СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Альтернативная коммуникация

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Альтернативная коммуникация»



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

гуманитарного цикла

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от «» 2021г. №


Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от «» 2021 г. №











Утверждено

решением педагогического

совета

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от «» 2021 г. №

Введено в действие приказом директора школы от «» 2021 г. №










Рабочая программа

«Альтернативная коммуникация»










Составила: Бондарева А.Н.,

педагог-психолог




КУРСК – 2021



Пояснительная записка

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Цель: формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.

Задачи:

- Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;

- Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний;

- Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия;

- Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;

- Формирование и поддержание интереса к общению;

- Формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям;

- Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;

- Формирование потребности в сопереживании;

- Формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.

Планируемые результаты:

- Формирование уважительное отношение друг к другу, к окружающим людям;

- Формирование проявления чувства понимания и потребности в общении;

- Развитие положительных черт характера;

- Формирование стремления анализировать и оценивать собственное

поведение и поступки окружающих людей;

-Повышение уровня познавательного интереса;

- Развитие чувства заботы и любви к животным, растениям;

- Формирование умения понимать свое эмоциональное и эмоциональное

состояние других людей;

-Развитие когнитивной сферы;

-Обогащение эмоционально- волевой сферы.

Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Коммуникация

Развитие коммуникации с использованием невербальных средств

Развитие указания взглядом на объект

1

2.09

Учимся приветствовать и прощаться с помощью мимики и жестов

1

7.09

Учимся выражать согласие (несогласие) с помощью жеста

1

9.09

Учимся выражать удовольствие (неудовольствие) с помощью жестов

1

14.09

Учимся обращаться за помощью с использованием жеста

1

16.09

Учимся отвечать на вопросы с помощью жеста

1

21.09

Учимся использовать звучащий предмет

1

23.09

Графическое изображение как средство обращения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма)

2

28.09


30.09


Развитие коммуникации с использованием вербальных средств

Развиваем реакцию на собственное имя

1

5.10



Учимся приветствовать собеседника звуком (словом, предложением)

1

7.10



Учимся выражать согласие (несогласие) звуком (словом, предложением)

1

12.10



Учимся выражать благодарность звуком (словом, предложением)

1

14.10



Учимся отвечать на вопросы словом (предложением)

1

19.10



Учимся прощаться

1

21.10

2.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации


Развитие импрессивной речи

Развиваем реакцию на собственное имя

1

26.10



Учимся узнавать (различать) имена членов семьи, товарищей, педагогов

1

9.11



Учимся понимать обобщающие понятия

1

11.11



Учимся понимать слова, обозначающие действие предмета

1

16.11



Учимся понимать слова, обозначающие признак предмета

1

18.11



Учимся понимать слова, обозначающие признак действия, состояние

1

23.11



Учимся понимать слова, указывающие на предмет, его признак

1

25.11



Учимся понимать слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении

1

30.11



Учимся понимать простые предложения

1

2.12



Учимся понимать сложные предложения

1

7.12


Развитие экспрессивной речи

Учимся называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы

1

9.12



Учимся называть (употреблять) простые по звуковому составу слова

1

14.12



Учимся называть собственное имя

1

16.12



Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие предмет

1

21.12



Учимся называть (употреблять) обобщающие понятия

1

23.12



Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие действие предмета

1

11.01



Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие признак предмета

1

13.01



Учимся называть (употреблять) слова, указывающие на предмет, его признак

1

18.01



Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие число, количество предметов

1

20.01



Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении

1

25.01



Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении

1

27.01



Учимся называть (употреблять) простые предложения

1

1.02



Учимся называть (употреблять) сложные предложения

1

3.02



Учимся отвечать на вопросы по содержанию текста

1

8.02



Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам

1

10.02


Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Учимся показывать графические изображения, обозначающие собственное имя

1

15.02



Учимся показывать графические изображения, обозначающие названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)

1

17.02



Учимся показывать графические изображения, обозначающие предметы и объекты

1

22.02



Учимся показывать графические изображения, обозначающие действия предмета

1

24.02



Учимся показывать графические изображения, обозначающие признак предмета

1

1.03



Учимся показывать графические изображения для обозначения обобщающих понятий

1

3.03



Учимся показывать графические изображения, обозначающие признак действия

1

10.03



Учимся показывать графические изображения, обозначающие слова, указывающие на предмет, его признак

1

15.03



Учимся показывать графические изображения, обозначающие число и количество предметов

1

17.03



Учимся составлять простые предложения с использованием графических изображений

1

22.03



Учимся отвечать на вопросы с использованием графических изображений

1

24.03



Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам с использованием графических изображений

1

5.04



Закрепление материала

1

7.04

3.

Чтение и письмо


Глобальное чтение

Учимся узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий

1

12.04


Предпосылки к осмысленному чтению и письму

Учимся узнавать (различать) образы графем (букв)

1

14.04



Учимся совершать графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов)

1

19.04


Начальные навыки чтения и письма

Учимся узнавать звуки в слоге (слове)

1

21.04



Учимся соотносить звуки с буквами

1

26.04



Учимся называть буквы

2

28.04

5.05



Учимся читать слоги (слова)

2

12.05

17.05



Закрепление материала

1

19.05



Впереди лето!

2

24.05

26.05

Список литературы:

  1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.

  2. Кириллова, Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / / Логопедия. 2005. № 3 (9)

  3. Кириллова, Е.В., Мамаева, А.В. Учусь познавать, говорить, жить. Советы логопеда // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. 2009. № 4. Кириллова Е.В. Учусь слушать и воспринимать. Советы логопеда / / Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. 2010. № 1.

  4. Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!