КГУ «ОШ имени Е. Омарова»
Анализ
творческой работы «Использование нестандартных форм уроков».
Учитель – Ибраева Жанара Жаксыбековна, стаж – 10 лет,
образование – высшее, категория – II.
В современных условиях бурного развития школ, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Урок-это основная организационная форма обучения в школе. Он является педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь.
Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.
Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
Говоря об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.
Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? В таких условиях особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного:
- общекультурное развитие;
личностное развитие;
- развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
- формирование умения учиться;
- развитие коммуникативной компетентности.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя. Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как некоторые школьники имеют специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
Мне очень нравится такая форма проведения уроков, так как это вызывает интерес у учащихся во время урока, с интересом выполняют творческие задания. При использовании таких типов нестандартных уроков поднимают настроение учащимся такие уроки, как урок – соревнование, диспут, уроки –конкурсы, урок – аукцион. На уроке использую не только индивидуальную форму уроков, но и групповую.
Так как у нас МКШ иногда попадаются у двух классов аналогичные темы, где очень хорошо использовать нестандартные формы уроков. К нестандартным урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.
Я стараюсь как можно чаще использовать данную форму уроков, так как в своей практике наблюдаю интерес со стороны учащихся. Для учащихся 5-6 классов большой интерес вызывают такие типы кок урок – игра, урок – соревнование. А для 7-8 классов интересны такие типы нестандартных уроков как урок - диспут, урок – соревнование, урок – конкурс, урок – аукцион.
В своей дальнейшей педагогической деятельности я планирую так же работать по данной творческой работе, находить более интересные и продуктивные методы работы по этой теме.
Учитель: Ибраева Ж.Ж.