СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы при изучении русского языка в современной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы при изучении русского языка в современной школе»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»

Свердловской области












Трансформация образовательного процесса.

Актуальные проблемы преподавания русского языка в современной школе



























пос. Уральский

2023год

Содержание


1. Введение………………………………………………………………………3-4

2. Теоретическая глава………………………………………………………….5-7

3. Практическая глава…………………………………………………………..8-9

4. Заключение……………………………………………………………….........10

5. Используемая литература и источники……………………………………...11






































Введение

В условиях трансформации образования соответственно появляются и проблемы в преподавании русского языка в школе.

Одна из самых важных и сложных проблем в современном образовании – это проблема изучения русского языка, снижение интереса к предмету и понижение уровня грамотности, а также неумение учащихся полно выражать свои мысли и выстраивать свои суждения. Современные дети зачастую не понимают, что знание русского языка необходимо для успешного развития и становления личности, что русский язык – один из важнейших предметов в школе, без знания и изучения которого трудно стать полноценно развитым и грамотным человеком.

На сегодняшний день заметно снижение изучения русского языка в средней школе. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся, большей тяге к иностранным языкам (их знание считается престижным), а также ошибочное мнение о том, что русский язык необходим лишь при сдаче экзаменов и при поступлении в ВУЗы для большего количества баллов.

В нашем современном обществе большое и отрицательное влияние на детей оказывает интернет, «плохая» компания, тяга к запрещенным сообществам, группам и т.п. Большинство таких ребят забывают свой родной язык, его чистоту и многообразие речи, ведь изучение русского языка происходит на низком уровне. Тем более, что сейчас русский язык насыщен ненормативной лексикой, жаргонизмами, неологизмами и англицизмами.

Исходя из этого, современный учитель должен поставить перед собой определенные задачи, которые необходимы для воспитания и сохранения интереса у учащихся к русскому языку не только как к предмету, но и как к национальному достоянию. Такими задачами будут: формирование языковой личности, т.е. осознание обучающимися важности русского языка за пределами школы; сохранение чистоты русского языка; развитие у учащихся грамотности; развитие монологических и диалогических высказываний, творческой деятельности; формирование орфографической и пунктуационной зоркости; привитие любви к русскому языку как к национальному.

С поставленными задачами перекликаются следующие цели: повышение мотивации у учащихся к изучению русского языка, развитие самостоятельности обучающихся при выполнении упражнений и закреплении теоретического материала на практике, формирование орфографических навыков, воспитание интереса к предмету.

Актуальность работы обусловлена тем, что в современном мире остро встает проблема грамотности, поэтому необходимо повышать эффективность обучения русскому языку.

Работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения и списка используемой литературы.


















Теоретическая глава


Изучение русского языка, освоение образцовых форм русской речи играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в при­общении к отечественной и зарубежной культуре, в продолжении национальных традиций и в сохранении исторической преемственности поколений.

Однако в современной школе существует ряд проблем, возникающих при изучении предмета русский язык.

Как уже было сказано выше, основной проблемой является снижение интереса к изучению языка. Многие педагоги используют устаревшие методы и приемы на уроках русского языка, руководствуются сводами правил, установленных еще в 20 веке, не учитывают то, что язык – это живая система, меняющаяся и развивающаяся под влиянием времени, новых явлений и предметов. Поэтому учителю необходимо внедрять в свои уроки новые и современные методы и приемы преподавания русского языка, способствующие развитию у учащихся навыков сопоставления, анализа и синтеза, сравнения и выделение главного.

Также важной и острой проблемой при изучении русского языка является низкий интерес к чтению. Современный школьник, как это не печально звучит, предпочитает проводить время в телефоне или за компьютером, играя в игры или слушая музыку. Поэтому важно с самого детства прививать любовь и интерес к книге и чтению. Для этого необходимо на уроках использовать приемы комментированного чтения, обсуждая прочитанное и, возможно, проецировать на свой жизненный опыт. Как бы сам читающий поступил бы на месте героя в книге? Также можно попросить ученика придумать окончание истории, рассказанной в книге, чтобы ребенок смог создать свой идеальный вариант происходящего.

Следующей проблемой при изучении русского языка является недостаток навыков правильности устной и письменной речи, снижение грамотности у учащихся. Образованность и грамотная речь (устная и письменная) – это залог успешной, уверенной в себе личности. Поэтому важно, чтобы современный школьник владел навыками правописания. Для этого необходимо также прививать интерес к языку. Конечно, знание правил в русском языке – это неотъемлемая часть изучения предмета, но для того, чтобы эти правила были ясны и понятны обучающимся, нужно правильно закреплять их на практике. Для этого необходимы нестандартные и современные подходы (рассмотрим их в практической главе исследовательской работы). Многие не знают, как правильно написать элементарные слова, потому что читают мало книг. Конечно, есть люди, которым очень повезло, у них врожденная грамотность. Но таких, увы, единицы. Как правило, она приобретается благодаря чтению. Вот именно поэтому важно больше читать, ведь чтение обогащает словарный запас человека и повышает грамотную речь.

Еще одной проблемой изучения русского языка в современной школе является засорение заимствованными словами, неологизмами, жаргонизмами, просторечиями, сленгом и ненормативной лексикой.

В наше время очень развиты компьютерные технологии, интернет и его широкие возможности. В связи с этим появляется много жаргонных слов (инэт, глючит, лагает, донат и т.п.) Вместо слов, выражающих какие-либо чувства сейчас появились смайлы и стикеры. Ими удобнее и проще общаться, но от этого беднеет словарный запас.

Так как русский язык – явление развивающееся, можно наблюдать появление и новых слов, чаще это слова, пришедшие в наш язык из иностранных языков (свайпать – листать, клининг – уборка, шопиться – делать покупки). Современный школьник часто использует такие слова в своей речи, забывая исконно русские, ведь это считается модным.

Исходя из этого, нужно предложить пути решения актуальных проблем при изучении русского языка:

- Внедрение электронных образовательных сервисов для учащихся, обеспечение доступности к электронным образовательным ресурсам. Это эффективно и довольно увлекательно для школьника.

- Проведение образовательных игр, викторин, ребусов, шарад по русскому языку для закрепления изученного правила.

- Стараться не засорять родной язык заимствованными, нелитературными словами, ведь в погоне за всем иностранным, в стремлении копировать западные образцы, мы всё больше теряем свою самобытность, в том числе и в языке.

- Пропагандировать классическую и современную литературу. Чтение книг повышает грамотную речь и обогащает словарный запас.

- Обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку.

- Подготовить и издать новую редакцию официального свода правил орфографии и пунктуации (многие школы все еще пользуются старыми изданиями словарей, а, как известно, русский язык развивается и изменяются некоторые правила).

- Пропагандировать бережное отношение к русскому языку.












Практическая глава

Главная задача учителя – развить интерес к предмету и его изучению, при этом нужно и важно не только выдать материал, но и научить школьника мыслить, рассуждать по предложенному вопросу, анализировать и сопоставлять. Педагог должен привить навыки практических действий. Но на современном этапе модернизации образования методы и приемы должны быть актуальными, не устаревшими, чтобы ученики не потеряли интерес к обучению русскому языку. В этом вопросе помогут эффективные приемы обучения, которые вызовут интерес к русскому языку, вовлекут учащихся в активную познавательную и практическую деятельность.

Рассмотрим некоторые из актуальных методов и приемов в изучении русского языка на сегодняшний день.

1) «Реклама». Учащимся предлагается прорекламировать какой-либо знак препинания. Например, знак восклицания. Нужно указать все плюсы этого знака, чтобы остальных участников урока это заинтересовало. Следует указать, что восклицательный знак служит для более эмоционального выражения мысли и экспрессивности высказывания, привести яркие примеры предложений с восклицанием и, возможно, разыграть сценку (например, диалог двух друзей, посмотревших новый фильм). Это метод позволит закрепить знания по вопросу, а также поможет запомнить уместность знаков препинания в предложении. Работа организуется в группах.

2) «Список». Учитель предлагает ребятам записать все, что они знают по теме урока, что они хотели бы узнать и что предполагают. Затем суммировать записанные данные по теме и вывести общее правило. У учащихся развивается поисковые и исследовательские навыки.

3) «Морфемный конструктор». Учитель предлагает ученикам взять от одного слова корень, от другого – приставку, от третьего слова – суффикс, еще от одного – окончание. В итоге получится совершенно новое слово. При этом школьники закрепят навыки морфемного разбора слова.

4) «Орфографическая зоркость». Ребятам дается карточка с неверно записанным текстом с точки зрения орфографии. Ученикам необходимо исправить орфографические ошибки и верно записать текст. Данный прием ориентирован на закрепление правописания и повторение орфографии (такой же прием можно использовать и при расстановке знаков препинания, повторение пунктуации).

5) «Рассыпанные карточки». Например, при изучении простого предложения учитель предлагает учащимся собрать предложение из рассыпанных слов. Затем охарактеризовать предложение. Или при изучении темы сложного предложения из рассыпавшихся карточек собрать сочинительное или подчинительное предложение, в зависимости от выбранного союза.

6) «Прием противоположностей». Данный метод работы с текстом нацелен на закрепление знаний по разделу «Лексика. Антонимы в русском языке». Учащиеся получают текст и за 2 минуты должны исправить выделенные слова на противоположные по смыслу (антонимы). Активизируется поисковая деятельность, закрепляются уже полученные знания по теме (можно также работать с синонимами, заменяя слова на одинаковые по смыслу, но разные по написанию).

Существует еще огромное количество эффективных приемов и методов при изучении русского языка на современном этапе образования, способствующих успешному усвоению предмета и закреплению знаний на практике.








Заключение

В настоящее время перед преподавателем стоит непростая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, повышать мотивацию к изучению русского языка. Ведь будущее нашего языка зависит от современных школьников. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Таким образом, нетрадиционные подходы в образовании, трансформация в учебном процессе повышают интерес школьников к школе в целом, к урокам русского языка в частности. Также эффективные методы и приемы дают ученикам ощущение творческой свободы и формируют обстановку творческого сотрудничества, формируют практические навыки, повышают уровень грамотности.
















Список используемой литературы и интернет-ресурсов

1.Анянова, И.В. Современная технология учебного занятия. –Н. Тагил: НТФ ИРРО, 2008 – 253 с.

2. Ефимов,П.П. Интерактивные методы обучения–основа инновационных педагогических технологий / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова// Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч.конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014 – С. 286-290.

3. Щукина,Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И.Щукина – М.: Просвещение,1988 – 590 с.

4. https://infourok.ru/aktualnie-problemi-prepodavaniya-russkogo-yazika-v-sovremennoy-shkole-2330007.html

5. https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-iliteratura/library/2017/12/21/aktualnye-problemy-prepodavaniya-russkogo-yazyka


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!