- Рабочая программа должна содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета, курса».
- название, автора и год издания учебно-методического комплекта и «авторской программы», на основе которой составлена рабочая программа учебного курса (гриф Министерства образования и науки РФ «Рекомендовано» свидетельствует о том, что данная программа и учебник, соответствующий ей, прошли полную апробацию с положительными результатами, действует 5 лет, гриф «Допущено»– о разрешении на апробацию – дается на 4 года.);
- цель и задачи учебного курса;
- особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса;
- характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;
- специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).
- Значение русского языка как учебного предмета (метапредметная роль).
- Формируемые компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая).
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
- В этом разделе указывается количество часов по учебному плану, который входит в состав ООП, разработанной в данном образовательном учреждении.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (Указаны в Федеральном государственном образовательном стандарте).
В этой части программы перечисляются дидактические единицы, т.е. термины, определения, понятия и т. п., подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины и составляющие содержание учебного предмета.
Обычно при описании содержания курса русского языка разделы группируются по трем содержательным линиям:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование лингвистической компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
- название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;
- количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;
- виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;
- направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;
- пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.
- Структура календарно-тематического планирования может быть определена локальным актом на уровне образовательного учреждения, управления образованием или министерства образования субъекта федерации.
- литературу (основную и дополнительную);
- дидактические материалы;
- учебное оборудование;
- компьютерное оборудование;
- программное обеспечение;
- цифровые образовательные ресурсы
- Планируемые результаты изучения учебного предмета оформляются с использованием формулировок:
- -ученик научится и ученик получит возможность научиться.
- Первая формулировка отражает знания и учебные действия, которые принципиально необходимы для обучения в школе и могут быть освоены подавляющим большинством учеников.
- Вторая формулировка связана со знаниями и учебными действиями, которые смогут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся или которые имеют пропедевтический характер.
- Ученик научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
- Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе и мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
- полное наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, класса, где реализуется программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких),
- квалификационную категорию;
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы.
1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;
6 . Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
2 . Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
вывод делают сами учащиеся
планирование обратной связи
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Изменение схемы урока:
От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)
К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.
Ученик - живой участник образовательного процесса.
Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:
- Определение нового.
- Конструирование проблемной ситуации.
- Планирование действий.
- Планирование решений.
- Планирование результата .
- Планирование заданий для применения нового знания .
1) Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ , а в другом НАПИШИТЕ ?
2) НАПИСАТЬ – I спряжения
3) НАПИШЕТЕ – будущее время
4) НАПИШИТЕ – приказ, просьба
5) определить морфемный состав форм глагола:
напи´ш - ЕТЕ
напиш – и´- ТЕ
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.
Примерные вопросы:
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Маркировка производится с помощью специальных значков:
- «!» – Я это знал.
- «+» – Новое для меня.
- «-» – Вызывает сомнение.
- «?» – Вопрос.
- Кластер – это графический систематизатор.
Портрет
Отношение к Татьяне
Описание каморки
Герасим
Отношение с дворовыми
Отношение к Му-му
Отношение к барыне
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:
- Герасим
- добрый, трудолюбивый
- заботится, любит, работает
- не должен страдать из-за жестокости людей
- человек
Нежно, внимательно, ласково, С каждым ребёнком…
С открытой душой… Всё, что умеем, знаем и можем, Всё отдаём…
И в сердце большом Место найдётся для каждого! Всем я желаю добра и терпения!
- Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию.
- Раньше традиционно перед школой ставилась задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков
- В настоящее время цель образования − развитие функционально грамотной личности, способной осваивать потоки новой информации и новые виды деятельности, умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие, быть успешной.
- Поэтому отличие новых стандартов заключается именно в том, что целью школьного обучения является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
- Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
- Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).
- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю.
- Школа сама вправе определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.
- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.
- Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.
- Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность
- познавательная деятельность
- проблемно-ценностное общение
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- художественное творчество
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
- трудовая (производственная) деятельность
- спортивно-оздоровительная деятельность
- - туристско-краеведческая деятельность