СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии через использование элементов методической системы построения педагогического процесса В.Ф. Шаталова (первичное предъявление нового материала)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии через использование элементов методической системы построения педагогического процесса В.Ф. Шаталова (первичное предъявление нового материала)»

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии через использование элементов методической системы построения педагогического процесса В.Ф. Шаталова (первичное предъявление нового материала)

Шаравина О.А. (учитель биологии МБОУ «СОШ №94, г. Новокузнецк)

Новый материл учитель, излагает на уроке: максимально использует демонстрационный эксперимент, визуальные средства и т.п. В зависимости от содержания материала, состава учащихся, задач, решаемых уроком, учитель выбирает форму работы: лекцию, беседу, эвристическую (поисковую) беседу или другую форму первичного предъявления материала. Наиболее удачно, когда новый материал учитель излагает в форме эвристической (поисковой) беседы с применением проблемного подхода к обучению, что позволяет организовывать познавательную деятельность учащихся не только на репродуктивно-подражательном, но также на поисково-исполнительском и творческом уровнях. Кроме того, учитель в процессе рассказа периодически обращается к учащимся, чтобы проверить, как сформировались и актуализировались у них опорные знания. Но эту работу следует строить в соответствии с планом расположения материала в опорном конспекте и его содержанием.

Основное понятийное содержание нового материала отражается на доске (интерактивной) в виде словесных логических схем, что является удачным методическим приемом систематизации знаний, а также зрительной опорой для учащихся при повторении и воспроизведении материала.

На каждой парте лежат O.K.(опорные конспекты), либо на экране монитора. Ученики производят запись в тетрадь, видят расположение и характер информации, как на доске, так и в O.K., также используют П.Т.(план темы), К.В.В.К. (контрольные вопросы взаимоконтроля).

Учитель должен в своем объяснении осветить весь материал O.K., либо какую-то его часть. Несложные моменты темы ученики могут изучить самостоятельно, используя задания учителя. В это время возможны консультации внутри группы, пары или консультация учителя, что позволяет обсудить и ликвидировать индивидуальные проблемы усвоения материала, возникающие у отдельных учащихся.

Главное в процессе изложения нового материала - добиться, чтобы каждый ученик разобрался в каждой части конспекта, чтобы не оставалось «темных пятен». Над этим учитель работает и на последующих уроках.

Рассматривая обучение ребенка в школе как подготовку его к жизни в обществе, необходимо сформировать у него способы организации деятельности, которые позволят ему в дальнейшем учиться самостоятельно, осознанно двигаясь к намеченной образовательной цели. При этом используются следующие методические приемы:

а) Самостоятельная расшифровка O.K. или какой-то части учениками, с помощью учебника, П.Т., К.В.В.К. (как правило, это несложные темы). Работа проводится индивидуально, в парах, группах.

б) Работа с информацией по составлению и использованию опорно-схематических конспектов. Школьники в ходе индивидуальной работы по составлению O.K. учатся:

1) выделять основные термины текста;

2) устанавливать смысловые связи между ними (т.е. определять смысл и внутреннюю структуру текста);

3) выделять биологические закономерности;

4) вычленять несколько точек зрения (если они есть в тексте) и их аргументацию;

5) соотносить смысл данного теста с другими текстами на эту же тему;

6) проводить сравнение разных объектов (в том числе и по текстовым источникам);

7) внимательнее относиться к формулировкам как своим собственным, так и чужим (т.е. осуществляется работа по овладению учащимися предметной риторикой –«биологическим языком»).

в) Самостоятельное составление К.В.В.К. к тексту, что способствует более глубокому усвоению нового материала всеми школьниками, а это имеет несомненный развивающий эффект. Ведь оно связано не только с репродуктивным воспроизведением материала, но и с его простейшей переработкой, соответствующей частично-поисковому уровню познавательной деятельности школьников. Данная работа может производиться до или после, во время изучения O.K.

г) Учителем предлагаются отдельные, наиболее важные пункты плана, остальные же составляются самими учащимися, либо П.Т. полностью составляются учениками.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!