СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Александр Степанович Грин. «Алые паруса»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Александр Степанович Грин. «Алые паруса»

Цель урока: расширение читательского кругозора

Задачи урока:

- формировать понятие о произведении такого жанра, как феерия; закрепить знания учащихся о композиции произведения;

- развивать основные мыслительные операции учащихся (анализ, сравнение, сопоставление), совершенствовать навык монологической речи.

- пробуждать в учащихся чувства доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям, жизни.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, частично – поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: презентация к уроку, книга

Ход урока:

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Вступительное слово учителя:

- Ребята! Надо верить в чудеса,

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнуться паруса

И скрипка пропоет над океаном.

С друзьями легче море переплыть

И соль морскую есть, что нам досталась.

И без любви на свете было б очень трудно жить,

И серым стал бы даже алый парус…

- Верите ли вы в чудеса?

- Происходили ли с вами какие – нибудь необыкновенные вещи?

- Сегодня мы познакомимся с героиней повести, кому посчастливилось, благодаря вере, добиться своей мечты

А написал это произведение писатель-фантаст, романист Александр Грин

Кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть?

2. Сообщение ученика об А. Грине (сопровождается показом презентации)

Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского.

Убожество захолустной жизни, беспросветная бедность, насилие и несправедливость окружающей жизни – всё это с детства вызывало в нём желание протестовать.

Непонимание преследовало его с детства. Одарённого Сашу высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за писание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов.

Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна.

Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.

Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал счетоводом в больнице, ужасно бедствовал.

Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность, чувствительность.

Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его произведения связаны именно с образом моря. Мальчик засобирался в дорогу. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В Одессе, встретившись с морем, он с особой остротой почувствовал своё одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батум. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие.

И снова нужда, лишения, беспросветная нищета. Жалования банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для крестьян прошения в суд. Жизнь была настолько тяжела, что он даже не запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря ночевал в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии отразилось в творчестве Грина.

Первый его рассказ называется «Остров Рено». В нём уже были заключены все черты будущего Грига. Это простой рассказ о силе и красоте девственной природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира.

Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого труда казались ему чудом.

В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. Он писал почти непрерывно, с жаждой перечитывал множество книг, увлекался произведениями, Киплинга, Эдгара По, Стивенсона, Джека Лондона, Чехова, Горького. Часто перечитывал Пушкина, а в зрелом возрасте увлекался чтением энциклопедий.

Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это, вынес писатель Грин не озлобление и жестокость, но твёрдую и ясную непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и человечность.

Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти журналах и газетах.

Его рассказы вызывают в читателях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.

3. Слово учителя

-Я думаю, что рассказ о трудном детстве писателя, его юности поможет вам яснее понять какое место в борьбе русской литературы за человека, против низости и косности занимает проза А. Грина.

Раскрывать человеческие сердца, пробуждая в них самые чистые, благородные порывы – это и есть волшебное свойство гриновского таланта. Ему всегда хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю. Приморская жизнь помогала ему выдумывать свои рассказы. В Старом Крыму, городе тишины и развалин, и умер он в одиночестве вечером 8 июля 1932 года. Вот уже почти 80 лет нет среди нас этого рыцаря мечты, как часто его называли, а герои его произведений живут, покоряя читателей своим мужеством, благородством, человеческой красотой. Мне очень приятно, что вы тоже увидели это в героях «Алых парусов» и написали об этом в своих отзывах.

4. Работа с текстом

- А теперь перенесемся на много лет назад в маленький приморский городок Каперну, в ту бухту, где отважный Грэй нашел свою Ассоль; в ту бухту, где Ассоль дождалась Грэя…

Чтение 1 главы «Предсказание»

Проверка восприятия

- Что нашла девочка в своей корзине с игрушками?

- Как выглядел кораблик? Что у него было необычного?

- Понравилась ли девочке игрушка? Что Асоль сделала с ней?

- Кто такой Эгль? Кем он представился девочке?

- Что предсказал ей «великий волшебник»?

5. Закрепление

1) Повторное чтение учащимися

2) Работа по вопросам

Стр. 26 з. 1,2,3

6. Итог урока

7. Д/З написать сочинение «Нужно ли верить в чудеса»

Просмотр содержимого документа
«Александр Степанович Грин. «Алые паруса»»

Урок 70

Тема урока: Александр Степанович Грин. «Алые паруса»

Цель урока: расширение читательского кругозора

Задачи урока:

- формировать понятие о произведении такого жанра, как феерия; закрепить знания учащихся о композиции произведения;

- развивать основные мыслительные операции учащихся (анализ, сравнение, сопоставление), совершенствовать навык монологической речи.

- пробуждать в учащихся чувства доброты, веры, надежды, сердечности, любви к людям, жизни.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, частично – поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: презентация к уроку, книга

Ход урока:

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Вступительное слово учителя:

- Ребята! Надо верить в чудеса,

Когда-нибудь весенним утром ранним

Над океаном алые взметнуться паруса

И скрипка пропоет над океаном.

С друзьями легче море переплыть

И соль морскую есть, что нам досталась.

И без любви на свете было б очень трудно жить,

И серым стал бы даже алый парус…

- Верите ли вы в чудеса?

- Происходили ли с вами какие – нибудь необыкновенные вещи?

- Сегодня мы познакомимся с героиней повести, кому посчастливилось, благодаря вере, добиться своей мечты

А написал это произведение писатель-фантаст, романист Александр Грин

Кто же он – Александр Грин, создавший эту замечательную повесть?

2. Сообщение ученика об А. Грине (сопровождается показом презентации)

Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского.

Убожество захолустной жизни, беспросветная бедность, насилие и несправедливость окружающей жизни – всё это с детства вызывало в нём желание протестовать.

Непонимание преследовало его с детства. Одарённого Сашу высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за писание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов.

Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна.

Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.

Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал счетоводом в больнице, ужасно бедствовал.

Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность, чувствительность.

Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его произведения связаны именно с образом моря. Мальчик засобирался в дорогу. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В Одессе, встретившись с морем, он с особой остротой почувствовал своё одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батум. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие.

И снова нужда, лишения, беспросветная нищета. Жалования банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для крестьян прошения в суд. Жизнь была настолько тяжела, что он даже не запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря ночевал в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии отразилось в творчестве Грина.

Первый его рассказ называется «Остров Рено». В нём уже были заключены все черты будущего Грига. Это простой рассказ о силе и красоте девственной природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира.

Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого труда казались ему чудом.

В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. Он писал почти непрерывно, с жаждой перечитывал множество книг, увлекался произведениями, Киплинга, Эдгара По, Стивенсона, Джека Лондона, Чехова, Горького. Часто перечитывал Пушкина, а в зрелом возрасте увлекался чтением энциклопедий.

Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это, вынес писатель Грин не озлобление и жестокость, но твёрдую и ясную непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и человечность.

Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти журналах и газетах.

Его рассказы вызывают в читателях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.

3. Слово учителя

-Я думаю, что рассказ о трудном детстве писателя, его юности поможет вам яснее понять какое место в борьбе русской литературы за человека, против низости и косности занимает проза А. Грина.

Раскрывать человеческие сердца, пробуждая в них самые чистые, благородные порывы – это и есть волшебное свойство гриновского таланта. Ему всегда хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю. Приморская жизнь помогала ему выдумывать свои рассказы. В Старом Крыму, городе тишины и развалин, и умер он в одиночестве вечером 8 июля 1932 года. Вот уже почти 80 лет нет среди нас этого рыцаря мечты, как часто его называли, а герои его произведений живут, покоряя читателей своим мужеством, благородством, человеческой красотой. Мне очень приятно, что вы тоже увидели это в героях «Алых парусов» и написали об этом в своих отзывах.

4. Работа с текстом

- А теперь перенесемся на много лет назад в маленький приморский городок Каперну, в ту бухту, где отважный Грэй нашел свою Ассоль; в ту бухту, где Ассоль дождалась Грэя…

Чтение 1 главы «Предсказание»

Проверка восприятия

- Что нашла девочка в своей корзине с игрушками?

- Как выглядел кораблик? Что у него было необычного?

- Понравилась ли девочке игрушка? Что Асоль сделала с ней?

- Кто такой Эгль? Кем он представился девочке?

- Что предсказал ей «великий волшебник»?

5. Закрепление

1) Повторное чтение учащимися

2) Работа по вопросам

Стр. 26 з. 1,2,3

6. Итог урока

7. Д/З написать сочинение «Нужно ли верить в чудеса»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!