Аналитическая справка
по мониторингу психоэмоционального состояния
среди учащихся 5-х классов в МОУ «СОШ Поселья»
в период адаптации
В октябре 2022 г., согласно плану, была проведена диагностическая работа по выявлению уровня тревожности у школьников 5 классов. В качестве рабочего инструментария использовалась методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша.
Особенность шкал такого типа состоит в том, что человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития школьника.
В диагностической работе по выявлению психоэмоционального состояния приняли участие 203 обучающихся: 5а – 31 человек, 5б – 26, 5в – 32, 5г – 27, 5д – 30, 5е – 27, а также из 5ж – 30 человек. В ходе анализа и интерпретации данных получены следующие результаты по таким шкалам, как школьная, самооценочная, межличностная:
Методика «Шкала тревожности» (Кондаш).
№ | Вид тревожности | Низкий уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
0-50% | 51-70% | от 71% и выше |
к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % |
1 | школьная | 176 | 87% | 18 | 9% | 7 | 3% |
2 | самооценочная | 155 | 76% | 23 | 11% | 20 | 10% |
3 | межличностная | 174 | 86% | 15 | 7% | 6 | 3% |
Результаты по мониторингу психоэмоционального состояния по 5-м классам отдельно по каждому классу следующие:
5 «а» класс.
Всего был обследован 31 человек.
Низкий уровень тревожности выявлен у 27 человек.
Методика «Шкала тревожности» (Кондаш).
№ | Вид тревожности | Низкий уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
0-50% | 51-70% | от 71% и выше |
к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % |
1 | школьная | 27 | 87 % | 3 | 10 % | 1 | 3 % |
2 | самооценочная | 23 | 74 % | 4 | 13 % | 3 | 10 % |
3 | межличностная | 27 | 87 % | 2 | 6 % | 1 | 3 % |
Нужно обратить внимание на следующих 6 (19%) обучающихся с повышенным и высоким уровнями тревожности по школьной, самооценочной и межличностной видам тревожности.
5 «б» класс.
Всего было обследовано 26 человека.
Низкий уровень тревожности выявлен у 22 человек.
Методика «Шкала тревожности» (Кондаш).
№ | Вид тревожности | Низкий уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
0-50% | 51-70% | от 71% и выше |
к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % |
1 | школьная | 22 | 85 % | 3 | 11 % | 1 | 4 % |
2 | самооценочная | 19 | 73 % | 3 | 11 % | 3 | 11 % |
3 | межличностная | 22 | 85 % | 3 | 11 % | 0 | 0 % |
Нужно обратить внимание на следующих 4 (15%) обучающихся с повышенным и высоким уровнями тревожности по школьной, самооценочной и межличностной видам тревожности.
5 «в» класс.
Всего было обследовано 32 человек.
Низкий уровень тревожности выявлен у 26 человек.
Методика «Шкала тревожности» (Кондаш).
№ | Вид тревожности | Низкий уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
0-50% | 51-70% | от 71% и выше |
к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % |
1 | школьная | 26 | 81 % | 2 | 8 % | 1 | 4 % |
2 | самооценочная | 23 | 72 % | 4 | 15 % | 4 | 15 % |
3 | межличностная | 26 | 81 % | 3 | 12 % | 2 | 8 % |
Нужно обратить внимание на следующих 4 (12%) обучающихся с повышенным и высоким уровнями тревожности по школьной, самооценочной и межличностной видам тревожности.
5 «г» класс.
Всего было обследовано 27 человека.
Низкий уровень тревожности выявлен у 25 человек.
Методика «Шкала тревожности» (Кондаш).
№ | Вид тревожности | Низкий уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
0-50% | 51-70% | от 71% и выше |
к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % |
1 | школьная | 25 | 93 % | 3 | 12 % | 1 | 4 % |
2 | самооценочная | 21 | 77 % | 4 | 16 % | 3 | 12 % |
3 | межличностная | 24 | 88 % | 3 | 12 % | 2 | 8 % |
Нужно обратить внимание на следующих 6 (22%) обучающихся с повышенным и высоким уровнями тревожности по школьной, самооценочной и межличностной видам тревожности.
5 «д» класс.
Всего было обследовано 30 человека.
Низкий уровень тревожности выявлен у 26 человек.
Методика «Шкала тревожности» (Кондаш).
№ | Вид тревожности | Низкий уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
0-50% | 51-70% | от 71% и выше |
к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % |
1 | школьная | 26 | 86 % | 2 | 7 % | 1 | 3 % |
2 | самооценочная | 22 | 73 % | 3 | 10 % | 2 | 7 % |
3 | межличностная | 26 | 86 % | 2 | 7 % | 0 | 0 % |
Нужно обратить внимание на следующих 6 (20%) обучающихся с повышенным и высоким уровнями тревожности по школьной, самооценочной и межличностной видам тревожности.
5 «е» класс.
Всего было обследовано 27 человека.
Низкий уровень тревожности выявлен у 24 человек.
Методика «Шкала тревожности» (Кондаш).
№ | Вид тревожности | Низкий уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
0-50% | 51-70% | от 71% и выше |
к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % |
1 | школьная | 24 | 89 % | 3 | 11 % | 1 | 4 % |
2 | самооценочная | 23 | 85 % | 5 | 18 % | 3 | 11 % |
3 | межличностная | 23 | 85 % | 2 | 8 % | 1 | 4 % |
Нужно обратить внимание на следующих 4 (14%) обучающихся с повышенным и высоким уровнями тревожности по школьной, самооценочной и межличностной видам тревожности.
5 «ж» класс.
Всего было обследовано 30 человека.
Низкий уровень тревожности выявлен у 26 человек.
Методика «Шкала тревожности» (Кондаш).
№ | Вид тревожности | Низкий уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
0-50% | 51-70% | от 71% и выше |
к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % | к-во уч-ся | % |
1 | школьная | 26 | 87 % | 2 | 7 % | 1 | 3 % |
2 | самооценочная | 24 | 80 % | 4 | 13 % | 2 | 7 % |
3 | межличностная | 26 | 87 % | 2 | 7 % | 0 | 0 % |
Нужно обратить внимание на следующих 4 (13%) обучающихся с повышенным и высоким уровнями тревожности по школьной, самооценочной и межличностной видам тревожности.
Таким образом, нужно обратить внимание на 34 (17%) человека с повышенным и высоким уровнями тревожности.
Нужно понимать, что тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им большой ценой и чревато срывами. Особенно при резком усложнении деятельности.
Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточной сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.
Работа с такими школьниками должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность и на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.
Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развить у школьника способность справляться с повышенной тревогой.
Правила работы с тревожными детьми:
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
- Доверяйте ребёнку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.
- Чаще используйте упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Если ему с трудом даётся какой-то учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
- Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.
Педагог-психолог Д.Б. Хобракова