СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алгоритм работы с текстом по определению темы и идеи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь по подготовке к ВПР по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм работы с текстом по определению темы и идеи»

Алгоритм работы с текстом по определению темы и идеи

Определение темы: (просмотровое чтение)

1. Читаем заголовок (Он может содержать тему или идею)

2. Если нет заголовка:

А) Читаем 1 предложение (Оно очень часто отражает тему текста);

Б) Читаем текст. (Просмотровое чтение)

Ищем ключевые слова (Слова, которые чаще всего встречаются в тексте, вокруг которых формируется содержание текста. Обратить внимание на слова- синонымы)

Определение идеи текста (основной мысли текста): (изучающее чтение)

1. Читаем текст и ищем:

А) Оценочные слова (Чаще всего это определения, которые содержат какую-то характеристику, оценку предметам или совершающимся действиям. Интересное приключение.)

Б) Эпитеты (Определения, имеющие переносное значение. Золотые руки.)

В) Метафоры (Скрытое сравнение. Горит костер рябинны красной)

Г) Сравнения (Сравнение одного предмета или действия с другим с помощью существительного в Т.п. или с помощью союзов как, будто, словно, подобно. Летит стрелой. Летит как стрела.)

Д) Олицетворения (Уподобление неживого предмета живому. Бежит дорога.)

Е) Слова, в которых суффиксы несут в себе эмоционально-экспрессивную окраску. (Выражают отношение говорящено: ласку, пренебрежение, сочувствие, презрение, иронию, унижение, увеличение или уменьшение. -очк-, еньк-, -оньк-, -к-, -ик-, -ищ-, -ин-, -ишк-, -ул. Домишко, домище, бабуля, хорошенько, рученька.)

Ж) Прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной степени (Больше, выше, наибольший, наивысший, самый большой.)

З) Стилистически окрашенные слова (Книжным словам характерна торжественность, поэтичность: творец, отчизна, дерзать, воспарить. Разговорным словам характерна непринужденность, неофициальность: чепуха, щуплый, халтурить, дрыгать. Просторечным словам характерна грубость, отрицательная оценка: дрыхнуть, облапошить, обормот)

2. Задаем вопросы и определяем идею текста

А) Чему учит текст? (Автор учит нас……)

Б) Чем удивил нас текс? Что нового мы узнали? (Автор показывает нам…… Автор убеждает нас….)

В) Каково отношение автора к тому, о чём говорится в тексте? (Автор дает оценку…..)


Виды чтения:

1. Ознакомительное-(цель- ознакомление с информацией)

2. Поисковое-(цель- поиск нужной информации)

3. Просмотровое-(цель-определить предмет речи (тему)

4. Изучающее- (цель- полное понимание всей информации текста, чтение с остановками размышлением).,




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!