Анализ проделанной работы ММО учителей немецкого языка Чистоозерного района Новосибирской области за 2022-2023 учебный год
Работа районного методического объединения учителей иностранного языка направлена на повышение профессионального мастерства педагогов, совершенствование их профессиональной компетенции, развитие навыков практической деятельности, формирование языковой, коммуникативной и аналитической компетенции учителей и обучающихся.
Согласно плану, согласованному с кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО, единая региональная методическая тема ММО на 2022 – 2023 учебный год была: «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся».
На 2022 – 2023 учебный год ММО ставило следующую цель: формирование функциональной грамотности через повышение эффективности образовательного процесса, применение современных подходов к организации образовательной деятельности и непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
Для достижения поставленной цели были созданы следующие задачи:
1. Создать условия для мотивации и развития учебно – познавательной компетенции школьников через использование передового педагогического опыта, современных образовательных технологий;
2. Развивать творческий потенциал учителя, направленный на формирование и развитие личности учащихся.
3. Интенсивно внедрять передовой педагогический опыт в практику работы учителей иностранного языка.
4. Оказывать помощь учителям в повышении их профессиональной компетенции в области содержания учебного предмета и методики его преподавания; повышать ИКТ-компетентность учителей иностранного языка.
5. Усилить научно-теоретическое направление деятельности педагогов.
6. Внедрить инновационные формы и методы обучения.
7. Проводить систематический обзор научно-методических материалов для повышения информированности педагогов, развития профессионального уровня, стимулирования потребности педагогов в самообразовании.
8. Оказывать методическую помощь молодым специалистам (по необходимости).
9. Создать условия для личностного роста и развития педагогов (создание среды единомышленников, предоставление возможностей творческого самовыражения).
С целью реализации задач, поставленных перед ММО, использовались следующие формы работы:
1. Заседания РМО.
2. Работа с одаренными детьми.
4. Индивидуальные консультации.
5. Практикумы по подготовке к ВПР и ГИА.
Решить поставленные цели и задачи ММО помогли проведенные заседания:
1. 26 августа 2022 г. на базе МКОУ ЧСОШ №3 состоялось августовское заседание ММО учителей иностранных языков по теме «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях перехода на обновленный ФГОС».
В работе семинара приняли участие 20 педагогов района. Участники ММО проанализировали работу за 2021 – 2022 учебный год и проведенный мягкий мониторинг по функциональной грамотности.
Учитель английского языка ЧСОШ №3 Колтунова Т.А. представила тему «Методика работы при подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ»: сделала анализ по сдаче учениками экзамена, поделилась методическими материалами из опыта работы.
На заседании был рассмотрен важный аспект - обновлённых ФГОС. Калабина А.С., учитель немецкого языка Троицкой СОШ, очень глубоко и продуктивно выступила с темой «Особенности преподавания и повышении е эффективности изучения иностранного языка в условиях реализации обновленного ФГОС нового поколения». Она познакомила присутствующих с особенностями построения учебных занятий и изменениями в программах.
Где, как не при участии в различных конкурсах, можно повысить свой уровень знаний и умений по иностранным языкам? Учитель английского языка ЧСОШ №1 Сюсюра Е.А. как раз раскрыла эту тему на заседании ММО. Елена Анатольевна рассказала о необходимости постоянно самосовершенствоваться. Участие в различного рода конкурсах и мероприятиях должны принимать не только учащиеся, но и сами педагоги. Поделилась опытом работы по данной теме с присутствующими.
При реализации национального проекта «Образование» должны раскрываться «Особенности идеологической воспитательной работы с детьми и педагогическими работниками в условиях реализации ФГОС». Именно с такой темой выступила Небылица О.Д., учитель немецкого языка Новокрасненской СОШ.
После продуктивной работы ММО был составлен предварительный план работы на следующий учебный год, подведены итоги работы секции, а также прошло награждение активных участников ММО за 2021 – 2022 учебный год.
2. 9 декабря 2022 г. в ЧСОШ № 2 состоялось ММО учителей немецкого языка Чистоозерного района Новосибирской области по теме: «Проектирование современного урока и внеурочной работы с учащимися».
Были рассмотрены вопросы, затрагивающие развитие ФГ на уроках иностранного языка. В нашем современном обществе учитель должен развиваться сам, как говорится, иди в ногу со временем. Важно не только знать понятие «функциональная грамотность», но и уметь подбирать УМК, задания которого направлены на развитие ФГ, а так же самому конструировать задания на формирование ФГ и находить современные подходы к преподаванию иностранного языка.
В начале мероприятия выступила Черепанова Наталья Леонидовна.
Тема ее доклада звучала так «Обзор УМК по немецкому языку (О.А. Радченко). Анализ заданий на формирование ФГ». Она подробно ознакомила коллег с учебниками и рабочими тетрадями данного УМК. Провела анализ заданий, предложенных в данном УМК, который показал, что они направлены на развитие математической, естественнонаучной, читательской грамотности, глобальной компетентности и креативного мышления; на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов. Данный УМК включает материалы по подготовке к ОГЭ, составлен с учётом требований ФГОС.
Казак Лидия Андреевна осветила тему «Конструирование учебных заданий для формирования ФГ на уроках ИЯ». Она рассказала о большом количестве заданий, которые можно применить на своих уроках для развития математической, читательской грамотности. Также поделилась с учителями наработанными материалами, показала задания к тексту для каждого этапа (предтекстовый, текстовый, послетекстовый).
Плотникова Мария Васильевна выступала по теме «Современные подходы к преподаванию иностранного языка при формировании ФГ в условиях введения ФГОС ООО». Каждый учитель выбирает действующие технологии, методы, реализуя свой урок. Мария Васильевна поделилась своим опытом. Она провела с учителями несколько игр, развивающих монологическую речь.
Завершила ММО руководитель МО Калабина Анастасия Сергеевна, учитель немецкого языка МКОУ Троицкая СОШ с темой: «Проектирование учебного занятия с учетом задач формирования фунциональной грамотности обучающихся и организации его анализа». Она предоставила материал по разработке урока и внеклассного мероприятия, также рассказала о том, как нужно проводить анализ занятия. На основании этих материалов учителя разработали фрагмент урока по теме «Мое любимое животное».
Все выступления носили практико-ориентировочный характер.
3. 14 марта 2023 г. в ЧСОШ № 2 состоялось ММО учителей немецкого языка Чистоозерного района Новосибирской области по теме: «Современные подходы к преподаванию иностранного языка при формировании ФГ в условиях введения ФГОС ООО»
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени.
В наши дни в сфере образования актуальна тема «Функциональная грамотность». Т. к. нашей стране нужны образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые смогут принять необходимое решение в сложившейся ситуации.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Калабина Анастасия Сергеевна, руководитель ММО учителей немецкого языка, познакомила коллег с примерным планированием урока по развитию читательской грамотности обучающихся на иностранном языке.
Из выступления учителя узнали, какими могут быть цели, задачи, социальные формы урока, также изучили деятельность учителя и учащихся, ожидаемые результаты и средства занятия. Рассмотрев четыре этапа урока, коллеги на каждый из них разработали практические задания, которые развивают функциональную грамотность.
Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание, и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели.
Все современные подходы, способы и формы организации учебного процесса, каждый вид деятельности на уроке должны быть направлены на формирование функциональной грамотности, которую ученики могли бы перенести в другие сферы своей жизни и деятельности.
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия не только в процессе обучения, но и за пределами школы.
Также актуальным вопросом в образовании остаётся «Подготовка к ВПР».
Своим опытом с коллегами по данному вопросу поделилась Елена Вячеславовна Швейцер. Она рассказала о своих проблемах, которые возникают при подготовке учащихся к ВПР и предложила пути их решения.
Калабина Анастасия Сергеевна дополнила вопрос по организации подготовки к Всероссийской проверочной работе по немецкому языку. Она подробно рассказала о своем опыте в данной сфере. Познакомила учителей со своими разработками, которые разместила на гугл-диске: https://drive.google.com/drive/folders/1p_JAOrgMQYH1yyeY4Ed1P0Jo34lWF6_L?usp=share_link
В завершении ММО Анастасия Сергеевна поблагодарила коллег за их работу и пожелала им дальнейших успехов в их деятельности!!!
4. 11 мая 2023 года на базе МБОУ Чистоозерная школа № 1 состоялось заседание муниципального методического объединения учителей немецкого языка по теме «От создания условий для формирования функциональной грамотности обучающихся к достижению планируемых результатов в контексте актуальных ФГОС ООО»
На заседании присутствовало 12 учителей.
Совещание проходило по следующему плану:
Приветственное слово Калабиной А.С. (руководитель ММО)
Знакомство с новыми Федеральными образовательными программами. (Калабина А.С.)
Конструирование заданий на формирование ФГ и их анализ на соответствие ФГОС (Черепанова Наталья Леонидовна)
Анализ и сравнение ФГОС 2010 г. с обновленными ФГОС 2021 г. (Калабина А.С.)
Обсудили планы на следующий учебный год.
Руководитель ММО Калабина А.С. познакомила коллег с важными нормативно-правовыми актами, стратегическими документами ФООП (О внесении изменений в Федеральный закон).
Черепанова Наталья Леонидовна, учитель немецкого языка МКОУ Новопокровской СОШ в интерактивном формате сделала обзор заданий на формирование ФГ, одно из которых было предложено учителям проанализировать на соответствие ФГОС. Для этого они разбились на две фокус-группы и заполнили чек - лист.
Также педагоги школ провели анализ в группах по сравнению ФГОС 2010 с обновленными ФГОС НОО, ФГОС ООО и пришли к выводу о важности формирования в своей работе читательской грамотности, креативного мышления, коммуникативной и информационной компетенций.
Работа была продуктивной!
15 декабря на базе МКОУ Чистоозерной СОШ № 2 прошел конкурс чтецов среди учащихся начальных классов, который проводится ежегодно на протяжении многих лет. Участники конкурса читали наизусть стихи. Каждый год учителями немецкого языка выбирается определенная тематика стихотворений. В этом году была тема «Дружба. Мир». После выступления участники были награждены дипломами и подарками. Места распределяло жюри. В каждом классе определяли 1, 2, 3 места. Пока жюри подводило итоги, с детьми была организована игровая программа, которую проводила учитель немецкого языка Шупик Л.В. со своими учениками. В подарок каждый участник получил энциклопедию и немецкие детские журналы. Все остались довольны!
14 февраля 2023 г. в актовом зале Чистоозерной СОШ 2 состоялся районный Фестиваль страноведения "Das alles ist Deutschland" для детей, изучающих немецкий язык. Организовал мероприятие Чистоозерный Центр немецкой культуры под руководством Шупик Л. В. , учителя немецкого языка МКОУ Чистоозерной СОШ № 2, при поддержке Новосибирского областного Российско-Немецкого Дома.
В этом году школы района представляли 16 федеративных земель Германии. Путем жеребьевки 11 школ-участников выбрали землю, которую они будут представлять:
- Троицкая СОШ (учитель Калабина А.С.) - федеративную землю Мекленбург - Переднюю Померанию;
- Ольгинская ООШ (учитель Пилипенко М.В.) - Нижнюю Саксонию;
- Барабо-Юдинская СОШ (учитель Швейцер Е.В.) - Северную Рейн - Вестфалию;
- Новокрасненская СОШ (учитель Небылица О.Д.) – Гессен;
- Новопокровская СОШ (учитель Черепанова Н.Л.) – Саксонию;
- Варваровская СОШ (учитель Плотникова М.В.) – Тюрингию;
- Новокулындинская СОШ (учитель Беккер Е.И.) – Баварию;
- Павловская СОШ (учитель Казак Л.А.) – Саар;
- Елизаветинская СОШ (учитель Родэ Е.П.) – Бранденбург;
- Журавкая СОШ (учитель Мерзлова В.В.) – Берлин;
- Чистоозерная СОШ № 2 (учитель Шупик Л.В.) - Бремен.
Ведущими Фестиваля были учащиеся МКОУ Чистоозерной СОШ № 2- Шведова Анастасия и Иоганес Вероника.
Школьные команды подготовили и представили презентации о землях, сопровождающиеся немецкими польками, песнями, стихами, демонстрацией национальных костюмов. Праздник прошел задорно, энергично, весело! Все участники фестиваля получили грамоты и призы.
27 апреля 2023 г. в Доме детского творчества прошел очередной Фестиваль песен на иностранном языке «Foreign Songs Festival»! Это стало традицией и ежегодно набирает популярность среди учащихся школ района. Участники Фестиваля исполняли песни, которые известны каждому любителю музыки. А пели они на английском, немецком и даже на французском языках. Все номера были такими яркими, живыми, непохожими и захватывающими. После выступления наших участников уважаемое жюри определило 1, 2 и 3 места, а также было проведено голосование за приз зрительских симпатий.
В конце 2022 – 2023 учебного года учителями немецкого языка был проведен мягкий мониторинг по функциональной грамотности.
Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Результаты проведения мягкого мониторинга по району. Приняли участие 9 классы из … школ Чистоозерного района. Всего 28 человек.
По результатам мониторинга можно сделать вывод, что необходимо постоянно вести работу на получение более высокого результата.
ОУ | Кол-во уч-ся | А % | К% | Итог |
1. МКОУ Новопокровская СОШ | 8 | 87 | 50 | А % К % |
2. МКОУ Троицкая СОШ | 3 | 100 | 0 |
3. МКОУ Романовская | 2 | 100 | 0 |
4. МКОУ Ольгинская ООШ | 2 | 100 | 0 |
5. МКОУ Новокрасненская СОШ | 1 | 100 | 0 |
6. МКОУ Покровская ООШ | 2 | 100 | 57 |
7. МКОУ Павловская СОШ | 1 | 100 | 55 |
8. МКОУ Озерная ООШ | 2 | 100 | 0 |
9. МКОУ Елизаветинская СОШ | 3 | 100 | 72 |
10. МКОУ Баробо-Юдинская СОШ | 4 | 100 | 50 |
11. МКОУ Чистоозрная СОШ № 2 | 5 | 100 | 80 |
12. МКОУ Журавская СОШ | 14 | 100 | 44 |
13. МКОУ Варваровская СОШ | 3 | 100 | 63 |
14.МКОУ Новокулындинская СОШ | | | |
Учителя стараются уделять внимание работе с одаренными и способными детьми, участвуют в различных конкурсах, фестивалях как самостоятельно, так и с учениками: Всероссийская олимпиада школьников, конкурс чтецов на иностранном языке для учащихся начальной школы и т.д.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1yAEdkap8coFczT0Rxxg0ISInz_VUk5wpMV0mY904MII/edit#gid=0
Учителя участвуют в работе ММО:
Количество педагогов | ОУ | ФИО выступающего | Темы выступления |
6 | МКОУ Троицкая СОШ | Калабина А.С. | 1.«Особенности преподавания и повышении е эффективности изучения иностранного языка в условиях реализации обновленного ФГОС нового поколения» 2. «Проектирование учебного занятия с учетом задач формирования фунциональной грамотности обучающихся и организации его анализа» 3. «Проектирование урока немецкого языка с учётом задач формирования функциональной грамотности обучающихся» 4.«Знакомство с новыми Федеральными образовательными программами» 5. «Анализ и сравнение ФГОС 2010 г. с обновленными ФГОС 2021 г.» 6. «Как организовать подготовку к ВПР? » 7. «Как составить план рассказа о любимом животном по тексту по обновленным ФГОС. Практико-ориентированное задание» |
МКОУ Новокрасненская СОШ | Небылица О.Д. | «Особенности идеологической воспитательной работы с детьми и педагогическими работниками в условиях реализации ФГОС» |
МКОУ Новопокровская СОШ | Черепанова Н.Л. | 1. «Обзор УМК по немецкому языку (О.А. Радченко). Анализ заданий на формирование ФГ» 2. «Конструирование заданий на формирование ФГ и их анализ на соответствие ФГОС» |
МКОУ Павловская СОШ | Казак Л.А. | 1. «Конструирование учебных заданий для формирования ФГ на уроках ИЯ» |
МКОУ Варваровская СОШ | Плотникова М.В. | 1. «Современные подходы к преподаванию иностранного языка при формировании ФГ в условиях введения ФГОС ООО» |
МКОУ Барабо-Юдинская СОШ | Швейцер Е.В. | 1. "Как организовать подготовку к ВПР?" |
Достижение результатов невозможно без квалифицированного кадрового состава ММО. В целом, качественный состав педагогических кадров позволяет совершенствовать систему иностранного образования в школах района и качественно организовывать образовательный процесс, достичь хороших результатов в обновлении системы образования. В состав ММО учителей иностранного языка входят педагоги, имеющие опыт педагогической деятельности.
Все учителя нашего ММО работают над темами по самообразованию и повышают свою квалификацию.
Сведения о количественном и качественном составе участников ММО:
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1u3G9y_Y3lRbyIDJQ1Ck47mfp2drTTike0tNKo0l_swM/edit#gid=0
В ММО учителей иностранного языка входит 16 педагогов (учителя немецкого языка), 13 из них имеют высшее педагогическое образование, 3 средне – специальное педагогическое образование.
В составе ММО:
-высшую категорию имеет 7 педагогов (44 % от общего числа);
- первую категорию имеют 7 педагогов (44 % от общего числа);
- без категории 2 педагога, имеющие СЗД (12 % от общего числа).
По результатам анализа видно, что педагогов с высшей и первой категориями почти половина. Необходимо продолжать работу над повышением квалификации, чтобы количество преподавателей, у которых нет категории, сократилось.
Рассматривая работу ММО учителей иностранного языка, можно сказать, что поставленные цели и задачи на 2022 – 2023 уч.год были решены.
Представляю таблицу «Эффективной деятельности» для объективной оценки работы ММО.
Критерии | Оценка | |
От 0 до 3 | Итог за 10 критериев |
1.Повышение квалификации педагогов | 2 | 22 |
2. Посещение уроков, мастер-классов, тренингов, организация взаимопосещения уроков | 1 |
3. Качество знаний, степень обученности учащихся по предмету (по результатам районных мониторингов, оценке предметной обученности, ГИА, ЕГЭ) | 2 |
4.Внеурочная деятельность ( внеклассная работа по предмету, направлению) | 3 |
5. Методическая продукция | 1 |
6. Работа методического объединения по изучению, обобщению и распространению опыта лучших педагогов | 2 |
7. Проведение мониторинга формирования функциональной грамотности | 3 |
8. Ведение документации методического объединения | 3 |
9. Проведение заседаний методического объединения | 3 |
10. Посещаемость заседаний методического объединения | 2 |
Итоги оценки:
22 балла - методическое объединение работает на среднем уровне.
В целом, можно отметить, что ММО учителей иностранного языка была проделана определённая работа по совершенствованию преподавания иностранного языка в рамках новых требований стандартов образования. Вместе с тем необходимо указать ПРОБЛЕМЫ и НЕДОСТАТКИ:
1. Обеспечение общеобразовательных учреждений района молодыми высокопрофессиональными кадрами, способными работать в условиях обновления содержания образования.
2. Большая отчетная нагрузка.
3. Отсутствие квалифицированных специалистов в условиях введения второго иностранного языка.
4. Отсутствие на данный момент прохождения курсов повышения квалификации в очном формате.
5. Распространение передового педагогического опыта между преподавателями иностранного языка разных районов.
6. Доступ учащихся к ресурсам интернета, которые негативно влияют на качество обучения.
7. ВПР в 7 классе: завышенный уровень, отсутствие методической литературы и дополнительных часов для подготовки учащихся.
8. Отсутствие методической помощи для составления программ по предметам. Каждый делает сам.
9. Низкая активность участия самих преподавателей в различных конкурсах из-за повышенной нагрузки в школе.
10. Не все школы принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников.
11. Как повысить интерес к изучению иностранного языка в общеобразовательных школах.
Исходя из итогов работы ММО в 2022 – 2023 учебном году, можно выделить следующие направления в 2023 – 2024 учебный год:
– повышение эффективности учебного процесса путем внедрения новых современных форм, методов, приемов;
– активизировать активную работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта педагогами ММО, направленного на дифференциацию и индивидуализацию обучения;
–ориентирование обучающихся на сдачу экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ, ВПР и мониторинга;
- изучение методик по подготовке к ВПР по иностранному языку;
– повышение активности обучающихся для участия в различного рода олимпиадах, конкурсах и мероприятиях по иностранному языку;
- совершенствование методики обучения ИЯ и создание условий для творческой деятельности учащихся;
- изучение различных УМК по предмету;
- рассмотреть возможные способы самообразования и саморазвития учителей ИЯ;
- методические рекомендации по составлению КИМ по иностранному языку;
- приоритеты в работе учителя ИЯ на современном этапе обучения;
- работа над развитием функциональной грамотности и определении ее уровня, составление банка заданий и разработка рекомендаций.
Согласно плану, руководитель ММО Калабина Анастасия Сергеевна посетила сессию в НИПКиПРО осенью и изучила материалы с весенней сессии. Вся полученная информация была доведена до участников ММО учителей немецкого языка. Таблица отчета о деятельности ММО, которую составила кафедра иноязычного образования, подтверждает выполнение всех требований кафедры. Информация выложена на сайте ИМЦ в открытом доступе.
ИНФОРМАЦИЯ
о деятельности ММО учителей немецкого языка Чистоозерного района Новосибирской области для проведения отчетных собеседований с муниципальными районами/городскими округами Новосибирской области по вопросу организации работы ММО в 2022-2023 учебном году
№ п/п | Наименование муниципального района/городского округа | Время | Размещение на сайте результатов самообследования 2022 | Размещение на сайте согласованных планов | Участие спикеров от муниципалитета на методической сессии 2022 | Участие в проектировочной сессии 2022 | Размещение информации о заседании ММО по материалам проектировочной сессии 2022 на сайте муниципалитета | Участие в стратегической сессии 2023 | На сайте размещена информация о прошедших (3 из 4) обязательных заседаниях ММО (да/частично/ нет) |
18.05.2023 |
| Чистоозёрный | 09.20-09.40 | да | да | нет | да | да | нет | да |