СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по результатам Всероссийской проверочной работы по окружающему миру в 4 классах в 2018-2019 учебном году

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка по результатам Всероссийской проверочной работы по окружающему миру в 4 классах в 2018-2019 учебном  году

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по результатам Всероссийской проверочной работы по окружающему миру в 4 классах в 2018-2019 учебном году»

Аналитическая справка по результатам Всероссийской проверочной работы

по окружающему миру в 4 классе

в 2018-2019 учебном году

по МБОУ СОШ №59 г. Пензы


На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №84 от 29.01.2019 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организацийв 2019 году», с целью выявления уровня усвоения обучающимися 4х классов предметных и метапредметных умений по окружающему миру в рамках программы начального общего образования школы, а также выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения у обучающихся 24.04.2019 была проведена Всероссийская проверочная работа.

В тестировании приняли участие 85 учеников 4 классов МБОУ СОШ № 59 из 89.

Содержание проверочной работы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373).

Проведенные тестовые задания позволили оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС и осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Работа строилась на материале планируемых результатов, которые относятся к блоку «Выпускник научится». Полнота проверки обеспечивалась за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса окружающего мира в начальной школе:

- Земля — планета Солнечной системы;

- природные зоны России;

 - особенности природы своего края;

- исторические периоды;

- государственную символику и государственные праздники.

Содержание заданий итоговой работы обеспечивало полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня.

Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом.

Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.

Проверяемые требования к уровню подготовки

1 Метапредметные

1.1 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

1.2 использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

1.3 использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

1.4 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

1.5 умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах

1.6 умения классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

1.7 умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

1.8 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета

1.9 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

1.10 умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета


Предметные

2.1 понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы

2.2 сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни

2.3 осознание целостности окружающего мира

2.4 освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

2.5 освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)

2.6 развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире


Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию, представленную в разных формах.

Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства.

Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.).

Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. Задание поверяет овладение логическими универсальными действиями.

Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

В задании 5 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).

Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.

Задания части 2 направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.

Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений сформулировать правило поведения.

Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий.

Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры.

В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы. Необходимо отметить, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.



Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом


Правильно выполненная работа оценивалась 32 баллами.

Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6.1 и 6.2 оценивался 1 баллом.


Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1 оценивался 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставлялся 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.


Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивался 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставлялось 2 балла; если допущено две ошибки – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов.


Ответы на задания 1, 5, 6.3–10 оценивались по следующим критериям: полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 5, 6.3 оценивался 2 баллами, на задания 7–9 – 3 баллами, на задание 10 – 6 баллами.


Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки

по пятибалльной шкале














Отметка по

«2»

«3»

«4»


«5»


пятибалльной шкале









Первичные баллы

0–7

8–17

18–26


27–32




Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.

В таблице представлена информация о распределении заданий проверочной работы по уровню сложности.


Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 32

Базовый

7

20

62.5

Повышенный

3

12

37.5

Итого

10

32

100



Результаты тестовых работ по окружающему миру в 4 классе


Отметка

Количество обучающихся

% от общего количества выполнявших

«5»

14

16.5

«4»

55

64.7

«3»

16

18.8

«2»

0

0


Результаты выполнения заданий:



Требования к заданию

задания

Балл

Кол-во уч.

%

Умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства

1

2

76

89.4

1

7

8.2

0

2

2.4

Умение находить информацию на печатных носителях (интернет-сайтах), используя условные обозначения, и переводить информацию из условно-графической формы в текстовую.

2

2

54

63.5

1

29

34.1

0

2

2.4

Умение определять территорию, континент на географической карте и называть типичных обитателей данной территории из числа изображенных животных.

3(1)

2

48

56.5

1

18

21.2

0

19

22.3

3(1)-знание названий материков\природных зон и умение распознавать материки \ природные зоныпо контуру на контурной карте.

3(2)

1

73

85.9

0

12

14.1

3(2)- названия животных

3(3)

3

51

60

3(3)естественная среда обитания животных (указать материк\природную зону).


2

6

7

1

14

16.5

0

14

16.5

Освоение элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

4

2

38

44.7

1

39

45.9

0

8

9.4

Овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы).

5

1

85

100

0

0

0

Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с моделированием естественнонаучного эксперимента (формулировать цель, проверять гипотезу (предположение), делать выводы на основании полученных результатов):

6(1)- сравнение, выбор верного высказывания;

6(2) - какие измерения, сравнения, выводы можно сделать по заданию;

6(3) - для ответа на вопрос, необходимо описать эксперимент.

6(1)




6(2)




6(3)

1

73

85.9

0

12

14.1

1

42

49.4

0

43

50.6

2

13

15.3

1

18

21.2

0

54

63.5

Умение преобразовывать модель в целях выявления общих правил безопасного поведения и ориентации в социальной среде.

7.1

1

68

80

0

17

20

7.2

2

45

53


1

34

40


0

6

7

Уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них.

8(1)- название профессий; 8(2)- пояснение характера работы; 8(3)- объяснение пользы для общества.

8

3

24

28.2

2

35

41.1

1

21

24.7

0

 

5

6

Понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

9(1)



9(2)



9(3)

1

71

83.5

0

14

16.5

1

70

82.4

0

15

17.6

1

65

76.5

0

20

23.5

Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни. Умение описывать растения родного края и достопримечательности, знать историю их создания. Данное задание проверяет способность выпускника начальной школы использовать личный опыт (общение в семье, с друзьями и знакомыми, опыт бытовых повседневных взаимодействий, читательского и зрительского опыт и т.п.). 10(1)-название региона (или края, области, республики, автономного округа, в котором проживает ребёнок; название главного города региона.

10(1)


2

54

63.5

1

24

28.2

0

7

8.2

10(2)- 1 (указать реки, озёра, моря, горы региона / товары, производимые в регионе); 2 (название памятника истории и культуры, который находится в регионе / название животных, которые обитают в регионе); 3 рассказ о памятнике истории и культуры / рассказ об одном из животных.

10(2)

4

10

11.8

3

16

18.8

2

36

42.4

1

15

17.6

0

8

9.4





Анализируя данные, полученные из результатов выполнения работы по окружающему миру в 4 классе, можно сделать вывод:

1. Всего выполняли работу - 85

2. Справились с заданиями – 85

Из них выполнили

100% (32 балла) - 1

99-84 % (27-31 баллов) – 13

82-56 % (18-26 баллов) и менее - 55

53-25 % (8-17 баллов) и менее - 16



Анализ результатов ВПР по окружающему миру показал следующее

класс

всего

Писали

учитель

5

4

3

2

% усп

% кач

4-а

30

30

Ахмыстова О.В.

7

13

10

0

100%

66.6%

4-б

29

28

Макушкина Л.В.

2

22

4

0

100%

85,7%

4-в

30

27

Алферьева Г.В.

5

20

2

0

100%

92.5%

ОУ

89

85

4 (а,б,в)

14

55

16

0

100%

81.2%



Обучающиеся 4 классов в целом справились с предложенной работой и показали, базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако в результаты отдельных заданий требуют доработки по устранению недочётов.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Учителям Алфельевой Г.В., Ахмыстовой О.В., Макушкиной Л.В.:

а) проанализировать результаты ВПР;

б) наметить конкретные меры по исправлению типичных ошибок и ликвидации в пробелах знаний обучающихся;

г) на уроках чаще использовать тестовые задания повышенного и базового уровня.

2. Учителям начальных классов МБОУ СОШ №59 г. Пензы на уроках окружающего мира необходимо :

  • обращать внимание учащихся на четкое выполнение коммуникативной задачи творческих заданий: давать точные и развернутые ответы на вопросы;

  • развивать умение владеть широким арсеналом приемов рассуждений;

  • учить понимать содержание заданий;

  • систематически работать над формированием умения самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, формировать умения раскрывать содержание иллюстрации.

Предложения по устранению недостатков


  • Следует продумать работу с различными источниками информации.

  • Особое внимание следует обратить на работу с информационными текстами.

  • Формировать умения находить, обрабатывать и оценивать информацию.

  • Организовать работу по формированию умения извлекать информацию из разных источников.

  • Включать в рабочие программы практические работы с проведением опытов и использование лабораторного оборудования.


Заместитель директора по УВР Сигеева С.Б


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!