С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует о том, что любой человек, имеющий дефект развития может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Одной из задач специалистов, работающих с детьми с ОВЗ пробуждать у детей интерес у детей через возможные виды деятельности.
Основной целью воспитания и обучения детей с ОВЗ является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активирования его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Для этого существуют различные методы работы с детьми с ОВЗ: фитотерапия, ароматерапия, танцетерапия, хромотерапия или цветотерапия, рефлексотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Кроме перечисленных инновационных технологий, существует инновационная технология – агротерапия.
Агротерапия – это получение детьми трудовых навыков связанных с выращиванием растений. Агротерапия - реабилитационный процесс, направленный на приобретение или восстановление, компенсацию, коррекцию и развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья социальных, интеллектуальных, эмоциональных и физических навыков и способностей посредством активного или пассивного взаимодействия с растениями и окружающей средой и способствующий успешной социализации и интеграции индивида в общество.
Задачи использования инновационной технологии:
Оказать психологическую поддержку, через взаимодействие с растениями.
Актуализировать когнитивные функции, творческий потенциал, коммуникативные навыки.
Способствовать адаптации в социуме.
Повышать уровень экологической культуры.
Совершенствовать трудовые навыки.
Агротерапия выполняет следующие функции:
Реабилитационная функция
Контакты с растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной реабилитации. В общении с природой дети получают коммуникативный опыт, который порой, они не могут получить другим путем.
Эстетическая функция
Общение с природой способствует эстетическому развитию личности, предоставляет широкий набор условий и возможностей для удовлетворения ее эстетических потребностей
Функция самореализации.
Позволяет удовлетворить потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других.
Психофизиологическая функция.
Взаимодействие личности с растениями может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
Эффект агротерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.
В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.
Развитие речи и формирование математических способностей ребенка
Несомненно, никуда не деться от математики: посчитать количество семечек и горшков, высчитать нужный объем воды для полива, терпеливо выждать количество дней нужное до прорастания или цветения. Помочь в развитии этих навыков могут простейшие дневники наблюдений, а также отдельные упражнения.
Несложно представить и влияние агротерапии на развитие речи и обогащение словарного запаса малыша: названия растений и садовых инструментов, формулирование полных предложений для пояснений своих действий и получения ответов на вопросы, появление реальной необходимости в развитии навыков чтения.
В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества.
В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.
В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков
Высаживание семечек, работа с землей, удаление засохших листиков, полив и сбор урожая являются прекрасными упражнениями для развития как мелких мышц рук, так и улучшения координации всего тела. Главное подобрать малышу подходящие по весу и размеру инструменты для садоводства.
Взаимодействие с растениями, землей, водой и различными емкостями тренирует координацию ребенка, развивает его мелкую моторику, а также способствует развитию всех органов чувств, что является особенно важным для маленьких детей
Пребывание на свежем воздухе при уходе за цветником улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры).
Формирование моральных ориентиров и полезных привычек
Экологическое воспитание и формирование бережного отношения к природе
Наблюдая за растениями и их развитием ребенок по-настоящему понимает, что такое живая природа и как хрупка жизнь каждого листика. Приобретая навыки труда , он лучше понимает принципы бережного отношения к природе, начинает ценить мир, в котором живёт
"Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам» Именно агротерапия поможет детям сделать это открытие.
Список литературы:
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с.49 - 53;
2.Варпаховская О. "Зеленая дверца": первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. - 2005. -№ 1. - с.30 - 35.
3.Грунина С.О., Киселева Т.В. Экотерапия как средство коррекции страхов детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебно-методическое пособие. – М.: ФОРУМ, 2011. – 64 с. – (Высшее образование).
4. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие-М.:ТЦСфера,2005.-25с.
5. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург. - М.:Речь,2002.-238с.
6. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников, М.,Мозайка-Синтез,2010.-25с.
7. Султонова С.Я., Степанченко О.В. Методика агротерапии в комплексной реабилитации
8. Детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные технологии реабилитации в педиатрии.