Алгоритм работы с текстом по определению темы и идеи
Определение темы: (просмотровое чтение)
1. Читаем заголовок (Он может содержать тему или идею)
2. Если нет заголовка:
А) Читаем 1 предложение (Оно очень часто отражает тему текста);
Б) Читаем текст. (Просмотровое чтение)
Ищем ключевые слова (Слова, которые чаще всего встречаются в тексте, вокруг которых формируется содержание текста. Обратить внимание на слова- синонымы)
Определение идеи текста (основной мысли текста): (изучающее чтение)
1. Читаем текст и ищем:
А) Оценочные слова (Чаще всего это определения, которые содержат какую-то характеристику, оценку предметам или совершающимся действиям. Интересное приключение.)
Б) Эпитеты (Определения, имеющие переносное значение. Золотые руки.)
В) Метафоры (Скрытое сравнение. Горит костер рябинны красной)
Г) Сравнения (Сравнение одного предмета или действия с другим с помощью существительного в Т.п. или с помощью союзов как, будто, словно, подобно. Летит стрелой. Летит как стрела.)
Д) Олицетворения (Уподобление неживого предмета живому. Бежит дорога.)
Е) Слова, в которых суффиксы несут в себе эмоционально-экспрессивную окраску. (Выражают отношение говорящено: ласку, пренебрежение, сочувствие, презрение, иронию, унижение, увеличение или уменьшение. -очк-, еньк-, -оньк-, -к-, -ик-, -ищ-, -ин-, -ишк-, -ул. Домишко, домище, бабуля, хорошенько, рученька.)
Ж) Прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной степени (Больше, выше, наибольший, наивысший, самый большой.)
З) Стилистически окрашенные слова (Книжным словам характерна торжественность, поэтичность: творец, отчизна, дерзать, воспарить. Разговорным словам характерна непринужденность, неофициальность: чепуха, щуплый, халтурить, дрыгать. Просторечным словам характерна грубость, отрицательная оценка: дрыхнуть, облапошить, обормот)
2. Задаем вопросы и определяем идею текста
А) Чему учит текст? (Автор учит нас……)
Б) Чем удивил нас текс? Что нового мы узнали? (Автор показывает нам…… Автор убеждает нас….)
В) Каково отношение автора к тому, о чём говорится в тексте? (Автор дает оценку…..)
Виды чтения:
1. Ознакомительное-(цель- ознакомление с информацией)
2. Поисковое-(цель- поиск нужной информации)
3. Просмотровое-(цель-определить предмет речи (тему)
4. Изучающее- (цель- полное понимание всей информации текста, чтение с остановками размышлением).,