СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Русский язык" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с  адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» на 2021-2022 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599  –  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2021-2022 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

    Программа  направлена на развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции, всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности, предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ЦЕЛЬ изучения учебного предмета: поднять на более высокий уровень речевую практику обучающихся за счёт осознания ими основных законов языка, развитие способности выбирать и использовать  языковые средства в соответствии с условиями общения.

ЗАДАЧИ преподавания русского языка  в 5 классе:

-закрепить  навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

-учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-развивать речь обучающихся, обогащать её словарь;

-воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

    Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью образовательной деятельности  и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений и на коррекцию личности в целом.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Русский язык" 5 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» на 2021-2022 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2021-2022 учебный год ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Программа направлена на развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции, всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности, предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

ЦЕЛЬ изучения учебного предмета: поднять на более высокий уровень речевую практику обучающихся за счёт осознания ими основных законов языка, развитие способности выбирать и использовать языковые средства в соответствии с условиями общения.

ЗАДАЧИ преподавания русского языка в 5 классе:

-закрепить навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

-учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-развивать речь обучающихся, обогащать её словарь;

-воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью образовательной деятельности и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим, поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений и на коррекцию личности в целом.
Основные направления коррекционной работы:

-коррекция фонематического слуха;

-коррекция артикуляционного аппарата;

-коррекция слухового и зрительного восприятия;

-коррекция мышц мелкой моторики;

-коррекция познавательных процессов.

В программе по русскому языку в 5 классе выделяются следующие разделы:

«Повторение», «Звуки буквы. Текст», «Предложение. Текст.», «Состав слова», «Части речи. Текст», «Связная письменная речь». Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно её коммуникативной функции. В процессе обучения идет постепенный переход от практического обучения в младших классах к практико – теоретическому – в старших.

После изложения программного материала в конце учебного года обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.

Срок реализации рабочей программы по русскому языку – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

Обучение в 5 классе направлено на подготовку к усвоению систематического курса практической грамматики, коррекцию недостатков общего и речевого развития.

Предмет имеет практическую направленность. Обучение русскому языку основано на выполнении различных практических упражнений, которые являются значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Основной формой организации процесса обучения является урок.

Процесс обучения русскому языку предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

интегрированный,

урок-игра,

урок-викторина,

урок – путешествие;

урок с элементами исследования;

Виды и формы организации работы на уроке:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

технология исследовательской направленности;

здоровьесберегающая технология ;

технология игрового обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения.



Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 5 классе рассчитана на 170 ч. в год (5ч. в неделю):

138 ч. в год (4ч. в неделю) – обязательная часть Учебного плана,

34 ч. (1час в неделю) – часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений.



Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

представления о истории, языке, культуре, жизни народа своей страны и его духовных традициях (понимание важности грамотного письма, обсуждение жизненных ситуаций, требующих использования грамотного письма);

— практическое осмысление и принятие различных социальных ролей, проявление желания оказывать помощь сопернику в ходе дидактической игры; адекватное оценивание результатов своей деятельности; уважительное отношение к работе товарища у доски, проявление терпения и сдержанности до конца работы; умение доброжелательно исправлять ошибки, допущенные одноклассниками;

— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами речевого этикета и правилами культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия в рамках предметных результатов 5-го года обучения: (умение объяснить расшифровку словарной головоломки; соблюдение формы записи диалога, состоящего из 3-4 реплик; умение обыгрывать знакомый диалог в паре с другим учеником (или учителем); уметь сравнивать героев записанного рассказа;

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 5-го года обучения): уметь обсуждать жизненно важные ситуации (разговор по телефону, вопросно-ответная беседа по ключевой тему урока).


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся научатся:

-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (45-50слов);

-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

-определять части речи;

-составлять предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;

-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-знать буквы, обозначать звуки буквами;

-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;

-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);

-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;

-записывать по памяти свое имя фамилию и отчество, а также домашний адрес.


3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают: умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные базовые учебные действия

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные базовые учебные действия

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Содержание учебного предмета

Повторение. Звуки и буквы. (40 часов)

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Алфавит. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный мягкий знак. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих со­гласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после глас­ных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безудар­ных гласных путем изменения формы слова.

Слова из словаря:

Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, облако, область, однажды, огромный, охрана, пассажир, победа, север, столица, телевизор, телефон.

Слово. (40 часов)

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, при­ставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи при­ставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глу­хих согласных в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог.

Части речи. (64 часа)

Имя существительное. Общее понятие о частях речи: существительное, гла­гол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.

Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевлен­ные и неодушевленные.

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).

Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).

Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам.

Глагол. Значение глаголов в речи. Изменение глаголов по временам.

Предложение. (18 часов)

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

Повторение. (8 часов)

Состав слова. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предложение. Текст. Деловое письмо. Письмо.

Связная речь.

Коллективное составление рассказа по серии картинок. Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам.

Деловое письмо.

Адрес. Поздравление. Записка.



























































Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка письменных работ учащихся

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.

В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Контрольные диктанты должны содержать 3–4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50 % от числа слов текста.

Примерный объем текстов контрольных работ в V классе – 45 – 50 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок, либо с одной негрубой ошибкой.

Отметка «4» ставится за работу с 2-4 ошибками.

Отметка «3» ставится за работу с 5 и более ошибками.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы (например, «поо суда»);

  • недописывание слов;

  • пропуск одной части слова при переносе;

  • повторное написание одного и того же слова в предложении.








Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»

п/п

Кол-во часов

Наименование раздела программы

Тема урока

Дата



Повторение


Звуки и буквы. Текст

1.

1

Вводный урок


2.

1

Гласные и согласные. Алфавит


3.

1

Несовпадение звука и буквы в слове. ПАССАЖИР


4.

1

Твёрдые и мягкие согласные перед и, е, ё, ю, я


5.

1

Мягкий знак на конце и в середине слова. ОБЛАСТЬ


6.

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком


7.

1

Текст. Различение текста и не текста


8.

1

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова


9.

1

Ударные и безударные гласные в слове


10.

1

Проверка безударных гласных в слове


11.

1

Проверка безударных гласных в слове


12.

1

Текст. Определение темы текста. Заголовок


13.

1

Звуки и буквы. Закрепление знаний


14.

1

Звуки и буквы. Закрепление знаний


15.

1

Проверочная работа №1


16.

1

Деловое письмо. Адрес


17.

1

Коллективное составление рассказа по серии картинок


18.

1

Входная контрольная работа


Предложение. Текст

19.

1

Выражение в предложении законченной мысли


20.

1

Распространение предложений


21.

1

Порядок слов в предложении


22.

1

Связь слов в предложении


23.

1

Главные члены предложения. Сказуемое


24.

1

Главные члены предложения. Сказуемое


25.

1

Главные члены предложения. Подлежащее


26.

1

Главные члены предложения. Подлежащее


27.

1

Второстепенные члены предложения


28.

1

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения


29.

1

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений


30.

1

Вопросительные предложения. ЗДРАВСТВУЙ. ДО СВИДАНИЯ. БЛАГОДАРЮ


31.

1

Восклицательные предложения


32.

1

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. ОБЛАКО


33.

1

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения


34.

1

Предложение. Закрепление знаний. КАНИКУЛЫ


35.

1

Предложение. Закрепление знаний


36.

1

Проверочная работа №2


37.

1

Контрольный диктант


38.

1

Работа над ошибками


39.

1

Деловое письмо. Адрес


40.

1

Деловое письмо. Адрес


Состав слова. Текст

41.

1

Корень и однокоренные слова


42.

1

Корень и однокоренные слова


43.

1

Общее и различия в значении однокоренных слов. ГРАНИЦА


44.

1

Общее и различия в значении однокоренных слов. ОХРАНА


45.

1

Включение однокоренных слов в предложения


46.

1

Окончание – изменяемая часть слова


47.

1

Окончание – изменяемая часть слова


48.

1

Установление связи между словами с помощью окончания


49.

1

Приставка как часть слова


50.

1

Приставка как часть слова


51.

1

Изменение значения слова в зависимости от приставки


52.

1

Приставка и предлог


53.

1

Суффикс как часть слова


54.

1

Суффикс как часть слова


55.

1

Изменение значения слова в зависимости от суффикса


56.

1

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне


57.

1

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне


58.

1

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов


59.

1

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов


60.

1

Слово-корень с ударной гласной


61.

1

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. СЕВЕР


62.

1

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов


63.

1

Проверка безударных гласных в корне


64.

1

Проверка безударных гласных в корне


65.

1

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне


66.

1

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов


67.

1

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова


68.

1

Проверяемые гласные и согласные в корне


69.

1

Проверяемые гласные и согласные в корне


70.

1

Непроверяемые написания в корне. БЕСЕДА


71.

1

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов


72.

1

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов


73.

1

Состав слова. Закрепление знаний. БИБЛИОТЕКА


74.

1

Состав слова. Закрепление знаний


75.

1

Проверочная работа №3


76.

1

Деловое письмо. Поздравление


77.

1

Деловое письмо. Поздравление


78.

1

Контрольный диктант


79.

1

Работа над ошибками


80.

1

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану


Части речи. Текст

81.

1

Названия предметов, действий, признаков


82.

1

Понятие о частях речи. Существительное


83.

1

Понятие о частях речи. Существительное


84.

1

Глагол


85.

1

Глагол


86.

1

Прилагательное


87.

1

Прилагательное


88.

1

Различение частей речи по вопросу и значению. ЗАБОТА


89.

1

Различение частей речи по вопросу и значению


90.

1

Употребление разных частей речи в предложении и тексте


91.

1

Проверочная работа №4


Имя существительное

92.

1

Значение существительных в речи


93.

1

Одушевлённые и неодушевлённые существительные


94.

1

Собственные и нарицательные существительные. СТОЛИЦА


95.

1

Правописание имён собственных. КОСМОС


96.

1

Правописание имён собственных


97.

1

Текст и основная мысль текста


98.

1

Понятие о единственном и множественном числе существительных


99.

1

Употребление существительных о единственном и множественном числе. БОТИНКИ


100.

1

Изменение существительных по числам


101.

1

Знакомство с понятием рода


102.

1

Существительные мужского рода. ГЕРОЙ


103.

1

Существительные женского рода


104.

1

Существительные среднего рода


105.

1

Различение существительных по родам


106.

1

Различение существительных по родам


107.

1

Существительное. Закрепление знаний. АДРЕС


108.

1

Существительное. Закрепление знаний. КОНВЕРТ


109.

1

Проверочная работа №5


110.

1

Деловое письмо. Поздравление


111.

1

Деловое письмо. Поздравление


112.

1

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух


Имя прилагательное

113.

1

Значение прилагательных в речи


114.

1

Различение признаков, обозначаемых прилагательными. ОГРОМНЫЙ


115.

1

Зависимость рода прилагательных от рода существительных


116.

1

Окончания прилагательных мужского рода. ТЕЛЕФОН


117.

1

Окончания прилагательных мужского рода. ТЕЛЕВИЗОР


118.

1

Окончания прилагательных женского рода


119.

1

Окончания прилагательных женского рода


120.

1

Окончания прилагательных среднего рода


121.

1

Окончания прилагательных среднего рода


122.

1

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода


123.

1

Изменение прилагательных по родам


124.

1

Прилагательное. Закрепление знаний


125.

1

Прилагательное. Закрепление знаний


126.

1

Проверочная работа №6


127.

1

Контрольный диктант


128.

1

Работа над ошибками


129.

1

Деловое письмо. Записка


130.

1

Деловое письмо. Записка


Глагол

131.

1

Значение глаголов в речи


132.

1

Значение глаголов в речи


133.

1

Различение действий, обозначаемых глаголами


134.

1

Настоящее время глаголов


135.

1

Настоящее время глаголов


136.

1

Прошедшее время глаголов


137.

1

Прошедшее время глаголов


138.

1

Будущее время глаголов


139.

1

Будущее время глаголов


140.

1

Различение глаголов по временам


141.

1

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли


142.

1

Глагол. Закрепление знаний


143.

1

Проверочная работа №7


144.

1

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам


Предложение. Текст

145.

1

Главные члены предложения. ЛЕСТНИЦА


146.

1

Главные члены предложения


147.

1

Второстепенные члены предложения


148.

1

Второстепенные члены предложения


149.

1

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам


150.

1

Различение нераспространённых и распространённых предложений


151.

1

Различение нераспространённых и распространённых предложений


152.

1

Распространение предложений. ПОБЕДА


153.

1

Знакомство с однородными членами предложения


154.

1

Знакомство с однородными членами предложения


155.

1

Дополнение предложения однородными членами. ОДНАЖДЫ


156.

1

Предложение. Закрепление знаний


157.

1

Предложение. Закрепление знаний


158.

1

Проверочная работа №8


159.

1

Деловое письмо. Записка


160.

1

Деловое письмо. Записка


161.

1

Контрольный диктант


162.

1

Работа над ошибками


Повторение

163.

1

Повторение изученного


164.

1

Повторение изученного


165.

1

Повторение изученного


166.

1

Повторение изученного


167.

1

Повторение изученного


168.

1

Повторение изученного


169.

1

Деловое письмо. Письмо


170.

1

Деловое письмо. Письмо










Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы

Базовый учебник:

1.Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. . Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2020.


Литература для учителя:

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2011.

2. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 2014.

3. Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.

4. Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2007.

5. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 2007.

6. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 2009.

7. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2002.

8. Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 5-9 кл. – М.: Просвещение, 2014

9. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 2012.

10. Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 2012

11. 350 развивающих упражнений по русскому языку: Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г.

Интернет ресурсы.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  2. Л.Н. Зуева и др. « Логопедия для дошкольников- занимательные упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

  3. Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 2005.

  4. Я познаю мир: детская энциклопедия : Литература. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001.

Литература для родителей:

  1. Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству : методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

  2. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. -№ 5. – с. 28-41.

3. Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! //Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.

4. С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

5. Л.В.Зубарева,  Коррекция письма на уроках 1-2 классы Практические и тренировочные задания и упражнения.- В.:Учитель, 2006.

6. Л.В. Зубарева,  Коррекция письма на уроках 1-4 классы Практические и тренировочные задания и упражнения.- В.:Учитель, 2007. В.И. Городилова В. И. ,Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения: С- П. « Каро»

7. Л.Н. .Ефремова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.: Владос. 2001.

8. Л.М.    Зеленина,   Начальная   школа,   Тесты   (Русский   язык,   математика,   чтение, окружающий мир).











































Контрольно-измерительный материал по предмету «Русский язык» для 5 класса

Контрольный диктант №1 «Звуки и буквы. Текст»

Забияка.

Мы высадились на маленький остров около Антарктиды. На острове жили пингвины. Раз сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины мне в рот смотрят. Очень они любопытные.

За камнем жил пингвин-забияка. Ухватит клювом мой сапог и бьёт крыльями. А я смотрю и смеюсь. (45 слов)

Слова для справок: Антарктида, забияка.

Контрольный диктант № 2 «Предложение. Текст»

До свидания, лето!

Август подходил к концу. Солнце ещё ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днём всё холоднее берёзкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клёны. В лесу стоит чуткая тишина.

Всем жаль расставаться с летом. (45 слов)

Слова для справок: чувствовалось, расставаться.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните главные члены в предложении: В лесу стоит чуткая тишина.

Контрольный диктант № 3 «Состав слова»

Лось.

Егор Иванович остановился и с тревогой посмотрел на лес. Из болота шёл свежий след лося. А по бокам ещё два следа. Волки! Лесник поспешил по следам.

На поляне волки нагнали лося, а он отбивался копытами. Лесной великан не поддался волкам. Он разогнал зверей и убежал под гору. (47 слов)

Слова для справок: не поддался.

Грамматическое задание:

Контрольный диктант № 4 «Части речи»

В тайге зимой.

Тихо в тайге зимой. Упадёт ком снега, закричит кедровка. Да ворон пролетит высоко над горами.

На снегу видны следы. Цепочка – это след горностая. Глубокую тропу в снегу протоптали олени. А вот следы борьбы. Соболь догнал глухаря и вцепился в него. Не уйти глухарю от соболя.

(45 слов)

Слова для справок: кедровка, горностай, вцепился.

Грамматическое задание:

  1. Подбери однокоренные слова, чтобы они обозначали предмет, действие, признак предмета, с корнем: –зим–

Контрольный диктант № 5 «Имя существительное»

Пернатые друзья.

В детстве у меня был старший товарищ Пётр Иванович. Он держал дома птиц. Одни птицы сидели в клетках. Другие свободно перелетали с подоконника на печь, на лампу.

Мы чистили клетки, кормили пернатых. Чиж любил семечки. Синица лакомилась салом. Птицы понимали речь хозяина.(42 слова)

Слова для справок: у меня, перелетали.

Грамматическое задание:

  1. Определите число и род имен существительных: товарищ, на лампу, семечки.

  2. Подчеркните существительные с шипящей на конце, определите род существительных.





Контрольный диктант № 6 «Падежи имён существительных»

Зимний вечер.

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло. (46 слов)

Слова для справок: сумрак, сторожка.

Грамматическое задание:

  1. Определи падеж имен существительных: День, из леса, под ногами.

Контрольный диктант № 7 «Имя прилагательное»

Тельняшка.

Белые и синие полоски флотской тельняшки говорят об отваге. Человек в такой майке виден далеко. Синие полоски по тельняшке - это океанские волны. Белый цвет - это штормовые гребни. Море на груди.

Надел матрос тельняшку и сразу расправил плечи. И сразу захотелось совершить трудное дело. (43 слова)

Слова для справок: флотские тельняшки, отвага, штормовые гребни.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть прилагательные.

  2. Подберите подходящие по смыслу прилагательные и допишите их к слову: Матрос.

Контрольный диктант № 8 «Глагол»

Рубеж.

Прошла ночь. В бледном рассвете показались горы. На самой вершине горы стоит вышка.

У вышки - пограничный рубеж. Здесь кончается наша земля.

Уже осень. Высохла трава. И только на пологом склоне зелёная полоска. Там бьёт из-под земли студёный ключ. Ключ разливается по земле ручьём. (42 слова)

Слова для справок: рубеж, пологий склон, ключ.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните глаголы в первом и последнем предложении.

  2. Определите время глаголов: прошла, стоит, разливается.

Контрольный диктант № 9 «Предложение. Текст»

Глухари.

Мы идём по густому лесу через чащу. На лесной поляне нас оглушают хлопки могучих крыльев. Это вылетели глухари.

Глухари живут в стороне от людского жилья. Их можно найти в лесных болотах, в чащах.

Хлопаньем крыльев они предупреждают птиц об опасности. (40 слов)

Слова для справок: оглушают.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните главные члены предложения в первом и в четвертом предложениях.

  2. Найдите и подчеркните однородные члены предложения.

Контрольный диктант № 10 «Повторение изученного материала»

Зайка и Мурка.

Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были мягкие пушистые уши. Он ловко грыз морковку и зелёные стебли травы.

А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайца за своего котёнка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке. (50 слов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!