СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Пути реализации системы экологической работы в детском саду»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление качества организации образовательной работы по формированию основ экологического сознания дошкольников, оценка профессионального мастерства воспитателей, особенностей работы МДОУ по экологическому воспитанию детей.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Пути реализации системы экологической работы в детском саду»»

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему

«Пути реализации системы экологической работы в детском саду»

На основании годового плана работы МДОУ на 2017-2018 учебный год с целью выявления качества организации образовательной работы по формированию основ экологического сознания дошкольников, оценки профессионального мастерства воспитателей, особенностей их работы по экологическому воспитанию детей, использования форм и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в МДОУ с 09.10.17 г. по 20.10.2017 г. комиссией в составе

Холодова О.В. - председатель комиссии, заведующий;

Губань Е.В. – член комиссии, старший воспитатель;

Борчик Н.А.. – член комиссии, педагог психолог.

был проведен тематический контроль по вышеуказанной теме.

С целью изучения данного вопроса, комиссия использовала следующие методы и приемы контроля:

  1. Анализ календарных и перспективных планов работы воспитателей.

  2. Беседы с педагогами

  3. Беседы с детьми

  4. Наблюдения за детьми

  5. Анкетирование родителей

  6. Тестирование педагогов

  7. Обследование предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)

  8. Анализ наглядной информации для родителей в группе

Воспитание любви к природе – важная составляющая развития экологической культуры детей. Организация работы по экологическому воспитанию в нашем  ДОУ осуществляется в рамках реализации Типовой образовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" (сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Котова Л.Н., Невольник Н.И., Голяева Т.В., Горбачева Л.В., Липанова Е.И. ; ДИППО. – Донецк:), раздела ознакомление с природой.

Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой  и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание экологически развивающей среды в детском саду.

Изучение предметно-развивающей среды позволило проанализировать создание условий в группах, наличие оборудования и целесообразность его размещения.

Во всех возрастных группах у нас созданы уголки природы, которые позволяют:

  • наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;

  • вести календари погоды;

  • рассматривать картины и иллюстрации о природе;

  • играть в дидактические игры природоведческого характера;

  • делать поделки из природного материала;

  • ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»

Зона природы во 2- ой младшей группе расположено в достаточно освещенном месте, имеет свободный доступ для детей. Организация уголка в основном отвечает современным педагогическим и эстетическим требованиям. В уголке природы представлено достаточно большое количество комнатных растений, что позволяет воспитателям организовывать наблюдение за ростом и развитием каждого. Представлены модели года, картины по сезонам, кукла в сезонной одежде. Для организации дежурства есть доска дежурства с условными обозначениями и табличками. В достаточном количестве представлен инвентарь и оборудование для труда в уголке природы, дидактические материалы и, пособия, игры по ознакомлению детей с природой. Имеется в достаточном количестве бросовый и природный материал для изготовления поделок.

Зона природы средней группы расположена в недостаточно освещенном месте, однако, доступна для детей, что дает им возможность ухаживать за комнатными растениями. Содержание зоны соответствует педагогическим и гигиеническим требованиям. В частности, присутствует разнообразие комнатных растений, имеется оборудование для организации дежурства в уголке природы, хозяйственно-бытового труда, опытно – исследовательской деятельности. Имеется большое количество дидактических игр пособий, альбомов, открыток по ознакомлению с природой.

Зона природы старшей группы расположена в недостаточно освещенном месте, однако, доступна для детей, что дает им возможность ухаживать за комнатными растениями. Содержание зоны соответствует педагогическим и гигиеническим требованиям. Так в группе созданы условия для опытно – исследовательской деятельности:

  • со льдом, водой, снегом;

  • с землей, глиной, песком;

  • проращивание семян

Зона наполнена художественной и познавательной литературой, иллюстративным (картины, фотографии т.д.) и природным материалом: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.

Зона природы логопедической и подготовительной группы расположены в достаточно освещенном месте, имеет свободный доступ для детей. Для организации дежурства есть доска дежурства с условными обозначениями и табличками. В достаточном количестве представлены дидактические материалы и пособия, игры по ознакомлению детей с природой. Имеется в достаточном количестве бросовый и природный материал для изготовления поделок. Представлены модели года, недели, картины по сезонам.

В зоне в наличие инструменты для ухода за растениями (рыхления, мытья, полива), оборудование для опытов, но их количество не соответствует требованиям. Сезонно в группах высаживается лук. Календарь наблюдений за природой ведется не систематически, нет наличия картотеки опытов и экспериментов.

Планирование образовательной работы по формированию основ экологического сознания

Анализ показал, что планирование работы на занятиях по ознакомлению с природой осуществляется планомерно, с усложнением программного материала, учитывается возраст детей.

В течение дня в блоке совместной и самостоятельной деятельности детей воспитатели 2 младшей группы Епищева Н.Н. Воронцова Е.А. планируют проведение дидактических игр по ознакомлению с природой, индивидуальные и коллективные беседы с детьми, уделяется достаточно внимания рассматриванию книжных иллюстраций, картин.

Достаточно планируется наблюдений, рассматривание объектов живой и неживой природы. Однако, не уделяется должного внимание организации детского экспериментирования в уголке природы и на улице.

В средней группе анализ планирования показал, что работа по ознакомлению с природой ведется ежедневно, отражается во всех блоках организованной и совместной деятельности педагога с детьми. Воспитатели Маканина Н.А., Яценко В.В. активно планируют индивидуальные беседы с детьми, дидактические игры по ознакомлению с природой, рассматривание иллюстраций и картин по сезону. Наблюдения за природой планируются ежедневно. Однако, как показывает анализ их тематика однообразна, часто повторяется, не прослеживается система наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Педагоги не систематически планируют различные виды трудовой деятельности, связанной с уходом за растениями.

В календарных планах старшей и логопедической групп подробно расписаны наблюдения, как на прогулке, так и в утренний и вечерний отрезок времени: за птицами, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе, температурой воздуха. В целях прослеживается научный подход и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой природе неживой природе.

Также планируются беседы, пальчиковый тренинг, дидактические и подвижные игры природоведческого характера, дежурство в уголке природы. Но, к сожалению, не планируются дидактические (настольные, словесные) игры природоведческого характера.

В подготовительной группе анализ планирования показал, что воспитатели Павлова Ю.Н., Козакова С.В. планируют проведение дидактических игр по ознакомлению с природой, индивидуальные и коллективные беседы с детьми, уделяется достаточно внимания рассматриванию книжных иллюстраций, картин.

Достаточно планируется наблюдений, рассматривание объектов живой и неживой природы. Но не прослеживается система в планировании трудовых поручений, дежурств, свободного труда в уголке природы, организация коллективного труда.

В рамках контроля проводился контрольный срез по ознакомлению детей с природой. Это позволило выявить уровень знаний и умений детей на момент проведения контроля. Экспресс- диагностика проводилась в соответствии с возрастом детей, по различным разделам (животные, растения, уход за растениями и животными, сезонные явления, погодные изменения) в зависимости от года обучения по программе.

Анализ результатов показал, что в старшей группе уровень освоения детьми программного материала по раздел «Ознакомление с окружающим», в частности ознакомления с природой повысился. Дети освоили элементарные понятия о временах года, частях суток, называют дни недели, ориентируются во времени, различают диких и домашних животных, имеют элементарные представления об уходе за растениями и объектами живой природы. Дети освоили умение пользоваться календарем наблюдений за погодными явлениями.

В подготовительной и логопедической группах наблюдаются значительные изменения в уровне освоения детьми программы по ознакомлению с природой. Большинство детей имеют четкие представления о сезонных явлениях в природе, временах года, различают и называют животных, отличают признаки сходства и отличия комнатных растений, знают условия их жизни, правила ухода за ними. Воспитанники ориентируются в календаре погоды, умеют охарактеризовать погодные явления, отмечать с помощью условных обозначений характер погоды.

Тестирование воспитателей

Для изучения особенностей педагогической компетентности воспитателей, проводилось тестирование теоретических знаний педагогов по организации экологического воспитания дошкольников. Результаты тестирования показали, что воспитатели владеют методикой экологического воспитания дошкольников, однако не всегда эффективно используют профессиональные знания, умения и навыки.

НОД

В МДОУ разработано перспективное и календарное планирование по экологическому воспитанию для всех возрастных групп, имеется достаточное количество пособий, макетов, моделей, развивающих игр, различных коллекций экологической направленности, большое количество детских работ из природного материала. Экологическое развитие детей осуществляется в НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, в рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования.

В течение учебного года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы» , «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д

При организации занятий используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач. Педагогами используются разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников.

В рамках контроля были просмотрены и проанализированы занятии по ознакомлению с природой, организации трудовой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

ФИО

педагога

Уровень

Выводы

1

Скакун Л.И.

С

Для реализации поставленных задач были использованы методы: наглядный - рассматривание игрушки – зайчика, домика, дерева с листьями – красными, жёлтыми, веточка с листьями; словесный метод - использование художественного слова, беседа об осеннем дереве, его наряде. Не использовались практические методы обучения детей.

В процессе занятия не своевременно использовались физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Рекомендации: Обратить внимание на речевое развитие детей. Новое слово входит в словарь в сочетании с другими словами, поэтому надо создать условия для неоднократного его употребления в разных ситуациях. Надо продумать задания, выполнение которых требует применения этих слов.

2

Губань Е.В.

Д

Интересным моментом было создание игровой ситуации (внесение персонажа), который предложил детям оправиться в путешествие.

Методы и приемы обучения соответствовали возрасту детей. Широко использовались наглядные методы обучения: показ с объяснением, решение кроссворда на полотне, работа с макетом, элементы наглядного моделирования в описательных рассказах. В рамках дидактической игры «Чьи хвосты», «Опиши и сравни», использовались схематические модели последовательности описания объектов.

Активно применялись индивидуальные задания, занимательные игры, физкультминутки. Все пособия отвечали эстетическим и педагогическим требованиям.

Анализ показал, что педагог постоянно активизирует речь детей конкретными вопросами, умеет организовывать самостоятельную деятельность детей. На занятии дети заинтересованы, внимательны, проявляют желание работать.

Рекомендации: Обратить внимание на речевое развитие детей (требовать от детей ответов полными предложениями).

3

Епищева Н.Н.

В

+ Учебный материал соответствует поставленной цели, структура занятия выдержана;

+ на различных этапах занятия задействованы все дети;

+ воспитатель постоянно работает над развитием речи детей, звукопроизношением;

+ используется ТСО (музыка);

+ воспитатель добивается от детей ответов полными предложениями;

+ на занятии использовано много художественного слова (и детьми, и воспитателем);

+ активно использовался метод «мозгового штурма» (Почему? Какие у тебя идеи?), что способствовало развитию логического мышления детей;

+ присутствовала постоянная смена деятельности детей;

Анализ показал, что педагог постоянно активизирует речь детей конкретными вопросами, умеет организовывать самостоятельную деятельность детей. На занятии дети заинтересованы, внимательны, проявляют желание работать.

4

Козакова С.В.

Д

+ Учебный материал соответствовал теме, однако был однообразный (мало настольных и дидактических игр);

+ воспитатель задействовала всех детей во всех видах деятельности;

+ был использован наглядный материал (фото, картинки, виды злаковых культур, хлебобулочные изделия, зерна);

- дети действовали организованно, однако не были активны, эмоциональны;

- мало уделено внимания профессии «хлебороб»;

- отсутствовала коллективная работа, использовалась только индивидуальная форма работы с детьми.

+ дети на занятии были активны и эмоциональны;

+ дети владеют материалом, имеют представления по теме занятия, хорошо ориентируются в вопросах и заданиях;

+ у детей развито логическое мышление, активный словарь, речь;

- были использованы школьные методы обучения, в основном словесные;

- мало игр; резкие переходы между этапами занятия.

Рекомендации: Обратить внимание на отличие методики обучения, воспитания и развития дошкольного учреждения и начальной школы. Использовать в работе наглядность (дидактические игры). Конкретно формулировать вопросы детям, учитывая возрастные особенности детей.

5

Маканина Н.А.

Д

+ Материал занятия соответствует цели;

+ методы обучения соответствуют содержанию учебного материала (использование художественного слова, беседы, наглядности, ТСО, дидактических игр);

+ в занятии задействованы все дети, но у каждого свои подготовленные ранее задания;

+ формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала, дидактической цели;

- цель речевого развития полностью не раскрыта;

- в основном монологическая речь воспитателя, нет работы по исправлению звуковой культуры, звукопроизношения;

- занятие перенасыщено информацией, речь детей скованна, фразы заучены;

- не включены задания на развитие логики, нет «мозгового штурма».

Рекомендации: Уделять больше внимания речевому развитию детей, звукопроизношению. Развивать логическое мышление, разговорную речь, фантазию.

6

Никишова Е.С.

В

В содержание занятия предусматривалось использование таблиц-моделей. Отражающих последовательность посадки семян (бобы, горох, фасоль). Анализ занятия показал, что подготовка к занятию была проведена заранее, спланированы этапы деятельности, четко обозначены методы и приемы руководства детской деятельностью. Раздаточный и демонстрационный материал соответствует возрасту, интересам детей, содержанию поставленных целей. Рационально было размещено оборудование для занятия, соблюдались гигиенические и педагогические требования к нему. Присутствовало смена деятельности, использовались разнообразные приемы (игровые ситуации, внесение игровых персонажей, показ с объяснением, дидактические игры с элементами моделирования, задания- подсказки). Грамотно подобраны и соответствовали теме занятия физминутки. Педагог четко и полно демонстрировал объяснения, задания. Общение с детьми было доступно, индивидуально-коррекционная работа на занятии проводилась. Дети были заинтересованы, внимательны, проявляли активность. Навыки трудовой деятельности у детей четко сформированы.

Рекомендации: При подведении итога учить детей выделять главное.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль   праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. В МДОУ планируются и проводятся такие праздники и развлечения как «Солнышко появилось», «Весенние игры», «На полях – просторах», «В зимнем лесу» «Здравствуй весна», «Наряд для Осени», «Люби и знай свой край»и др.

В методическом кабинете имеется подборка методической, научно-популярной и художественной литературы о природе, наглядные дидактические материалы (муляжи овощей и фруктов, набор «Дикие животные» и пр.) Однако, как показывает практика этого недостаточно для проведения обучающих занятий. Кроме этого, анализ программно- методического обеспечения свидетельствует, что недостаточно литературы по ознакомлению детей с природой, организации детского моделирования и экспериментирования.

Анализируя работу с семьей можно отметить, что наиболее используемыми формами взаимодействия являются: анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания.  В работе с родителями педагоги МДОУ особо обращаю внимание на организацию совместной деятельности детей и родителей.  В МДОУ проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего города», фото-коллажи «Наши домашние питомцы», "Зимушка - зима",""Веселые овощата" и др. Так же педагоги привлекают родителей к участию в оформлении уголка природы,(сбор природного материала) в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.).

Через работу консультативного пункта и сайта учреждения родители всегда могут получить исчерпывающую информацию по интересующим их вопросам.

С целью выявления роли родителей в экологическом воспитании детей дошкольного возраста был проведен анкетный опрос, где было выявлено, что родители поддерживают проводимую в МДОУ работу по экологическому воспитанию: проводят беседы о природе, наблюдения за природными объектами, сажают деревья, подкармливают птиц, оборудуют в семье уголок природы. Также видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению.

Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересам детей, и понимают, что роль экологического воспитания занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместного формирования экологического сознания, они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка.

Итак, на основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

- ознакомление детей дошкольного возраста с природой ведется в соответствии с программными требованиями, уровнем развития детей. Соблюдается принцип последовательности в подаче материала, постепенности в его усложнении.

- воспитатели в рамках специально- организованной деятельности используются разнообразные формы организации. Грамотно применяют методы и приемы руководства, способствующие активизации самостоятельной деятельности детей, поиску решения проблемных ситуаций. Это в свою очередь, делает процесс ознакомления детей с природой, овладения трудовыми навыками более эффективным и целесообразным.

- в группах созданы достаточные условия для организации работы ознакомлению с природой. Предметная среда (уголки природы) отвечает педагогическим и эстетическим требованиям.

Однако, в МДОУ имеет место

- не достаточное программно-методическое обеспечение процесса. В частности, недостаточно литературы по ознакомлению детей с природой, организации детского моделирования и экспериментирования. Все это затрудняет процесс планирования работы с детьми.

- отсутствие четкой системы в организации наблюдений, трудовой деятельности по уходу за растениями и живыми объектами, не отлажена система планирования дежурства, трудовых поручений.

В связи с этим, комиссия разработала следующие рекомендации:

1.Старшему воспитателю:

- Составить рекомендации по организации различных форм трудовой деятельности с детьми старшего д/в.

Срок: март 2018 г.

Отв.: ст. воспитатель

- Приобрести необходимую литературу по ознакомлению детей с природой, организации детского моделирования и экспериментирования.

Срок: 2 полугодие 2018 г.

Отв.: ст. воспитатель

2.Воспитателям:

Проводить по мере необходимости корректировку перспективных планов по ознакомлению детей с природой.

Срок: постоянно

Отв.: воспитатели

- Продумать оборудование и оснащение уголка экспериментирования, способы фиксации результатов экспериментирования в средней, подготовительной и логопедической группах.

Срок: до 01.03.2018г.

Отв.: воспитатели

- Активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы.

Срок: постоянно

Отв.: воспитатели


Заведующий МДОУ О.В.Холодова




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!