г. Морозовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5 г. Морозовска»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Приказ от ____________________ № ______
Подпись директора ____________ /________________ /
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для индивидуально обучающегося на дому по ФГОС НОО для УО
Учебный предмет: внеурочная деятельность «Мастерская чудесных превращений»
Кол-во часов: 34 часа
Учитель:
Класс: 2
2018-2019 учебный год
СОГЛАСОВАНО с МС МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Протокол от «____» ___________20__ № ________________
Руководитель __________________________ /__________________________/
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа «Мастерская чудесных превращений» соответствует нормативно-правовыми документами:
Федеральному образовательному стандарту начального общего образования для детей с УО (ИН);
примерным образовательным программам по учебным предметам начального общего образования;
адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для УО (ИН), вариант 1 МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;
Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»
Цель реализации АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Внеурочная деятельность входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса, что предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Творческая деятельность является составной частью общекультурного художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании и наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность.
Программа по внеурочной деятельности «Мастерская чудесных превращений» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учётом уровня развития и потенциальных познавательных возможностей обучающихся, актуальных задач воспитания, этнических, социально-экономических особенностей, запросов субъектов образовательного процесса на основе системно-деятельностного и культурно-исторического подходов, коррекции развития и социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их возрастных и типологических психофизических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.
Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую, практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащегося.
2. Включение учащегося в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Принципы программы:
- Включение учащегося в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
-Учёт возрастных особенностей.
-Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Цель курса: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучение умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, формирование общих и специальных умений и навыков творческой деятельности (в лепке, рисовании, аппликации).
Задачи: - Обучение изобразительным техникам и приемам работы с использованием различных материалов, инструментов, приспособлений, в том числе экспериментированию и работе в нетрадиционных техниках;
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы по образцу, по памяти, представлению и воображению;
- Создание условий для творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к художественной культуре, миру прекрасного;
- Создание условий для развития самостоятельности обучающихся при выполнении творческих заданий;
- Развитие зрительного восприятия формы, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
- Воспитание положительных эмоционально-волевых, нравственных качеств и свойств личности обучающихся;
- Воспитание интереса к творческой деятельности, раскрытие значения декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса, расширение художественно-эстетического кругозора;
- Развитие креативности младших школьников, способности к позитивному преобразованию окружающего мира;
- Обеспечение дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени;
- Развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая – осваивать практические приемы и навыки работы с использованием различных материалов, инструментов, приспособлений, в том числе экспериментированию и работе в нетрадиционных техниках;
Согласно календарному учебному графику и учебному плану МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Мастерская чудесных превращений » реализуется во 2 классе в полном объёме из расчёта 1 час в неделю.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов, перенесенных на бумагу;
договариваться с совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре.
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать:
материалы, их свойства и приспособления, применяемые в работе с ними;
разнообразие техник обработки материалов;
выразительные возможности художественных материалов.
Обучающиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место;
пользоваться простейшими приемами работы с различными материалами;
уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
выражать свои чувства и мысли посредством художественных и изобразительных средств;
проявлять творчество в создании работ.
2. Содержание курса
Содержание программы внеурочной деятельности по общекультурному художественно-эстетическому направлению «Мастерская чудесных превращений» включает следующие разделы: «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой», Рисование», «Работа с нитками и тканью».
Раздел 1. «Работа с природным материалом»:
- знакомство с разнообразием природного материала, используемого в творческой деятельности, видами художественных работ и приемами работы с различными группами природного материала;
- упражнения по сбору, обработке и хранению природного материала, приемами подготовке различного материала к работе;
- практические упражнения на различение формы предметов при помощи зрения, осязания, обводящих движений руки, узнавание и называние предметов;
- тренировочные и практические упражнения на овладение техник и приемов работы с природным материалом;
- изготовление несложных по композиции поделок из природного материала;
Раздел 2. «Работа с бумагой»
- знакомство с разными видами бумаги, инструментами, используемыми при обработке бумаги, узнавание и различение свойств разных видов бумаги, инструментов и приспособлений, знакомство с правилами безопасности при работе с инструментами и приспособлениями и приемами работы с ними;
- знакомство с различными приемами работы с бумагой, использование их при выполнении творческих работ;
- изготовление несложных работ из бумаги в технике аппликации, оригами.
Раздел 3. «Рисование»
- знакомство с материалами и инструментами, используемыми для рисования и приемами работы с ними;
- выполнение несложных композиционных рисунков, выбор цвета для рисования;
- выполнение творческих работ с использованием нетрадиционных техник;
Раздел 4. «Работа с нитками и тканью»
- знакомство с видами тканей и ниток, их свойствами и использованием для выполнения творческих работ;
- знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с нитками и тканью, правилами безопасности их применения, приемами работы с ними;
- знакомство с различными приемами и техниками работы с нитками и тканью, использование их при выполнении творческих работ;
- изготовление несложных работ из ткани и ниток в технике аппликация, скручивание.
3. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ п/п | Разделы, темы | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1четверть | РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ | - знакомство с разнообразием природного материала, используемого в творческой деятельности, видами художественных работ и приемами работы с различными группами природного материала; - упражнения по сбору, обработке и хранению природного материала, приемами подготовке различного материала к работе; - практические упражнения на различение формы предметов при помощи зрения, осязания, обводящих движений руки, узнавание и называние предметов; - тренировочные и практические упражнения на овладение техник и приемов работы с природным материалом; - изготовление несложных по композиции поделок из природного материала; |
1 | Вводное занятие – знакомство с разнообразием природного материала, примерами его использования в творчестве «Кладовая природы» |
2 | Экскурсия в природу, сбор природного материала «Подарки природы» |
3 | Знакомство с приемами обработки, хранения природного материала, его подготовки к работе «Шкатулка с секретом» |
4 | Упражнения на различение видов природного материала, знакомство с приемами и техниками работы «Мастерская природы» |
5 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление поделки из листьев «Осенний лес» |
6 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление поделки из листьев «Бабочки на лугу». |
7 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление поделки из листьев «Рыбки в аквариуме» |
8 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление поделки из ореховой скорлупы «Грибочки» |
9 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление поделки из ореховой скорлупы «Ежик» |
2 четверть | РАБОТА С БУМАГОЙ | - знакомство с разными видами бумаги, инструментами, используемыми при обработке бумаги, узнавание и различение свойств разных видов бумаги, инструментов и приспособлений, знакомство с правилами безопасности при работе с инструментами и приспособлениями и приемами работы с ними; - знакомство с различными приемами работы с бумагой, использование их при выполнении творческих работ; - изготовление несложных работ из бумаги в технике аппликации, оригами. |
1 2 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Аппликация в технике скатывания «Осенний листик». |
Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Оригами «Зайчик» |
3 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Оригами «Лисичка» |
4 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Аппликация в технике торцевания «Снегирь на рябине» |
5 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Отрывная аппликация «Снег-снежок». |
6 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Аппликация из жгутиков «Веселый снеговик». |
7 | Аппликация с использованием разных техник Новогодняя елочка» |
3 четверть | РИСОВАНИЕ | - знакомство с материалами и инструментами, используемыми для рисования и приемами работы с ними; - выполнение несложных композиционных рисунков, выбор цвета для рисования; - выполнение творческих работ с использованием нетрадиционных техник; |
1 | Рисование белой гуашью «Снежинка» |
2 | Рисование по мокрой бумаге «Ветка ели» |
3 | Кляксография. Фантазийный рисунок « Волшебная клякса» |
4 | Рисование способом тычка «Ветка рябины» |
5 | Рисование с использованием блопена «Зимний пейзаж» |
6 | Ниткография. Фантазийный рисунок «Загадки» |
7 | Рисование в технике монотипии «Бабочка» |
8 | Рисунок с ладошкой «Букет для мамы» |
9 | Рисование пальчиками с использованием гуаши «Весенняя полянка» |
10 | Рисование свечой «Звездное небо» |
4 четверть | РАБОТА С НИТКАМИ И ТКАНЬЮ | - знакомство с видами тканей и ниток, их свойствами и использованием для выполнения творческих работ; - знакомство с инструментами и приспособлениями для работы с нитками и тканью, правилами безопасности их применения, приемами работы с ними; - знакомство с различными приемами и техниками работы с нитками и тканью, использование их при выполнении творческих работ; - изготовление несложных работ из ткани и ниток в технике аппликация, скручивание. |
1 | Знакомство с видами ткани и ниток, их свойствами и примерами использования в творчестве «Чудо-лоскуток». |
2 | Знакомство с различными приемами работы с нитками. «Цветик-семицветик» |
3 | Знакомство с различными приемами работы с нитками. Аппликация из скрученных клубочков ниток. «Ландыши» |
4 | Знакомство с различными приемами работы с нитками. Аппликация из скрученных пучков ниток «Пасхальная корзинка» |
5 | Знакомство с различными приемами работы с тканью «Лоскутная кукла». |
6 | Знакомство с различными приемами работы с тканью «Лоскутная кукла». |
7 | Аппликация с использованием лоскутков и ниток «Летний луг» |
8 | Аппликация с использованием лоскутков и ниток «Летний луг» |
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во занятий | Характеристика деятельности |
| | I четверть РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ | 9 | |
1. | | Кладовая природы | 1 | Вводное занятие – знакомство с разнообразием природного материала, примерами его использования в творчестве |
2. | | Подарки природы | 1 | Экскурсия в природу, сбор природного материала |
3. | | Шкатулка с секретом | 1 | Знакомство с приемами обработки, хранения природного материала, его подготовки к работе |
4. | | Мастерская природы | 1 | Упражнения на различение видов природного материала, знакомство с приемами и техниками работы |
5. | | Осенний лес | 1 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление аппликации из листьев |
6. | | Бабочки на лугу | 1 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление аппликации из листьев |
7. | | Рыбки в аквариуме | 1 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление аппликации из листьев |
8. | | Грибочки | 1 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление поделки из ореховой скорлупы |
9. | | Ежик | 1 | Практические упражнения на овладение приемами работы с природным материалом. Изготовление поделки из шишек |
| | II четверть - РАБОТА С БУМАГОЙ | 7 | |
10 | | Грибок | 1 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Аппликация в технике скатывания |
11 | | Зайчик | 1 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Оригами |
12 | | Лисичка | 1 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Оригами |
13 | | Снегирь на рябине | 1 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Аппликация в технике торцевания |
14 | | Снег-снежок | 1 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Отрывная аппликация |
15 | | Веселый снеговик | 1 | Знакомство с различными приемами работы с бумагой. Аппликация из жгутиков |
16 | | Новогодняя елочка | 1 | Аппликация с использованием разных техник |
| | III четверть - РИСОВАНИЕ | 10 | |
17 | | Снежинка. | 1 | Рисование белой гуашью |
18 | | Ветка ели | 1 | Рисование по мокрой бумаге |
19 | | Волшебная клякса | 1 | Кляксография |
20 | | Ветка рябины | 1 | Рисование способом тычка |
21 | | Зимний пейзаж | 1 | Рисование с использованием блопена |
22 | | Загадки | 1 | Ниткография |
23 | | Бабочка | 1 | Рисование в технике монотипии |
24 | | Букет для мамы | 1 | Рисование ладошкой |
25 | | Весенняя полянка | 1 | Пальцевая живопись |
26 | | Звездное небо | 1 | Рисование свечой |
| | IV четверть – РАБОТА С НИТКАМИ И ТКАНЬЮ | 8 | |
27 | | Чудо-лоскуток | 1 | Знакомство с видами ткани и ниток, их свойствами и примерами использования в творчестве |
28 | | Цветик-семицветик | 1 | Знакомство с различными приемами работы с нитками.Аппликация. |
29 | | Ландыши | 1 | Знакомство с различными приемами работы с нитками. Аппликация из скрученных клубочков ниток |
30 | | Пасхальная корзинка | 1 | Знакомство с различными приемами работы с нитками. Аппликация из скрученных пучков ниток |
31 | | Лоскутная кукла | 1 | Знакомство с различными приемами работы с тканью |
32 | | Лоскутная кукла | 1 | Знакомство с различными приемами работы с тканью |
33 | | Летний луг | 1 | Аппликация с использованием лоскутков и ниток |
34 | | Летний луг | 1 | Аппликация с использованием лоскутков и ниток |