Анализ контрольной работы по алгебре за III четверть в 9 классе
Цели проведения контрольной работы - отработка процедуры проведения экзамена; мониторинг качества подготовки учащихся 9-х класса к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена по математике.
В классе по списку 9 обучающихся.
Работу выполняли 9 обучающихся Число участников – 4+ 1уч. (в форме ГВЭ) Средняя оценка– 2,4 Ниже установленного порога – 3 уч. (60 %) Обученность – 40 % Качество - 0 % Работа содержит 25 заданий и состоит из двух частей. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом; часть 2 - 6 заданий с развёрнутым ответом. Задания контрольной работы составлены в соответствии с демоверсиями ОГЭ -2021 и открытого банка тестовых заданий.
На выполнение работы отводилось 3 ч 55 минут.
Максимальный балл за работу в целом – 31.
Рекомендуемый минимальный результат выполнения экзаменационной работы, свидетельствующий об освоении Федерального компонента образовательного стандарта в предметной области «Математика», - 8 баллов, набранные по всей работе, при условии, что из них не менее 2 баллов получено за решение заданий по геометрии (задания 15-19, 23-25).
При проверке базовой математической компетентности обучающиеся должны продемонстрировать владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и проч.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях (реальная математика: десять видов заданий - листы бумаги, участки, маркировка шин, план местности, тарифы, печь для бани, квартира, земледельческие террасы, террасы и зонт).
Задания части 2 направлены на проверку владения материалом на повышенном и высоком уровнях. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленных обучающихся. Эта часть содержит задания повышенного и высокого уровней сложности из различных разделов математики. Все задания требуют записи решений и ответа. Задания расположены по нарастанию трудности: от относительно простых до сложных, предполагающих свободное владение материалом и высокий уровень математической культуры.,
Выставление оценок за работу
Оценка за работу выставляется по следующим критериям:
Количество баллов | Оценка |
0 – 7 | 2 |
8 – 14 | 3 |
15 – 21 | 4 |
22 – 32 | 5 |
1 учащийся выполнял работу в форме ГВЭ и получил оценку «2».
Результаты по элементам содержания каждого из заданий контрольной работы за 3 четверть приведены в таблице.
№ зада ния | Уровень сложности | Максимальный балл | Специфика задания | % выполнивших задание |
Часть 1 | |
1 | Б | 1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | Приступили 5, выполнили 4 (80%) |
2 | Б | 1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | Приступили 4, выполнили 3 (60 %) |
3 | Б | 1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | Приступили 1, выполнили 0 (0%) |
4 | Б | 1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | Не приступили |
5 | Б | 1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | Приступили 1, выполнили 0 (0%) |
6 | Б | 1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования | Приступили 5, выполнили 2 (40%) |
7 | Б | 1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования | Приступили 4, выполнили 3 (60%) |
8 | Б | 1 | Уметь выполнять вычисления и преобразования, уметь выполнять преобразования алгебраических выражений | Приступили 3, выполнили 1 (20%) |
9 | Б | 1 | Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | Приступили 4, выполнили 1 (20%) |
10 | Б | 1 | Уметь работать со статистической информацией, находить частоту и вероятность случайного события, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | Приступили 5, выполнили 4 (80%) |
11 | Б | 1 | Уметь строить и читать графики функций | Приступили 4, выполнили 3 (60%) |
12 | Б | 1 | Осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные формулы, выражающие зависимости между величинами | Приступили 4, выполнили 2 (40%) |
13 | Б | 1 | Уметь решать уравнения, неравенства и их системы | Приступили 5, выполнили 2 (40%) |
14 | Б | 1 | Уметь строить и читать графики функций, уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие математические модели | Приступили 5, выполнили 3 (60%) |
15 | Б | 1 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Приступили 5, выполнили 1 (20%) |
16 | Б | 1 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Приступили 4, выполнили 1 (20%) |
17 | Б | 1 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Приступили 3, выполнили 1 (20%) |
18 | Б | 1 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | 4(80%) |
19 | Б | 1 | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | Приступили 5, выполнили 2 (40%) |
Часть 2 |
20 | П | 2 | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций | Не приступили |
21 | П | 2 | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | Не приступили |
22 | В | 2 | Уметь выполнять преобразования алгебраических выражений, решать уравнения, неравенства и их системы, строить и читать графики функций, строить и исследовать простейшие математические модели | Не приступили |
23 | П | 2 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Не приступили |
24 | П | 2 | Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения | Не приступили |
25 | В | 2 | Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами | Не приступили |
По результатам диагностической работы можно сделать вывод, что:
3 учащихся не преодолели минимального порога. Из них 2 учащийся не набрали минимально должное количество баллов – 8 баллов (набрали 7 баллов), но преодолели порог по геометрии.
1 учащийся набрал минимально должное количество баллов – 8 б.
Его так же стоит отнести к учащимся «группы риска».
Максимально набранный балл – 13 б.
Хорошо справились учащиеся с заданиями 1,10,18. Показали слабые знания при выполнении заданий 2,7,11, 14. Плохо справились с заданиями 8, 9,15, 16,17 (спецификация всех заданий приведена в таблице выше).
К выполнению заданий второй части не приступил никто.
Самыми распространенными ошибками были: выполнение вычислений и преобразований; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, построение и исследование простейших математических моделей; осуществление практических расчетов по формулам; составление не сложных формул, выражающих зависимость между величинами.
Причины появления типичных ошибок:
Слабо выполняется задания, связанные с умением выполнять вычисления и преобразования алгебраических выражений. Ошибки связаны с тем, что учащиеся не владеют важнейшими элементарными умениями, безусловно, являющимися опорными для дальнейшего изучения курса математики и смежных дисциплин. Это, прежде всего, элементарные действия с алгебраическими дробями; применение формул сокращенного умножения, свойства квадратных корней.
Слабо выполняется задания, связанные с умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, умением строить и исследовать простейшие математические модели. Ошибки связаны с тем, что теоретическое содержание курса алгебры и геометрии во многом усваивается формально, поэтому учащиеся не могут применить изученное в реальных ситуациях.
Результаты выполнения второй части работы выявили проблему, связанную с необходимостью специальной подготовки части школьников к выполнению заданий высокого уровня сложности, выделить вопросы, которые необходимо специально рассмотреть со школьниками, проявляющими интерес к изучению математики на повышенном уровне.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание, что замечаний по заполнению бланков нет.
На основании выше изложенного рекомендуется:
регулярно проводить устную работу на уроках с повторением действий с рациональными числами с целью закрепления вычислительных навыков учащихся;
усилить работу по ликвидации и предупреждению выявленных пробелов: уметь заранее предвидеть трудности учащихся при выполнении типичных заданий, использовать приемы по снятию этих трудностей с целью предотвращения дополнительных ошибок (разъяснение, иллюстрации, рисунки, таблицы, схемы, комментарии д/з.);
выделить «проблемные» 3-4 темы в каждом конкретном классе и работать над ликвидацией пробелов в знаниях и умениях учащихся по этим темам, после чего можно постепенно подключать другие темы;
со слабыми учащимися в первую очередь закрепить достигнутые успехи, предоставляя им возможность выполнять 15 – 20 минутную самостоятельную работу, в которую включены задания на отрабатываемую тему; определить индивидуально для каждого учащегося перечень тем, по которым у них есть хоть малейшие продвижения, и работать над их развитием;
усилить практическую направленность обучения, включая текстовые задачи с построением математических моделей реальных ситуаций;
при возможности использовать МТБ кабинета информатики с целью решения тестовых заданий в режиме on-line;
с сильными учащимися, помимо тренировки в решении задач базового уровня сложности (в виде самостоятельных работ), проводить разбор методов решения задач повышенного уровня сложности, проверяя усвоение этих методов на самостоятельных работах и дополнительных занятиях;
продолжить учить детей правильно заполнять бланки ответов.
Итоги контрольной работы за 3 четверть довести до сведения родителей и учащихся.
Дата проведения 22.03.2023
Учитель: Жданова О.С.