8 класс. Первый урок темы «Основы алгоритмизации»
Тема урока: Алгоритмы и исполнители
Цель урока: Определение места темы в курсе информатики, уяснение ее значимости в науке, технике, организации любого вида деятельности, формирование у обучающихся понятий «алгоритм», «исполнитель».
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся: оперировать понятиями алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных, распознавать неформальных и формальных исполнителей. Учащиеся получат возможность познакомиться с некоторыми учебными исполнителями (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.), как примерами формальных исполнителей, с их назначением, средой, режимом работы, системой команд и свойствами алгоритма.
Личностные: способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.
Метапредметные: уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «алгоритм», «исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя».
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Программное обеспечение: Microsoft Office PowerPoint
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы и формы организации учебной деятельности: информационный (словесный), наглядно-иллюстративный (презентация).
Ход урока:
Организационный момент: (включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне) Приветствие. Вопрос учителя: Как часто вы, выполняя какое-либо задание, поручение, решая задачу, проблему, находясь в поиске выхода из какой-либо создавшейся ситуации, задаете себе вопрос: «Что мне дальше делать?». Учащиеся приводят примеры учебных или жизненных ситуаций, когда в ходе выполнения того или иного задания возникали затруднения.
Актуализация знаний: Учитель на примере одного или нескольких примеров, приведенных учащимися «подводит» к тому, что для выполнения любого вида деятельности необходимо иметь предписание, план действий, подробное и понятное разъяснение, пошаговые инструкции, алгоритм. Вспоминаем, что знаем об алгоритмах (их курса информатики 6 класса)
Постановка учебной задачи: на основании нескольких высказываний учащихся формулируем учебную задачу: уяснение понятия «алгоритм», рассмотрение его свойств, понятия «исполнитель: формальный и неформальный» и возможности автоматизации деятельности человека в конечном итоге.
4) Открытие нового знания (проект как выход из затруднения): учитель продолжает собеседование с учащимися на основе просмотра презентации (можно использовать презентацию из цифровых образовательных ресурсов автора учебника «Информатика 8» Босовой Л.Ю. http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor8.php или собственную разработку по данной теме). В ходе просмотра:
а) разбираем примеры приведенных алгоритмов. Учитель предлагает учащимся привести собственные примеры алгоритмов: словесных, графических или записанных каким-либо другим способом
б) Приводим примеры неформальных и формальных исполнителей, определяя для них круг решаемых задач, среду исполнения, систему команд исполнителя(СКИ), режим работы
в) знакомимся в формальными исполнителями (РОБОТ, КУЗНЕЧИК) и придумываем задачи для них
г) устанавливаем последовательность действий при разработке алгоритма:
Определение объектов, указанных в задаче
Установление свойств объектов, отношений и действий с объектами
Определение исходных данных и результата
Определение последовательности действий
Запись последовательности действий с помощью команд СКИ
д) формулируем свойства алгоритма: дискретность, понятность, определенность, массовость, результативность
е) приводим примеры применения алгоритмов в автоматизации, где человек освобождается от рутинной работы, а все операции в заданной последовательности выполняет машина.
5) Первичное закрепление: Учащиеся отвечают на вопросы, приведенные в презентации (или вопросы к §2.1 на стр. 54 № 1-7), проговаривая новые знания, терминологию, аббревиатуру), делают в тетради опорный конспект. Учитель предлагает учащимся задать вопросы по теме урока.
6) Включение нового знания в систему знаний. Выполняем задание №14, 15, 17,18 на стр 55. Учебника.
8) Рефлексия. Формулируем вывод по теме урока.(Осознание своей учебной деятельности, оценка результатов своих и класса.)
Домашнее задание: §2.1 , РТ № 95, 96,97