СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 9 класса с УО кол-во часов в неделю – 2 часа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по русскому языку для 9 класса / 2023 - 2-24 учебный год 

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень» для обучающихся 9 класса с УО кол-во часов в неделю – 2 часа»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке‌‌

Администрация муниципального образования " Кардымовский район " Смоленской области‌

МБОУ "Кардымовская СШ"






СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

________________________

Мишкова Е.А.

Приказ № 1 от «28» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Аношенкова С. С.

Приказ № 043 от «29» августа 2023 г.




Адаптированная


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»

для обучающихся 9 класса с УО

кол-во часов в неделю – 2 часа










Учитель русского языка: __________ / Кудрина Марина Михайловна /







Кардымово 2023 – 2024






I. Пояснительная записка

Индивидуальная образовательная программа по русскому языку в 9 классе, в котором обучается

учащийся с УО, составлена на основании следующих нормативно-правовых и учебно -методических документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ « Кардымовская СШ » пгт. Кардымово, утвержденной приказом № 129 от 28.08.2023 г.

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2013

  • Учебника Якубовская Э.В. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2018.

Цели и задачи курса

Изучение русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Общая характеристика предмета

Язык – речевая практика и речевое творчество.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.


Содержание курса русского (родного) языка в 9 классе обусловлено общей нацеленностью

образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что

возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная

компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую

ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать

адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного

речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного

языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и

предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой

принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над

содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при

выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает

формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии

с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.

Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого

слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные

и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и

замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке;

освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и

грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной

грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.


В рабочей программе реализован коммуникативно- деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой,

лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

В процессе изучения грамматики и правописания у учащихся с УО развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса.

Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого ученика

к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе

упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного

предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. В 9 классе продолжается работа над деловым письмом (оформление деловых бумаг). В то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.

В соответствии с данной программой сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям учащегося с УО

Учащийся должен знать:

  • Части речи.

  • Наиболее распространенные правила написания слов.

Учащийся должен уметь:

  • Писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения.

  • Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

  • Различать части речи.

  • Писать изложение и сочинение.

  • Строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение.

  • Оформлять деловые бумаги.

  • Пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Связно высказываться устно и письменно.

  • Применять простые распространенные предложения с однородными членами в устной и письменной речи.

  • Оформлять деловые бумаги.


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение часов по разделам курса. Последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер. В программу внесены изменения, количество часов в разделах программы изменено в связи со спецификой учащегося с УО, реальным объемом знаний учащегося с УО и уровнем его обученности. Резервные уроки отведены на выполнение контрольных работ.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений

Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного

общего образования в 9 классе в объёме — 68 ч. / 2 часа в неделю

Изменения, внесенные в программу

В данную программу внесены изменения в связи с тем, что в 9 классе обучается учащийся с УО церебрально-органического генеза, для которого рекомендовано обучение по индивидуальным образовательным программам. При работе следует уделять внимание развитию фонематического восприятия и связной речи; орфографических, грамматико- аналитических навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнение пробелов в их знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словаря, усвоению приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения курса русского языка.

В разделе Планируемые результаты курсивом указаны требования к результатам освоения

программы для учащегося с УО.

Характеристика учащегося с УО

Данная индивидуальная образовательная программа учебного предмета русский язык предназначена для учащегося с УО церебрально-органического генеза. Программный материал усваивает в силу своих психо - физиологических особенностей. Отмечаются нарушения внимания, внимание неустойчивое, низкий уровень концентрации, распределения, отвлекается на внешние раздражители, часто делает ошибки из-за невнимательности. При объяснении материала приходится повторять несколько раз, требуется наглядность. Работоспособность низкая. Замедленный темп узнавания и понимания учебного материала. Быстро устает, не способна работать в одном темпе в течение урока, необходима смена деятельности. Объем заданий, выполняемых за урок, низкий.

Скорость восприятия слабая. Память наглядно-образная, кратковременная. Полностью материал

запомнить не может, прочности в запоминании нет. Правила не запоминает. Лучше запоминает

словесный материал, подкреплённый письменно или иллюстративно. Если учебный материал

вызвал положительные эмоции, легче запоминает. Справляется с заданиями, которые выполняются

по алгоритму.

Особые сложности возникают при понимании смысла отдельных фраз, целых текстов. В работе с текстом не может выделить ключевые слова, главную мысль, поэтому затрудняется писать изложения. Испытывает затруднения при аудиальном восприятии учебного материала, поэтому

допускает ошибки в диктантах, не ставит знаки препинания внутри и в конце предложения.

Недостаточная орфографическая зоркость.

Нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла текста, явления или факта. С трудом воспроизводит понятийный аппарат.

Отмечаются нарушения речевой деятельности, допускает фонетические, лексические, грамматические ошибки и в устной, и в письменной речи, искажает словесный материал. Словарный

запас беден. На заданные вопросы не всегда может ответить.

Недостаточно сформирован самоконтроль. Может найти и исправить ошибки, если указать на их наличие.


Цель работы с учащимся с УО на 2023 -2024 учебный год: коррекция отклонений в развитии

познавательной деятельности

Задачи работы с учащимся с УО на 2023 - 2024 учебный год:

- формирование и развитие орфографических, грамматико-аналитических навыков учащихся с

трудностями в освоении программы,

- восполнение пробелов в их знаниях,

- изучения трудных тем,

- обогащение и расширение словаря.

Исходя из выявленных образовательных потребностей учащегося с УО, определены следующие направления коррекционной работы:

- включать в урок специальные упражнения по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения;

- развивать орфографическую зоркость;

- использовать адаптированные КИМы, наглядный материал, схемы, карточки-инструкции с

направляющим планом действий; четко сформулированные задания;

- расширять словарный запас, учить правильно строить фразы, предложения;

- учить создавать и презентовать минипроекты;

- при объяснении нового материала приводить яркие запоминающиеся примеры, показывать

практическую значимость изучаемого материла, его связь с жизнью, включать в урок материалы

сегодняшней жизни; задания — с условиями, приближенными к действительности; чаще обращаться с вопросами, выяснять степень понимания учебного материала;

- в процессе контроля за усвоением материала разрешать пользоваться планом, наглядными

пособиями, давать задания на карточках, помогать при ответе наводящими вопросами, разрешить

дольше готовиться;

- при организации домашнего задания подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок, допущенных в ходе урока, подробный инструктаж о возможных затруднениях;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки;

- привлекать в качестве помощника при подготовке к уроку;

- создавать ситуацию успеха.


Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление школьных трудностей учащегося с УО. При планировании и проведении занятий с учащимся с УО особое внимание уделяется предметно-практической деятельности. Содержание занятий максимально направлено на развитие ученика. На занятиях используются различные виды практической деятельности: действия с реальными предметами, использованием наглядно-графических схем и т. п. Создается возможность для подготовки учащегося к выполнению различного типа задач:

формирования пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

При работе с каждым типом упражнений, заданий целью является: добиться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переход к другому типу заданий.

При проведении занятий исключается ситуация неудач. Реакция на ошибки проявляется в форме помощи.

Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.

Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.


Работа с учащимся с УО опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения:

1. Принцип - динамичность восприятия. Реализация на уроке этого принципа:

задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному); включение заданий, предполагающих использование различных доминантных анализаторов:

слухового, зрительного и кинестетического анализаторов через использование наглядности, опорных таблиц и схем, использование раздаточного материала (касса букв, касса цифр, мелкие картинки для запоминания лексики, магнитные буквы и цифры для индивидуальной или парной работы у доски), изготовление приглашений, поздравлений с краткими надписями на иностранном языке.

2. Принцип продуктивной обработки информации. Реализация этого принципа на уроке:

задания, предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую догадку, дозированная поэтапная помощь; перенос показанного способа обработки информации на своё

индивидуальное задание (работа по аналогии, по образцу).

З. Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация на уроке:

включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения.

4. Принцип мотивации к учению. Реализация на уроке: четко сформулированные задания, уверенность в возможности использования подсказки, опоры по алгоритму;

включение в урок материалов сегодняшней жизни; задания — с условиями, приближенными к

действительности; использование межпредметной связи.


Для реализации данной программы предполагаются формы работы:

  • анализ текста;

  • составление и заполнение таблицы;

  • конструирование предложений;

  • составление простейших схем и алгоритмов, работа со схемами;

  • работа со словарем;

  • работа в паре;

  • создание минипроектов и их презентация;

  • разгадывание ребусов, сканвордов

формы контроля знаний:

  • диктант / диктант с грамматическим заданием;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • творческое и осложненное списывание;

  • контрольные работы,

  • тестирования.

технологии:

  • технология дифференцированного обучения;

  • технология индивидуализированного обучения


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку :

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому

(родному) языку:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность

использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе

речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах,

обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в

различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного

общения.

Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому

(родному) языку:

Ученик научится:

• понимать определения основных изученных в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

• производить морфологический разбор частей речи, изученных в IX классе, синтаксический

разбор предложений, а также сложных предложений с изученными союзами;

• распознавать наречия;

• различать предлог, союз, частицу;

• соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

• находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова

с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;

• писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;

• совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста

Ученик получит возможность:

• иметь представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

• понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

• усвоить основы научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязи его уровней и единиц;

• освоить базовые основы лингвистики;

• овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

• опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка;

• проводить различные виды анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

• понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

• осознавать эстетические функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Жизненная компетенция:

  • писать сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся);

  • умение работать по алгоритму;

  • находить нужную информацию в учебном материале;

  • заполнять личные документы

II. Содержание индивидуальной образовательной программы для учащегося 9 класса с УО

Содержание обучения представлено в программе разделами:

I. Повторение. Предложение. Текст (5ч)

Простое предложение. Виды предложений по интонации. Главные и второстепенные члены предложения. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах с союзом И и без союза. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложное предложение без союза, с союзами и союзными словами. Исправления в тексте. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Составление любого типа текста. Образные слова и выражения.

II. Фонетика. Звуки и буквы (4ч)

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

III. Состав слова. Текст (8ч)

Способы образования слов. Подбор однокоренных слов. Правописание в корне и приставке. Сложные слова. Сложносокращенные слова. Составление текстов. Повторение способов проверки орфограмм.

IV. Части речи. Текст (38ч)

Развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.

Имя существительное (7ч)

Значение имени существительного в речи. Грамматические признаки имени существительного. Склонение имени существительного. Ударные и безударные окончания. Существительные с шипящей на конце.

Имя прилагательное (7ч)

Роль прилагательного в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Безударные окончания прилагательных. Правописание прилагательных на –ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ.

Местоимение (5ч)

Личное местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Склонение. Личные местоимения с предлогами. Правописание местоимений 3 лица. Заметка-сочинение.

Глагол (8ч)

Различение глаголов по значению. Грамматические признаки глаголов. Род и число глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов неопределенной формы на –СЯ. Правописание частицы НЕ с глаголами. Изменение глагола по лицам и числам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Правописание безударных окончаний. Повелительная форма глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Мягкий знак в глаголах.

Наречие (9ч)

Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с А и О на конце. Наречия в памятках по трудовому обучению. Описание картины В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом».

Числительное (5ч)

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20 и 30, от 50 до 80, от 500 до 900, правописание числительных 90, 200, 300, 400. Числа в деловых бумагах.

V. Предложение. Текст (5ч)

Совершенствовать знания учащихся о предложении. Развивать умение правильно строить

предложения.

VI. Повторение изученного в 9 классе (5ч)

Обобщить знания, усвоенные в процессе изучения отдельных тем. Развивать умение применять знания при решении практических задач.

Система оценки планируемых результатов

Диагностика знаний учащихся (стартовая, текущая, тематическая и итоговая) проводится в форме комплексных контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием.

При оценивании результата диагностики используется метод сложения:

- невыполнение заданий базового уровня – оценка «2».

- выполнение заданий только базового уровня – оценка «3»,

- выполнение заданий выше базового уровня – оценки «4» и «5».

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Уставом школы, АООП ООО.

Критерии оценки письменных и устных ответов учащихся

В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, практикум, самопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану, сочинения, изложения.


ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Грамматика, правописание и развитие речи.

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота

ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое

оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ обучающихся

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта,

грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными

видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ –

списывание и диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались.

Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму,

указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку

знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными

учащимся.

Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ V классе – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов,

VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При

проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется. Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

V-IX классы

Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка.

Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует

1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За

одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы (например, «посода»);

  • недописывание слов;

  • пропуск одной части слова при переносе;

  • повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену

согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов

(пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение

структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из

заданий.

«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В V классе для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста

(темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание

основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче

содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за

грамотность и изложение содержания.

Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как средство арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку

ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при

выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владении навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми).

III. Учебно-тематическое планирование


№ п.п

Раздел курса

Темы раздела

Количество часов

всего

Из них на практическую деятельность

1

Повторение. Предложение. Текст


1 ч

2

Фонетика. Звуки и буквы


4 ч


3

Состав слова. Текст

17

8 ч

2 ч

4

. Части речи. Текст


38 ч

9 ч



Имя существительное

7 ч

2 ч



Имя прилагательное

7 ч

2 ч



Местоимение

5 ч

1 ч



Глагол

8 ч

2 ч



Наречие

9 ч

1 ч


41

Имя числительное

5 ч

1 ч

5

Предложение. Текст


5 ч

1 ч

6

Повторение изученного в 9 классе

10

5 ч

1 ч



ИТОГО

68 ч

14 ч


Формы итоговой аттестации в 9 классе:

 контрольный диктант с грамматическим заданием.

В рабочей программе предусмотрено – 4 контрольных диктанта по темам:

 «Повторение. Предложение. Текст»;

 «Состав слова»;

 «Имя прилагательное»;

 «Наречие»;

- 6 работ по развитию речи;

- 4 контрольные работы;

- 1сочинение;

- 1 изложение.

IV. Методическое и материально-техническое обеспечения реализации программы

  1. Библиотечный фонд Якубовская Э.В. Русский язык. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2018.

  2. II.Печатные пособия 1. Таблицы по русскому языку для 9 класса. 2. Портреты выдающихся учёных-лингвистов. 3. Картины по развитию речи. III. Технические средства обучения 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Интерактивная доска. 4. Ноутбук


Тематическое планирование урока русского языка для учащегося __9_В класса с УО Количество часов в год – 68ч, в неделю – 2 ч

№ п\п

Тема урока

Колич ество часов


Повторение. Предложение. Текст

5 ч

1

Повторение. Предложение.

1

2

Однородные члены предложения

1

3

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

4

Сложное предложение.

1

5

Контрольный диктант по теме « Повторение. Предложение. Текст»

1


Фонетика. Звуки и буквы

4 ч

6

Фонетика. Звуки и буквы

1

7

Согласные звуки. Характеристика согласных.

1

8

Гласные звуки. Характеристика гласных.

1

9

Обобщение по теме «Фонетика».

1


Состав слова. Текст

8 ч

10

Состав слова. Корень и однокоренные слова.

1

11

Правописание приставок и суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов.

1

12

Правописание приставок. Образование слов с помощью приставок.

1

13

Правописание приставок и корней.

1

14

Сложные слова. Сложносокращённые слова.

1

15

Обобщение по теме «Состав слова».

1

16

РР. Официально-деловой стиль речи. Составление расписки.

1

17

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1


Части речи. Текст

40 ч


Имя существительное

7 ч

18

Имя существительное. Грамматические признаки.

1

19

РР. Устное словесное рисование.

1

20

Склонение имён существительных.

1

21

Правописание безударных окончаний существительных .

1

22

Склонение имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

1

23

Существительные с шипящей на конце.

1

24

Контрольная работа по теме «Имя существительное».

1


Имя прилагательное

7 ч

25

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.

1

26

Склонение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными.

1

27

РР. Изложение.

1

28

Правописание падежных окончаний прилагательных.

1

29

Правописание прилагательных на –ий, -ья, -ье, -ьи.

1

30

РР. Деловое письмо: объяснительная записка.

1

31

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1


Местоимение

5 ч

32

Личные местоимения. Значение местоимений в речи.

1

33

Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.

1

34

Правописание местоимений с предлогами.

1

35

Правописание местоимений 3-го лица

1

36

Повторение по теме «Личные местоимения».

1


Глагол

8 ч

37

Глагол. Значение глаголов в речи. Грамматические признаки глагола.

1

38

Правописание частицы не с глаголами.

1

39

Неопределённая форма глагола.

1

40

Изменение глагола по лицам и числам.

1

41

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1

42

Повелительная форма глагола.

1

43

РР. Деловое письмо: автобиография, анкета.

1

44

Контрольная работа по теме «Глагол».

1


Наречие

9 ч

45

Наречие. Значение наречий в речи.

1

46

Упражнения в различении наречий среди других частей речи. Конструирование предложений с наречиями.

1

47

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия

1

48

Упражнения в определении значений наречий

1

49

Правописание наречий с гласными а и о на конце.

1

50

Упражнения в правописании наречий.

1

51

РР. Сочинение по картине В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом».

1

52

Повторение по теме «Наречие».

1

53

Контрольный диктант по теме «Наречие».

1


Имя числительное

5 ч

54

Имя числительное. Числительные количественные и порядковые. Простые и составные числительные. Работа над ошибками.

1

55

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1

56

Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900.

1

57

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1

58

Повторение по теме «Имя числительное». Деловое письмо: доверенность.

1


Предложение. Текст

5 ч

59

Простые и сложные предложения. Предложения с союзами и, а, но и без союзов.

1

60

Сложные предложения с союзами что, чтобы.

1

61

Сложные предложения с союзами когда, потому что.

1

62

РР. Деловое письмо: объяснительная записка.

1

63

Контрольная работа по теме «Предложение»

1


Повторение изученного в 9 классе

5 ч

64

Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1

65

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

1

66

РР. Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение.

1

67

Итоговый контрольный диктант.

1

68

Анализ диктанта.

1


Итого :

68 часов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!