СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о том, как обучать детей с ОВЗ, которые имеют речевые нарушения.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями»

Актуальные вопросы интегрирования обучения детей с речевыми нарушениями.


Проблема интеграции в общество детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных, особенно вопрос об интегрированном обучении детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.


Однако проблемы интегрированного обучения детей с речевыми нарушениями освещаются недостаточно. Дети, обучавшиеся в логопедических детских садах, интегрированные в среднюю школу, испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Нормальному обучению препятствуют также затруднения при концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость. Проблема подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями на этапе логопедического детского сада занимает одно из важнейших мест в современной логопедии, понятие “готовность к школьному обучению” актуально и многопланово.


Уровень развития речевой готовности является одним из важных составляющих общей готовности к школе. В настоящее время уже созданы многочисленные методики и разнообразные тесты для оценки степени готовности ребенка к школе. Необходимо специально разработать критерии оценки готовности к интегрированному обучению применительно к детям с речевыми нарушениями.


Говоря о подготовке к интегрированному обучению детей с нарушениями речи, встает вопрос преемственности в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб.


Тесная взаимосвязь в работе логопедов дошкольных учреждений и школ будет способствовать в решении проблемы подготовки к интегрированному обучению детей с речевыми нарушениями.


Учителя начальных классов общеобразовательных школ часто не знают особенности развития речи и познавательной деятельности детей с речевыми нарушениями, а процент обучения данной категории детей в массовом учреждении достаточно велик. Поэтому, необходимо решить вопрос начальной дефектологической подготовки педагогических кадров, что поможет учителю начальных классов, с одной стороны, увидеть особенности развития детей с речевыми нарушениями, а, с другой стороны – потенциальные возможности и уровень обучаемости этих детей. Знание специфических методов и приемов в работе с данной категорией детей позволит учителям начальной школы улучшить результаты учебной деятельности учеников и повысить эффективность своей работы.


Подготовка к школьному обучению детей с речевыми нарушениями является одной из основных задач в работе специалистов логопедических дошкольных учреждений. Основываясь на работы таких авторов, как М.Е.Хватцев, Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова, можно говорить о том, что процесс овладения письменной речью (чтением и письмом) вызывает наибольшие трудности у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при подготовке детей к школе. Однако практика показывает, что многие логопеды ограниченно понимают свою задачу и концентрируются на преодолении внешних, явных проявлениях дефекта, таких как нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.


Выделяют 3 подгруппы детей по степени готовности речевой деятельности к обучению в общеобразовательной школе. В первую подгруппу вошли дети, речевое развитие которых практически соответствовало возрастной норме. Вторую подгруппу составили дети, которым было свойственно нарушение фонематического слуха, был затруднен звуко-слоговой анализ и синтез слов, возникали затруднения при овладении элементами чтения и письма. Третья подгруппа включала детей с низким уровнем развития фонематического слуха, аграмматизмами в речи, искажением слоговой структуры слов. У детей данной подгруппы большие трудности при звуко-слоговом анализе и синтезе слов, а также проблемы в овладении элементарными навыками чтения и письма, затруднения при составлении рассказов по картинке или серии сюжетных картин.


Дети, вошедшие в 1 и 2 подгруппы, могут быть успешно интегрированы в общеобразовательные учреждения при условии систематической коррекционно–педагогической и психологической поддержки.


Уровень развития речи детей 3 подгруппы значительно отстает от возрастной нормы, поэтому им обоснованно даны рекомендации обучаться в специальной школе.


Интеграция детей с речевыми нарушениями не может быть тотальной. Выявленная зависимость между степенью готовности ребенка к обучению в массовой школе и уровнем нормализации его речевой деятельности в процессе дошкольной логопедической подготовки требует глубокого обследования детей выпускных групп, разработки критериев оценки готовности к интегрированному обучению и динамического наблюдения за процессом обучения в начальных классах, с целью своевременного предупреждения дислексии и дисграфии.


Возможность интеграции выпускников логопедических детских садов в массовые учреждения при условии организации для них специальных условий рассматривается, как один из путей дальнейшего их коррекционного развития. Преемственность в работе дошкольных учреждений и массовых школ является залогом успеха в осуществлении процесса интеграции.


Однако, несмотря на отсутствие условий в образовательных учреждениях муниципального образования, в последние годы все большее число родителей отказывается отправлять своего ребенка в отдаленные школы. Полноценному образованию они противопоставляют семейный уют, комфортные отношения с ребенком и выбирают школу, расположенную в своем микрорайоне.


Отсюда вытекает одна из первоочередных задач: формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья.


Проблема совместного обучения детей с ограниченными возможностями со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа, что составляет сущность интегрированного образования, значима и требует не только формирования отношений между детьми, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание такого ребенка в образовательном учреждении комфортным [6], [7], [8].


Для реализации поставленных задач необходимо выполнение большого объема работ как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. И только тогда, это даст ожидаемый социальный эффект.


1.Повышение степени доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.


2.Обеспечение успешной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социум, его социализацию и интеграцию.


3.Повышение нравственного эффекта образования.


4.Повышение качества образовательного процесса путем использования технологий индивидуально – дифференцированного обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!