АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-НАСТАВНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Мариинского муниципального района |
В соответствии с распоряжением министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 года № р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программ среднего профессионального образования, в том числе, с применением лучших практик обмена опытом между обучающимся» с января 2020 года с молодыми педагогами общеобразовательных организаций и педагогами - наставниками в Мариинском муниципальном районе организуется следующая деятельность:
- осуществляется работа районных методических объединений молодых специалистов ОО и ДОО;
- реализуются дорожные карты сопровождения деятельности педагогов – наставников общеобразовательных, дошкольных организаций;
- для молодых педагогов работает «Клуб молодого педагога»;
- проводится мониторинг адаптации молодых педагогов к специфике профессии.
В соответствии с Положением о наставничестве в образовательных учреждениях (введено в действие приказом директора МКУ «Информационно - методический центр Мариинского муниципального района» № 1018 от 06.10.2020 года) и в целях реализации дорожной карты по сопровождению деятельности педагогов-наставников общеобразовательных организаций Мариинского муниципального района (введена в действие приказом начальника управления образования администрации Мариинского муниципального района № 1169 от 01.10.2021 года) в период с 14 по 18 декабря 2020 проведено анкетирование молодых учителей (стаж работы не более 1 года), выявляющее степень удовлетворенности условиями работы в образовательной организации. Анкетирование проводилось на школьном уровне.
В нем участвовало 11 молодых специалистов из общеобразовательных организаций Мариинского муниципального райна № 1,2,6,7
Обработка и анализ анкет проводился на муниципальном уровне специалистом МКУ «ИМЦ Мариинского муниципального района»».
Анкета для молодых специалистов состояла из 4 блоков:
Удовлетворенность работой.
Проблемы, возникающие во время работы.
3 Удовлетворенность системой морального поощрения.
Мотивационные аспекты работы.
Анализ анкет показал следующее:
Наименование критерия | Да | Нет |
1.Укажите, удовлетворяют ли Вас следующие аспекты вашей работы (поставьте галочку в соответствующем столбце). |
Перешли бы Вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность? | | 11(100%) |
Удовлетворены ли Вы своей работой? | 10 (90,9%) | 1 (9,1%) |
Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь в последний год? | 11(100%) | |
Понимаете ли Вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать развитию образовательного учреждения? | 11(100%) | |
Хорошо ли планируется и координируется работа в образовательном учреждении? | 11(100%) | |
Четко ли Вы понимаете, что от Вас ожидают в работе? | 11(100%) | |
Понимаете ли Вы, чем определяется Ваша зарплата? | 10(90,9%) | 1 (9,1%) |
Можете ли Вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения? | 9 (81,8 %) | 2 (18,2 %) |
По Вашему мнению, в этом образовательном учреждении Вы сможете осуществить свои жизненные планы? | 11(100%) | |
Устраивает ли Вас признание как учителя в образовательном учреждении? | 11(100%) | |
Устраивают ли Вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.)? | 9 (81,8 %) | 2 (18,2 %) |
Устраивает ли Вас обеспечение рабочего места всем необходимым? | 9 (81,8 %) | 2 (18,2 %) |
Устраивает ли Вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)? | 10 (90,9%) | 1 (9,1%) |
Устраивает ли Вас размер заработной платы? | 11 (100%) | |
Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом образовательном учреждении? | 11 (100%) | |
2. Что из нижеперечисленного вызывает у Вас озабоченность? (отметьте галочкой) |
Уровень оплаты труда | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Информирование коллектива | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Возможность доведения своего мнения до администрации | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Состояние трудовой дисциплины в образовательном учреждении | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Условия труда | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Взаимоотношения в педагогическом коллективе | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Организация питания | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Материально-техническое обеспечение | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Отношение к инициативным педагогам | 1 (9,1%) | 10 (90,9 %) |
Система поощрения лучших учителей | 2 (18,2 %) | 9 (81,8 %) |
Качество подготовки учащихся | 3 (27,3 %) | 8 (72,7 %) |
Взаимоотношение с администрацией | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Возможность защиты от несправедливости | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
График работы | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
3. Как Вы оцениваете систему морального стимулирования в образовательном учреждении? (отметьте галочкой) |
Морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд | 2 (18,2 %) | 9 (81,8 %) |
Моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования | 8 (72,7 %) | 3 (27,3 %) |
Моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги | 2 (18,2 %) | 9 (81.8 %) |
Почетная грамота | 5 (45,5%) | 6 (54,5 %) |
Похвала руководителя | 9 (81,8 %) | 2 (18,2 %) |
Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку | 5 (45,5%) | 6 (54,5 %) |
Вынесение на доску почета | 1 (9,1%) | 10 (90,9%) |
Возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния | 8 (72,7 %) | 3 (27,3 %) |
Более хорошие условия работы | 3 (27,3 %) | 8 (72,7 %) |
Ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации образовательного учреждения | 10 (90,9%) | 1 (9,1%) |
Интересная, усложняющаяся работа, требующая роста мастерства, возрастающая ответственность | 7 (63,7%) | 4 (36,3%) |
4. Какие из аспектов работы являются для вас самыми важными? (отметьте галочкой) |
Интересная работа | 11(100%) | |
Высокий уровень зарплаты | 8 (72,7 %) | 3 (27,3 %) |
Из показателей анкетирования можно отметить, что большинство молодых специалистов удовлетворены своей работой (90,9%), понимают, что необходимо делать в своей работе для развития образовательного учреждения (90,9%), могут осуществить свои жизненные планы (90,9%) и понимают, по каким критериям определяется заработная плата (90,9%). В большей степени молодых специалистов устраивают условия труда (81,8%), состояние материально-технической базы (90,9%), обеспечение рабочего места (81,8%). У нескольких специалистов вызывают озабоченность качество подготовки учащихся (27,3%), система поощрения лучших учителей (18,2%). Почти все молодые специалисты показали, что их устраивает система морального стимулирования (72,7%). Многие из анкетируемых хотели бы получить возможность для обучения (72,7%). Всем молодым специалистам интересна работа, которой они занимаются.
Анализ полученных результатов показал, что молодые специалисты имеют активную личностную позицию, стремление к самосовершенствованию и профессиональному развитию. Вместе с тем, выделен ряд ключевых проблем, на которые следует обратить внимание при организации обучения специалистов и сопровождения их адаптации и профессионального развития.
Администрациям школ рекомендовано в течение текущего учебного года:
- активизировать организацию методической помощи молодым специалистам;
- с целью успешной адаптации молодого специалиста в условиях работы общеобразовательной организации включить в план работы с молодыми специалистами мероприятия со школьным психологом;
- выполнить корректировку плана работы с учетом выявленных проблем.
В Мариинском муниципальном райне в общеобразовательных организациях работают 35 молодых специалистов (молодой специалист – начинающий педагог, не имеющий опыта работы в образовательной организации, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих педагогических навыков и умений. Он повышает свою квалификацию в течение 3 лет под непосредственным руководством наставника по согласованному индивидуальному плану педагогического сопровождения), к каждому из них прикреплен наставник (опытный педагог, обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания и воспитания, готовый к передаче знаний, умений, навыков и личного опыта).
С 14 по 18 декабря 2020 года наставниками-кураторами молодых специалистов была заполнена экспертная карта оценки профессионального роста молодого педагога (за 1 полугодие 2020-2021 учебного года).
Экспертная карта содержала 10 вопросов, содержащих проверку теоретических знаний и профессиональных умений молодого педагога. Было дано 3 критерия оценивания: недостаточно, достаточно, ярко выражен.
Анализ экспертных карт наставников показал:
№ | Теоретические знания и профессиональные умения педагога | недостаточно | достаточно | ярко выражен |
1 | Знание своего предмета. | 2 (5,72 %) | 27 (77,14 %) | 6 (17,14 %) |
2 | Умение анализировать. | 8 (22,86 %) | 27 (77,14 %) | 0 |
3 | Знание методики преподавания. | 7 (20 %) | 27 (77,14 %) | 1 (2,86 %) |
4 | Знание детской возрастной психологии и умение использовать психологические методы, приемы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности. | 9 (25,7%) | 23 (65,72 %) | 3 (8,58 %) |
5 | Знание психологии детского общения, психологии творчества. Умение стимулировать детскую активность. | 7 (20 %) | 24 (85,56 %) | 4 (11,44%) |
6 | Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности обучающихся. | 8 (22,86 %) | 24 (85,56 %) | 3 (8,58 %) |
7 | Владение и использование различных форм занятий, традиционных и нетрадиционных. | 8 (22,86 %) | 25 (71,42 %) | 2 (5,72 %) |
8 | Умение увлечь детей, организовать их индивидуальную и коллективную успешную деятельность. | 7 (20 %) | 22 (62,86 %) | 6 (17,14 %) |
9 | Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий. | 7 (20 %) | 25 (71,42 %) | 3 (8,58 %) |
10 | Рациональное использование в своей работе наглядности. | 7 (20 %) | 25 (71,42 %) | 3 (8,58 %) |
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что большинство молодых специалистов на достаточном уровне:
- владеют учебным материалом, который преподают (77,14 %);
- используют в своей работе различные методы преподавания (77,14%);
-умеют разнообразить формы организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе (68,56 %);
- умеют увлечь детей, организовать индивидуальную и коллективную успешную деятельность (62,86%);
- используют в своей работе современные образовательные технологии (71,42 %);
-владеют и используют в учебно - воспитательном процессе различные формы занятий (71,42%);
-используют рационально наглядность в свое работе (71,42%);
- знают психологию детского общения (68,56 %) и умело используют психологические методы, приемы в своей профессиональной деятельности (65,72 %).
Наряду с этим, по всем аспектам был выявлен небольшой процент молодых специалистов (5,72-22%), который на недостаточном уровне владеют теоретическими знаниями и могут применять их на практике. Также был выявлен малый процент (2,86-17,14%) молодых учителей, которые на высоком уровне могут продемонстрировать свои профессиональные умения в образовательном процессе.
В связи с вышесказанным в течение учебного года администрации школ рекомендовано:
-выполнить корректировку плана работы с учетом выявленных проблем;
-организовать мероприятия, направленные на повышение уровня профессионального роста молодого педагога.
В рамках работы «Клуб молодого педагога» кураторам данного направления в течение учебного года необходимо организовать и провести мероприятия (обмен опытом между молодыми специалистами, мастер-классы наставников, взаимопосещение занятий), направленные на успешную адаптацию молодых специалистов и их профессионального роста.