Лишаева Елена Ивановна учитель информатики МКОУ «ООШ№22»
Активизация познавательной деятельности учащихся 5 – 6 классов на уроках информатики через применение нестандартных форм проведения урока
Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины различны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов и форм организации учебного процесса и многое другое.
А для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность.
Разные способы организации познавательной деятельности активизируют процесс овладения учащимися знаний. Поэтому в последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают нетрадиционные формы урока.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Строгой классификации нет, но в методической литературе выделяют следующие типы:
тип интегрированные уроки. Они объединяются по внешнему общему признаку – бинарные уроки.
тип – академический. Это уроки- семинары, практикумы, урок-зачет.
тип – уроки эмоционального воздействия. Это урок- поиск истины, урок- смотр знаний и т.д.
тип – уроки – игры. К ним относятся уроки, построенные в форме сказок, путешествий, телепередач и другие.
Нестандартные уроки формируют у учащихся:
устойчивый интерес к занятию,
снимают напряжение,
скованность, свойственную многим детям,
помогают формировать навыки учебной работы,
развивают творческую самостоятельность.
Позволяют шире вводить элементы занимательности.
В процессе проведения нестандартных уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. И, наконец, нетрадиционные формы содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.
Нетрадиционные формы занятий требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы, а от учителя - большой подготовки. Ведь надо заранее подобрать материал, соответствующий теме урока, представить его в интересной, занимательной форме.
Но нельзя превращать учебу в сплошную игру.
Нестандартные уроки завершают изучение темы либо начинают новую.
Основными методами при проведении таких уроков кроме словесного являются проблемными, частично – поисковые и исследовательские. Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся, следствие которой есть овладение учебным материалом.
Проблемные ситуации могут возникать:
как самостоятельный поиск решения на основе неизвестных данных;
на основе связи абстрактного с конкретными представлениями;
как связь знаний с личным опытом ученика;
на основе использования загадок, ребусов и других средств, включающих проблемные ситуации.
Ученики понимают, что у них есть необходимые знания и нужно найти правильный вариант ответа. Желание, стремление самому искать и предлагать варианты, рождает высокую познавательную активность, придает учебной деятельности творческий характер.
Технология опыта
Нетрадиционных форм проведения уроков существует много, и в своей педагогической практике я их использую в зависимости от возраста, индивидуально- личностных особенностей класса.
Так как ученики 5 класса еще любят играть, то некоторые уроки провожу в форме игр или соревнований. Например, по теме «Способы кодирования информации», «Клавиатура».
Заранее сообщаю, в какой форме будет проведено занятие. На уроке класс делится на 2 команды. Учащиеся выбирают капитана, название. Название обязательно должно быть связано с темой урока. Я заранее подбираю материал и вопросы по теме.
Учащиеся рассаживаются группами вокруг сдвинутых столов. Работая вместе, дети вырабатывают умение выслушивать ответы по данной проблеме и выбрать нужный вариант, происходит развитие коммуникативных способностей.
Я считаю, что в процессе деловых игр изучение материала и применение собственных знаний происходит как бы между делом. У учащихся игра вызывает живой интерес к предмету и помогает усваивать материал, помогает снять усталость, усиливает непроизвольное внимание.
В игре ярче раскрываются способности детей, даже застенчивые преображаются.
Об этом и писал В.Ф. Шаталов «Даже молчуны, из которых слова на уроке не вытянуть, в играх случается, становятся такими активными, какими мы их в классно – урочных буднях и представить не в состоянии».
А соревновательный процесс добавляет свой шарм: надо не только выполнить первым и правильно, но и уметь выслушать соперника и адекватно оценить его ответ.
При подведении итогов соревнования или игры даю общую словесную оценку работы групп и выделяю наиболее активных. Обязательно обращу внимание на общую манеру поведения участников, выслушаю от учащихся собственное мнение по форме проведения занятия и учту предложения по усовершенствованию.
Особенно нравится учащимся 5-6 классов проведение урока в форме игры «Звездный час». Ее хорошо проводить при закреплении темы. Так как ребят в классах у нас мало, то участвуют все. Детям заранее сообщаю в какой форме будет проводиться урок и что повторить. Задания подготавливаю в форме теста, есть возможность выбора. Как и в телевизионной игре за правильный ответ ученик получает звезду. Результаты фиксируются на доске.
Чтобы ученик чувствовал себя комфортно, перед началом игры не сообщаю, сколько звезд соответствует той или иной оценке. В конце игры подсчитываем количество звезд, определяем победителя. Когда провожу такое занятие, на уроке у меня бывает помощник. Он заслушивает ответы детей и распределяет звезды.
Помощником может быть любой ученик. Главный критерий – должен иметь хорошие знания по пройденной теме.