Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
- Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;
- Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний;
- Формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям;
- Формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.
-Обогащение эмоционально- волевой сферы.
№ | Раздел | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Коммуникация |
Развитие коммуникации с использованием невербальных средств | Развитие указания взглядом на объект | 1 | 2.09 |
Учимся приветствовать и прощаться с помощью мимики и жестов | 1 | 7.09 |
Учимся выражать согласие (несогласие) с помощью жеста | 1 | 9.09 |
Учимся выражать удовольствие (неудовольствие) с помощью жестов | 1 | 14.09 |
Учимся обращаться за помощью с использованием жеста | 1 | 16.09 |
Учимся отвечать на вопросы с помощью жеста | 1 | 21.09 |
Учимся использовать звучащий предмет | 1 | 23.09 |
Графическое изображение как средство обращения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма) | 2 | 28.09 |
| 30.09 |
| Развитие коммуникации с использованием вербальных средств | Развиваем реакцию на собственное имя | 1 | 5.10 |
| | Учимся приветствовать собеседника звуком (словом, предложением) | 1 | 7.10 |
| | Учимся выражать согласие (несогласие) звуком (словом, предложением) | 1 | 12.10 |
| | Учимся выражать благодарность звуком (словом, предложением) | 1 | 14.10 |
| | Учимся отвечать на вопросы словом (предложением) | 1 | 19.10 |
| | Учимся прощаться | 1 | 21.10 |
2. | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
| Развитие импрессивной речи | Развиваем реакцию на собственное имя | 1 | 26.10 |
| | Учимся узнавать (различать) имена членов семьи, товарищей, педагогов | 1 | 9.11 |
| | Учимся понимать обобщающие понятия | 1 | 11.11 |
| | Учимся понимать слова, обозначающие действие предмета | 1 | 16.11 |
| | Учимся понимать слова, обозначающие признак предмета | 1 | 18.11 |
| | Учимся понимать слова, обозначающие признак действия, состояние | 1 | 23.11 |
| | Учимся понимать слова, указывающие на предмет, его признак | 1 | 25.11 |
| | Учимся понимать слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении | 1 | 30.11 |
| | Учимся понимать простые предложения | 1 | 2.12 |
| | Учимся понимать сложные предложения | 1 | 7.12 |
| Развитие экспрессивной речи | Учимся называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы | 1 | 9.12 |
| | Учимся называть (употреблять) простые по звуковому составу слова | 1 | 14.12 |
| | Учимся называть собственное имя | 1 | 16.12 |
| | Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие предмет | 1 | 21.12 |
| | Учимся называть (употреблять) обобщающие понятия | 1 | 23.12 |
| | Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие действие предмета | 1 | 11.01 |
| | Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие признак предмета | 1 | 13.01 |
| | Учимся называть (употреблять) слова, указывающие на предмет, его признак | 1 | 18.01 |
| | Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие число, количество предметов | 1 | 20.01 |
| | Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении | 1 | 25.01 |
| | Учимся называть (употреблять) слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении | 1 | 27.01 |
| | Учимся называть (употреблять) простые предложения | 1 | 1.02 |
| | Учимся называть (употреблять) сложные предложения | 1 | 3.02 |
| | Учимся отвечать на вопросы по содержанию текста | 1 | 8.02 |
| | Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам | 1 | 10.02 |
| Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации | Учимся показывать графические изображения, обозначающие собственное имя | 1 | 15.02 |
| | Учимся показывать графические изображения, обозначающие названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | 1 | 17.02 |
| | Учимся показывать графические изображения, обозначающие предметы и объекты | 1 | 22.02 |
| | Учимся показывать графические изображения, обозначающие действия предмета | 1 | 24.02 |
| | Учимся показывать графические изображения, обозначающие признак предмета | 1 | 1.03 |
| | Учимся показывать графические изображения для обозначения обобщающих понятий | 1 | 3.03 |
| | Учимся показывать графические изображения, обозначающие признак действия | 1 | 10.03 |
| | Учимся показывать графические изображения, обозначающие слова, указывающие на предмет, его признак | 1 | 15.03 |
| | Учимся показывать графические изображения, обозначающие число и количество предметов | 1 | 17.03 |
| | Учимся составлять простые предложения с использованием графических изображений | 1 | 22.03 |
| | Учимся отвечать на вопросы с использованием графических изображений | 1 | 24.03 |
| | Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам с использованием графических изображений | 1 | 5.04 |
| | Закрепление материала | 1 | 7.04 |
3. | Чтение и письмо |
| Глобальное чтение | Учимся узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий | 1 | 12.04 |
| Предпосылки к осмысленному чтению и письму | Учимся узнавать (различать) образы графем (букв) | 1 | 14.04 |
| | Учимся совершать графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов) | 1 | 19.04 |
| Начальные навыки чтения и письма | Учимся узнавать звуки в слоге (слове) | 1 | 21.04 |
| | Учимся соотносить звуки с буквами | 1 | 26.04 |
| | Учимся называть буквы | 2 | 28.04 5.05 |
| | Учимся читать слоги (слова) | 2 | 12.05 17.05 |
| | Закрепление материала | 1 | 19.05 |
| | Впереди лето! | 2 | 24.05 26.05 |
Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
Кириллова, Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / / Логопедия. 2005. № 3 (9)
Кириллова, Е.В., Мамаева, А.В. Учусь познавать, говорить, жить. Советы логопеда // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. 2009. № 4. Кириллова Е.В. Учусь слушать и воспринимать. Советы логопеда / / Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. 2010. № 1.
Ковалец, И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003