СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ физико-химического состава почв учебно-опытного участка

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Анализ физико-химического состава почв учебно-опытного участка" Цель исследования: изучить физико-химический состав почвы пришкольного участка для улучшения ее плодородия и видового многообразия

Просмотр содержимого документа
«Анализ физико-химического состава почв учебно-опытного участка»



МКОУ «Бодеевская СОШ»

Лискинский район Воронежская область























Выполнили: учащиеся 9 класса

МКОУ «Бодеевская СОШ»

Лискинского района

Воронежской области

Бакулина Ангелина

Руководитель: учитель химии

МКОУ «Бодеевская СОШ»

Лискинского района

Воронежской области

Зайчиков

Владимир Васильевич

Воронежская область, Лискинский район,

с. Бодеевка

2019 год



Оглавление

I. Введение. Значение почвы для человека. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3стр

II. Основная часть:

1. Общая характеристика исследуемого объекта ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4стр

2.Отбор проб ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4стр

3. Анализ проб .,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4стр

4. Результаты исследования .,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10стр

III. Заключение.

5.Мероприятия, направленные на сохранение и увеличение плодородия почвы ,,,,.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,11стр

Список литературы ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,13стр

































Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием в формировании основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школой для старших. Благополучие окружающей среды во многом зависит от санитарного состояния почвы. Чистая, здоровая почва — залог чистоты окружающей среды, экологически безопасных продуктов, а значит, и здоровья человека.

Поэтому каждому человеку полезно иметь представление о состоянии почвенного покрова в том месте, где он живет. А для человека, живущего в сельской местности, чья жизнь непосредственно зависит от количества собранного урожая, проблема снижения плодородия почвы - одна из самых важных. Чтобы найти причину снижения плодородия почвы, нужно хорошо знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мероприятия, направленные на улучшение плодородия почвы. Поэтому, мы поставили перед собой цель исследования: изучить химический состав почвы пришкольного участка для улучшения её плодородия и видового многообразия растений. Для решения цели мы выдвинули следующие задачи:

1. Провести исследование экологического состояния почвы  пришкольного участка по следующим характеристикам: а) физические свойства (плотность, механический состав, структура,  влажность); б) кислотность почвы; в) засолённость почвы. 

2. Сравнить экологическое состояние  образцов почвы  цветников с образцами почв взятых с овощного отдела пришкольного участка и  школьного сада. 

3. Выработать предложения по улучшению экологического состояния почвы на пришкольном участке. 

4 Провести мероприятия по улучшению почв и подобрать неприхотливые растения для высаживания

Объект исследования стали: почвы цветников, сада, овощного отдела.

Предмет исследования: качественный анализ почвы пришкольного участка

Для анализа использовали методы исследования: изучение литературы, эксперимент, обобщение, сравнительный анализ, описательный, расчетный методы.

Гипотеза исследования развитие корневой системы у растения зависит от плодородия почвы, а плодородие почвы зависит от механического состава, морфологических признаков кислотности и засоленности почвы.

Новизна: проведено исследование и получены результаты, которые позволяют определить химический состав и свойства почвы как среды обитания, наметить программу действий по качественному улучшению почв и видового разнообразия растений пришкольного участка.

Научное и практическое значение работы: результаты работы можно будет использовать при проведении агротехнических мероприятий по улучшению свойств почвы.

Благополучие окружающей среды во многом зависит от санитарного состояния почвы. Чистая, здоровая почва — залог чистоты окружающей среды, экологически безопасных продуктов, а значит, и здоровья человека.

Без сохранения почвенного покрова окажется невозможным и сохранение исторически сложившегося круговорота веществ в природе. Поэтому каждому человеку полезно иметь представление о состоянии почвенного покрова в том месте, где он живет. А для человека, живущего в сельской местности, чья жизнь непосредственно зависит от количества собранного урожая, проблема снижения плодородия почвы - одна из самых важных.

Мы надеемся, что наша работа принесет большую пользу школе, и не только ей, в борьбе за сохранение и повышение урожайности сельскохозяйственных культур с пришкольного участка.





1. Общая характеристика исследуемого объекта.


В качестве объекта для исследования почвы нами был выбран учебно–опытный участок МКОУ Бодеевской средней общеобразовательной школы

Площадь участка 0,2 га.

Учебно-опытный участок находиться на территории школы и состоит из трех частей. С одной стороны он граничит с территориями частного сектора, с другой стороны к нему примыкает школьный двор и спортивная площадка. И лишь небольшая часть участка обращена к улице с интенсивным движением транспорта, но отграничена от нее широкой полосой травяной растительности.

Вблизи от пришкольного участка нет промышленных и сельскохозяйственных предприятий. На территории школы и в окрестностях нет источников поверхностных вод (родников, рек, болота и др.) и других естественных преград.

На учебно-опытном участке школы организованы отделы: полевых, овощных и плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный, коллекционный. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада, ягодника. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.

Большая часть территории школьного двора занята травяной растительностью. Среди них господствуют степные виды. Очень мало древесных форм. На опытном участке древесный ярус представлен плодовыми деревьями и кустарниками (яблонями, вишня, слива, абрикос, груша, черемуха, рябина).

Учащимися школы регулярно осуществляется уборка территории от мусора. Бытовой и естественный мусор складируется в специально отведенном для этого месте.

В целом, такие факторы, как отсутствие по близости загрязняющих предприятий, удаленность от автотрасс, регулярная уборка территории, наличие защитных травяных полос благоприятно влияют на состав и свойства почвы учебно-опытного участка школы.

2. Отбор проб

Метод «квадрата». Пробы берутся по углам квадрата размером 10-30 м и в центре. Всего отбирается 5 проб с одного квадрата на одном уровне залегания, которые объединяются и используются для одного определения. Пробы отбираются в гумусном слое и слое вымывания. В соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-83 при мощности горизонта или слоя свыше 40 см отбирают раздельно не менее 2 проб с различной глубины. Затем почва высушивалась и измельчалась, из нее удалялись посторонние примеси и частицы при помощи набора сит с отверстиями разного диаметра от 5 до 1 мм и сокращении массы до 500 г. Для сокращения пробы использовали метод квартования. Измельченный материал мы тщательно перемешали и рассыпали ровным  тонким слоем в виде квадрата, разделили его на четыре сектора. Содержимое двух противоположных секторов отбрасывали, а два оставшихся снова смешивали, после многократных  повторений оставшуюся пробу высушили до воздушного состояния для получения  водных вытяжек.

3. Анализ почвы.

Анализ почвы — совокупность операций, выполняемых с целью определения состава, физико-механических, физико-химических, химических, агрохимических и биологических свойств почвы.

Начинать исследования необходимо с морфологического описания почв, т.к. почвенный мониторинг должен обеспечить прежде всего контроль выполнения почвой ее утилитарных функций, которые связаны с физическими, химическими и биологическими свойствами почвы. Так, количество поглощенных элементов линейно зависит от присутствия тонкодисперсных глинистых минералов и органических веществ.

Сразу на месте мы определили плотность почвы и её влажность.

Плотность -  степень связанности почвенной массы.

Почва может быть:

  • рассыпчатая (пыль, песок) – лопатка легко втыкается;

  • рыхлая – нож или лопата втыкаются без труда;

  • уплотнённаянож или лопата входят с усилием;

  • плотнаянож или лопата входят с трудом;

  • очень плотнаялопата не входит, «звенит».

Данные занесли в таблицу. Оказалось, что почва _ уплотнённая


Следующий показатель – это влажность

Мы взяли горсть земли и сжали в руке.

  • Сухая – пылит, на ощупь не наблюдается влага.

  • Слегка увлаженная – не пылит, холодит руку, подсохнув, светлеет.

  • Влажная – при подсыхании светлеет, сохраняет полученную форму, при взятии в руки ощущается влага.

  • Сырая – при сжатии в руке влага появляется, но не сочиться между пальцами.

  • Мокрая – при сжимании выделяется жидкость, сочится между пальцами, почвенная масса обнаруживает тягучесть.

Земля в образцах - Слегка увлаженная

Механический состав почвы.

Механический состав определяли методом раскатывания увлажненной почвы. Небольшое количество почвы смачивали водой до консистенции густой вязкой массы. Эту массу скатывали на ладони в шарик диаметром 1-2 см. Шарик раскатывали в шнур диаметром 3 мм, который затем сгибали в кольцо с диаметром 3 см. Если почва глинистая шнур при сгибании в кольцо не ломается и не растрескивается. Шнур из суглинистой почвы при сгибании в кольцо разламывается. При этом выделяются три разновидности: тяжелый суглинок кольцо с трещинами, средний - кольцо при свертывании распадается, легкий суглинок шнур дробится при раскатывании. Из супесчаной почвы можно получить только непрочный, легко рассыпающийся шарик, шнур из которого сразу же распадается. Из песчаной почвы шнур приготовить нельзя.

Почва у нас супесчаная и суглинистая

Определение структуры почвы.

Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется структурой почвы. Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почвы, поэтому является одним из признаков её плодородия. Известно, что структурная почва – комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре; бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц – до 0,001 мм в диаметре. Для определения структуры почвы взяли немного почвы, разложили её тонким слоем на блюдце и рассмотрели. Почва распалась на комочки. При добавлении воды не образовалась сплошная вязкая масса. Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что почва имеет структуры: зернистую и комковатую.

Определение влагоемкости и водопроницаемости

Под влагоемкостью понимается способность почвы вмещать и удерживать то или иное количество воды. Влагоемкость тем больше, чем мельче частицы почвы. Максимальной влагоемкостью обладают глинистые почвы. Благодаря учениям Б. Нобела , мы можем изучить влагоемкость почв


Для того, чтобы определить влагоемкость, нами было отобрано примерно 50 г. почвы, поместили ее на металлический поднос и взвесили для определения массы (ml). Далее мы поместили поднос с почвой на сутки в сушильный шкаф при температуре около 100 градусов и потом определили массу сухой почвы (m2).

Затем по формуле ((ml – m2)x 100%):ml мы рассчитали процентное содержание воды в почве ( К )

. Влагоемкость почвы с участка №1:

ml=50 г. ; m2=43,8г.; К = ((50 – 43,8) x 100%):50 = 12,4%

с участка №2:

ml=50 г. ; m2=36,7г.; К = ((50 – 38,7) x 100%):50 = 22,6%


участок 3 К=(50-42,9) *100/ 50=14.2

Мы сделали вывод: структурных типов почв влагоемкость меньше, чем у мелкоструктурных.


Нами была изучена водопроницаемость почв, то есть способность почвы пропускать через себя воду. Водопроницаемость почв зависит от механического состава почвы, ее структурного состояния, пористости, плотность и влажности.

Для проведения данного опыта нам надо было изготовить прибор (консервную банку, с удаленной крышкой и дном). Вместо консервной банки мы взяли банку из под кофе и отобрали цилиндрический образец почвы. Почву взяли двух образцов: структурную и мелкоструктурную. Далее мы налили примерно 100 мл воды в широкий сосуд и поместили в него отобранные образцы в отдельности. Для получения правильного результата необходимо было отметить время, за которое вода полностью впитается в почву. Структурная почва с участка №1 воду впитала за 1 мин23 сек., а почва с участка №2 – мелкоструктурная – за 11 мин 40 сек. Структурные почвы обладают большей водопроницаемостью. Чем меньше частицы почвы, тем меньше ее водопроницаемость.

Изучение насыщенности почвы воздухом

Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Благодаря учениям Б. Нобела, мы также сможем определить аэрацию почв

Показатели аэрации:


Тип почвы

Время выделения воздуха

Величина пузырьков

Интенсивность выделения воздуха

Супесчаная

7 минут

средние

высокая

Суглинистая

5 минут

мелкие

средняя


Степень аэрации зависит от количества и величины пустот между комочками почвы. Высокая интенсивность выделения воздуха у супесчаной почвы.

Исследование содержания в почве перегноя

В ходе исследования содержания перегноя, мы взвесили 50 г. сухой почвы, затем прокалили в фарфоровой чашке до тех пор, пока не перестал выходить дым, и снова взвесили. В ходе прокаливания испарилась вода. Вес почвы после прокаливания составил: Цветник –40,65 г, что составляет 81%.; овощной отдел – 43г, что составляет 86%; сад – 44,5 г, что составляет 89%

Вывод: в почве пришкольного участка содержится малое количество перегноя.

Полученные данные занесли в таблицу.


Физические свойства почвы

Исследуемый участок

Механический состав почв клумб

Структура почвы

Влагоемкость

перегной

Цветник

супесчанные

зернистая

12.4

81

Сад

легкий суглинок

комковатая

22.6

89

  Овощной отдел

супесчанные

зернистая

14.2

86


Участок №1 и 3 – цветник и овощной отдел и - имеет супесчаную почву, участок №2 – сад – суглинистую почву. Супесчаные почвы сложены из крупных частиц, они сухие, т.е. плохо задерживают влагу. Суглинистые почвы плохо пропускают воду, затрудняя ее доступ к растениям.

1.почвы цветников  имеют зернистую  структуру;

2. почвы сада – имеют комковатую структуру

 3. почвы овощного отдела – зернистую структуру.

В участке №1 почва структурная. Такая почва состоит из более крупных частиц, связанных в отдельные комочки разнообразной формы и величины. В зависимости от величины комочков промежутки между ними больше или меньше. Через эти промежутки проходят вода и воздух, крайне необходимые для нормального бактериального процесса в почве и развития в ней хорошей корневой системы растений. После дождя на участке, где почва комковатая, рыхлая, вода быстро впитывается.

В участке №2 сад почва мелкоструктурная. В основу этих почв входят очень мелкие частички. В таких почвах плохо проходит вода и воздух. После дождя бесструктурные (мелкоструктурные) почвы образуют сплошную массу, а после высыхания становятся твердыми и трескаются.

Определение химического состава почвы мы решили начать с приготовления водной почвенной вытяжки, так как хорошо растворимые соединения почвы в первую очередь поглощаются растениями. Избыточные количества растворимых солей создают повышенную концентрацию ионов в почвенном растворе, а это снижает плодородие почвы и её экологическое состояние.

Избыточная кислотность отрицательно влияет на рост и развитие растений, подавляет жизнедеятельность полезных бактерий. Для этого необходимо поместить в пробирку или колбу 2 г почвы, добавить 10 мл. дистиллированной воды; полученную суспензию 1: 5 хорошо встряхнуть и дать отстоять осадку; в надосадочную жидкость внести полоску индикаторной бумаги и, сравнить её цвет с цветной таблицей, сделать вывод о величине pH почвы. Кислотность почвы определяли химическим методом, использовали универсальную лакмусовую бумажку. Затем определяли анионы

Определение карбонатов в почве. Качественная реакция на CO32- (карбонат-ион)

Небольшое количество почвы помещают в фарфоровую чашку и приливают пипеткой несколько капель 10% раствора соляной кислоты. Образующийся по реакции оксид углерода (4) СО2 выделяется в виде пузырьков (почва «шипит»). По интенсивности их выделения судят о более и менее значительном содержании карбонатов.

Во всех образцах содержание карбонатов незначительно, это можно было судить о малом выделении пузырьков газа при проведении реакции. Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O


Определение хлоридов в почве

К 10 мл воды прибавляют 3-4 капли азотной кислоты и приливают 0,5 мл раствора нитрата серебра.

Белый осадок выпадает при концентрации хлорид - ионов более 100 мг/л:

Cl + Ag = AgCl↓.

Помутнение раствора наблюдается, если концентрация хлорид - ионов более 10 мг/л, опалесценция – более 1 мг/л

Анионы хлора обнаружены практически во всех пробах, но в незначительном количестве (наблюдали лишь слабое помутнение).

Избыток хлоридов отрицательно влияет на растительность, в результате на декоративных растениях, появляются пережжённые или коричневые листья, нарушается нормальный процесс дыхания и фотосинтеза.


Обнаружение сульфат-ионов в почве.

К 10 мл пробы воды прибавляют 2-3 капли соляной кислоты и приливают 0,5 мл раствора хлорида бария.

При концентрации сульфат - ионов более 10 мг/л выпадает осадок:

SO4 + Ba = BaSO4.

Если наблюдается опалесценция, то концентрация сульфат - ионов более 1 мг/л.

Во всех пробах присутствуют незначительное количество сульфат-ионов (небольшое количество осадка)

Сера необходима для корнеобразования и развития вегетативной массы растения, а также во время цветения и формирования урожая.

Нитрат - ионы. К 5 мл фильтрата по каплям прибавляют раствор дифениламина в серной кислоте. При наличие нитратов и нитритов раствор окрашивается в синий цвет.



сульфат-ион

карбонат-ион

хлорид-ион

нитрат-ион

ph

Цветник

помутнение

слабое

вскипание

слабое помутнение

-

5.8

сад

помутнение слабое


вскипание

слабое помутнение

-

5.4

овощной

помутнение слабое


вскипание

слабое помутнение

-

5.6


Обнаружение ионов натрия.

В почвенных образцах цветочных клумб ионов натрия не обнаружено( не было изменение цвета пламени)

В организме растений натрий регулирует транспорт углеводов. Он важен для транспорта веществ через мембраны, входит в так называемый натрий–калиевый насос (Na+/K+).

 

      Обеспеченность растений натрием повышает их зимостойкость, а при недостаточности натрия замедляется образование хлорофилла.

 

Обнаружение железа. Качественные реакции на Fe3+ с гексацианоферратом(II) калия K4Fe(CN)6))

(ферроцианид калия, желтая кровяная соль)

Образуется темно синий осадок берлинской лазури – не растворимый в воде.

FeCl3 +K4(Fe(CN)6) = KFe(Fe(CN)6) + 3KCI

Fe3+ + K+ + (Fe(CN)6)4- = KFe(Fe(CN)6)

2-3 капли соли железа + 3-4 капли воды + 1-2 капли соляной кислоты + 2 капли желтой кровяной соли.

Условия:

1.рН =5-7 (в сильнокислой среде осадок растворяется)

2.отсутствие щелочей (образуется гидроксид железо (3) и разрушается осадок)

3.отсутствие избытка реагента ( образуется растворимое соединение)

4.в присутствии оксалатов осадок не выпадает

5. Отсутствие окислителей и восстановителей.

Недостаток железа ведет к распаду ростовых веществ (ауксинов), синтезируемых растениями. Листья становятся светло – желтыми

Определение соединений алюминий.

Для обнаружения соединений алюминия к 5 мл почвенной вытяжки прибавили по каплям 3%–ный раствор фторида натрия до появления осадка. Чем быстрее выпадает осадок, тем больше алюминия содержится в почве. В пробирках, содержащих вытяжку с участков №2, появилось небольшое количество мути, что говорит о малом содержании соединений алюминия; в пробирке, содержащей вытяжку с участка №3, появился небольшой белый осадок; а в пробирке, содержащей вытяжку с участка №1, наблюдаем появление белого осадка, что говорит о присутствии соединений алюминия.

Обнаружение ионов свинца. Ионов свинца не обнаружено ни в одном образце. Для обнаружений соединений свинца в пробирки, содержащие 5 мл фильтрата с каждой исследуемой части пришкольного участка добавляли раствор соляной кислоты. При наличии соединений свинца образуется белый осадок. В пробирке №1 видимых изменений не произошло. В пробирке №2 и №3 так же не наблюдаем видимых изменений

На основании наблюдений можно сделать вывод: почва участков №1

№2 и 3 не содержит соединений свинца, Избыток свинца снижает дыхание, фотосинтез, снижает поступление цинка, кальция, фосфора, серы. Вследствие этого снижается урожайность растений и резко ухудшается качество производимой продукции.

Определение ионов меди. В пробу добавить 20%-й раствор NН4ОН. При наличии меди появляется синее окрашивание. Для более точных результатов в пробу опускают медную проволочку и добавляют 2-3 капли концентрированной Н24. Через 2 дня появляется синее окрашивание. Ионов меди не обнаружено ни в одном образце

Медь усиливает интенсивность дыхания, усвоение азота атмосферы, для образования хлорофилла. При недостаточности меди у растений задерживаются рост и цветение, наблюдаются увядание. При остром дефиците меди у плодовых высыхает верхушка, растения могут стать бесплодными. При опрыскивании раствором медного купороса стеблей молодых яблонь повышается устойчивость к заморозкам.


4. Результаты исследования.

Таким образом, в ходе проведения ряда опытов мы выяснили:

1. Удаленность учебно-опытного участка школы от различных источников антропогенного загрязнения благотворно влияет на сохранение плодородия его почвы.

2. Такие физические свойства как структурность, минеральный состав, высокая водопроницаемость и хорошая аэрация почвы должны способствовать получению хороших урожаев с пришкольного участка.

3. Так же положительно на плодородие почвы влияет отсутствие тяжелых металлов и вредных солей в ней.

4. Почва на всех клумбах уплотненная, скорее всего из-за деятельности человека

5.Понижено содержание анионов хлора, сульфатов, карбонатов

6. Засолённость низкая, что говорит о недостатке катионов натрия

7. Основной проблемой почвы на учебно-опытном участке школы является недостаточное содержание органических веществ.
























Мероприятия, направленные на сохранение и увеличение плодородия почвы:


Выявленные проблемы показали, что основной задачей для руководителей опытного участка является повышение содержания органических веществ в почве и изменение ее кислотности. Для того чтобы в почве образовывался гумус, в нее необходимо вносить всевозможные органические остатки. Но очень часто использование органических удобрений сопряжено с большими финансовыми затратами. Поэтому мы предложили методы повышения плодородия почвы на пришкольном участке без особых материальных усилий.

Во-первых, почву необходимо мульчировать остатками отмерших растений и опавшей листвой. Мульча выполняет ряд полезных функций:

1.- под действием аэробных микроорганизмов мульча минерализуется, и почва пополняется минеральными элементами,

2.- задерживает рост сорняков,

3.- предотвращает излишнее испарение влаги из почвы,

4.- благодаря мульче верхний слой почвы всегда рыхлый,

5.- мульчирующий слой играет роль шубы: днем почва не перегревается и не пересыхает, ночью - не переохлаждается,

6.- мульча уменьшает глубину промерзания почвы зимой,

7.- мульчипокров защищает почву от вымывания,
8.- мульчипокров обеспечивает питанием почвенную микрофлору и животных, которые в процессе жизнедеятельности выдыхают углекислый газ, необходимый для углеродного питания растений.

Для создания мульчипокрова можно применять: сорняки, лопухи, крапиву, скошенную траву, послеуборочные остатки, перемолотые кору и ветки деревьев. Их можно оставлять после прополки на междурядьях. Так же их можно измельчать и вносить в почву в период осенней копки.

Во-вторых, мы рекомендуем производить посев сидеральных растений. Сидератами являются любые однолетние растения, которые выращивают весной до основных посадок, осенью после сбора урожая или летом для восстановления плодородия почвы. При выращивании сидеральных растений минеральные элементы почвы служат их питанием. Таким образом, неорганическое вещество преобразуется в органическое. Затем сидераты подрезают, оставляют перегнивать на грядках или закладывают в компостную кучу. При разложении корневой системы в глубине почвы образуется гумус, который восстанавливает плодородие почвы. Надземная часть растений большей частью минерализуется и пополняет почву минеральными элементами. В качестве сидератов могут использоваться любые однолетние растения, обладающие мощной корневой системой и надземной частью: фацелия, люпин, рожь, овёс, подсолнечник, рапс, кормовые бобы, горох, клевер, донник и т. д.

В-третьих, желательно компостировать органические отходы. Лучше всего компостировать органические отходы прямо на грядке или на дорожках. В этом случае обеспечивается максимальное восстановление плодородия почвы при минимальных трудозатратах. Лучше всего иметь 2-3 компостные кучи. В одну органические остатки вносятся, в другой они уже перегнивают, в третьей компост уже готов и вносится на грядки. Очень нежелательно годами складывать органические вещества в одну компостную кучу. Для компостирования применяются следующие органические остатки:
1. Домашний мусор органического происхождения.
2. Кухонные и пищевые отходы.
3. Свежий навоз и птичий помет.
4. Листва, измельченные ветки.
5. Солома, кора, ботва, трава.
6. Опилки, стружка.
7. Бумага, картон, х/б ткань
8. Древесная зола.

В–четвертых, мы рекомендуем осуществлять севооборот - ежегодное чередование культур, выращиваемых на одной грядке.

В-пятых, возможно организовать ферментацию пищевых отходов в домашних условиях. Пищевые отходы, обычно выбрасываемые нами на помойку, могут стать замечательным сырьем для производства ферментированного компоста в домашних условиях. Ферментированный компост можно складировать в подвале, овощехранилище, гараже и даже на морозе.

В-шестых для нейтрализации кислотности почвы рекомендуется известковать почву.

И наконец для участка использовать цветочные культуры, которые нетребовательны к качеству почвы, ее плодородию, кислотности: многолетники: флоксы, ирисы, водосбор, пионы, рудбекия, очиток; однолетники: бурачок, цинния, астра, бархатцы, петунии, кохия, космея, сальвия, агератум, георгина, вербена, календула.







































Литература


1.Кауричев И.С., Панов Н.П. и др. Почвоведение. – М.: Агропромиздат, 1999.- 719 с.

2.Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва, 2005 год.

3.Постникова Т.Ф. «Экологический мониторинг почвы» Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

4.Раковская Э.М.. География: Природа России. Москва, «Просвещение» 2002г. 

5.Сидоров А.М. «Оценка экологического состояния почвы» «Экология», М., Дрофа, 2004г

6.Сердобольский И.П. Агрохимические методы исследования почв. М., 2002.

7.Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/под ред. Т. Я. Ашихминой -М.: АГАР,2000



13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!