СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая записка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая записка»

Аналитическая записка

учителя начальных классов Войновой А.П.

МБОУ Пролетарская СОШ

В настоящее время важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В качестве основных видов универсальных учебных действий новые стандарты выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД и рассматривают их как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Для меня как учителя начальных классов встал важный вопрос: как изменить образовательный процесс на своих уроках, какие технологии взять за основу, какие условия необходимо создать для такой учебной деятельности, в процессе которой могут быть сформированы УУД.

Большое внимание стараюсь уделять развитию творческих способностей учащихся, применяя системно – деятельностный подход к изучению предмета. Используя на уроках и во внеурочной деятельности технологии и методики личностно-ориентированного обучения.

При организации учебно-воспитательного процесса главной задачей вижу в организации деятельности, направленной на развитие способностей, формирование познавательной самостоятельности, активной жизненной позиции ребенка. Для реализации поставленных задач использую различные методы обучения: проблемный, развивающий, активный, интерактивный, игровой, применяю информационные технологии. Считаю немаловажным поддержание познавательного интереса учащихся через систему внеурочной деятельности, реализацию коммуникативных потребностей ребят, повышение их гражданской компетентности. Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования личности учеников через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими знаний, для накопления опыта. Только те знания, которые учащиеся приняли, становятся их внутренним достоянием, новым умением, способностью, а это в свою очередь способствует освоению учебной программы всеми учащимися. На протяжении всей работы в школе по предметам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир» существует 100% успеваемость и позитивная динамика качества знаний.

Я хочу, чтобы мои ученики не только усваивали знания, но и приобретали умения и навыки, а также развивались как личности. Мои профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений обучающихся, но и на диагностику их деятельности, чтобы, выявив проблемы, помочь устранить трудности в познании и применении знаний. Для этого использую различные технологии.

Преимущества современных информационных технологий, по сравнению с традиционными: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе обучающихся и методических приемов в работе учителя.

В уроки включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Использую элементы здоровьесберегающих технологий, направленные на расширение зрительно – пространственной активности.

Использую групповую работу. Учиться вместе детям не только легче, но и эффективнее. Использование групповой работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, учесть их индивидуальные особенности, воспитать культуру общения. Групповую работу можно организовывать на любом этапе урока. На этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия нового знания формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы применяют знания.

Использую на уроке методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар, дискуссия, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностью каждого ученика. Если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу.

Основной задачей учителя начальных классов является создание разносторонней школьной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность проявить себя. Ученик должен выступать как равноправный участник процесса обучения, иметь право на инициативность, самостоятельность, творчество, индивидуальный поиск. Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Сейчас я работаю по программе «Школа России». Изучаю авторские методические рекомендации, посещаю, по возможности, семинары, общаюсь на интернет- сайтах с коллегами, работающими поэтому УМК.

С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я поняла, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Одни уже умеют читать, другие не знают и букв. Поэтому, работу на уроках надо было дифференцировать. А ученики, не справляющиеся с темпом продвижения при изучении программного материала, требовали к себе повышенного внимания и других форм работы.

Чтобы решить проблему развития речи учащихся на уроках чтения мне помогает использование групповых форм работы. Например, группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.

Учебник математики ориентирован на развитие мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельности. Имею варианты заданий для слабых детей. В своей работе использую тренинговые карточки, которые помогают восполнить пробелы. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, провожу уроки – практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся, как работа в парах постоянного и сменного состава.

Основная задача уроков русского языка – развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. Огромное внимание уделяю письму под диктовку. Это и слуховые, зрительно-слуховые, графические, свободные диктанты проводим на уроках. При прохождении программы по русскому языку постоянно нахожусь в условиях дефицита времени. Это обуславливается тем, что психологические возможности детей разные, объём материала достаточно велик, да и задачи довольно сложные. На уроках русского языка я обязательно провожу работу над ошибками, так как без нее вообще теряется смысл проверки тетрадей учеников. Для этого я использую «Памятку для работы над ошибками». Но и тут важен индивидуальный подход. Дело в том, что сильный ученик может сам найти ошибку, определить, на какое она правило, а слабый ученик теряется. Работа над ошибками проводится следующим образом. Сильный ученик сам должен найти ошибку в слове, узнать, на какое она правило, и при помощи «Памятки» сделать самостоятельно работу над ошибками.

  Слабому ученику я, как обычно, исправляю ошибку. Ребенок должен выполнять работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками я проверяю. На каждом уроке обязательно провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант, самодиктант, запиши по памяти, найди в словаре, запиши слова на определённую тему, проверь соседа и т.д. Работу строю по всем видам словарей, это учит детей пользоваться при необходимости словарями, быстро их находить, расширяет словарный запас.

Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока этого учебного курса.

Домашние задания на уроках этого курса чаще всего дифференцированные. Например: первая группа заданий – традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даю дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно.

Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответ на дополнительные вопросы в интернете.

На своих уроках я использую следующие методы дифференциации, направленные на развитие познавательной активности:

-дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимание, воображения, памяти, логического мышления;

-дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности, продуктивности;

-индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности);

-дифференцированный метод поощрения;

-использование наглядности в разных видах.

Все уроки строить, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

Воспитательную работу на уроке направляю на формирование культуры общения, умение общаться в группе, в коллективе, этических правил и норм, волевых качеств личности.

Положительные результаты внеурочной деятельности обучаемых тоже дают положительную мотивацию в учёбе. Все дети заняты внеурочной деятельностью по пяти направлениям и развиваются по своему желанию, и желанию своих родителей. Программа «Школа России» по ФГОС НОО дала возможность развивать УУД у учащихся. Разработаны Программы по внеурочной деятельности.

Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.

Я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, с

уважением отношусь к личности ученика, использую эмоционально-

положительный стиль общения. Это позволяет создать в классе комфортную,

психологическую обстановку. 

Творческий поход, постоянное совершенствование педагогических технологий и приемов, применение знаний детской психологии, такт в общении с детьми позволяют мне добиваться хороших результатов в обучении и воспитании обучающихся учащихся.

Каждый учитель начальных классов, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни – вот основные задачи, которые я ставлю перед собой на четыре года. За эти годы провела много интересных мероприятий. Это разнообразные утренники, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Уделяю внимание работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания, посещаю семьи, провожу индивидуальную работу. Изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат. В этом году работаю в 3 и 4 классе- 16 учеников. Все они разные и по возрасту, и по уровню развития, и по характеру. С первых дней пребывания в школе, выясняю уровень личной, нравственно –волевой и интеллектуальной готовности детей, ищу тропинки к их сердцам, работаю над сплочением класса, как коллектива.

Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть природу, замечать её красоту, охранять её. Этому способствуют такие мероприятия, как «Золотая осень», экотурнир «Знатоки животных» с использованием презентаций и др. С первых школьных дней мы с детьми совершаем прогулки по школьному участку, в парк, к памятнику- мемориалу. Знакомлю с родным селом (создание собственных проектов), столицей нашей области, государства, с символикой государства и области – это важные моменты гражданского воспитания. Уделяю внимание воспитанию гражданского отношения к семье. На классных часах и во внеурочное время провожу мероприятия, которые учат правилам ПДД, умению оказывать помощь в экстренных ситуациях, правилам поведения на улице и дома, чтобы не случилось беды.

Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств учителя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски урока.

За последние два года наблюдается позитивная динамика успеваемости и качества знаний:

Анализ результатов работы.


Класс

Предмет


Результаты работы

2017-2018 уч. год

2018-2019 уч. год

Качество знаний

Уровень обученности


Качество знаний

Уровень обученности

2

Окружающий мир

100%

100%

3

100%

100%

2

музыка

100%

100%

-

-

-

2

технология

100%

100%

-

-

-

2

ИЗО

100%

100%

-

-

-



Класс

Предмет


Результаты работы

2017-2018 уч. год

2018-2019 уч. год

Качество знаний

Уровень обученности

класс

Качество знаний

Уровень обученности

1

Литературное чтение

б/о

100%

2

90%

100%

1

Русский язык

б/о

100%

2

84%

100%

1

Математика

б/о

100%

2

56%

100%

1

Окружающий мир

б/о

100%

2

100%

100%

1

музыка

б/о

100%

2

100%

100%

1

технология

б/о

100%

2

100%

100%

1

ИЗО

б/о

100%

2

100%

100%


Особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства и распространение собственного педагогического опыта. Данная работа включает в себя как самообразование, так и публикации собственных разработок, участие в семинарах,  мастер -  классах,  вебинарах, круглых  столах.


Публикации на образовательных сайтах:


Название материала

Дата публик

ации

Название сайта или печатного издания

Ссылка на материал

Результат

(диплом, место, сертификат)

Разработка открытого урока по окружающему миру 2 класс (конспект урока) Красная книга

2019

Мультиурок.ру

https://multiurok.ru/nastasi/

опубликован

Презентация к открытому уроку Красная книга

2019

Мультиурок.ру

https://multiurok.ru/nastasi/

опубликован

Сценарий новогоднего утренника 2019

2019

Мультиурок.ру

https://multiurok.ru/nastasi/

опубликован

Рабочие программы по предметам начальной школы

2019

Мультиурок.ру

https://multiurok.ru/nastasi/

опубликован

Сценарий новогоднего утренника 2020

2020

Мультиурок.ру

https://multiurok.ru/nastasi/

опубликован

Современный учитель не только учит, но и сам постоянно учится, занимается самообразованием, повышает уровень своей компетентности. Я считаю это одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.

С целью самообразования, я работаю над повышением своей квалификации, изучаю опыт коллег школы, района, области. С 2017 года по 2019 год прошла курсы повышения на тему: «Новые требования к образовательным результатам в условиях реализации ФГОС. Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий в начальных классах», «Методика преподавания ОРКСЭ в соответствии с ФГОС», «Проектирование содержания обучения русскому языку в поликультурном образовательном пространстве в условиях реализации ФГОС НОО», «Методика преподавания учителя начальных классов в соответствии с ФГОС НОО» и «Педагогика дополнительного образования».  

Высокий познавательный интерес обучающихся определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников во внеклассных мероприятиях, что способствует формированию общей культуры обучающихся, активизации их мыслительной познавательной деятельности, развитию творческих способностей обучающихся, повышению качества образования.

Помимо основной работы занимаюсь внеурочной работой, провожу кружки

« Каблучок» и « В стране рукоделия».

Анализируя результаты педагогической деятельности, можно проследить повышение уровня образованности обучающихся, участие обучающихся в конкурсах различного уровня, в том числе школьного и районного.



2018 -2019 уч.год

Название конкурса олимпиады, конференции дата


Уровень

(город, край, Россия)

Ф И О ребенка

Класс

Результат

Конкурс художественной самодеятельности «Мир начинается с детства»

Районный

Алижанова Джума

Гаммаева Тамара

Зиновьева Виктория

Кимикова Эльмира

Крячко Анна

Крячко Марина

Ромадина Мария

Ротарь Ариадна

Шостак Мария

2-4

Лауреат III степени






Олимпиада по окружающему миру

Школьный

Шостак Мария

4

Победитель

Олимпиада по окружающему миру

Районный

Шостак Мария

4

Участник



Воспитательная работа неразрывно связана с уроками в начальной школе. Руковожу работой хореографического кружка и кружка по рукоделию. Учащиеся помогают готовить выставки, тематические линейки, классные часы, участвуют в жизни и мероприятиях поселения. Выступают в СДК на различных праздниках (митинги, день пожилых людей, день инвалида, день матери и др.). Также являюсь классным руководителем. Свою воспитательную работу с классом строю согласно ФГОС по пяти направлениям: духовно – нравственное, социальное, спортивно – оздоровительное, обще интеллектуальное и общекультурное. Постоянно держу связь с родителями обучающихся. Провожу родительские собрания, беседы, консультации.

Опыт работы, накопленный материал, направленный на развитие практических навыков и умений, помогли добиться положительных результатов в обучении детей. 

- обучающиеся видят перед собой конечный результат.

-создание исследовательской работы своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
 - Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.

- Профессиональное самоопределение - именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
- При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности обучающихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям. Индивидуальная работа– это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек.
   - Принимая обучающегося таким, какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!