СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Письмо и развитие речи» в 7 классе для детей с ОВЗ (УО)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В. В.2015Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе УО. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного курса «Письмо и развитие речи» в 7 классе для детей с ОВЗ (УО)»






















Адаптированная рабочая программа

учебного курса «Письмо и развитие речи» в 7 классе

для детей с ОВЗ (УО)




Учитель: Кирсанова П. П.



























2020-2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В. В.2015

Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе УО. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Нормативно-методическое обеспечение

Нормативные акты и учебно-методические документы на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).

  • Приказ МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • . Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2015г.;

  • .Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Положения раздела VIII Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

  • Письмо Департамента образования Ярославской области от 07.09.2016 № 24-4331/16 «О направлении информации по вопросу обучения детей с ОВЗ

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования».

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (ред. от 08.05.2019 № 233, 22.11.2019 № 632, 18.05.2020 №249)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 30.06. 2020 № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

  • Письмо Роспотребнадзора № 02/16587-2020-24 и Минпросвещения России № ГД-1192/03 от 12.08.2020 «Об организации работы общеобразовательных организаций»

Цели предмета:

1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Задачи предмета:

1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи, обеспечивающие высказывание- имя существительное, имя прилагательное, глагол, включены в содержание и 5 класса, и 7 класса) с постепенным наращиванием сведений по каждой теме.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса.

Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений

формируются навыки правописания. Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки ученика к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Школьникам в 7 классе прививаются навыки делового письма (оформление деловых бумаг). В то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Уделяется внимание и графическим навыкам, то есть четкому и аккуратному письму.

Формы контроля:

диктанты текущие (по отдельным темам) и итоговые (четвертные, годовые); контрольные работы, тестирования.

Место в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Содержание

Повторение

Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом И, союзами А,НО. Сложные предложения с союзами И,А, НО.

Слово

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными О и Е.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного- род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи.

Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица НЕ с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –ШЬ, ШЬСЯ. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на –СЯ (СЬ).

Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяю­щимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь

Работа с деформированным текстом.

Изложения (с изменением лица и времени).

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Продолжение рассказа по данному началу.

Составление рассказа по опорным словам.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, прак­тической деятельности, имеющихся знаний («История нашей ули­цы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполне­ние бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, свет, газ и др.).

Повторение пройденного за год.











Учебно-тематический план

Тема раздела

Количество часов

Общее количество часов

Теория

Практические работы

Контрольные и самостоятельные

работы

1.

Повторение

15ч

14ч


1

-

2.

Слово. Состав слова

19ч


16ч




3.


Части речи

81ч

68ч

7.

Предложение

13ч

10ч

8.

Повторение изученного в 7 классе


Всего

136ч












Содержание тем с распределением учебных часов по основным разделам

  1. Повторение (14ч+1ч)

Цель - повторить знания детей по пройденному материалу.

  1. Слово. Состав слова (17ч+2ч)

Цель - обобщать знания детей о составе слова и роли каждой значимой части слова. Развивать умение анализировать слова.

  1. Части речи (74ч+7ч)

Цель - развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять.

  1. Имя существительное (21ч+2ч)

Цель - формировать у детей знания об имени существительном как части речи. Развивать умение правильного употребления в речи имен существительных.

  1. Имя прилагательное (18ч+2ч)

Цель - формировать у детей знания об имени прилагательном как части речи. Развивать умение правильного употребления в речи имен прилагательных.

  1. Местоимение (18ч)

Цель - познакомить учащихся с новой частью речи; актуализировать знания о личных местоимениях; познакомить с изменением местоимений по вопросам и падежам.

  1. Глагол (17ч+3ч)

Цель - повторить и обобщить знания учащихся о глаголе как части речи. Тренировать умение распознавать глаголы в тексте. Формировать умение изменять глаголы по временам и лицам.

  1. Предложение (10ч+3ч)

Цель - совершенствовать знания учащихся о предложении. Развивать умение правильно строить предложения.

  1. Повторение изученного в 7 классе (6ч+2ч)

Цель - обобщить знания, усвоенные в процессе изучения отдельных тем. Развивать умение применять знания при решении практических задач.
















Календарно-тематическое планирование (7 класс)

п/п

Содержание урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Оборудование

Дополнительная

литература

Звуки и буквы. Текст ( 5 ч )

1

Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.

1




Комбинированный

Раздаточный материал


2

Соответствие и несоответствие произношения написанию в слове.

1


Урок обобщения и систематизации знаний

Тесты

Дидактические материалы по русскому языку

3

Нахождение орфограммы в слове, общий способ решения орфографических задач.

1


Урок обобщения и систематизации знаний

Тесты

Дидактические материалы по русскому языку

4

Употребление разделительных ь и ъ в словах.


1


Урок обобщения и систематизации знаний

Раздаточный материал


5

Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит.

Текст. Повторение пройденного.

1





Урок обобщения и систематизации знаний

Раздаточный материал


Предложение. Текст ( 8 ч ) + р/р 2 ч

6.

Повторение. Простое предложение, нераспространённое и распространённое.

1


Урок обобщения и систематизации знаний

Раздаточный материал


7.

Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом и. Знаки препинания.

1


Урок повторения



1. Дидактические материалы по русскому языку

8.

Распространение предложений однородными членами предложения.

1


Повторение


1. Дидактические материалы по русскому языку

9.

Составление предложений с заданными однородными членами предложения.

1


Повторение




10.

Обращение, его место в предложении. Употребление обращения в диалоге.

1


Повторение

Раздаточный материал



11.





Текст. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на рисунки).

1






Раздаточный материал



12.

Диктант по теме «Повторение».

1



Контроль ЗУН

Раздаточный материал


13.




Анализ диктанта, работа над ошибками.

1


Закрепление



14.

Р.р.Адрес. Повторение. Дополнение тематического словаря адресными данными. Заполнение конверта.

1


Р/Р 1



15.

Р.р.Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники. Речевой этикет.

1


Р/Р 2



Состав слова ( 17 ч ) + р.р. 2 часа.

16.

Корень.


1


Комбинированный


Словари

17.

Приставка.

1


Комбинированный



18.

Суффикс.

1


Комбинированный


Словари

19.

Окончание.

1


Комбинированный



20.

Образование разных частей речи с помощью приставок.

1


Комбинированный



21.


Образование разных частей речи с помощью суффиксов.

1



Комбинированный


Раздаточный материал

Словари

22.

Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.

1


Комбинированный



23.

Способы проверки орфограмм в корне слова.

1


Комбинированный



24.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1


Комбинированный


Словари

25.

Разделительный твёрдый знак после приставок.

1


Комбинированный

Раздаточный материал

Словари

26.

Сложные слова с соединительными гласными о, е.


2


Комбинированный



27.

Обогащение словаря сложными словами, их активизация.



Комбинированный




28.

Объяснение значения данных слов (по образцу).

1


Комбинированный



29.

Составление словосочетаний с данными словами, включение их в текст.

1





30.

Текст. Повторение пройденного.

1





31.

Р.р. Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и опорными словами.

1


Р/Р 3




32.


Р.р. Свободный диктант по тексту описательного характера.

1


Р/Р 4

Раздаточный материал


33.


Диктант по теме «Состав слова»

1


Контроль ЗУН

Раздаточный материал


34.

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1


Комбинированный


Словари

Части речи ( 72 ч ) Имя существительное 19 ч + р/р 4 ч

35.

Части речи. Их различение. Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи..

1


Повторение




36.

Существительное. Значение существительных в речи.

1


Комбинированный



37.

Описание картин окружающей действительности существительными.

1


Комбинированный



38.

Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце.

1


Комбинированный

Раздаточный материал


39.

Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце.

1


Комбинированный




40.

Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).

1


Комбинированный



41.

Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.

1


Комбинированный



42.

Различение существительных по родам в словосочетаниях, правописание.

1


Комбинированный


Дидактические материалы по русскому языку

43.

Три типа склонения существительных

1


Комбинированный



44.

Ударные и безударные падежные окончания.

1


Комбинированный



45.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения.

1


Комбинированный

Раздаточный материал



46.


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 2 склонения.

1


Комбинированный


Дидактические материалы по русскому языку

47.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 3 склонения.

1


Комбинированный



48.



Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (по дороге - по земле, на дереве – на окне).

1




Комбинированный


Дидактические материалы по русскому языку

49.

Р.р.Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей.

1


Р/Р 5



50.

Р.р. Записка. Повторение. Записка – извинение, записка- благодарность. Расширение тематического словаря. Речевой этикет. Составление записок – извинений и записок – благодарностей на заданную тему.

1


Р/Р 6



51.

Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными в заданной падежной форме.

1


Комбинированный



52.

Повторение по теме: «Имя существительного»

1


Комбинированный


Дидактические материалы по русскому языку

53.

Диктант по теме: «Имя существительное»

1


Контроль ЗУН



54.

Анализ диктанта, работа над ошибками.






55.


Текст. Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.

1





Дидактические материалы по русскому языку


56.

Р.р. Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план – схему.

1


Р/Р 7



57.

Р.р. Написание изложения.

1


Р/Р 8



Имя прилагательное 20 часов + р. р. 2 ч

58.

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.

1


Урок обобщения и систематизации знаний


Тесты

Дидактические материалы по русскому языку

59.

Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными.

1


Комбинированный



60.

Использование прилагательных для выражения сравнения.

1


Комбинированный



61.

Согласование прилагательных существительными в роде и числе.

1


Комбинированный



62.

Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.


1


Комбинированный



63.


Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.

1


Закрепление



64.


Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: - ее, - ие.

1





65.

Склонение прилагательных женского рода.

1


Комбинированный


Дидактические материалы по русскому языку

66.

Склонение прилагательных женского рода.

1


Закрепление


Дидактические материалы по русскому языку

67.

Р.р. Коллективное сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составлением плана опорой на схему, отбором речевого материала.

1



Р/Р 9


Дидактические материалы по русскому языку

68.

Р.р. Письмо. Повторение. Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной единицы. Расширение тематического словаря. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо.

1


Р/Р 10



69.

Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах.

Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.

1



1


Комбинированный





70






71.

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

1


Комбинированный



72.

Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.

1


Комбинированный



73.




Распространение предложений однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме.

1



Комбинированный

Раздаточный матертал


74.

Повторение по теме: «Прилагательное».

1






75.

Диктант по теме: «Прилагательное».

1


Контроль ЗУН



76.

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1





77.

Текст. План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие последовательность предъявляемых фактов (примеров).

1





Глагол 20 ч + р.р. 1 ч


78.

Глагол. Значение глаголов в речи.

1


Комбинированный

Раздаточный материал


79.

Использование глаголов для выражения сравнения (прыгает, как мячик).

1


Комбинированный


Раздаточный материал



80.

Время м число глаголов.

1


Комбинированный



81.

Время и число глаголов.

1



Тест.

Опорные схемы


82.

Изменение глаголов по числам

1


Комбинированный


Поурочное планирование

С. 72

83.

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

1



Комбинированный

Тесты

Дидактические материалы по русскому языку

84.

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.


1


Комбинированный



85.

Начальная форма глагола (неопределенная форма) на –ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?).

1


Комбинированный



86.

Постановка глаголов в начальную форму.

1


Комбинированный


Дидактические материалы по русскому языку

87.

Постановка глаголов в начальную форму.

1


Комбинированный

Раздаточный материал


88.

Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

1


Комбинированный

Раздаточный материал


89.

Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

1


Комбинированный

Раздаточный материал


90.

Правописание глаголов 2 лица единственного числа

1


Комбинированный



91.

1 лицо глагола.

1



Комбинированный



92.

2 лицо глагола.


1


Комбинированный



93.

3 лицо глагола.


1


Комбинированный



94.

Р.р. Объявление. Повторение. Объявление на улице и в глаголе. Расширение тематического словаря. Тематика объявлений. Составление объявлений на заданные темы.

1


Р/Р 11

Раздаточный материал


95.

Повторение по теме: «Глагол».







96.

Диктант по теме «Глагол»

1


Контроль ЗУН



Дидактические материалы по русскому языку

97.

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1


Закрепление


Опорные схемы


Местоимение 19 ч + р.р. 3 ч

98.

Местоимение. Значение личных местоимений в речи.

1


Комбинированный



99.

Правильное соотнесение местоимений с существительными.

1


Комбинированный



100.

Личные местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа.

1


Комбинированный



101.

Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.

1


Комбинированный



102.

Употребление местоимения 2 лица множественного числа (вы, Вы).

1



Комбинированный



103.

Культура речи при обращении к нескольким лицам и к одному человеку.

1


Комбинированный

Тесты

Дидактические материалы по русскому языку

104.

Употребление местоимения 2 лица множественного числа.

1


Комбинированный

Опорные схемы

Дидактические материалы по русскому языку

105

Употребление местоимения 2 лица множественного числа.

1





106.

Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам.

1


Комбинированный

Раздаточный материал


107

Изменение местоимений 3 лица единственного числа по родам.

1





108.

Р.р.Коллективное сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, составлением плана, опорой на схему, отбором речевого материала.

1


Р.Р. 12

Раздаточный материал




109.

Использование местоимений как средства связи предложений в тексте.

1


Комбинированный



110.

Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.

1


Комбинированный




111.

Повторение по теме «Местоимения»

1


Закрепление




112.

Диктант по теме «Местоимение»

1


Контроль ЗУН



113.

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1


Закрепление

Раздаточный материал


114.

Р.р. Объяснительная записка. Текст объяснительной записки, ее структурные части (адресат, название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число). Тематический словарь.

1


Р/Р 13

Раздаточный материал




115.

Р.р. Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.



Р.Р. 14


Дидактические материалы по русскому языку

Предложение. Текст. 11 ч

116.

Простое предложение с однородными членами.

1




Дидактические материалы по русскому языку

117.

Простое предложение с однородными членами (перечисление без союзов и с одиночным союзом и). Знаки препинания.

1


Комбинированный


Дидактические материалы по русскому языку

118.

Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи.

1


Комбинированный


Дидактические материалы по русскому языку

119

Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи.

1





120.

Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки препинания.

1



Комбинированный



121

Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки препинания.

1





122.

Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Культура речи при обращении.

1


Комбинированный



123.

Сложное предложение без союзов и с союзом и. Знаки препинания.


1



Комбинированный




124.

Сравнение сложного предложения с простым предложением..

1


Комбинированный




125.

Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.

1


Комбинированный



126.

Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения.

1



Комбинированный




127.


Диктант по теме «Предложение»

1


Контроль ЗУН



128.

Анализ диктанта, работа над ошибками.

1


Закрепление


Дидактические материалы по русскому языку

Повторение 7 ч + р.р. 1 ч

129.

Состав слова.

1


Повторение



130.

Текст. Повторение пройденного.

1


Повторение



131.

Правописание гласных и согласных в корне.

1


Повторение



132

Правописание гласных и согласных в корне.

1





133.

Р.р. Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей. Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными частями. тематика объяснительных записок на заданные темы.

1


р.р. 15



134.

Звуки и буквы.

1


Повторение



135

Итоговый контрольный диктант.


1


Контроль ЗУН



136.

Анализ контрольного диктанта

1






















Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения.

  • Названия частей речи, их значение.

  • Наиболее распространенные правила написания слов.

Учащиеся должны уметь:

  • Писать под диктовку текст, применять правила написания слов.

  • Разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

  • Различать части речи.

  • Писать изложение и сочинение.

  • Строить простое распространенное предложение с однородными членами, сложное предложение.

  • Пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Связно высказываться устно и письменно.

  • Применять простые распространенные предложения с однородными членами в устной и письменной речи.

  • Оформлять деловые бумаги.

Критерии оценок

Знания и умения учащихся по письму и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний и навыков учащихся специальной (коррекционной) школы.

Оценка «5»ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4»ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5»,но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3»ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2»ставится, если ученик обнаруживает незнание наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; при работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь.

Оценка «1»за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ

Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.

Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам.

Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 7 классе составляет 60-75 слов. Учету подлежат все слова, включая предлоги, союзы, частицы.

Дети, которые занимаются с логопедом. Не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5»ставится за работу без ошибок.

Оценка «4»ставится за работу с 1-2 ошибками.

Оценка «3»ставится за работу с 3-5 ошибками.

Оценка «2»ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

Оценка «1»ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на одно правило соответствует одной пунктуационной ошибке. Ошибки не на пройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

- повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается.

- две негрубые ошибки; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать для каждого ученика. Специфическими для них являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Оценка «1»ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Изложения и сочинения

Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. С классом должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные слова записать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю. В 7 классе для изложений рекомендуются тексты объемом в 45-70 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка

Оценка «5»ставится ученику за правильное, полное последовательное изложение авторского текста, без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4»ставится за изложение, написанное без искажений авторского текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного текста; без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3»ставится за изложение, написанное с отступлениями от авторского текста, с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Оценка «2»ставится за изложение, в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Оценка «1»ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.







Методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2020г.

  2. Государственной программы для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: 1 сб. /под редакцией В.В. Воронковой - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2014).

  3. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах спец. – корр. образоват. учреждений VIII вида. М. Пр. 2004 г.

  4. Арбатова. Русский язык в таблицах и схемах. С.П.Литера. 2005г.

  5. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. С-П. Литера. 2004 г.

  6. Балышева Е.Н. Грамматика русского языка. С-П. Литера. 2005 г.

  7. Барская М. Обучение русскому языку в 5 – 9 классах. М. Пр. 1992 г.

  8. Григорян П. Язык мой – друг мой. Пособие для учителя. М. Пр. 1988 г..

  9. Диктанты по русскому языку для коррекционных школ VIII вида (5 – 7 кл.) М. «Владос». 1998 г.

10. Жердева Л.А. Русский язык 5 класс. Дидактический материал. М. «Владос» 1998 г.

11. Жидкова Л.А. Сборник статей для изложений во вспомогательной школе. М. Пр. 1968 г.

12. Коваленко В.В. Развитие связной речи. М. Пр. 2000 г.

13. Козак О. Н. Игры с карандашом и бумагой. С-П «Союз» 2000 г.

14. Козырева Л. М. «Слова – друзья и слова – неприятели».

15. Коррекция речи у детей. Методические рекомендации. Киев. 1984 г.

16. Ладыжинская Т.А. Речь, речь, речь. М. Пед. 1990 г.

17. Малюшин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому

языку. М. Сфера. 2002 г.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. ГИ. 1986 г.

  2. Интернет - ресурсы: презентации, видео-уроки, интерактивная доска и т.д.

Для обучающихся:

  1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2020 г.

  2. Орфографический словарь.

  3. Толковый словарь под ред. Даля.

  4. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н.Руссова. – 1995

  5. Пословицы, стихи и загадки о русском языке. О.Д.Ушакова. – 2007

  6. Учусь правильно произносить слова. Е.Г.Елина -2002

  7. Учусь понимать образные выражения. Г.М.Ставская -2006

  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- 1987

  9. Шалаева Г.П. Русский язык. -2002

10. Орфографический словарь. Ушаков Д.Н. – 1967

11. Интернет - ресурсы: презентации, видео-уроки, интерактивная доска и т.д.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!