Академия художеств
Подготовила студентка
3 курса отделения Реставрация
Клевцова Софья
Идею о том, что России следовало бы обзавестись собственной «кузницей кадров» в области изящных искусств, не раз высказывал еще Петр I. И даже успел за год до смерти подписать указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам».
С вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским.
На смену нарядному и пышному барокко пришел стиль классицизма, в основе которого лежали идеалы античности. “Екатерининский классицизм” сыграл огромную роль в формировании классицистического облика русской столицы. Получили свое дальнейшее развитие такие принципы градостроительства, как регулярность и симметрия, основополагающие при строительстве Петербурга, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения.
Первым из них стала Академия художеств. Фактически Академия возникла в 1757 г. во время царствования Елизаветы Петровны при участии таких просвещенейших деятелей русской культуры, как М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.
М.В. Ломоносов
И.И. Шувалов
Елизавета Петровна
Но Екатерина II, придя к власти, не могла отказаться от славы основательницы столь замечательного для России художественно-воспитательного учреждения, и официальной датой его создания считается 4 ноября 1764 г., Екатерина II утвердила Устав и " Привилегии " Академии, тем самым подчеркивалось, что теперь Академия существует самостоятельно, а не как часть Московского университета. Начато строительство здания по проекту Жана Батиста Валлен-Деламота (1729-1800) и Михаила Федоровича Кокоринова, ставшего первым ректором Академии.
Жан Батист Валлен-Деламот
Михаил Федорович Кокоринов
Созданное учебное заведение называли Академией трех знатнейших художеств - живописи, ваяния и зодчества. Шувалов передал в Академию свою библиотеку, коллекцию картин, гравюр, слепков с произведений античного и западноевропейского искусства. Эти предметы стали экспонатами первого художественного музея, созданного при Академии и по сути первого художественного музея России, сегодня они хранятся в Эрмитаже. В первые годы Академия существовала как часть Московского университета, предполагалось вначале, что и находиться
она будет в Москве. Но выяснилось, что лучшие
иностранные художники "н е хотят в Москву ехать, как в надежде
иметь от двора работы ".
Здание Академии художеств было построено в стиле раннего классицизма, сохраняющего очарование уходящего барокко. Это ощущается в использовании криволинейных форм в плане здания, напоминающим римский Пантеон, в расстановке колонн, оконных проемах.
Особую роль в строительстве Петербурга 80-х годов сыграл итальянский зодчий Джакомо Кваренги (1744-1817), наиболее полно как мастер проявивший себя именно в России. Он проектировал и руководил строительством дворцов, театров, гостиных дворов, церквей, частных домов. Стиль Кваренги характеризуется как строгий классицизм, которая выражается в предельной простоте и четкости форм, статичности, обязательной симметрии, строгом чередовании одинаковых декоративных мотивов.
Впервые в России было построено специальное здание для большого учебного заведения. Кроме того, здание Академии художеств стало первой в Петербурге постройкой в стиле зарождавшегося классицизма.
С момента возникновения эта школа целиком и полностью была ориентирована на европейскую модель обучения. Прототипов хватало: знаменитые академии искусств уже довольно давно существовали в Париже, Риме, Болонье, Флоренции. Именно исторический жанр считался здесь главным, вершинным в иерархии. Чтобы заслужить право на создание такого рода произведений, следовало пройти долгий путь. Уже в пять-шесть лет детей принимали в Воспитательное училище при академии, где им прививались навыки рисования орнаментов и копирования по образцам. Пройдя два низших разряда обучения, воспитанники становились студентами и начинали приобретать специализацию по классам. Максимальная продолжительность учебного курса составляла около пятнадцати лет.
Профессора и служащие Академии художеств. 1870-е
Воспитанники Академии художеств. 1864-67