СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ и самоанализ воспитывающей деятельности, диагностика процесса воспитания и развития личности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ и самоанализ воспитывающей деятельности, диагностика процесса воспитания и развития личности обучающихся»



Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя


Выступление руководителя ГМО классных руководителей

Баловневой М.В.


Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования

  • Передача социального опыта

  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

  • Социализированная оценка ученика

  • Организация творческого дела

  • Создание ситуации успеха


Педагогические технологии различаются по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);

  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

  • по подходу к ребёнку


Современные воспитательные технологии


  • технология развития критического мышления

  • ИКТ – технологии;

  • АРТ – технология;

  • шоу-технологии;

  • технология КТД И. П. Иванова;

  • ситуативные технологии;

  • технология создания ситуации успеха;

  • технология проектного обучения;

  • КЕЙС – технология;

  • личностно-ориентированная технология;

  • технология учебной деловой игры;

  • технология проведения учебных дискуссий;

  • Тьюторство;

  • Технология педагогической поддержки и др.


Несколько слов о нескольких технологий….


Технология развития критического мышления (ТРКМ)


Цель этой технологии – развитие интеллектуальных способностей, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Основу технологии составляет трехфазовая структура занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

Задача первой фазы (вызов) – не только активизировать заинтересованность учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу, что станет активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

На фазе осмысления (реализации замысла) идет непосредственная работа с информацией.

На заключительной фазе занятия, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

На каждой технологии развития критического мышления стадии существуют свои приёмы.


Преимущества ТРКМ:

  • работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

  • есть возможность повторения, усвоения материала;

  • усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);

  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

  • обостряется любознательность, наблюдательность;

  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;

  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

  • развивает активное слушание;

  • исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;

  • предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.


ИКТ - технологии

С целью  повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии.


Использование ИКТ в воспитательной практике
  • Поиск и сбор информации;

  • Банки данных по различным направлениям воспитательной работы; Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов);

  • Формирование и развитие школьных СМИ;

  • Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);

  • Развитие школьного сайта;

  • Разработка грамот, дипломов и пр.;

  • Подготовка педсоветов на воспитательные темы;

  • Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);

  • Информация для классных часов;

  • Виртуальный музей;

  • Портфолио школьника;

  • Компьютерные карты здоровья;

  • Планы самовоспитания детей;

  • Игры, конкурсы, викторины;

  • Обобщение опыта.

Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.

Арт-технология –

Воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.


Шоу-технологии

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей( «зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .

Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Мероприятия «Звездный час», «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», «КВН» и другие мероприятия относятся к типу шоу – технологий.


Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Например, ситуативный классный час может возникнуть спонтанно после произошедшего ЧП или проведённого мероприятия. Технология проведения ситуационного классного часа включает в себе следующие компоненты:

  • осознание каждым участником цели предстоящего обсуждения;

  • наличие необходимой информации по обсуждаемой проблеме для её дальнейшего анализа;

  • внутренняя фиксация «Я – позиции» по обсуждаемому вопросу;

  • определение причины «Я – позиции» в обозначенной ситуации;

  • внутреннее сравнение « Я – позиции» и общественно значимой нормы;

  • рефлексия всего события;

  • свободный выбор нормы поведения как реальный результат работы над собой;

  • обеспечение педагогической поддержки тем воспитанникам, которые проявили готовность привести в соответствие «Я – позицию» социальными нормами;

  • мониторинг изменений отношения школьников к обсуждаемому процессу.

Классный руководитель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.


Кейс – технология (метод конкретных ситуаций)

Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6.   Развитие коммуникативных навыков.


Технология проведения дискуссий

Формы дискуссии:

Круглый стол – беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы;

Заседание экспертной группы, первый вариант. Обычно 4-6 участников, с заранее назначенным председателем, которые обсуждают намеченную проблему, а затем излагаются свои позиции всему классу. В процессе дискуссии остальной класс является молчаливым участником, не имея право вступить в обсуждение. Данная форма напоминает телевизионные «Ток-шоу» и эффективна только в случае выбора актуальной для всех темы;

Заседание экспертной группы, второй вариант. Класс разбивается на микрогруппы на подготовительном этапе, каждая микрогруппа самостоятельно обсуждает поставленную проблему и выбирает эксперта, который будет представлять мнение группы. На основном этапе обсуждение происходит между экспертами – представителями групп. Группы не имеют права вмешиваться в обсуждение, но могут, в случае необходимости, взять «тайм-аут» и отозвать эксперта для консультаций.

Форум обсуждение, сходное с первым вариантом «заседания экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);

Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе класс, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.

Симпозиум – более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями (рефератами), представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). Симпозиум эффективен для обобщающего урока. Для того чтобы все учащиеся выступили, обычно организуется несколько симпозиумов в течение года;

Дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. Вариантом этого вида обсуждений являются так называемые «парламентские дебаты», воспроизводящие процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте. В них обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется для вопросов и комментариев участников поочередно от каждой стороны;

Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Перекрестная дискуссия является одним из методов технологии развития критического мышления РКМЧП. Для организации перекрестной дискуссии необходима тема, объединяющая две противоположные точки зрения. На первом этапе каждый из учащихся индивидуально пишет по три-пять аргументов в поддержку каждой из точек зрения. Аргументы обобщаются в микрогруппах, и каждая микрогруппа представляет список из пяти аргументов в пользу одной точки зрения и пяти аргументов в пользу второй точки зрения. Составляется общий список аргументов. После этого класс делится на две группы – в первую группу входят те учащееся, которым ближе первая точка зрения, во вторую – те, кому ближе вторая точка зрения. Каждая группа ранжирует свои аргументы по степени важности. Дискуссия между группами происходит в перекрестном режиме: первая группа высказывает свой первый аргумент – вторая группа его опровергает – вторая группа высказывает свой первый аргумент – первая группа его опровергает и т.д.

Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая – вторую. После этого класс готовится к дискуссии – читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями – те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны. Дискуссия продолжается.


Тьюторство

Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

Фигура тьютора многогранна: он и организатор (организует образовательный процесс), и консультант (координирует процесс, помогает учащемуся выстроить индивидуальную образовательную программу), и психолог (учитывает индивидуальные особенности ученика), и фасилитатор (облегчает учение; от слова «фасилите» - облегчать). Чтобы учение не несло ученику и психологический, и физический вред (к сожалению, мы сейчас больше говорим о перегрузках школьников, чем делаем что-либо для изменения ситуации), тьютор как раз обязан следить за оптимальным распределением учебной нагрузки (т.е. создавать оптимистические условия: нацеливать на создание положительного образовательного результата, поддерживать и поощрять ученика).

Тьюторство не совсем новая технология, так как в ней заложены методы и приёмы личностно-ориентированного и проблемного обучения, приёмы индивидуализации и дифференциации. Но особо в тьюторской педагогике следует отметить:

  • деятельностный подход;

  • использование исследовательских технологий (умение увлечь, вызвать интерес, поддержать его и направить в направлении реализации, причём интерес должен быть социально-значимым);

  • широкое применение проектного метода

Считаю, что такая работа позволяет построить индивидуальную воспитательную траекторию для каждого учащегося.Кроме того, старшеклассник, выступающий в роли тьютора, может научить ученика младшего звена как его образовательные достижения могут быть в дальнейшем представлены в социальном пространстве: в вузе, потенциальным работодателем, деловым партнерам. В нашей школе за каждым классом начальной школы закреплены классы среднего и старшего звена. Мы вполне можем сейчас начать использовать технологию тьюторства. Все зависит от желания прежде всего учителя, который всегда сможет, если захочет, организовать свой класс и вовлечь его в это интересное и нужное дело.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!