Этапы урока | Содержание этапов урока | Деятельность обучающихся |
Организационный | Подготовить учащихся к работе на уроке: демонстрация темы и целей урока записанных на доске; доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе | На столах учебники, рабочие тетради, письменные принадлежности. |
1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. | Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством поэта Х.Б. Андрухаева. Поговорим о подвиге молодого поэта совершённом в самом начале Великой Отечественной войны. Постараемся создать образ «малой родины» воспетый поэтом в своём стихотворении «Кавказ». | Рассматривают стенд к «65- летию Великой Победы посвящается» Дети записывают в тетрадях тему урока |
2. Этап усвоения новых знаний: | Слово учителя. Его имя знакомо каждому жителю Адыгеи. Хусен Андрухаев родился 2 Марта 1920 года в ауле Хакуринохабль, ныне аул Шовгеновский - райцентр Республики Адыгея, в семье крестьянина. Окончил начальную среднюю школу и Адыгейское педагогическое училище в 1939 году. С июня того же года - сотрудник областной газеты "Социалистическая Адыгея". Поэт. Журналист. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Сталинградское военно - политическое училище в 1941 году и направлен на фронт. | Записывают в тетрадях, Слушают рассказ учителя |
Детство Хусена прошло в ауле Хакуринохабль. Мальчик рос любознательным, общительным. С весны и до осени Хусен с ватагой своих сверстников проводил время на берегу бурной горной реки Лабы и в прибрежных рощах. А по вечерам больше всего любил он слушать сказки. Кутас Андрухаева - мать Хусена - знала множество народных сказок, и маленький Хусен удивительно быстро запоминал их. | |
| Часто он говорил: "Мама, эту я знаю. Расскажи другую".С детских лет мальчик приобщался к труду, помогал отцу по хозяйству. В 1930 году Бореж Андрухаев одним из первых вступил в сельскохозяйственную артель. В колхозе нашлось дело и для маленького Хусена. В страдную пору сева и уборки урожая он с увлечением работал на колхозных полях и осенью, когда начинались занятия в школе, с гордостью говорил товарищам, что имеет свои трудодни. | |
Среди ребят он был заводилой, придумывал ночные разведки, вылазки в тыл "врага" и самые различные "боевые операции". На выдумки Хусен был неиссякаем, поражая своих товарищей смекалкой, сообразительностью и находчивостью. Будучи любознательным мальчиком Хусен с упоением читал произведения АС Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.Г.Чернышевского, Т.Г. Шевченко, Л.Н. Толстого, М. А. Шолохова и др. перенимая у них лучшие творческие традиции. | |
Ещё в школе Хусен начал пробовать свои силы в поэзии и уже в 14 лет опубликовал своё первое стихотворение. В 1930 году Х. Андрухаев поступил в адыгейское педагогическое училище (ныне колледж). Создал в нём литературный кружок. После окончания педучилища стал работать журналистом в областной газете «Социалистическая Адыгея». | |
Из под пера молодого поэта и журналиста выходят рассказы, очерки, корреспонденции, статьи о людях труда, расцвете культуры родного края. Он переводил на свой родной язык произведения русских классиков. Росло и совершенствовалось мастерство Хусена как поэта. В его стихах чувствовалось биение большого сердца. Они светились душевной чистотой, искренностью, любовью к народу, полны сознания гражданского долга | |
| Вступив в ряды Красной Армии и пройдя курс молодого красноармейца, Андрухаев сдал экзамены в Сталинградское военно-политическое училище. Окончив полный курс и получив офицерское звание, он был назначен на должность младшего политрука роты 733-го стрелкового полка 136-й стрелковой | |
Грянула Великая Отечественная война. В первом же бою Хусен Андрухаев уничтожил из снайперской винтовки более двух десятков вражеских солдат и офицеров. В ходе боя гитлеровцы предпринимали яростные атаки. И каждый раз откатывались с большими, потерями. Андрухаев проявлял изумительную выдержку. | |
будни войны, когда вокруг взрывы, стрельба, огонь. Но даже в непродолжительные минуты затишья поэт старался писать стихи. Он писал о войне, о друзьях – однополчанах, об их мужестве, отваге, стойкости. Учитель предлагает прочитать отрывки из стихотворений, написанных поэтом в годы войны. | Дети читают отрывки из стихотворений |
Х. Б. Андрухаев проявил исключительное мужество 8 Ноября 1941 года в бою у села Дьяково ( Антрацитовский район Ворошиловградской области ). Заменив выбывшего из строя командира роты и прикрывая вынужденный отход подразделения, он в критический момент боя двумя противотанковыми гранатами подорвал себя и окруживших его фашистов. 27 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина | |
| Похоронен в братской могиле в селе Дьяково. Его имя носят улицы в городе Майкоп и селе Дьяково, Адыгейское педагогическое училище. На родине Героя , в ауле Шовгеновском и в селе Дьяково где погиб поэт, установлены памятники, открыты музеи. За сборник стихов "Считайте меня живым" ему посмертно присуждена премия имени Н. Островского Краснодарского крайкома ВЛКСМ. | |
Анализ стихотворения | Молодой поэт очень любил свою малую Родину за её красоту, за тайны великих гор, за говор бурлящих рек с их чистой холодной водой, за луга с их ароматом весенних трав и цветов. Знакомит со стихотворением Х. Б Андрухаева «Кавказ» (Выразительное чтение учителем) Анализ стихотворения: Какую характеристику даёт автор в своём стихотворении Кавказу? | Анализируют, отвечают на вопросы, делают выводы Ответы детей Чувство гордости за красоту родного края, величия гор, Ответы детей Ученики приводят примеры, делают записи в тетрадях комментируют: Метафоры: «гортанную песню свободы», «олени в ветвистых коронах, рогами качнув синеву». Сравнения: «как в бурки укутавшись в тучи», Олицетворения: Кавказские горные кручи В долину глядят с высока. И смотрят с улыбкой нестрогой На Терек, Рион и Куру, Что, прыгая с горных острогов, Затеяли с ветром игру… |
Какие мысли и чувства испытали вы, прочитав это стихотворение? Если бы вы не знали название стихотворения, смогли бы вы догадаться, что перед вами картина Кавказа? Почему? Какие изобразительные приёмы использовал автор? |
Можно ли услышать Кавказ? Можете ли вы увидеть Кавказ в своём воображении? Смогли бы вы его нарисовать? Какие краски вам понадобятся? Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Чтение стихотворения учениками |
| | …………………………….. Поёт молодая река. Звуки над рекой, шум потока воды, з венящую тишину горных вершин Ответы детей Радостное, приподнятое, огромное желание посетить заповедные места, окунуться в облаках, хлебнуть глоток воды из горного ручья. |
| Физкультминутка – ритмика «Элементы адыгейского танца» | |
Мониторинг урока | . Слайд – шоу «Кавказ» в сопровождении адыгейской народной музыки. Подведение итогов. | |
| Домашнее задание: Стихотворение Х.Б Андрухаева «Кавказ» выучить наизусть | Записывают задание в дневник |