СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результата единого государственного экзамена по биологии за 2020– 2021 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет педагогам при анализировании результатов ЕГЭ по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Анализ результата единого государственного экзамена по биологии за 2020– 2021 учебный год»


Анализ результата единого государственного экзамена по биологии

за 2020– 2021 учебный год в МОУ «СШИ № 2»

Дата проведения экзамена: 18.06.2021

На основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 апреля 2021г. № 161/470 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к исполнению средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году», был проведён единый государственный экзамен по биологии.


1. Характеристика КИМ

Каждый вариант КИМ содержал 28 заданий и состоял из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности (таблица 1).

Часть 1 содержала 21 задание:

6 – с множественным выбором ответов из предложенного списка;

6 – на установление соответствия элементов двух множеств;

3 – на установление последовательности систематических таксонов,

биологических объектов, процессов, явлений;

2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;

1 – на дополнение недостающей информации в схеме;

2 – на дополнение недостающей информации в таблице;

1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1–21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации.

В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Таблица 1


Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 58 (в %)

Часть 1

Базовый

12

20

34,5

Повышенный

9

18

31

Часть 2

Высокий

7

20

34,5


Итого

28

58

100

Уровни сложности задания: Б – базовый; П – повышенный; В – высокий.


2. Продолжительность экзаменационной работы по биологии

На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:

− для каждого задания части 1 – до 5 минут;

− для каждого задания части 2 – 10–20 минут.


3. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств.

Ответы на задания части 2 проверяются предметными комиссиями. Правильный ответ на каждое из заданий 1, 2, 3, 6 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

При оценивании выполнения каждого из заданий 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставляется 2 балла за полное правильное выполнение, 1 балл за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры); 0 баллов во всех остальных случаях.

При оценивании выполнения каждого из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если допущена одна ошибка; 0 баллов во всех остальных случаях. При оценивании выполнения каждого из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр; 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры); 0 баллов во всех остальных случаях.

В части 2 выполнение задания 22 оценивается максимально в 2 балла, выполнение каждого из заданий 23–28 оценивается максимально в 3 балла.

Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 58.



4. Результаты экзамена по биологии

Таблица 2

Класс

Кол-во участников экзамена

Средний балл

Наибольший балл

Наименьший балл

Абсолютная успеваемость

11а

5

21,2

50

Иванова Е.

34

Жарова П.

80

Из таблицы видно, что не все обучающиеся справились с заданиями. Смирнова Е. не перешагнула порог успешности.


5. Анализ результатов выполнения заданий

Результаты выполнения заданий экзаменационной работы приведены в таблице 3 .



Таблица 3

Результаты освоения элементов содержания стандарта по предмету

Проверяемые элементы содержания

Выполнили

верно (%)

Не

справились

(%)

1

Биологические термины и понятия.

Дополнение схемы

40

60

2

Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.

Работа с таблицей

20

80

3

Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки.

Решение биологической задачи

0

100

4

Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки.

Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

100

0

5

Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки.

Установление соответствия (с рисунком и без рисунка)

60

40

6

Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание.

Решение биологической задачи

20

80

7

Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология.

Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

100

0

8

Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология.

Установление соответствия (с рисунком и без рисунка)

80

20

9

Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.

Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

40

60

10

Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.

Установление соответствия (с рисунком и без рисунка)

100

0

11

Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость.

Установление последовательности

80

20

12

Организм человека. Гигиена человека.

Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

40

60

13

Организм человека.

Установление соответствия (с рисунком и без рисунка)

80

20

14

Организм человека.

Установление последовательности

40

60

15

Эволюция живой природы.

Множественный выбор (работа с текстом)

80

20

16

Эволюция живой природы. Происхождение человека.

Установление соответствия (без рисунка)

0

100

17

Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.

Множественный выбор (без рисунка)

100

0

18

Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.

Установление соответствия (без рисунка)

80

20

19

Общебиологические закономерности.

Установление последовательности

0

100

20

Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье.

Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка)

100

0

21

Биологические системы и их закономерности.

Анализ данных, в табличной или графической форме

100

0

Часть II

22

Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)

20

80

23

Задание с изображением биологического объекта

60

40

24

Задание на анализ биологической информации

40

60

25

Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

0

100

26

Обобщение и применение знаний об эволюции

органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации

60

40

27

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

0

100

28

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

0

100

Всего заданий – 28, из них

по типу заданий: с кратким ответом – 21, с развёрнутым ответом – 7;

по уровню сложности: Б – 12; П – 9; В – 7.

Максимальный первичный балл за работу – 58.

Из таблицы 2 видно, что менее успешно (20%) учащиеся справились с заданиями по темам:

1) Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей.

2) Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи.

3) Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико ориентированное задание)

Не справились с заданиями (0%) по темам:

1) Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи

2) Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рисунка)

3) Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

4) Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

5) Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации


6. Основные выводы и рекомендации:

Причины ошибок:

- слабый навык контроля и самоконтроля (невнимательность при чтении задания);

- сложность изучаемых явлений особенно в курсе зоологии, анатомии, физиологии человека и генетики;

- недостаточное количество заданий практического характера в школьном курсе биологии за 10-11класс.

Рекомендации учителю:

- обратить внимание при подготовке к ГИА в 2021-2022 учебном году на задания тестовой части работы, по которым были допущены типичные ошибки;

- продолжить вести работу по индивидуальному плану подготовки учащихся к ГИА в 2021-2022 учебном году;

- обратить особое внимание на отработку навыков применения биологических знаний при решении практических задач во второй части;

- стимулировать познавательную деятельность учащихся как средство саморазвития и самореализации личности;

- воспитывать у учащихся положительное отношение к учебной деятельности;

- осуществлять взаимодействие между семьёй и школой с целью организации совместных действий для решения успешности обучения и повышения качества знаний обучающихся.



Учитель биологии: Ветчинина Светлана Сергеевна




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!