СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АЛАЛИЯ,Современные подходы.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия  на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды/

Просмотр содержимого документа
«АЛАЛИЯ,Современные подходы.»

АЛАЛИЯ.Современные подходы к проблеме.   Информация подготовлена по материалам Вебинара Марианны Лынской. Учитель-логопед Г.А.Лосева Городское методическое объединение Мегион,ХМАО

АЛАЛИЯ.Современные подходы к проблеме.

Информация подготовлена по материалам Вебинара Марианны Лынской.

Учитель-логопед Г.А.Лосева

Городское методическое объединение

Мегион,ХМАО

Факторы развития речи в норме врожденная языковая способность;  первично сохранный интеллект; стимулы из внешней среды;  мотивация к речи; полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация; полноценная связь между обоими полушариями;

Факторы развития речи в норме

  • врожденная языковая способность;
  • первично сохранный интеллект;
  • стимулы из внешней среды;
  • мотивация к речи;
  • полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация;
  • полноценная связь между обоими полушариями;
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения/восприятия на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды

ПРИЧИНЫ алалии:  неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность; поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения; возраст родителей от 30 до 40 лет; угроза прерывания беременности; патологические роды и др. около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия ( как внутриутробная, так и во время родов). Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм усугубляют течение алалии, но не провоцируют её появление.

ПРИЧИНЫ алалии:

  • неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность;
  • поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения;
  • возраст родителей от 30 до 40 лет;
  • угроза прерывания беременности; патологические роды и др.
  • около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия ( как внутриутробная, так и во время родов).
  • Социальные факторы, соматическая ослабленность и билингвизм усугубляют течение алалии, но не провоцируют её появление.
«Алалия» и «ОНР» в классической литературе Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).

«Алалия» и «ОНР» в классической литературе

  • Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).
Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга (Визель Т.Г., 2006). Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (Б.М.Гриншпун, С.Н. Шаховская, 1998) .
  • Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга (Визель Т.Г., 2006).
  • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (Б.М.Гриншпун, С.Н. Шаховская, 1998) .
Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы (Соботович Е.Ф., 2003). Сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.
  • Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы (Соботович Е.Ф., 2003).
  • Сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.
УРОВНИ ОНР Первый уровень речевого развития  характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет ….(Р.Е.Левина, 1967)   Правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Особо имеет значение возраст детей. В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет.

УРОВНИ ОНР

  • Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет ….(Р.Е.Левина, 1967)

Правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Особо имеет значение возраст детей. В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет.

Патогенез сенсорной алалии Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным поражением левой височной области

Патогенез сенсорной алалии

Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным поражением левой височной области

Патогенез моторной алалии При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.

Патогенез моторной алалии

При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.

Неврологическая симптоматика алалии Агнозии ; Апраксии; Снижение активности нейродинамических процессов; Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.

Неврологическая симптоматика алалии

  • Агнозии ;
  • Апраксии;
  • Снижение активности нейродинамических процессов;
  • Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.
Агнозия  – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств. Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли. Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи. Виды зрительной агнозии : предметная агнозия, цветовая агнозия, а гнозия на лица, пальцевая агнозия

Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств.

Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли.

Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи.

Виды зрительной агнозии :

предметная агнозия,

цветовая агнозия, а

гнозия на лица,

пальцевая агнозия

Виды апраксии При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими. При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).

Виды апраксии

  • При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими.
  • При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).
Характер ЭЭГ исследования при алалии: отмечаются дисритмический тип; недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие; гиперсинхронные колебвания био-потенциалов; снижение реактивности центральной нервной системы; дисфункция стволовых регуляторных систем;

Характер ЭЭГ исследования при алалии:

  • отмечаются дисритмический тип;
  • недостаточная выраженность альфа-ритма или даже его отсутствие;
  • гиперсинхронные колебвания био-потенциалов;
  • снижение реактивности центральной нервной системы;
  • дисфункция стволовых регуляторных систем;
Уровни понимания речи у неговорящих детей Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени. Ситуативный : ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту. Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).

Уровни понимания речи у неговорящих детей

  • Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих, иногда реагируют на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения. На этом уровне понимания речи могут находиться дети с сенсорной алалией в тяжелой степени.
  • Ситуативный : ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов (при сохранном физическом зрении), игрушек, хорошо знакомых ему в быту.
  • Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках. При этом ребенок не понимает вопросов косвенных падежей (Чем? Кому?).
Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов: Частое сочетание алалии с дизартрией. Недостаточная реализация артикуляционных возможностей; Недостаточная сформированность операций выбора фонем. Стойкие трудности в усвоении комплекса артикуляций. Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.

Характеристика нарушений звукослоговой структуры слов:

  • Частое сочетание алалии с дизартрией.
  • Недостаточная реализация артикуляционных возможностей;
  • Недостаточная сформированность операций выбора фонем.
  • Стойкие трудности в усвоении комплекса артикуляций.
  • Стойкость нарушений слоговой структуры слова: элизии, перестановки, персеверации, добавление слогообразующих гласных, сокращение количества слогов.
Образовательная технология - совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования: социальной, управленческой, культурологической, психолого-педагогической, медико-педагогической, экономической .

Образовательная технология -

совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования: социальной, управленческой, культурологической, психолого-педагогической, медико-педагогической, экономической .

Инновационные технологии  внедренные, новые, обладающие повышенной эффективност и методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога

Инновационные технологии

внедренные, новые, обладающие повышенной эффективност и методы и инструменты, приемы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка (Сластенин В.А., 2002). Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку ее использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует ее методическую составляющую.

Инновационные технологии в логопедии:  Информационные технологии; Современные технологии логопедического массажа; Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции; Современные технологии сенсорного воспитания; Арт-терапевтические технологии; Современные методы оздоровления; Телесноориентированные техники; Игровые Lego-технологии

Инновационные технологии в логопедии:

  • Информационные технологии;
  • Современные технологии логопедического массажа;
  • Нейропсихологические и психолингвистические приемы диагностики и коррекции;
  • Современные технологии сенсорного воспитания;
  • Арт-терапевтические технологии;
  • Современные методы оздоровления;
  • Телесноориентированные техники;
  • Игровые Lego-технологии
Основа коррекционного воздействия арт-терапии  Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге

Основа коррекционного воздействия арт-терапии

Подключение дополнительных анализаторов, построение работы на основе принципа полимодальности, что создает дополнительные возможности компенсации ассоциативных связей в головном мозге

Виды арт-терапии  Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,); Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика); Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама); Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, бисероплетение, работа с глиной); Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия); Креативная игротерапия (песочная терапия).

Виды арт-терапии

  • Музыкотерапия (рецептивная и активная: вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах,);
  • Кинезитерапия (танцтерапия, телесно-ориетированная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика);
  • Имаготерапия (куклотерапия, образно-ролевая драмтерапия, психодрама);
  • Изотерапия (рецептивная и активная: нетрадиционные техники рисования, бисероплетение, работа с глиной);
  • Библиотерапия (разновидность - сказкотерапия);
  • Креативная игротерапия (песочная терапия).
Использование музыкотерапии в логопедии:  Коррекционные задачи: стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного); формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов); нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.

Использование музыкотерапии в логопедии:

Коррекционные задачи:

  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • увеличение объема внутреннего и внешнего лексикона (частотного и нечастотного);
  • формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);
  • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.
Коррекционные возможности танцевальной терапии : Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия; активизация регулирующий и планирующей функции речи; совершенствование невербального общения и фатической функции речи; формирование лексикона, его активизация; совершенствование пространственных представлений; формирование слоговой структуры слова; нормализация нервной деятельности.

Коррекционные возможности танцевальной терапии :

  • Стимуляция слухового и речевого внимания и восприятия;
  • активизация регулирующий и планирующей функции речи;
  • совершенствование невербального общения и фатической функции речи;
  • формирование лексикона, его активизация;
  • совершенствование пространственных представлений;
  • формирование слоговой структуры слова;
  • нормализация нервной деятельности.
Техники изо-терапии, используемые при формировании речи:  рисование мыльными пузырями«; техника

Техники изо-терапии, используемые при формировании речи:

  • рисование мыльными пузырями«;
  • техника "кляксография»;
  • пальцевая живопись (лексическая тема: ягоды);
  • рисование мягкой бумагой (лексическая тема: зима);
  • Ниткография;
  • тычком жесткой полусухой кистью («Чей хвост» - формирования притяжательных прилагательных);
  • Рисование на манке;
  • Техника «овощных печатей»;
  • Техника «монотипия»;
  • Техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.
  • Техника отпечатывания ватой.
  • Техника «оттиск пробками»
  • Рисование ладошками.
Понятие «информационная технология»  информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Понятие «информационная технология»

информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Возможности использования ИТ в логопедии:  Повышение мотивации к логопедическим занятиям; Организация объективного контроля развития и деятельности детей; Повышение возможностей социальной и трудовой адаптации; Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; Возможность быстрого создания собственного дидактического материала; Визуализация акустических компонентов речи; Расширение спектра невебральных заданий; Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной; Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации; За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;

Возможности использования ИТ в логопедии:

  • Повышение мотивации к логопедическим занятиям;
  • Организация объективного контроля развития и деятельности детей;
  • Повышение возможностей социальной и трудовой адаптации;
  • Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
  • Возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
  • Визуализация акустических компонентов речи;
  • Расширение спектра невебральных заданий;
  • Обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной;
  • Значительные возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи, т.е. ИТ облегчают процесс интериоризации;
  • За счет повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;
Современные технологии логопедического массажа Японская методика пальцевого массажа; Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз); Прищепочный массаж; Массаж орехами; Массаж шестигранными карандашами; Массаж аппликаторами; Массаж четками; Массаж травяными мешочками; Массаж камнями; Массаж зондами, зондозаменителями, зубными щетками; Массаж приборами су-джок терапии.

Современные технологии логопедического массажа

  • Японская методика пальцевого массажа;
  • Массаж ладонных поверхностей каменным, металлическими или стеклянными разноцветными шариками (марблз);
  • Прищепочный массаж;
  • Массаж орехами;
  • Массаж шестигранными карандашами;
  • Массаж аппликаторами;
  • Массаж четками;
  • Массаж травяными мешочками;
  • Массаж камнями;
  • Массаж зондами, зондозаменителями, зубными щетками;
  • Массаж приборами су-джок терапии.
Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях:  Логопедический массаж; Коррекция мелкой моторики; Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова; Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода); Профилактика заикания.

Средства литотерапии в логопедии возможно использовать в следующих направлениях:

  • Логопедический массаж;
  • Коррекция мелкой моторики;
  • Автоматизация звуков и формирование слоговой структуры слова;
  • Расширение атрибутивного словаря (цвета и оттенки, оттенки холода);
  • Профилактика заикания.
Психотерапевтическое воздействие камней:  Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии; Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль, преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием; Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание; Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы; Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии; Янтарь (от молочно-зеленого до красно-коричневого)– повышает тонус нервной системы.

Психотерапевтическое воздействие камней:

  • Аквамарин (цвет морской волны) – его использование позволяет преодолевать стрессы и фобии;
  • Амазонит (ярко-зеленый) – снимает головную боль, преодолевает страхи, обладает успокаивающим действием;
  • Аметист (фиолетовый) – снижает уровень тревоги, улучшает засыпание;
  • Опал (разноцветный) – повышает тонус нервной системы;
  • Сапфир (синий, лазурный) – снижает уровень агрессии;
  • Янтарь (от молочно-зеленого до красно-коричневого)– повышает тонус нервной системы.
Цель логоработы с неговорящими Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на наш взгляд, является – развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).

Цель логоработы с неговорящими

  • Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах, на наш взгляд, является – развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу - примитивного).
Задачи работы Стимуляция речевой и психической активности. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому подражанию). Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения. Развитие эмоционального общения со взрослым. Профилактика возникновения заикания

Задачи работы

  • Стимуляция речевой и психической активности.
  • Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в т.ч. речевому подражанию).
  • Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
  • Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
  • Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.
  • Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения.
  • Развитие эмоционального общения со взрослым.
  • Профилактика возникновения заикания
Принципы работы Системности и комплексности; Систематичность проведения занятий . Опора на разные модальности  Экспрессия педагога (родителя) Эмоциональный фон совместной деятельности  Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянно смена видов деятельности в течение занятия Активное целенаправленное включение родителей  Вариативность наглядного и дидактического материала для детей . Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка . Использование продуманной, визуализированной системы поощрения Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда

Принципы работы

  • Системности и комплексности;
  • Систематичность проведения занятий .
  • Опора на разные модальности
  • Экспрессия педагога (родителя)
  • Эмоциональный фон совместной деятельности
  • Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянно смена видов деятельности в течение занятия
  • Активное целенаправленное включение родителей
  • Вариативность наглядного и дидактического материала для детей .
  • Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребенка .
  • Использование продуманной, визуализированной системы поощрения
  • Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда
Направления работы Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи. Формирование планирующей и регулирующей функций речи. Формирование артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания. Формирование звуко-слоговой структуры слова. Формирование внутреннего и внешнего лексикона. Формирование начальных навыков грамматического оформления высказывания. Формирование внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).

Направления работы

Формирование коммуникативной и обобщающей функций речи.

Формирование планирующей и регулирующей функций речи.

Формирование артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания.

Формирование звуко-слоговой структуры слова.

Формирование внутреннего и внешнего лексикона.

Формирование начальных навыков грамматического оформления высказывания.

Формирование внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).

Дополнительные направления Совершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия. Обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению. Совершенствование пространственно-временных представлений. Совершенствование разных видов мышления. Совершенствование внимания как произвольного, так и непроизвольного (зрительного и слухового). Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь – преодоление негативизма. Совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной. Нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей. Воспитание направленной активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.

Дополнительные направления

  • Совершенствование моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики.
  • Совершенствование перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия.
  • Обучение поисковым способом ориентирования: рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению.
  • Совершенствование пространственно-временных представлений.
  • Совершенствование разных видов мышления.
  • Совершенствование внимания как произвольного, так и непроизвольного (зрительного и слухового).
  • Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы, в первую очередь – преодоление негативизма.
  • Совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной.
  • Нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей.
  • Воспитание направленной активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!