ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
- Как называется процесс перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике?
- неолитической революцией
- промышленной революцией
- монополизмом
- протекционизмом
2. Отметьте имя изобретателя «прялки Дженни» – одной из первых машин, заменявших труд человека
- Т.Ньюкомен
- И.П.Кулибин
- Дж.Харгривс
- Дж.Уатт
3. Как называются массовые перемещения населения, тесно связанные с развитием экономики и освоением новых территорий?
- колонизация
- экспедиции
- интервенции
- миграции
4. Примерная численность населения Российской империи к началу XIX века составляла?
- менее 2 млн. человек
- более 43 млн. человек
- 100 млн. человек
- 150 млн. человек
5. Какая религия была государственной в Российской империи в начале XIX века?
- католицизм
- ислам
- буддизм
- православие
6. Какая группа населения составляла абсолютное большинство в Российской империи в начале XIX века?
- дворяне
- горожане
- крестьяне
- военнослужащие
7. Почему в Российской империи начала XIX века были ограничены источники формирования рынка наёмной рабочей силы?
- сохранялось крепостническое хозяйство
- государство запрещало открытие новых фабрик и мануфактур
- трудовое законодательство детально регламентировало правила поведения рабочих
- машинный труд полностью заменял труд наёмных работников
8. Каким термином можно характеризовать политический строй России в начале XIX века?
- буржуазная республика
- парламентская республика
- самодержавная монархия
- Конституционная монархия
Александр I:
начало правления.
Реформы М.М.Сперанского.
ПЛАН УРОКА:
- Характеристика личности Александра I.
- Негласный комитет.
- Реформа управления.
- Реформа образования.
- Политика в отношении крестьян.
- Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
Павел I (1754 – 1801)
XVIII век в России завершился коротким царствованием
Павла I (1796–1801).
Одним из самых первых законодательных актов он изменил порядок наследования престола, введённый Петром I.
Павел I
Передача власти только представителям царствующей династии мужского пола
по прямой нисходящей линии (сыновьям или братьям в порядке старшинства) оградила преемников Павла от споров о престолонаследии и угрозы дворцовых переворотов.
Павлом I были приняты меры по усилению дисциплины в армии. Гвардия и армейские полки получили новые мундиры по прусскому образцу, постоянно проводились смотры и парады. За упущения по службе офицеры подвергались суровым взысканиям.
Павел I пошёл на нарушение «Жалованной грамоты дворянству» 1785 г., запретив губернские собрания дворян, фактически отменив право дворян не служить и введя для них телесные наказания.
Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства
5 апреля 1797 г. был издан Манифест о трёхдневной барщине , который запрещал помещикам использовать крепостных на полевых работах в воскресные дни и делил оставшиеся в неделе дни поровну: три дня крестьяне должны были работать на помещика, а три — на себя.
Продажа дворовой девушки
В 1798 году своим указом Павел I запретил дворянам продавать дворовых людей и крестьян без земли.
Непредсказуемость внутренней и внешней политики Павла I привела к заговору против императора .
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года он был убит группой заговорщиков из гвардейских офицеров в только что отстроенном Михайловском замке в Петербурге.
Пётр Алексеевич Пален (1745 – 1826)
П.А. Пален — военный губернатор Петербурга, руководил подготовкой заговора против Павла I .
ЛИБЕРАЛИЗМ – это философское и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свобода слова, собраний, объединений и т.д.) и свободы предпринимательства, отстаивающее приоритет прав человека и ограничение вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности общества и личности.
Александр I (1777 – 1825)
Александр I восстановил отменённые Павлом I Жалованные грамоты дворянству и городам, разрешил свободный въезд и выезд за границу, упразднил Тайную канцелярию, снял ограничения на торговлю с Англией.
Заполните схему. Укажите, в чём проявилось влияние на Александра I близких ему людей .
Бабушка императрица Екатерина II
Отец император Павел I
Воспитатель правовед Ф.Лагарп
________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Александр I
НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ – это неофициальный государственный совещательный орган, работавший в начале правления Александра I. В него входили ближайшие приближенные царя, знакомые ему с юности. Задачей этого комитета было помогать «в систематической работе над реформою безобразного здания государственной администрации».
«Негласный комитет»
Н.Н. Новосильцев
А.Е. Чарторыйский
П.А. Строганов
В.П. Кочубей
Для осуществления реформ молодому императору необходима была поддержка близких соратников.
В 1803 году был опубликован указ «О вольных хлебопашцах» , дававший помещикам возможность отпускать на волю своих крестьян по обоюдному согласию с наделением их землёй за выкуп. Это была первая попытка отменить крепостное право в России.
РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВА
юстиции
военное
финансов
морское
коммерции
иностранных дел
внутренних дел
народного просвещения
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
К достижениям Александра I можно отнести и реформу в сфере образования, которая впервые создавала в стране систему учебных заведений всех уровней: приходские, уездные, губернские училища, гимназии и университеты.
РЕФОРМЫ М.М.Сперанского
М.М. Сперанский трудился над составлением проекта реформирования государства. В 1809 году проект «Введение к уложению государственных законов» был готов. Конечной целью реформ должно было стать ограничение самодержавной власти императора и ликвидация крепостного права.
М.М. Сперанский
1772–1839
ЗАДАНИЕ: прочитайте пункт 6 §2. В краткой форме перечислите основные идеи М.М.Сперанского
- _________________________________________
- _________________________________________
- _________________________________________
- _________________________________________
- _________________________________________
ЗАДАНИЕ: дайте характеристику реформаторской деятельности М.М.Сперанского, ответив на предлагаемые ниже вопросы.
- Как назывался проект, подготовленный М.М.Сперанским?
- В чём заключалась главная идея этого проекта?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§2, задание №6 из рубрики
«Думаем, сравниваем, размышляем»
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!