МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ Денисова А.В. «___» ______________ 2024 г. | «Утверждаю» Директор школы ____________Осипова Л.Г. «___» ___________2024 г. |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Окружающий мир»
(наименование учебного предмета)
для учащегося с задержкой психического развития (Вариант 7.2)
----------------------------3 класс
составлена на основе авторской программы А.А. Плешаков
«Окружающий мир,
к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс,
в 2 ч.. М.: «Просвещение», 2020г.
18 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
учитель начальных классов Оленникова Наталья Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2024г
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа адресована учащемуся 3 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»----------------------. К индивидуальному обучению ------------------- допускается по медицинским показаниям, заявлению родителей во 2 полугодии 2023 – 2024 учебного года.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» 3 класс Плешаков А.А., М.: «Просвещение», 2020г.
Учитывая индивидуальные возможности обучающегося, основной целью данной программы является: создание условий для формирования у обучающегося разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, освоение доступных для понимания терминов и понятий.
Задачи:
развивать способности ориентироваться в окружающем мире, личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры;
способствовать социализации обучающегося, принятие им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде;
уточнить имеющиеся представления об окружающем мире, расширить и обогатить их;
обучать умению наблюдать природные явления, сравнивать, составлять описания различными доступными для обучающегося методами;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить бережному отношению к природе.
Коррекционно-развивающие задачи данного курса:
Расширение и обогащение словарного запаса, через развитие представлений о себе и круге близких людей, окружающем мире; процессов обобщения, систематизации, логического мышления, основываясь на анализе явлений природы и опосредуя их речью. Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий.
Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, графических умений и навыков.
Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, умозаключения.
Развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро - и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.).
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе выделяется 1 час в неделю, 18 часов во втором полугодии. В первом полугодии изучение окружающего мира составляет в рамках инклюзивного обучения 32 часа. Программа будет реализована в условиях индивидуальной системы обучения.
Формы и методы организации учебного процесса:
Программа будет реализована в условиях индивидуальной системы обучения на дому.
Для формирования знаний, умений и навыков по предмету используются различные методы: объяснение, рассказ, беседа, показ, моделирование реальных ситуаций, предметно - практическая деятельность, сюжетно - ролевые игры, экскурсии.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Планируемые результаты освоения программы
К концу 3 класса обучающийся должен знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающийся должен уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Содержание учебного материала
Раздел программы Количест-во часов | Элементы содержания | Виды деятельности |
Наша безопас-ность- 6 ч | Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).. | Моделировать ситуации, при которых надо вызывать спецслужбы. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Знать об опасностях, которые окружают детей в природе Знать правила защиты организма от вредных веществ |
Чему учит экономика –6ч | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных.. | Иметь некоторые представления о понятии «Экономика» Знать понятие «Растениеводство» Иметь первоначальное представление о животноводстве |
| Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Рол денег в экономике. Виды денежных знаков. Источники доходов. Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи. | Иметь представление о понятии «Бюджет», «Доходы», «Расходы»,Иметь представление о понятии «Бюджет», «Доходы», «Расходы», |
Путешествия по городам и странам- 4ч | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности. | Знать названия, место расположения городов, образующих Золотое кольцо России. Участвовать в практической работе с картой: находить города Золотого кольца России. |
| Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д. | Уметь найти на карте , назвать страны, располагающиеся на севере Европы. |
Проверочные работы – 2ч | | |
Для реализации программного содержания используются
Следующие учебные пособия
1. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях. / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2020.
2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. К учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2020
Тематическое планирование:
Итого: 18 часов
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Наша безопасность (7 ч) | |
1 | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. | 1 | |
2 | Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице | 1 | |
3 | Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. | 1 | |
4 | Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса | 1 | |
5 | Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. | 1 | |
6 | Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. | 1 | |
7 | Проверочная работа | 1 | |
Чему учит экономика (6ч) | |
8 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. | 1 | |
9 | Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. | 1 | |
10 | Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. | 1 | |
11 | Что такое деньги. Государственный бюджет | 1 | |
12 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. | 1 | |
13 | Экономика и экология. | 1 | |
Путешествие по городам и странам (5 ч) | |
14-15 | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. | 2 | |
16 | Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. | 1 | |
17 | Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. | 1 | |
18 | Проверочная работа по итогам года. | 1 | |
| Итого | 18 ч. | |
.