II. 2.1. 2.2 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. | Основной этап урока. - а кто мы такие? - а без чего не может прожить нанаец? - а как сказать по-нанайски «рыба» ? -ребята, а вы знаете, какие рыбы обитают в наших реках? Работа на интерактивной доске - посмотрите на доску, я вам приготовила кроссворд про рыб. Давайте разгадаем его. Задания для кроссворда я буду вам читать на русском языке, а отгадки вы напишите на нанайском: Царица-рыба, любим мы с неё талу, а зовут его (кумду – адин); Кто любит прятаться в омуте? (лаха-сом); Прародитель золотой рыбки (ханго-карась); Окунь из красной книги (аодян-ауха); Большой брат карася (кэчи-сазан); Проходная рыба из семейства лососевых, что к нам осенью приплывает?(дава-кета) Емеля и ..(гучэн-щука) Итог: сколько вы рыб знаете. Молодцы, ребята правильно разгадали кроссворд. - так давайте и мы поедем на рыбалку. - а что мы возьмем с собой? -а на чем мы поедем? Физминутка-игра «Ловись рыбка» Чокойсар, чокойсар, Манбоканчи энэйпу. Чокойсар, чокойсар, Согдатава ванайпу! Чокой, чокой, чокой.. ( чокойсар, чокойсар, На Амур мы едем. Чокойсар, чокойсар, Рыбу мы поймаем) - Вот и добрались мы до рыбного места Гэ, нучикэндюэн! Умэкэмбэ дяпаосу. Пэнтэвэ носоросу. Эуси, таоси Согдатава варосу (Ребята , добрались мы до рыбного места, возьмите удочки, нанижем на крючок червячка, давайте закинем удочку. Туда, сюда. Туда-сюда. Ловись рыбка) -Ух, агданапсива. Эгди согдатава вахапу! Работа Садитесь, дети, отдохните, посмотрим, каких рыб мы поймали. - а что здесь не так? (слайд) Чтение. -ребята, посмотрите на мою удочку. Что-то в нее попало. - здесь какое-то послание. Бичхэ. Давайте прочитаем его. Чтение текста с переводом. -дети, а как мы можем помочь рыбам? Работа в группах: 1 задание: чем вы можете помочь рыбам летом? 2 задание: чем помочь зимой? Вывод: рыбам надо помочь, не загрязнять воду, берег. Аудирование. - ребята, посмотрите, а внутри бутылки еще какая-то бумага, достанем её. Аудирование: Послушайте внимательно, я вам прочитаю текст, а вы назовите названия рыб, которые вы услышали в тексте: Сегодня вы совершили путешествие по знаменитой реке Амур. Живет в Амуре травоядная рыба, щука называется. А еще есть ауха - японский окунь. В красную книгу занесена эта рыба. А вот и калуга – самая большая рыба в Амуре. Вот и целый косяк – эта рыба кета. А ещё на амуре есть сазан, карась ,сом, акула. Интересная река Амур. Нучикэндюэн. Суэ эйнивэ пулсихэсу манбочи. Мангбоду гучэн би. Гучи аодян би. Чу даи согдата мангбоду адин. Ичэусу, согдата эгди – тэи дава. Гучи мангбоду ханго, лаха, кэчи, акула би. Тэн гучкули, даи мангбо. - названия каких рыб не прозвучали в тексте? - а что здесь не так? - вернемся к нашему главному вопросу: для чего нам нанайцам нужна рыба? - какие блюда из рыбы вы знаете? -а ещё для чего нужна рыба? - в старину нанайцы изготавливали игрушки для своих детей из рыбьих костей. - украшения. - рыбы не только нам нужны, но и животным и птицам. слайд Вывод: без Амура и его обитателей нет нанайцу жизни. Рефлексия : - дети, а сегодня дома у вас будет тала? - а из какой рыбы? -Домашнее задание: 1. прочитать текст в учебнике на странице 75 Разгадать кроссворд про рыб; Составить свой кроссворд. -Ребята, давайте выразим своё восхищение Амуром: Физминутка с использованием пиктограмм: Ура! Мангбо! Мангбочи огдадии энэйпу Утунгиди энэйпу, Гиолимари энэйпу, Мангбова улэсипу. Ура! Мангбо! (ура! Амур! На Амур на лодках едем, На оморочках плывем, Веслами гребем. Амур очень любим. Ура! Амур! - Баниха, нучикэндюэн! -Пэдэм энусу! | Мы – дети Амура. Нанайцы -без рыбы. --Согдата - Да Дети выходят к доске и записывают в клетках названия рыб по нанайски. (кумду – адин-калуга) (лаха-сом) (ханго-карась) Аодян-ауха Кэчи-сазан Дава-кета Гучэн-щука - удочки-умэкэн - на лодке – огда Дети поют, имитируют греблю на лодке Дети показывают как они рыбачат. Дети перечисляют ,каких рыб поймали: Кит не рыба. Это морское животное. Калима. - бутылка – тукуру. Да, какая-то необычная. Бэлэчиусу! Бэлэчиусу! Буэ мангбоду балдипу, муэ-дэ чукинахани, чипчанахани. Элэ мангалоапу туй балдими. Помогите, мы просим помощи! Воды Амура загрязнились. Трудно нам стало жить. - Мало воды, рыба гибнет, надо спасать мальков и рыб, переносить их в глубокие места. - делать проруби, чтобы поступал кислород. Щука, ауха, калуга, кета, карась, сом, сазан, акула. Сао, нимо, карин, сана, таондеан, еусин, кирпу. - акула- лишнее, морская рыба. - еда. Тала, улун, сигдэ - шьют одежду- тэтуэ хупикэн ачиан Ура! Мангбо! Мангбочи огдадии энэйпу Утунгиди энэйпу, Гиолимари энэйпу, Мангбова улэсипу. Ура! Мангбо! |