СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные вопросы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации  рассмотрены  актуальные вопросы, которые приходится решать учителю  русского языка     в условиях реализации ФГОС:

- как составить рабочую программу в соответствии с требованиями;  

-  как подготовиться к современному уроку;

-  какую систему оценки использовать на уроке  

-  как работать над формированием УУД на уроке  

-какие требования предъявляются к внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС»

Рабочая программа должна содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса».
  • Рабочая программа должна содержать:
  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса».
название, автора и год издания учебно-методического комплекта и «авторской программы», на основе которой составлена рабочая программа учебного курса (гриф Министерства образования и науки РФ «Рекомендовано» свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами, действует 5 лет, гриф «Допущено»– о разрешении на апробацию – дается на 4 года.); цель и задачи учебного курса; особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс; количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса; характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся; специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).
  • название, автора и год издания учебно-методического комплекта и «авторской программы», на основе которой составлена рабочая программа учебного курса (гриф Министерства образования и науки РФ «Рекомендовано» свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами, действует 5 лет, гриф «Допущено»– о разрешении на апробацию – дается на 4 года.);
  • цель и задачи учебного курса;
  • особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;
  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса;
  • характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;
  • специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).
Значение русского языка как учебного предмета (метапредметная роль). Формируемые компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая). Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В этом разделе указывается количество часов по учебному плану, который входит в состав ООП, разработанной в данном образовательном учреждении.
  • Значение русского языка как учебного предмета (метапредметная роль).
  • Формируемые компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая).
  • Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
  • В этом разделе указывается количество часов по учебному плану, который входит в состав ООП, разработанной в данном образовательном учреждении.
 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (Указаны в Федеральном государственном образовательном стандарте).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (Указаны в Федеральном государственном образовательном стандарте).

В этой части программы перечисляются дидактические единицы, т.е. термины, определения, понятия и т. п., подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины и составляющие содержание учебного предмета. Обычно при описании содержания курса русского языка разделы группируются по трем содержательным линиям: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

В этой части программы перечисляются дидактические единицы, т.е. термины, определения, понятия и т. п., подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины и составляющие содержание учебного предмета.

Обычно при описании содержания курса русского языка разделы группируются по трем содержательным линиям:

содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения; количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса; виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля; направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся; пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов. Структура календарно-тематического планирования может быть определена локальным актом на уровне образовательного учреждения, управления образованием или министерства образования субъекта федерации.
  • название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;
  • количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;
  • виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;
  • направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;
  • пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.
  • Структура календарно-тематического планирования может быть определена локальным актом на уровне образовательного учреждения, управления образованием или министерства образования субъекта федерации.
литературу (основную и дополнительную); дидактические материалы; учебное оборудование; компьютерное оборудование; программное обеспечение; цифровые образовательные ресурсы
  • литературу (основную и дополнительную);
  • дидактические материалы;
  • учебное оборудование;
  • компьютерное оборудование;
  • программное обеспечение;
  • цифровые образовательные ресурсы
Планируемые результаты изучения учебного предмета оформляются с использованием формулировок: -ученик научится и ученик получит возможность научиться. Первая формулировка отражает знания и учебные действия, которые принципиально необходимы для обучения в школе и могут быть освоены подавляющим большинством учеников. Вторая формулировка связана со знаниями и учебными действиями, которые смогут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся или которые имеют пропедевтический характер.
  • Планируемые результаты изучения учебного предмета оформляются с использованием формулировок:
  • -ученик научится и ученик получит возможность научиться.
  • Первая формулировка отражает знания и учебные действия, которые принципиально необходимы для обучения в школе и могут быть освоены подавляющим большинством учеников.
  • Вторая формулировка связана со знаниями и учебными действиями, которые смогут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся или которые имеют пропедевтический характер.
Ученик научится: делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования; анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.  Ученик получит возможность научиться: характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
  • Ученик научится:
  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
  • различать изученные способы словообразования;
  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
  • Ученик получит возможность научиться:
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
  • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
полное наименование образовательного учреждения; гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты); название учебного курса, для изучения которого написана программа; указание параллели, класса, где реализуется программа; фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационную категорию; название города, населенного пункта; год разработки программы.
  • полное наименование образовательного учреждения;
  • гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);
  • название учебного курса, для изучения которого написана программа;
  • указание параллели, класса, где реализуется программа;
  • фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких),
  • квалификационную категорию;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки программы.
    1.Мобилизация  (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); 3.Осознание недостаточности имеющихся знаний  (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); 5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;  6 . Рефлексия  (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). 2 . Целеполагание  (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); 4.Коммуникация  (поиск новых знаний в паре, в группе);

    1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

    3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

    5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;

    6 . Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

    2 . Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

    4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества вывод делают сами учащиеся  планирование обратной связи

    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь

    хорошее начало и хорошее окончание;

    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока

    учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества

    вывод делают сами учащиеся

    планирование обратной связи

    Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Изменение схемы урока:  От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос) К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса.

    Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    Изменение схемы урока:

    От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)

    К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.

    Ученик - живой участник образовательного процесса.

    Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов: Определение нового. Конструирование проблемной ситуации. Планирование действий. Планирование решений. Планирование результата . Планирование заданий для применения нового знания .

    Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:

    • Определение нового.
    • Конструирование проблемной ситуации.
    • Планирование действий.
    • Планирование решений.
    • Планирование результата .
    • Планирование заданий для применения нового знания .
     1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ , а в другом НАПИШИТЕ ?  2) НАПИСАТЬ – I спряжения  3) НАПИШЕТЕ – будущее время  4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба  5) определить морфемный состав форм глагола:   напи´ш - ЕТЕ  напиш – и´- ТЕ

    1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ , а в другом НАПИШИТЕ ?

    2) НАПИСАТЬ – I спряжения

    3) НАПИШЕТЕ будущее время

    4) НАПИШИТЕ приказ, просьба

    5) определить морфемный состав форм глагола:

    напи´ш - ЕТЕ

    напиш – и´- ТЕ

    «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.  Примерные вопросы:  Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?  Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?  Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?  Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

    «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.

    Примерные вопросы:

    • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
    • Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
    • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
    • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
    Маркировка производится с помощью специальных значков: «!» – Я это знал. «+» – Новое для меня. «-» – Вызывает сомнение. «?» – Вопрос.

    Маркировка производится с помощью специальных значков:

    • «!» – Я это знал.
    • «+» – Новое для меня.
    • «-» – Вызывает сомнение.
    • «?» – Вопрос.
    Кластер – это графический систематизатор.                  Портрет  Отношение к Татьяне Описание каморки  Герасим   Отношение с дворовыми  Отношение к Му-му  Отношение к барыне
    • Кластер – это графический систематизатор.

       

     

     

     

     

     

    Портрет

    Отношение к Татьяне

    Описание каморки

    Герасим

    Отношение с дворовыми

    Отношение к Му-му

    Отношение к барыне

     Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасим добрый, трудолюбивый заботится, любит, работает не должен страдать из-за жестокости людей человек

    Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

    • Герасим
    • добрый, трудолюбивый
    • заботится, любит, работает
    • не должен страдать из-за жестокости людей
    • человек
    Нежно, внимательно, ласково,  С каждым ребёнком… С открытой душой…  Всё, что умеем, знаем и можем,  Всё отдаём… И в сердце большом  Место найдётся для каждого!  Всем я желаю добра и терпения!

    Нежно, внимательно, ласково, С каждым ребёнком…

    С открытой душой… Всё, что умеем, знаем и можем, Всё отдаём…

    И в сердце большом Место найдётся для каждого! Всем я желаю добра и терпения!

    Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию.  Раньше традиционно перед школой ставилась задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков В настоящее время цель образования − развитие функционально грамотной личности, способной осваивать потоки новой информации и новые виды деятельности, умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие, быть успешной.  Поэтому отличие новых стандартов заключается именно в том, что целью школьного обучения является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
    • Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию.
    • Раньше традиционно перед школой ставилась задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков
    • В настоящее время цель образования − развитие функционально грамотной личности, способной осваивать потоки новой информации и новые виды деятельности, умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие, быть успешной.
    • Поэтому отличие новых стандартов заключается именно в том, что целью школьного обучения является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
    Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).
    • Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
    • Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).
     Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.  Школа сама вправе определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
    • Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.
    • Школа сама вправе определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
    • Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.
    • Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.
    • Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
    • Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
    Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:  игровая деятельность  познавательная деятельность проблемно-ценностное общение досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) художественное творчество социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) трудовая (производственная) деятельность  спортивно-оздоровительная деятельность - туристско-краеведческая деятельность

    Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

    • игровая деятельность
    • познавательная деятельность
    • проблемно-ценностное общение
    • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
    • художественное творчество
    • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
    • трудовая (производственная) деятельность
    • спортивно-оздоровительная деятельность
    • - туристско-краеведческая деятельность


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!