СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обучающихся с  использованием адаптированной тестовой методики Т. А. Фотековой. Используемая  методика предназначена для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости.

По результатам мониторинга строится речевой профиль, который позволяет отследить сформированность всех компонентов речевой системы ученика, и использовать полученную информацию для разработки индивидуальной коррекционной программы.

Для  отслеживания результатов проведённой коррекционной логопедической работы с детьми со сниженным интеллектом  логопедом в конце учебного года  проводится мониторинг деятельности обучающихся с  использованием адаптированной тестовой методики Т. А. Фотековой. Используемая  методика предназначена для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости.

По результатам мониторинга строится речевой профиль, который позволяет отследить сформированность всех компонентов речевой системы ученика, и использовать полученную информацию для разработки индивидуальной коррекционной программы.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости»

7



Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости



I.1. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ сентябрь/май 2011 -2012 уч. год



Ф. И.


I.Фонематическое восприятие

II.Артикуляционная моторика

Ба - па - ба па - ба – па Да-та-да

Са -ша- са ша -са- ша

Ша-жа-ша

Жа-ша-жа




Ца -са -ца

Са –ца -са

Ра –ла -ра

Ла –ра -ла

Всего

баллов


5

Губы в улыбке

Язык «лопаткой»

Язык «иго-лочкой»

«Маятник»

«Улыбка – трубочка»

Всего

баллов


5






























































































Оценка:

1балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.


1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла– замедленное и напряженное выполнение;

0,25балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.








I.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ



Ф. И.


III.Звукопроизношение

IV. Звуко-слоговая структура слова

Собака – маска – нос, замок – коза,

зима –цапля – овца – палец



Шуба – мышка – камыш, жук – ножи, ,щука – вещи –лещ,, чайка – очки – ночь

Рыба –гора - топор, река – Марина- дверь

Лапа – молоко – пол, лето-колесо-соль

К-г-х, Й, дефекты озвончения.

Всего

баллов


15

Дрозд, флаг, хвост, кнут

Танкист, клумба, гнездо

Космонавт термометр

Сковорода, аквариум табуретка

Велосипе-дист, кораб-лекрушение

Всего

баллов


5































































































Оценка:


3 балла– правильное произношение звука в любых

речевых ситуациях;

1,5 балла – недостаточно автоматизированы;

1 балл – искажается или заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте;

0 баллов – искажаются или заменяются все или несколько звуков группы.



1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;

0 баллов – невоспроизведение пробы












II.1. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ




Ф. И.


1. Образование существительных множественного числа в именительном падеже

Инструкция: один – дом, а если их много, то это дома.

2. Образование существительных множественного числа в родительном падеже


стол


стул



окно


звезда


ухо

Всего

баллов

5

столы



стулья



окна


звезды


уши

Всего

баллов

5




























































































Оценка:


1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение











II.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ





Ф. И.


3. Употребление падежных конструкций

Работа с сюжетной картинкой «Ферма»

4. Согласование существительных с прилагательными в именительном падеже

Инструкция. Назвать изображенный предмет и его цвет.

Кого видит

Дима? (В. п.)


Кому Дима даёт корм?

( Д. п.)

О ком Дима заботится?

(П. п.)

За кем Дима ухаживает?

(Т. п.)


У кого

есть рога, копы-

та, клюв, крылья?

(Р. п.)

Всего

баллов

5

Жёлтое платье

Зелёные сапоги

Белый платок

Синяя сумка

Красное ведро

Всего

баллов

5




























































































Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение



Домашние животные, домашние птицы и их детёныши, изображённые на сюжетной картинке «Ферма»: корова – телёнок, лошадь - жеребёнок, собака – щенок, кошка – котёнок, свинья – поросёнок, кролики – крольчата, индюк – индюшата, курица – цыплята, гусыня – гусята, утка – утята.










II.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ




Ф. И.


5. Согласование существительных с числительными

  • Инструкция. Посчитать предметы от 1 до 5


6.Употребление предлогов

Игра «Прятки»

Где находится ручка?

Откуда я достаю ручку?


дом


ручка


стул


платье


окно

Всего

баллов

5

над книгой

на столе

под книгой

из – под стола

из – за книги

Всего

баллов

5




























































































Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение
















III.1. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ





Ф. И.


  1. Детёныши диких животных

Работа с предметными картинками

Инструкция:у лисы – лисята, а у…

2.Называние частей предмета

Работа с предметными картинками



лиса


зайчиха


волчица


медведица


лосиха

Всего

баллов

5


Стул


Чайник


Шкаф


Человек


Окно

Всего

баллов

5




























































































Оценка:


1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено неверно;

0 баллов – невыполнение












III.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ






Ф. И.



3. Уровень обобщений

4.Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы.

Птицы

Транс-

порт

Деревья

Насеко-мые

Посуда

Всего

баллов

5


окно


стул


дерево


дверь


платок


Всего

баллов

5





























































































Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено неверно;

0 баллов – невыполнение

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение.













III.3. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ





Ф. И.



5. Подбор антонимов


Инструкция. - Скажи наоборот:

6. Образование прилагательных от существительных

Инструкция.- Если ручка сделана из пластмассы, то она – пластмассовая.


высокий


широкий


толстый


добрый


весёлый

Всего

баллов

5

компот из яблок

стул из дерева

сумка из кожи

дом из кирпича

стакан из стекла

Всего

баллов

5




























































































Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – выполнено с большим количеством неверных ответов;

0 баллов – невыполнение














IV. ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ




Ф.И.

Покажи:

Нарисуй:

Что верно?

Кто меньше ростом?

Кто

драчун?

Кто

впереди?

Что Вова сделал вначале?



Всего

баллов


10

ключ, каран-даш

каран-дашом – ключ

каран-даш – ключом

круг под крес-том

крест

под

кругом

(над)

Весна-перед летом, лето - перед весной

Ваня выше Пети

Рому

ударил Саша

Нина догоняет Диму

Вова вымыл руки после того, как пообедал





















































































Оценка:

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0 баллов – неверный ответ












V. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

(для 1-3классов)

Ф. И.

Сколько слов в предложении?

Сколько слогов в слове?

Определи место звука в слове

Сколько звуков в слове?

Всего

баллов


10

Мальчик рисует ракету.

Летом ярко светит солнце.

Кот

Карандаш

Первый звук в слове крыша

Третий звук в слове рука, школа

Послед-ний в слове стакан

Дом

Сумка

Карман









































































Оценка:





1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – правильно со второй попытки;

0,25 балла – правильно с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.














РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

сентябрь/май 2011 – 2012 уч.год


Ф. И.

I. Исследование сенсомоторного уровня речи

II. Исследование грамматического строя речи

III. Исследование словаря и навыков слово-образования

IV. Исследова-ние понимания логико-грамма-тических отношений

V. Исследование навыков язы-кового анализа и синтеза


Успешность

Обучающихся


Всего:


Бб

%

ББ

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%




























































































Всего:















Результаты обследования устной речи обучающихся

сентябрь/май 2011-2012 уч. года



Ф.И.


Фонемати-ческое восприятие

1

Артикуляционная моторика

2

Звукопроиз-ношение


3

Слоговая структура слова

4

Граммати-ческий строй речи

5

Словарь



6

Пониманиелогико-грам- матических

отношений

7

Успешность

обучающихся

Всего:

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

Бб

%

















































































































































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!