СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Активизация познавательной деятельности учащихся  5-6 классов на уроках информатики через применение нестандартных форм проведения урока"

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках информатики»

Лишаева Елена Ивановна учитель информатики МКОУ «ООШ№22»

Активизация познавательной деятельности учащихся 5 – 6 классов на уроках информатики через применение нестандартных форм проведения урока



Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины различны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов и форм организации учебного процесса и многое другое.

А для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность.

Разные способы организации познавательной деятельности активизируют процесс овладения учащимися знаний. Поэтому в последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают нетрадиционные формы урока.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Строгой классификации нет, но в методической литературе выделяют следующие типы:

  • тип интегрированные уроки. Они объединяются по внешнему общему признаку – бинарные уроки.

  • тип – академический. Это уроки- семинары, практикумы, урок-зачет.

  • тип – уроки эмоционального воздействия. Это урок- поиск истины, урок- смотр знаний и т.д.

  • тип – уроки – игры. К ним относятся уроки, построенные в форме сказок, путешествий, телепередач и другие.

Нестандартные уроки формируют у учащихся:

  • устойчивый интерес к занятию,

  • снимают напряжение,

  • скованность, свойственную многим детям,

  • помогают формировать навыки учебной работы,

  • развивают творческую самостоятельность.

  • Позволяют шире вводить элементы занимательности.

В процессе проведения нестандартных уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. И, наконец, нетрадиционные формы содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Нетрадиционные формы занятий требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы, а от учителя - большой подготовки. Ведь надо заранее подобрать материал, соответствующий теме урока, представить его в интересной, занимательной форме.

Но нельзя превращать учебу в сплошную игру.

Нестандартные уроки завершают изучение темы либо начинают новую.

Основными методами при проведении таких уроков кроме словесного являются проблемными, частично – поисковые и исследовательские. Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся, следствие которой есть овладение учебным материалом.

Проблемные ситуации могут возникать:

  • как самостоятельный поиск решения на основе неизвестных данных;

  • на основе связи абстрактного с конкретными представлениями;

  • как связь знаний с личным опытом ученика;

  • на основе использования загадок, ребусов и других средств, включающих проблемные ситуации.

Ученики понимают, что у них есть необходимые знания и нужно найти правильный вариант ответа. Желание, стремление самому искать и предлагать варианты, рождает высокую познавательную активность, придает учебной деятельности творческий характер.

Технология опыта

Нетрадиционных форм проведения уроков существует много, и в своей педагогической практике я их использую в зависимости от возраста, индивидуально- личностных особенностей класса.

Так как ученики 5 класса еще любят играть, то некоторые уроки провожу в форме игр или соревнований. Например, по теме «Способы кодирования информации», «Клавиатура».

Заранее сообщаю, в какой форме будет проведено занятие. На уроке класс делится на 2 команды. Учащиеся выбирают капитана, название. Название обязательно должно быть связано с темой урока. Я заранее подбираю материал и вопросы по теме.

Учащиеся рассаживаются группами вокруг сдвинутых столов. Работая вместе, дети вырабатывают умение выслушивать ответы по данной проблеме и выбрать нужный вариант, происходит развитие коммуникативных способностей.

Я считаю, что в процессе деловых игр изучение материала и применение собственных знаний происходит как бы между делом. У учащихся игра вызывает живой интерес к предмету и помогает усваивать материал, помогает снять усталость, усиливает непроизвольное внимание.

В игре ярче раскрываются способности детей, даже застенчивые преображаются.

Об этом и писал В.Ф. Шаталов «Даже молчуны, из которых слова на уроке не вытянуть, в играх случается, становятся такими активными, какими мы их в классно – урочных буднях и представить не в состоянии».

А соревновательный процесс добавляет свой шарм: надо не только выполнить первым и правильно, но и уметь выслушать соперника и адекватно оценить его ответ.

При подведении итогов соревнования или игры даю общую словесную оценку работы групп и выделяю наиболее активных. Обязательно обращу внимание на общую манеру поведения участников, выслушаю от учащихся собственное мнение по форме проведения занятия и учту предложения по усовершенствованию.

Особенно нравится учащимся 5-6 классов проведение урока в форме игры «Звездный час». Ее хорошо проводить при закреплении темы. Так как ребят в классах у нас мало, то участвуют все. Детям заранее сообщаю в какой форме будет проводиться урок и что повторить. Задания подготавливаю в форме теста, есть возможность выбора. Как и в телевизионной игре за правильный ответ ученик получает звезду. Результаты фиксируются на доске.

Чтобы ученик чувствовал себя комфортно, перед началом игры не сообщаю, сколько звезд соответствует той или иной оценке. В конце игры подсчитываем количество звезд, определяем победителя. Когда провожу такое занятие, на уроке у меня бывает помощник. Он заслушивает ответы детей и распределяет звезды.

Помощником может быть любой ученик. Главный критерий – должен иметь хорошие знания по пройденной теме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!