение текста вслух |
1 | Ч1 | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста | 1 | 85 чел | 100% |
| | Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста | 0 | | 0% |
2 | Ч2 | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче | 1 | 85 чел | 100% |
| | Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче | 0 | | 0% |
3 | Ч3 | Искажений слов нет | 1 | 49 чел | 58% |
| | Допущено одно искажение слова или более | 0 | 36 чел | 42% |
| П1 | Сохранение при пересказе микротем текста |
4 | | Все основные микротемы исходного текста сохранены | 2 | 26 чел | 30% |
| | Упущена или добавлена одна микротема | 1 | 25 чел | 30% |
| | Упущены или добавлены две и более микротемы | 0 | 34 чел | 40% |
5 | П2 | Работа с высказыванием |
| | Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично | 1 | 61 чел | 72% |
| | Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и (или) нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа | 0 | 24 чел | 28% |
6 | П3 | Способы цитирования | | | |
| | Ошибок в цитировании нет | 1 | 53 чел | 62% |
| | Допущена одна ошибка в цитировании или более | 0 | 32 чел | 38% |
7 | М1 | Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании |
| | Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 10 фраз по теме высказывания | 2 | 59 чел | 69% |
| | Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: приведено 5‒9 фраз по теме высказывания | 1 | 25 чел | 30% |
| | Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей: привёл менее 5 фраз по теме высказывания | 0 | 1 чел | 1% |
8 | М2 | Логичность монологического высказывания |
| | Логические ошибки отсутствуют | 1 | 61 чел | 72% |
| | Допущена одна логическая ошибка или более | 0 | 24 чел | 28% |
9 | Д1 | Выполнение коммуникативной задачи в диалоге |
| | Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на три вопроса в диалоге | 2 | 65 чел | 76% |
| | Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на два вопроса в диалоге | 1 | 18 чел | 21% |
| | Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей: дан развёрнутый ответ на один вопрос в диалоге, или ответы на вопросы не даны, или даны односложные ответы | 0 | 2 чел | 2% |
| | Критерии оценивания грамотности речи (Р)* |
10 | Р1 | Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет | 2 | 40 чел | 47% |
| | Допущены одна-две орфоэпические ошибки | 1 | 23 чел | 27% |
| | Допущены три орфоэпические ошибки или более | 0 | 22 чел | 26% |
11 | Р2 | Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет | 2 | 15 чел | 18% |
| | Допущены одна-две грамматические ошибки | 1 | 26 чел | 30% |
| | Допущены три грамматические ошибки или более | 0 | 44 чел | 52% |
12 | Р3 | Речевых ошибок нет, или допущены одна-две речевые ошибки | 2 | 39 чел | 46% |
| | Допущены три-четыре речевые ошибки | 1 | 31 чел | 36% |
| | Допущены пять речевых ошибок или более | 0 | 15 чел | 18% |
13 | Р4 | Богатство речи Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием грамматического строя речи | 1 | 52 чел | 61% |
| | Речь характеризуется бедностью словаря и (или) однообразием грамматического строя речи | 0 | 33 чел | 39% |
14 | Р5 | Соблюдение фактологической точности Фактические ошибки отсутствуют | 1 | 38 чел | 45% |
| | Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | 47 чел | 55% |
| | | | | |
| | | | | |
% выполнения отдельных заданий итогового собеседования
Можно сделать выводы:
Лучше всего участники справились с заданиям «Чтение текста» 1 и 2 (100%) , но при этом 42% участников допустили при чтении текста искажения слов. 30% участников подробно пересказали текст, не упустив на одной микротемы, еще 30% - при пересказе упустили (добавили ) 1 микротему, а 40% - не сумели пересказать текст (упустили/добавили 2 (и более) микротемы). 72% включили цитату в пересказ, 28%- не сумели справиться с цитированием. При этом только у 62% участников нет ошибок при цитировании, а 38% , как оказалось, не знают способов цитирования.
Только 69% участников сумели построить монологическое высказывание из 10 фраз, 30%- построили монолог из 5-9 фраз. При этом 28% допустили в монологе логические ошибки.
Вступили в диалог и дали развернутые ответы на три вопроса 76% участников, а 24% вступили в диалог, но на один вопрос ответили односложно (или не ответили)
Только 47% не допустили в речи орфоэпическиз ошибок, 27% допустили 1-2 орфоэпические ошибки, 26% - допустили 3 и более орфоэпические ошибки.
Не было грамматических ошибок только у 18% участников, 30%допустили 1-2 ошибки, а 52% выпускников допустили в речи 3 (и более) грамматические ошибки.
46% участников допустили 5 ( и более) речевых ошибок.
Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием грамматического строя речи у 61% участников собеседования, а у 39% характеризуется бедностью словаря и (или) однообразием грамматического строя речи.
Не допустили ни одной фактической ошибки в речи только 45% выпускников.
Набранные выпускниками баллы распределились следующим образом:
Максимальный балл – 20 ( нет)
19 б.- 6 ч.-4%
18 б.-1 ч.-1 %
17 б.-7 ч.-8 %
16 б.- 9 ч.-11 %
15 б.-11ч.-13 %
14 б.- 9 ч.- 11%
13 б.-8 ч.-9 %
12 б.- 7 ч. – 8%
11б.-11 ч.-13%
10 б.- 8 ч.-9 %
Менее 10 б- 8 ч. – 9%
Рекомендации по подготовке к итоговому собеседованию (для подготовки к 14.02.24)
1.Усилить контроль за техникой осмысленного чтения выпускниками на всех уроках, и проверять понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи, темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузы, фразовое ударение, словесное ударение, повышение – понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.
2.Учить видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины .
3.Учить читать имена числительные, представленные в цифровой форме записи (правильно его просклонять)
4. На практике особое внимание выпускников обращать на следующие типичные ошибки :
- неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями
– орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
- искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики ;
- наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
Анализ результатов показал, что подробный пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался самым сложным для участников. Обращать внимание выпускников на то, что пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
5. Учить подробному пересказу с включением цитаты, обращать внимание на фактические ошибки при пересказе; неумение логично включать высказывание (цитату) в пересказ.
6. При составлении монологического высказывания учить считать фразы, следить за смысловой цельностью, логичностью, законченностью монолога.
7.Поощрять на уроках образцы речи, отличающейся богатством словаря, точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций, рациональностью и стилистической целесообразностью выбранных языковых ресурсов.
8. Обращать внимание на типичные ошибки при создании монологического высказывания
- отсутствие последовательного логичного высказывания; повторы мыслей,
- однообразие грамматических конструкций, повторы слов.
9. Учить взаимодействовать с экспертом-собеседником: проявлять умение участвовать в беседе, давать развернутые ответы на вопросы собеседника (единичные случаи).
10. Систематически упражняться на уроках русского, языка, литературы и совершенствовать :
- технику выразительного чтения (с листа, наизусть);
- анализ текста для подготовки к подробному пересказу;
- способы передачи чужой речи;
- приемы введения чужого текста (цитаты) в пересказ;
- функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
- особенности типа текста, построение текста заданного типа;
- правила построения монолога и диалога;
- речевые нормы ( склонение имен числительных, орфоэпические и грамматические нормы). Проводить практикумы (устные и письменные)
Вывод:
Уровень результатов итогового устного собеседования по русскому языку в 9-х классах в 2024 году - удовлетворительный.
02.02.24. Руководитель ШМО учителей русского языка и литературы: Селиверстова В.В.