СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агротерапия - коррекционная развивающая технология в работе с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Агротерапия – это получение детьми трудовых навыков связанных с выращиванием растений. Агротерапия - реабилитационный процесс, направленный на приобретение или восстановление, компенсацию, коррекцию и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков и способностей посредством активного или пассивного взаимодействия с растениями и окружающей средой и способствующий успешной социализации и интеграции индивида в общество.

Просмотр содержимого документа
«Агротерапия - коррекционная развивающая технология в работе с детьми с ОВЗ»

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Одной из задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ пробуждать у детей интерес у детей через возможные виды деятельности.

Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активирования его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.

Для этого существуют различные методы работы с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, танцетерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Кроме перечисленных инновационных технологий, существует инновационная технология – агротерапия.

Агротерапия – это получение детьми трудовых навыков связанных с выращиванием растений. Агротерапия - реабилитационный процесс, направленный на приобретение или восстановление, компенсацию, коррекцию и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков и способностей посредством активного или пассивного взаимодействия с растениями и окружающей средой и способствующий успешной социализации и интеграции индивида в общество.

Задачи использования инновационной технологии:

  • Оказать психологическую поддержку, через взаимодействие с растениями.

  • Актуализировать когнитивные функции, творческий потенциал, коммуникативные навыки.

  • Способствовать адаптации в социуме.

  • Повышать уровень экологической культуры.

  • Совершенствовать трудовые навыки.

Агротерапия выполняет следующие функции:

Реабилитационная функция

Контакты с растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной реабилитации. В общении с природой дети получают коммуникативный опыт, который порой, они не могут получить другим путем.

Эстетическая функция

Общение с природой способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей

Функция самореализации.

Позволяет удовлетворить потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.

Психофизиологическая функция.

Взаимодействие личности с растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

Эффект агротерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.

В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.

Развитие речи и формирование математических способностей ребенка

Несомненно, никуда не деться от математики: посчитать количество семечек и горшков, высчитать нужный объем воды для полива, терпеливо выждать количество дней нужное до прорастания или цветения. Помочь в развитии этих навыков могут простейшие дневники наблюдений, а также отдельные упражнения.

Несложно представить и влияние агротерапии на развитие речи и обогащение словарного запаса малыша: названия растений и садовых инструментов, формулирование полных предложений для пояснений своих действий и получения ответов на вопросы, появление реальной необходимости в развитии навыков чтения.

В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества.

В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.

В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков

Высаживание семечек, работа с землей, удаление засохших листиков, полив и сбор урожая являются прекрасными упражнениями для развития как мелких мышц рук, так и улучшения координации всего тела. Главное подобрать малышу подходящие по весу и размеру инструменты для садоводства.

Взаимодействие с растениями, землей, водой и различными емкостями тренирует координацию ребенка, развивает его мелкую моторику, а также способствует развитию всех органов чувств, что является особенно важным для маленьких детей

Пребывание на свежем воздухе при уходе за цветником улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры).

Формирование моральных ориентиров и полезных привычек

Экологическое воспитание и формирование бережного отношения к природе

Наблюдая за растениями и их развитием ребенок по-настоящему понимает, что такое живая природа и как хрупка жизнь каждого листика. Приобретая навыки труда , он лучше понимает принципы бережного отношения к природе, начинает ценить мир, в котором живёт

"Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам» Именно агротерапия поможет детям сделать это открытие.





Список литературы:


1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с.49 - 53;

2.Варпаховская О. "Зеленая дверца": первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. - 2005. -№ 1. - с.30 - 35.

3.Грунина С.О., Киселева Т.В. Экотерапия как средство коррекции страхов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2011. – 64 с. – (Высшее образование).
4. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие-М.:ТЦСфера,2005.-25с. 
5. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. - М.:Речь,2002.-238с. 
6. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников, М.,Мозайка-Синтез,2010.-25с. 
7. Султонова С.Я., Степанченко О.В. Методика агротерапии в комплексной реабилитации

8. Детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные технологии реабилитации в педиатрии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!