Анализ работы школьного методического объединения
учителей иностранных языков МБОУ «Гимназия №64»
2019-2020учебный год
В соответствии с методической темой школы «Формирование устойчивого нравственного поведения и интереса к учебной деятельности учащихся как основа успешной реализации ФГОС» методическое объединение учителей иностранных языков определила следующие направления и задачи на новый учебный год:
Цели работы МО:
непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области иностранных языков и методики их преподавания;
повышение качества образования, качества обучения иностранным языкам;
совершенствование форм и методов обучения иностранным языкам на основе компетентного, деятельностного и личностно ориентированных подходов.
Направления работы:
1) продолжить изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС;
2) совершенствовать педагогическую подготовку учителя: научно- техническую, методическую, исследовательскую и приѐмы педагогического мастерства;
3) выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей;
4) продолжить поиск новых форм и методов урочной и внеклассной деятельности, способствующей формированию всесторонне развитой личности;
5) продолжить работу по преемственности между начальным, средним и старшим звеном;
6) организовать взаимопосещение уроков с последующим анализом и обобщением опыта работы педагогов;
7) работать над созданием методической копилки материалов по предмету МО;
8) совершенствовать работу с одарѐнными учащимися через элективные курсы, олимпиады, творческие конкурсы.
9) систематизировать работу со слабоуспевающими учащимися через дополнительные, индивидуальные занятия;
В основу работы ШМО учителей иностранных языков положен план развития гимназии, составлен с учетом анализа деятельности за прошлый учебный год. Планом работы ШМО определяется тематика заседания, формы внеклассной работы по предметам, сроки проведения основных мероприятий, совершенствование, обновление кабинетов иностранных языков, а также установление традиций в работе ШМО.
Кадровый состав. В гимназии №64 в составе МО работают11 учителей.
Квалификационный уровень:
№ | ФИО учителя | Предмет | классы | категория | Год послед, аттестации | Звания, награды |
1 | Исхакова И.М. | Английский язык | 6,7, 8, 10. | высшая | 2017 | Почетный работник общего образования РФ |
2 | Захарова Л.К. | Английский язык | 5, 9,10, 11 | высшая | 2015 | Отличник просвещения РФ |
3 | Поленова Н.В. | Английский язык | 3,5,7, 9, 10 | высшая | 2015 | |
4 | Хакимова Л.Р. | Английский | 3,5,6,7 | первая | 2019 | |
5 | Волковец Р.Р. | Английский язык | 3,5,8,9 | высшая | 2017 | |
6 | Петрова М.П. | Английский язык | 2,3,4 | высшая | 2016 | |
7 | Мусина Ю.Н. | Английский язык | 2,3,4 | первая | 2019 | |
8 | Сельчук К.М. | Французский язык | 5,6,7,8,9 | высшая | 2016 | |
9 | Васильева З.Б. | Английский язык, Франц | 5,6,7,8,9 | высшая | 2013 | |
10 | Захаров М.Е. | Немецкий язык | 5,6,7,8 | высшая | 2015 | |
11 | Третьяк С.Э. | Немецкий | 5,6,7,8,9 | первая | 2016 | |
Методическая работа, совершенствование педагогического мастерства.
В течение первого полугодия 2016-2017 учебного года МО вело работу по плану, основу которого составляло продолжение работы по реализации методической темы: «Формирование устойчивого нравственного поведения и интереса к учебной деятельности учащихся как основа успешной реализации ФГОС по иностранным языкам ». Основными направлениями деятельности методического объединения являлись.
*Совершенствование качества знаний, умений, навыков обучающихся
*Создание системы обучения, направленной на достижение каждым учеником уровня нового образовательного стандарта по иностранным языкам
*Формирование навыков овладения учащимися способами познавательной деятельности как стержня адаптивной школы
*Формирование у учащихся навыков самостоятельной мыслительной деятельности
*Освоение и использование современных педагогических технологий как условия повышения качества и эффективности образования
*Участие в Содружестве инновационных учреждений «Интеркинд»
*Участие в проектах ЮНЕСКО
*Олимпиадное движение
*Исследовательская деятельность, участие в научно-практических конференциях
*Экспериментальная деятельность по формированию ключевых компетенций обучающихся по ИЯ
*Участие в дистанционных проектах
*Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению компьютерной грамотностью и новыми интерактивными методами обучения
*Освоение и внедрение в практику педагогической деятельности новых интерактивных методов обучения и контроля знаний, умений и навыков учащихся
*Совершенствование методики индивидуального подхода к обучению и воспитанию обучающихся по ИЯ
*Осуществление дифференцированного подхода в обучении, создание условий психологического комфорта, оказание помощи ребенку в его психосоматическом развитии
*Осуществление стимулирования и развития способностей, потенций личности ученика на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов
*Создание системы обучения, способной помочь каждому ученику достичь оптимального уровня духовно-нравственного и интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями по математике, информатике и физике
*Подготовка и использование аналитического материала для аттестации учащихся в форме ЕГЭ
*Развитие преемственности ступеней обучения в рамка перехода к ФГОС
Научно-методическая работа
МО провело 5 заседаний, посвященные следующим вопросам.
№1 Анализ работы ШМО в 2018-2019 учебном году, приоритетные направления работы в новом уч. Году. План работы ШМО. Рассмотрение рабочих программ. Обеспеченность учебниками. Распределение нагрузки. Обсуждение выбора учителями методических тем по самообразованию. Планирование декадника иностранных языков. Обсуждение результатов ОГЭ, ЕГЭ.
№2 Что отличает современный урок от традиционного? Цели и задачи современного урока. Итоги первого тримместра. Участие в школьном этапе НПК. Участие в олимпиадном движении.
№3 Анализ работы ШМО учителей иностранных языков за I полугодие 2019-2020 учебного года. Корректировка плана работы методического объединения на II полугодие 2019-2020 учебного года. Итоги I полугодия. Успеваемость по предметам. Итоги муниципального этапа ВОШ. Итоги районного этапа НПК. Планирование декадника иностранных языков. Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы по иностранным языкам.
№4 Отчёт учителя Исхаковой И.М. о подготовке учащихся 9, 11 классов к итоговой аттестации по английскому языку (экзамен по выбору) . Об использовании ИКТ на уроках английского языка. Работа с нормативной документацией. Отчет учителей английского языка по темам самообразования.
№5. Анализ работы ШМО учителей иностранных языков за 2019-2020 учебный год. Планирование работы методического объединения на 2020-2021 учебный год.Итоги успеваемости по предметам. Сравнительный анализ качества знаний по иностранным языкам за 2019-2020уч.года. Выполнение рабочей программы.
Методические темы самообразования учителей:
ФИО учителя | Методическая тема | Планируемые формы работы |
Исхакова И.М. | Эффективные приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ (устная и письменная части) | сбор, изучение, систематизация материала по теме |
Поленова Н.В. | Невербальные методы преподавания английского языка на начальном этапе. | сбор, изучение, систематизация материала по теме |
Захарова Л.К. | Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка посредством игр и игровых ситуаций. | сбор, изучение, систематизация материала по теме |
Волковец Р.Р. | Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе. | сбор, изучение, систематизация материала по теме |
Захаров М.Е. | Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. | сбор, изучение, систематизация материала по теме |
Третьяк С.Э. | Формирование ключевых компетенций на уроках немецкого языка. | сбор, изучение, систематизация материала по теме |
Сельчук К.М. | Пути преодоления интерференции из родного и 1-го иностранного языка в процессе обучения произношению и чтению на начальном этапе обучения. | сбор, изучение, систематизация материала по теме |
Кунакбаева Г.М. | Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка. | сбор, изучение, систематизация материала по теме |
Обобщение опыта происходило в разных формах:
Выступления педагогов на заседаниях методического совета Волковец Р.Р., Хакимова Л.Р.. Поленова Н.В., Сельчук К.М., Захарова Л.К..
Учитель | Уровень выступлени | Тема |
Волковец Р.Р. | Заседание ШМО «Гимназия №64» | «Цели и задачи работы методического объединения учителей иностранных языков. План работы на 2019-20учебный год». |
Поленова Н.В. | Заседание ШМО «Гимназия №64» | «Достижения МО в 2018-19 уч.году». |
Исхакова И.М., | Заседание ШМО «Гимназия №64» | «Приоритетные направления работы в 2019-2020 учебном году». |
Васильева З.Б. | Пед. Совет. «Гимназия №64». | «Результаты ОГЭ, ЕГЭ за 2018-2019 учебный год». |
Васильева З.Б. | Заседание ШМО «Гимназия №64» | «Отличие современного урока от традиционного» |
Волковец Р.Р. | Заседание ШМО «Гимназия №64» | «Итоги 1 триместра. Анализ работы». Итоги муниципального этапа ВсОШ и МАН». |
Поленова Н.В. | Заседание ШМО «Гимназия №64» | «Результаты школьного этапа ВОШ по английскому языку» |
Сельчук К.М. | Заседание ШМО «Гимназия №64» | «Результаты школьного, муниципального этапов ВОШ по французскому языку» |
Мониторинг качества знаний за 1 триместр 2019-2020 учебный год.
Английский язык.
Качество знаний учащихся в параллелях 5-9 классов в 1 триместре – 84,22%, средний балл – 4,22.
Немецкий язык.
Качество знаний среди 5-9 классов по немецкому языку — 85,8%, средний балл — 4,3.
Французский язык.
Качество знаний учащихся в параллелях 5-9 классов за 1 триместр – 81,6%, средний балл – 4,2
Мониторинг качества знаний за 2 триместр 2019-2020 учебный год.
Английский язык.
Качество знаний учащихся в параллелях 5-9 классов в 2 триместре – 88,63%, средний балл – 4,26.
Немецкий язык.
Качество знаний среди 5-9 классов по немецкому языку — 82%, средний балл — 4,2.
Французский язык.
Качество знаний учащихся в параллелях 5-9 классов за 2 триместр – 84,5%, средний балл – 4,22.
3. Мониторинг качества знаний за 3 триместр 2019-2020 учебный год.
Английский язык.
Качество знаний учащихся в параллелях 5-9 классов за 2 триместр – 89,25%, средний балл – 4,35.
Французский язык.
Качество знаний учащихся в параллелях 5-9 классов за 2 триместр – 86,7%, средний балл – 4,27.
Немецкий язык.
Качество знаний учащихся в параллелях 5-9 классов за 2 триместр – 89,5%, средний балл – 4,5.
Динамика качества знаний на конец 2018-2019 уч.года и 2019-2020 уч.года.
Предмет | Процент качества знаний 2018-2019 учебный год | Процент качества знаний за 2019-2020 учебный год |
Английский | 88 | 91,57 |
Немецкий | 90 | 91,3 |
Французский | 85 | 90,9 |
Мониторинг качества знаний по полугодиям 10-11 классы.
Класс | 1 полугодие | 2 полугодие |
10а | 100 | 86,5 |
10б | 91 | 97 |
11а | 78,5 | 100 |
11б | 92 | 95 |
Вывод: из таблиц мы видим, что качество знаний по иностранным языкам остается стабильно высоким. Тем не менее есть необходимость усилить работу со слабоуспевающими и учащимися со слабой мотивацией к учебе путем применения разнообразных форм работы на уроках и индивидуального подхода к обучающимся.
Анализ работы с одарёнными детьми.
Работа с одаренными детьми является одним из важных направлений работы учителей МО. Она представлена разными формами: индивидуальная работа учителей по подготовке к олимпиадам, привлечение к участию в работе НПК, кружковая работа.
ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Итоги обобщения результатов участия учащихся в олимпиадном движении
(5-11 классы)
В октябре-ноябре были проведены предметные олимпиады. Участие в олимпиадах носило массовый характер.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВОШ
Информация об участниках школьного этапа ВОШ
№ п.п. | Предмет | Количество участников | Кол-во победителей | Кол-во призеров |
5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 10 кл | 11 кл |
| Английский | 33 | 22 | 17 | 16 | 12 | 10 | 5 | 2 | 21 |
| Французский | - | - | 2 | 1 | 1 | - | 2 | | 4 |
| Немецкий | - | - | 3 | 4 | 5 | 1 | - | - | - |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОШ.
Информация
об участниках городского этапа ВОШ 2017/2018 учебного года
№ п.п. | Предмет | Количество участников | Кол-во победителей | Кол-во призеров |
5 кл | 6 кл | 7 кл | 8 кл | 9 кл | 10 кл | 11 кл |
| Английский язык | | | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | | 2 |
| Французский язык | | | 1 | 1 | 1 | | 1 | | 2 |
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭТАП ВОШ
Предмет | № | Фамилия Имя | Класс | Статус | Учитель |
Английский язык | 1 | | 11 | призер | Захарова Л.К. |
Французский язык | 1 | | 11 | призер | Сельчук К.М. |
ОЛИМПИАДА НА КУБОК ИМЕНИ Ю.ГАГАРИНА
Информация об участниках школьного этапа
Класс | Количество участников | Количество победителей | Количество призеров |
5 | 32 | 1 | 17 |
6 | 30 | 1 | 21 |
7 | 22 | 2 | 15 |
8 | 28 | 1 | 23 |
Информация об участниках муниципального этапа
Класс | Количество участников | Количество победителей | Количество призеров |
5 | 4 | - | 4 |
6 | 3 | - | 1 |
7 | 2 | - | 2 |
8 | 4 | - | 4 |
ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 2-6 КЛАССОВ
Классы | Школьный этап | Районный этап |
2 | 45 | 16 |
3 | 49 | 6 |
4 | 64 | 19 |
5 | 9 | 6 |
ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК
Багаутдинов Амир 5и класс | Школьный этап | Районный этап |
призер | призер |
Итоги районной НПК «Завтра начинается сегодня»
В целях реализации программы работы с одарёнными детьми в гимназии была проведена школьная научно-практическая конференция.
Проекты учащихся Гимназии № 64 были выполнены на высоком профессиональном уровне и высоко оценены жюри районной НПК. Особенно была отмечена практическая значимость проведённых исследований, владение аудиторией, умение отвечать на вопросы.
Результаты участия в районной НПК
«Завтра начинается сегодня»
№ п/п | Название номинации | ФИО Обучающегося (полностью) | № ОУ, класс | Тема работы | ФИО научного руководителя (полностью) | Ученое звание, степень |
1 | Английский язык | Ишмухаметова Диана | Гимназия №64,10 класс | Основы Британской вежливости | Исхакова И.М. | участник |
| Французский язык | Уельданова Рената | 7 | Анализ фразеологизмов с компонентом «прилагательное цвета» в современном французском языке. | Сельчук К.М. | Победитель |
В целях обобщения опыта было организовано взаимопосещение уроков.
В ходе взаимопосещения уроков установлено, что учителя проводят уроки в соответствии с требованиями ФГОС, применяют разнообразные приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся. В классах созданы благоприятные условия для нормального развития детей, учителя используют все возможности для успешного овладения учащимися программного материала, для формирования у учащихся универсальных учебных действий.
Требования, предъявленные учителями, едины и учащимися выполняются.
Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. Уроки проходят в хорошем темпе.
Тематические планы уроков учителей грамотно отражают содержание учебного материала. На уроках используются наглядные пособия и раздаточный материал, интерактивное и мультимедийное оборудование (компьютерные презентации, интерактивные доски).
Учителя осуществляют индивидуальный подход к учащимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников применяются разные формы обучения.
Рекомендации:
1. Учителям совершенствовать методику преподавания с учетом требований, предъявляемых к современному уроку, активнее использовать системно-деятельностный подход в обучении.
2. Продолжить работу по формированию у учащихся устойчивых знаний по учебным предметам, учитывая результаты контрольных работ, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
3. При повторении изученного материала использовать разноуровневые задания, КИМы различного содержания, передовые педагогические технологии, приёмы и методы обучения, способствующие сохранению успеваемости и повышению качества знаний выпускников.
В течение учебного года проводилась планомерная работа, направленная на реализацию поставленных целей и задач. Это происходило как в повседневной деятельности, так и в проектах города, республики . Члены ШМО участвовали в педагогических и методических советах школы, в мероприятиях города . Большую роль в педагогической практике всех учителей играет самообразование.
РУКОВОДСТВО МО.
Руководство МО осуществлялось через проведение заседаний МО,индивидуальной работы с учителями, за 1 полугодие проведено 3 заседаний МО, во 2 полугодии проведено 3 заседания МО. Все заседания МО были направлены на решение важных вопросов, связанных с анализом успеваемости учащихся по триместрам, выявлением пробелов в знаниях и умениях учащихся, проблемы и пути решения устранения пробелов во время карантина и организация дистанционного обучения в период с 6 апреля до 30 мая 2020 года. Учителями были намечены пути преодоления трудностей в качестве знаний учащихся, разработаны планы работы с учащимися (индивидуальная работа со слабыми и сильными учащимися, дополнительные занятия, составление мониторинга работы со слабыми и сильными учащимися).
К положительным аспектам работы следует отнести следующее:
Активное участие в школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, в олимпиаде на Кубок им. Ю.Гагарина, в предметной олимпиаде для младших школьников.
Участие в семинарах, конкурсах.
Начальный этап работы по созданию системы работы с одаренными детьми
Выделены часы на проведение внеурочной деятельности.
Мой английский языковой портфель- для 5-6 классов.
Счастливый английский -1-4 классы.
К отрицательным аспектам работы следует отнести следующее:
1. Недостаточно использованы возможности самоанализа профессионального мастерства педагогов.
2.Пассивность педагогов в участии в различных педагогических конкурсах.
3.Недостаточная работа со слабо успевающими учащимися.
Рекомендации:
Каждому учителю составить план индивидуальной или групповой работы с учащимися ,имеющими высокую мотивацию к учёбе.
Выстроить систему работы по участию в конкурсах города,продолжить участие в дистанционных конкурсах.
Продолжить работу по участию в конкурсе «Завтра начинается сегодня» с обязательным анализом проделанной работы (выявление пробелов в знаниях, включение отдельных заданий в работу на уроках, выявление одаренных детей, награждение одаренных учащихся грамотами)
Подготовить к опубликованию материал по теме самообразования учителя и открытый урок, проведенный с использование новых технологий
Продолжить участие в районных и городских семинарах для учителей.
Руководитель ШМО Волковец Р.Р.