СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности на третьей ступени обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности на третьей ступени обучения

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности на третьей ступени обучения»

Знания не ради знаний, а ради человека

(система педагогической деятельности «Обучая, я воспитываю…»)

Музыка может возвышать или умиротворять душу, живопись радовать глаз, поэзия пробуждать чувства, философия – удовлетворять потребности разума, инженерное дело – совершенствовать материальную сторону людей, а математика способна достичь всех этих целей.

Морис Клайн

Сегодня образование не может раз и навсегда вооружить молодого человека всей необходимой ему информацией, поскольку эта информация постоянно и интенсивно обновляется. Необходим переход от системы образования, ориентированной в основном на репродуктивное усвоение знаний, к системе, направленной на обучение и воспитание активной, творческой личности, обладающей способностью к самостоятельному познанию нового и подготовленной к осознанному выбору своего дальнейшего жизненного пути.

При этом естественным образом возникают противоречия:

- между неэффективными традиционными методами и формами обучения и необходимостью развития познавательного интереса и способностей учащихся;

- между необходимостью выработки глубоких, прочных, осознанных знаний и острым дефицитом учебного времени из-за насыщенности учебной программы;

- между фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности учащегося;

- между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом организации обучения.

Все это и определило выбор темы моей работы «Развитие творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности на третьей ступени обучения».

Накопление данного педагогического опыта продолжалось пять лет, в течение которых уточнялись и корректировались отдельные моменты, тщательно изучалась динамика роста качества знаний учащихся.

1-й этап: 2008-2009 гг. - Анализ теории и практики внедрения современных образовательных технологий на уроках математики, осознание актуальности проблемы, определение целей и задач.

2-й этап: 2010-2012 гг. - Разработка уроков и внеклассных мероприятий. Апробация и моделирование содержания с корректировкой действий. Подготовка выступлений и докладов. Проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий.

3-й этап: 2012-2013 гг. - Обобщение результатов исследования, их апробация и литературное оформление. Выступления на педагогическом совете, областном методическом семинаре-практикуме, конкурсах научно-методического и педагогического опыта.

Опыт «Развитие творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности на третьей ступени обучения» предоставляет возможности реализации развивающих, проблемных технологий, использование информационно-коммуникационных технологий.

Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся через развитие учебной мотивации, обучение на основе диалогового общения «педагог-учащийся», «учащийся-учащийся», формирование всех видов опыта: от опыта умений и навыков до опыта отношений.

Моя работа по данной теме направлена на решение следующих задач:

- изучить психолого-педагогические подходы к реализации приемов активизации познавательной деятельности в психолого-педагогической литературе;

- систематизировать отработанные на практике способы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики;

- рассмотреть роль инновационных и информационно-коммуникативных технологий в развитии познавательной активности учащихся.

Целью работы является изучение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности, а также выявление возможностей и особенностей использования современных педагогических технологий при изучении математического материала на уроках, степени повышения познавательной активности учащихся и выделение основных направлений использования средств современных образовательных технологий при изучении математики.




























ГЛАВА 1

Способы активизации познавательной деятельности учащихся

при изучении математики

    1. Использование дидактических игр как способа формирования познавательной активности на уроках математики

Игра создает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплочения коллектива учащихся на основе общих интересов и замыслов.

Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным для всех ребят, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.

Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.

Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений. Сюда относятся задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многое другое [6].

Ни для кого не секрет, что одним из условий успешного обучения учащихся математике являются хорошо развитые навыки устного счета. Надо признать, что большинство учащихся, которые приходят в колледж, не обладают достаточными навыками культуры вычисления и попросту не владеют устным математическим счетом. Поэтому для совершенствования вычислительных умений активно используются игровые приемы, которые ненавязчиво позволяют преодолеть данный недостаток и достичь результатов в увеличении скорости вычислений. В целях ликвидации пробелов в знаниях используются различные формы устного счета, например, «пинг-понг» (работа в парах применением тренажеров для устного счета.). Это позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет, где не только рационально используется время урока, но и воспитывается у учащихся ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение. При этом задания подбираются так, чтобы ребята начинали с легкого, а затем постепенно брались за вычисления все более и более трудного. Повышению вычислительной культуры способствуют и способы быстрых вычислений. Они развивают память обучающихся, быстроту их реакции, воспитывают умение сосредоточиться.

Вот еще некоторые способы «оживления урока»:

  1. Организация начала урока:

Цель: создать с первых минут урока необходимые условия для успешной совместной деятельности преподавателя и учащихся по достижению намеченной цели.

1.1. Устный счет с включением задач, которые решаются с опорой на их жизненный опыт, на их смекалку;

1.2. Решение игровых и занимательных задач, даются задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

1.3. Традиционным способом записано на доске решение задачи. Предлагается найти более короткое решение.

Результативность: нетрадиционное начало урока позволяет учащимся с первых минут урока включиться в работу по развитию мыслительной деятельности, а это дает успех всему уроку.

2. Развитие познавательной активности учащихся при изучении нового материала через:

2.1. Решение нескольких подзадач для решения важной задачи.

Цель: обеспечить изучение нового материала предварительным выделением подзадач, решение которых рассматривалось ранее.

2.2. Применение системы «ориентировочной основы действий».

Цель: обеспечить при изучении нового материала фиксирование его основного содержания, подлежащего усвоению и способов работы с ним (схемы - опоры, соответствующие образцы применения нового материала при решении задач и т.д.)

2.3. Интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса.

Цель: активизация мыслительной деятельности, мотивация учебной деятельности учащихся.

Результативность: данные приемы способствуют более успешному восприятию, пониманию и запоминанию нового материала.

3. Различные формы контроля знаний учащихся. Осуществлять контроль можно разными способами. Это дифференцированные карточки-тренажеры контролирующего характера, тесты, самостоятельные работы разного вида, зачеты, электронные тесты и т.д. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие. Важно, чтобы контроль на уроке обязательно был всесторонним и осуществлялся дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Из выше изложенного следует, что использование методов и приемов организации учебной деятельности учащихся с занимательным содержанием положительно влияет на эмоциональный настрой учащихся, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются необычность, нетрадиционность сюжета. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)











    1. Развитие познавательной активности через вовлечение в активную внеурочную деятельность по математике

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной работой на уроке служит тем действенным средством, которое мобилизует активность учащихся в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить их интересы. С помощью продуманной системы внеурочной работы можно значительно повысить интерес учащихся к математике.

Кроме того, наряду с учащимися безразличными к математике, имеются и учащиеся, увлекающиеся этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получают на уроке. Они хотели бы больше узнать, порешать более трудные задачи. Разнообразные формы внеурочной работы предусматривают большие возможности в этом направлении [6].

Внеурочные мероприятия с успехом могут быть использованы не только для углубления знаний учащихся в области программного материала, но и развития их логического мышления, исследовательских навыков, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Внеурочная работа создает большие возможности для решения воспитательных задач (в частности, воспитание у учащихся настойчивости, инициативности, воли, смекалки).

Внеурочные мероприятия с учащимися приносят большую пользу и самому педагогу. Чтобы успешно проводить такую работу, преподавателю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки.

При всем многообразии форм внеурочной работа должна быть органически связана с учебной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

На сегодняшний день существуют различные формы проведения такой работы по математике с учащимися. К ним можно отнести:

o Математический вечер;

o Математическая олимпиада;

o Математическая игра;

o Школьная математическая печать;

o Математическая экскурсия;

o Математические рефераты и сочинения;

o Математическая конференция;

o Внеклассное чтение математической литературы и другое [6].

Вместе с тем, любые формы проведения внеурочных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований:

  1. Они должны отличаться от форм проведения уроков. Это важно, так как внеурочная работа строится на добровольных началах и обычно проводиться после уроков. Поэтому чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеурочной работе необходимо проводить ее в необычной форме.

  2. Они должны быть разнообразны. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность.

  3. Формы проведения внеурочных мероприятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Эта работа должна привлекать и проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных учащихся, но для тех, не проявляющих интереса к предмету. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеурочного мероприятия, рассчитанной на то чтобы заинтересовать и увлечь учащихся, они станут больше уделять внимания математике [6].

Математическая игра как форма внеурочной работы, на мой взгляд, является наиболее оптимальной для учащихся любого возраста. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры, увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действенен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Математическая игра резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес у большинства учащихся и желание поучаствовать в ней. Так же следует заметить, что многие формы внеурочной работы по математике могут содержать в себе элементы игры, и наоборот, некоторые формы внеурочной работы могут быть частью математической игры. Введение игровых элементов во внеурочное занятие разрушает интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда на уроках.

Математическая игра является массовой по обхвату и познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся.

Таким образом, математическую игру, можно рассматривать как наиболее яркую и привлекательную для учащихся. Игры и игровые формы включаются во внеурочную работу не только для того чтобы развлечь учащихся, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).












ГЛАВА 2

Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии познавательной активности учащихся

2.1. Возможности мультимедийных презентаций на уроках математики

Преимущество мультимедийных презентаций в том, что они вызывают большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. Использование презентаций позволяет представить учебный материал в виде ярких мини - конспектов урока.

Для учащихся они способствуют увеличению наглядности, эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты), что позволяет облегчить запоминание и усвоение материала; при подготовке собственных презентаций по предметам формируются навыки самостоятельной продуктивной деятельности. Для преподавателя - сокращают время обучения, вызывают интерес учащихся, активизируют работу учащихся на уроке, позволяет представить материал в эстетическом виде.

Применение любой визуальной информации на занятии производит положительный эффект. Есть уроки, на которых достаточно показа нескольких плакатов с таблицами или портретами учёных. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Ведь любые средства обучения важны не сами по себе, а только как средства, помогающие усвоить содержание. Это значит, что урок с использованием презентаций, должен быть привычным и удобным и для учащихся и для преподавателя, не отвлекать на форму [8]. Вместе с тем, целесообразность использования мультимедийных презентаций может быть:

1. Для объявления темы, когда тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения преподавателя. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь.

3. Как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность учащегося по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Преподаватель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

В любом случае мультимедийные презентации «оживляют» урок, создают обстановку реального общения, при которой учащиеся стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, способствуют формированию у учащихся навыков работы с учебной, справочной и другой литературой по предмету. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).


2.2 Система интерактивного опроса на уроках математики

Среди наиболее инновационных методов интерактивного обучения мне бы хотелось отметить интерактивный опрос, который не так давно я стала применять на уроке благодаря приобретенному необходимому оборудованию. Такой опрос максимально содействует развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняет развивающую функцию.

Рассмотрим, какие режимы можно использовать на уроках математики. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

1. – Тестирование, суть которого заключается в выборе правильного ответа и нажатии на пульте соответствующей ответу буквы.

Такую форму опроса удобно применять при проверке домашнего задания, как теоритической, так и практической части (вопросы по теории и промежуточные результаты в задаче), при фронтальном опросе для актуализации знаний, а также при первичном закреплении нового материала, для выяснения картины усвоения и выявления тех, кому материал остался непонятен.

2. - Быстрый ответ. На вопрос отведено определенное время, вариантов ответа нет. Право отвечать и получить баллы за правильный ответ получает тот, кто первым нажмет на пульте кнопку с нарисованной рукой. Если же ответ дан неверно, то вопрос повторяется, а неправильно ответивший по усмотрению готовившего тест либо теряет баллы, либо получает 0 баллов.

Это режим хорошо применить после объяснения нового материала, поскольку он даст возможность увидеть четкую картину, кто разобрался в материале, а кому следует уделить больше вниманию в последующем.

3. «Поднятая рука». Очень похож на предыдущий, но баллы, назначаемые за ответ, регулируются преподавателем.

Возможно применение в такой ситуации: предложить учащимся задачи к решению задачи и проверить ответы, или проверять, таким образом, промежуточные результаты…

4. «Выбывание». Тот, кто не ответил на предыдущий вопрос, не имеет возможности участвовать в опросе. Позволяет определить учащихся, которые наиболее успешно усвоили учебный материал.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся. При использовании разнообразных форм опроса можно не только сэкономить время на уроке, но и охватить максимальное количество учащихся во время опроса. А также сделать опрос систематическим, наблюдать достижения и пробелы каждого учащегося: сформированность различных умений (вычислительных, применения формул и т.п.) и мыслительных операций (обобщения, логики и т.п.)

Иными словами, любое использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики даёт возможность учащимся улучшить качество знаний по предмету, воспитывает его самостоятельность в познавательной деятельности, позволяет реализовывать новые творческие проекты, повышает кругозор участников образовательного процесса. При этом создаются условия для применения навыков работы в области компьютерных технологий. Процесс обучения становится более интересным, разнообразным, интенсивным.

Выводы и рекомендации

Сделаю выводы о результатах моей работы на данный момент.

Изучение психолого-педагогического опыта показало, что основной задачей каждого педагога является заинтересовать учащихся своим предметом, а тем самым добиться той самой активизации познавательной деятельности

Я рассмотрела и систематизировала свой опыт в формировании познавательной активности через применение дидактических игр на уроках математики и проведении внеурочной работы по учебному предмету, а также использовании информационно-коммуникативных технологий в развитии познавательной активности учащихся. Результаты работы позволили сделать мне вывод о положительных сторонах применения их на уроках, поскольку они позволяют:

- экономить время на уроках;

- снизить нагрузку учащихся;

- совершенствовать традиционные методы обучения.

Приемы активизации познавательной деятельности помогают реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении, а также повышать мотивацию обучения, а как следствие: улучшать усвоение предмета.

Работа над темой ещё не завершена. В дальнейшем я планирую продолжить изучение возможностей информационных технологий, электронных образовательных продуктов, ресурсов Интернет, их применение в образовательном процессе в качестве педагогических средств обучения. Результатом своей работы хочу увидеть:

- дальнейшее повышение мотивации обучения, а, следовательно, качества знаний,

- участие учащихся в конкурсах по математике исследовательского характера,

- формирование компетентной личности в области ИКТ с целью дальнейшей социализации.


















Литература

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.

  2. Концепция учебного предмета «Математика». Приказ Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 №675.

  3. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 №674.

  4. Образовательный стандарт учебного предмета «Математика» (V–XI классы). Постановление Министерства образования Республики Беларусь. – 29.05.2009 – №32.

  5. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V–XI классы». ‑ Минск: Национальный институт образования, 2012.

  6. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии /Н.И. Запрудский. – Мн.: Аверсэв, 2006.

  7. Коротаева, Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии: монография /Е.В. Коротаева. — М.: Academia, 2007

  8. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения /С.С. Кашлев. – Мн.: Бел. Верасень, 2007.

  9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. /С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. – 2 т.

  10. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983

  11. Харламов, Ф.И. Активизация учения школьников /Ф.И. Харламов. – Мн.: Народная асвета, 1970

  12. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1979

  13. Якиманская, И.С. Развивающее обучение /И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!