Аналитическая справка по результатам Всероссийской проверочной работы
по окружающему миру в 4 классе
в 2018-2019 учебном году
по МБОУ СОШ №59 г. Пензы
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №84 от 29.01.2019 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организацийв 2019 году», с целью выявления уровня усвоения обучающимися 4х классов предметных и метапредметных умений по окружающему миру в рамках программы начального общего образования школы, а также выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся 24.04.2019 была проведена Всероссийская проверочная работа.
В тестировании приняли участие 85 учеников 4 классов МБОУ СОШ № 59 из 89.
Содержание проверочной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).
Проведенные тестовые задания позволили оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС и осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.
Работа строилась на материале планируемых результатов, которые относятся к блоку «Выпускник научится». Полнота проверки обеспечивалась за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса окружающего мира в начальной школе:
- Земля — планета Солнечной системы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края;
- исторические периоды;
- государственную символику и государственные праздники.
Содержание заданий итоговой работы обеспечивало полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня.
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом.
Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
Проверяемые требования к уровню подготовки
1 Метапредметные
1.1 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
1.2 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
1.3 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
1.4 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
1.5 умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
1.6 умения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
1.7 умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
1.8 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
1.9 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
1.10 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Предметные
2.1 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы
2.2 сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни
2.3 осознание целостности окружающего мира
2.4 освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
2.5 освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)
2.6 развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию, представленную в разных формах.
Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.
Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.).
Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. Задание поверяет овладение логическими универсальными действиями.
Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В задании 5 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).
Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.
Задания части 2 направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.
Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений сформулировать правило поведения.
Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий.
Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры.
В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы. Необходимо отметить, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивалась 32 баллами.
Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6.1 и 6.2 оценивался 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1 оценивался 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставлялся 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивался 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставлялось 2 балла; если допущено две ошибки – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов.
Ответы на задания 1, 5, 6.3–10 оценивались по следующим критериям: полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 5, 6.3 оценивался 2 баллами, на задания 7–9 – 3 баллами, на задание 10 – 6 баллами.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
по пятибалльной шкале
| | | | | |
| | | | | | |
Отметка по | «2» | «3» | «4» | | «5» | |
пятибалльной шкале | | |
| | | | | |
Первичные баллы | 0–7 | 8–17 | 18–26 | | 27–32 | |
Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
В таблице представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 32 |
Базовый | 7 | 20 | 62.5 |
Повышенный | 3 | 12 | 37.5 |
Итого | 10 | 32 | 100 |
Результаты тестовых работ по окружающему миру в 4 классе
Отметка | Количество обучающихся | % от общего количества выполнявших |
«5» | 14 | 16.5 |
«4» | 55 | 64.7 |
«3» | 16 | 18.8 |
«2» | 0 | 0 |
Результаты выполнения заданий:
Требования к заданию | № задания | Балл | Кол-во уч. | % |
Умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства | 1 | 2 | 76 | 89.4 |
1 | 7 | 8.2 |
0 | 2 | 2.4 |
Умение находить информацию на печатных носителях (интернет-сайтах), используя условные обозначения, и переводить информацию из условно-графической формы в текстовую. | 2 | 2 | 54 | 63.5 |
1 | 29 | 34.1 |
0 | 2 | 2.4 |
Умение определять территорию, континент на географической карте и называть типичных обитателей данной территории из числа изображенных животных. | 3(1) | 2 | 48 | 56.5 |
1 | 18 | 21.2 |
0 | 19 | 22.3 |
3(1)-знание названий материков\природных зон и умение распознавать материки \ природные зоныпо контуру на контурной карте. | 3(2) | 1 | 73 | 85.9 |
0 | 12 | 14.1 |
3(2)- названия животных | 3(3) | 3 | 51 | 60 |
3(3)естественная среда обитания животных (указать материк\природную зону). | | 2 | 6 | 7 |
1 | 14 | 16.5 |
0 | 14 | 16.5 |
Освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде | 4 | 2 | 38 | 44.7 |
1 | 39 | 45.9 |
0 | 8 | 9.4 |
Овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы). | 5 | 1 | 85 | 100 |
0 | 0 | 0 |
Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с моделированием естественнонаучного эксперимента (формулировать цель, проверять гипотезу (предположение), делать выводы на основании полученных результатов): 6(1)- сравнение, выбор верного высказывания; 6(2) - какие измерения, сравнения, выводы можно сделать по заданию; 6(3) - для ответа на вопрос, необходимо описать эксперимент. | 6(1) 6(2) 6(3) | 1 | 73 | 85.9 |
0 | 12 | 14.1 |
1 | 42 | 49.4 |
0 | 43 | 50.6 |
2 | 13 | 15.3 |
1 | 18 | 21.2 |
0 | 54 | 63.5 |
Умение преобразовывать модель в целях выявления общих правил безопасного поведения и ориентации в социальной среде. | 7.1 | 1 | 68 | 80 |
0 | 17 | 20 |
7.2 | 2 | 45 | 53 |
| 1 | 34 | 40 |
| 0 | 6 | 7 |
Уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. 8(1)- название профессий; 8(2)- пояснение характера работы; 8(3)- объяснение пользы для общества. | 8 | 3 | 24 | 28.2 |
2 | 35 | 41.1 |
1 | 21 | 24.7 |
0 | 5 | 6 |
Понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме. | 9(1) 9(2) 9(3) | 1 | 71 | 83.5 |
0 | 14 | 16.5 |
1 | 70 | 82.4 |
0 | 15 | 17.6 |
1 | 65 | 76.5 |
0 | 20 | 23.5 |
Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни. Умение описывать растения родного края и достопримечательности, знать историю их создания. Данное задание проверяет способность выпускника начальной школы использовать личный опыт (общение в семье, с друзьями и знакомыми, опыт бытовых повседневных взаимодействий, читательского и зрительского опыт и т.п.). 10(1)-название региона (или края, области, республики, автономного округа, в котором проживает ребёнок; название главного города региона. | 10(1) | 2 | 54 | 63.5 |
1 | 24 | 28.2 |
0 | 7 | 8.2 |
10(2)- 1 (указать реки, озёра, моря, горы региона / товары, производимые в регионе); 2 (название памятника истории и культуры, который находится в регионе / название животных, которые обитают в регионе); 3 рассказ о памятнике истории и культуры / рассказ об одном из животных. | 10(2) | 4 | 10 | 11.8 |
3 | 16 | 18.8 |
2 | 36 | 42.4 |
1 | 15 | 17.6 |
0 | 8 | 9.4 |
| | |
Анализируя данные, полученные из результатов выполнения работы по окружающему миру в 4 классе, можно сделать вывод:
1. Всего выполняли работу - 85
2. Справились с заданиями – 85
Из них выполнили
100% (32 балла) - 1
99-84 % (27-31 баллов) – 13
82-56 % (18-26 баллов) и менее - 55
53-25 % (8-17 баллов) и менее - 16
Анализ результатов ВПР по окружающему миру показал следующее
класс | всего | Писали | учитель | 5 | 4 | 3 | 2 | % усп | % кач |
4-а | 30 | 30 | Ахмыстова О.В. | 7 | 13 | 10 | 0 | 100% | 66.6% |
4-б | 29 | 28 | Макушкина Л.В. | 2 | 22 | 4 | 0 | 100% | 85,7% |
4-в | 30 | 27 | Алферьева Г.В. | 5 | 20 | 2 | 0 | 100% | 92.5% |
ОУ | 89 | 85 | 4 (а,б,в) | 14 | 55 | 16 | 0 | 100% | 81.2% |
Обучающиеся 4 классов в целом справились с предложенной работой и показали, базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако в результаты отдельных заданий требуют доработки по устранению недочётов.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Учителям Алфельевой Г.В., Ахмыстовой О.В., Макушкиной Л.В.:
а) проанализировать результаты ВПР;
б) наметить конкретные меры по исправлению типичных ошибок и ликвидации в пробелах знаний обучающихся;
г) на уроках чаще использовать тестовые задания повышенного и базового уровня.
2. Учителям начальных классов МБОУ СОШ №59 г. Пензы на уроках окружающего мира необходимо :
обращать внимание учащихся на четкое выполнение коммуникативной задачи творческих заданий: давать точные и развернутые ответы на вопросы;
развивать умение владеть широким арсеналом приемов рассуждений;
учить понимать содержание заданий;
систематически работать над формированием умения самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, формировать умения раскрывать содержание иллюстрации.
Предложения по устранению недостатков
Следует продумать работу с различными источниками информации.
Особое внимание следует обратить на работу с информационными текстами.
Формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию.
Организовать работу по формированию умения извлекать информацию из разных источников.
Включать в рабочие программы практические работы с проведением опытов и использование лабораторного оборудования.
Заместитель директора по УВР Сигеева С.Б