СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Логопедия» для учащихся 2 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушения речи у детей с особыми образовательными потребностями встречаются гораздо чаще, чем в массовой школе, характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Логопедия» для учащихся 2 класса»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Администрация муниципального образования

Мостовский район Краснодарского края

МБОУ СОШ № 5 им. А. П. Лимаренко поселка Псебай








УТВЕРЖДЕНО:

Директором МБОУ СОШ № 5

им. А. П. Лимаренко

_____________ А. А. Сулухия

от 30 августа 2022года

протокол № 1




АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Логопедия»

для учащихся 2 класса

на 2022 -2023 учебный год





Составитель: Логвинова Елена Евгеньевна





2022 – 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по логопедии для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Минобрнауки РФ 19.12.2014 г. №1599, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрено решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.15 г. №4/15), Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №5 им. А. П. Лимаренко п. Псебай.

Нарушения речи у детей с особыми образовательными потребностями встречаются гораздо чаще, чем в массовой школе, характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.

Речевые нарушения у детей в МБОУ СОШ № 5 им. А. П. Лимаренко п Псебай носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.

Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа.

Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения.

Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.

Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальными нарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты, фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.

 

Цели и задачи рабочей программы по коррекции СНР

Цель - коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе

развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового

состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

Предполагаемый результат - коррекция системного нарушения речи обучающихся.

Методологические и теоретические основы программы

При составлении рабочей программы соблюдались следующие принципы:

  • онтогенетический;

  • этиопатогенетический;

  • принцип учёта «зоны ближайшего развития»;

  • принцип практической направленности (в соответствии с целями и задачами специального образования);

  • принцип комплексности;

  • принцип поэтапного формирования умственных действий.

Методологической основой является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина и дополненная исследованиями ученых-дефектологов в отношении особенностей формирования речи у детей с интеллектуальными нарушениями (Р.Е. Левина, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

При составлении рабочей программы по логопедии учитывалось следующее:

  1. У детей с интеллектуальными нарушениями системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), следовательно, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

  2. Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на развитие и коррекцию высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия).

  3. Логопедическая работа подготавливает логопатов к усвоению материала школьной программы, поэтому ее содержание находится в соответствии с Программой МБОУ СОШ № 5им. А. П. Лимаренко .

  4. В силу того, что нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем при работе с детьми с сохранным интеллектом.

В виду отсутствия государственной программы логопедических занятий в школе, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью,  рабочая программа составлена на основе:

  1. Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи» (Министерство образования РСФСР. 1991 г.);

  2.  рабочая программа Загляды Л.И. «Программа коррекции дисграфии и дислексии обучающихся 1-7 классов, имеющих нарушения познавательной сферы», утвержденной в КРИПК и ПРО;

  3. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

  4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

  5. Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., 2004

  6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007.

  7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида (под ред. В,В. Воронковой). М., «Просвещение», 2009 г.

  8. Ткаченко Т.А. Формирование звукового анализа и синтеза. М., 2005.

  9. Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида.М.,2003.

  10. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005.

  11. Обзора программ и методик по коррекции письменной и устной речи:

-Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.. 1991.

-Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

-Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 .

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся данного вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в базисном учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Наполняемость групп для логопедических занятий 3-4 обучающихся. На коррекционные фронтальные (в 1 классе), индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. На занятия с каждой подгруппой отводится:

1-4 классы- 2 часа в неделю;

5 и 7 классы -3 часа, 6 классы -2 часа в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру каждого занятия, как правило, входят:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения;

-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;

- работа над предложением;

- развитие связной речи.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Содержание изучаемого курса.

2 класс , 68 часов

п/п

Кол-во часов

Содержание раздела

1

4

Обследование на начало учебного года

2

5

Звуковой анализ и синтез

3

10

Дифференциация звонких и глухих согласных

4

7

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

5

3

Дифференциация сонорных согласных

6

5

Дифференциация свистящих и шипящих согласных

7

8

Дифференциация согласных

8

4

Слоговая структура слова

9

3

Слова, обозначающие предметы

10

3

Слова, обозначающие действие предмета

11

5

Работа с предлогами

12

3

Предложение

13

5

Текст

14

3

Обследование

Итого:

68



Планирование работы по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 2 класса.

2 часа в неделю по базисному учебному плану - формирование фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики (профилактика и коррекция дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза слов), развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи (групповое).

  2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков (по плану индивидуальной работы).

Во 2 классе одним из главных направлений работы является формирование фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерна незаконченность формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и дифференциации звуков на слух. Несформированность фонетических представлений приводит к тому, что готовность обучающихся в С(К) школе к звуковому анализу речи слабее, чем у детей с нормальным интеллектом. Это, в свою очередь, ведёт к недоразвитию всех остальных речевых навыков и умений: словообразованию, усвоению лексико-грамматических категорий, формированию коммуникативной функции речи. Обучение детей в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой - усвоение грамоты в объёме начальной школы.

По данной программе во 2 классе в I, II четверти дифференцируются гласные первого и второго ряда: твердые и мягкие согласные перед а-я, у-ю, о-ё, ы-и в слогах, словах, предложениях, связной речи. В III, IV четверти начинается работа по дифференциации звонких и глухих согласных в слогах, словах, предложениях, связной речи: [ п-б, п’-б’; ], [ в-ф, в’-ф’; ], [ т-д, т’-д’;], [ к-г, к’-г’;]. Эти фонемы являются, как правило, правильно произносимыми большинством детей, поэтому на их основе ведется фронтальная работа по формированию фонематического восприятия.

Тематика лексико-грамматических занятий: «Осень», «Золотая осень» , «Наша школа», «Дом. Квартира», «Дом. Семья», «Сезонные изменения в природе», «Деревья. Береза. Клен», «Овощи. Морковь. Репа. Лук», «Признаки зимы», «Фрукты. Лимон. Апельсин», «Овощи и фрукты (сравнение)», «Зима. Зимние забавы», « Одежда». «Сезонная одежда», «Обувь. Виды обуви», «Дикие животные зимой. Заяц. «Домашние животные. Кролик» «Дикие, домашние животные (сравнение)», «Наша Армия», «Наш город», «Профессии», «Весна. Пробуждение природы», «Комнатные растения. Фикус, бегония», «Птицы. Ворона. Воробей», «Насекомые. Жук, Бабочка», «Птицы и насекомые (сравнение)», «Рыбы», «Человек. Охрана здоровья».

Цель курса – развитие и коррекция всех компонентов речевой системы, письменной речи, чтения.

Основными задачами коррекционно-логопедической работы во 2 классе являются:

1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.

2. Формирование фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

3. Развитие лексико-грамматического строя речи (уточнение понимания смысла

известных слов, активизация употребления слов в речи, особенно прилагательных и глаголов; формирование умения правильно сочетать слова в словосочетаниях, во фразах по смыслу и грамматически; отработка навыка высказывания, освоение различных форм диалога, формирование навыка описания объекта, явления (по схемам, опорам, шаблонам и без них); развитие основ контекстной речи: умения отобрать нужную лексику для описания, построить фразу, опираясь на шаблоны).

4. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность).

5. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

6. Развитие высших психических функций.

7. Воспитание мотивации к учению, общению.

Планируемые результаты по курсу

Регулятивные УУД:

  • следовать режиму организации учебной деятельности;

  • корректировать выполнение заданий в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным логопедом.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в собственном теле, пространстве, в тетради, у доски;

  • уметь слушать, отвечать на вопросы логопеда, самостоятельно их задавать, уметь пересказывать прочитанное или прослушанное;

  • называть, характеризовать предметы по их основным свойствам. Сравнивать, анализировать, моделировать, классифицировать предметы, делать обобщения.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;

  • отвечать на вопросы в соответствии с инструкцией, заданием;

  • отвечать на вопросы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

  • грамматически правильно оформлять высказывания.

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

  • конструкцию предложения;

  • звукобуквенный анализ и синтез слов;

  • слоговой анализ слова.

  • наизусть 3-5 коротких стихотворений.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

  • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;

  • списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

  • делить слово на слоги;

  • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

  • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

  • составлять простые предложения, выделять предложения из речи и текста;

  • читать по слогам короткие тексты;

  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

  • употреблять предлоги;

  • по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали;

  • пересказывать простые тексты.

 

Календарно - тематическое планирование по логопедии, 2 класс

Всего за год - 68 часов,  2 часа в неделю

п/п

урока по теме

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Информационное сопровождение

Дата

По плану

По факт

Обследование, 4 ч.

 

 

1

1

Обследование импрессивной речи

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007 г.

 

 

2

2

Обследование словарного запаса

Выявить, соответствует ли словарь возрастной категории

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007 г.

 

 

3

3

Обследование связной речи

Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007 г.

 

 

4

4

Обследование чтения и письма

Выявить наличие нарушений чтения

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007 г.

 

 

Звуковой анализ и синтез,5 ч.

 

 

5

1

Органы речи

Сравнить речевые и неречевые звуки.

Познакомить со строением речевого аппарата

Таблица с изображением органов речи. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте».

– «Мозаика-синтез», 2007 г.

 

 

6

2

Гласные звуки

Познакомить учеников с образованием гласных 1- го ряда

Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева, Р.И. «

Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте».– «Мозаика-синтез», 2007 г.

 

 

7

3

Согласные звуки

Показать различие в образовании гласных и согласных звуков

Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева, Р.И. «

Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте».

– «Мозаика-синтез», 2007 г.

 

 

8

4

Звуковой анализ двусложных слов

Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове

Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Лалаева Р.И.

«Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

 

 

9

5

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд

Развивать фонематический слух

Схемы звукового анализа. Набор предметных картинок. Набор цифр., Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте».

– «Мозаика-синтез», 2007 г.

 

 

Дифференциация звонких и глухих парных согласных, 10 ч.

 

 

10

1

Дифференциация Б – П

изолированно и в слогах

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше,Г.А.

«Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:,

«Государственное учебно- педагогическое  издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 г.

 

 

11

2

Дифференциация Б – П в словах , в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше,Г.А.

«Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:,

«Государственное учебно- педагогическое  издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:,

« 5 за знания» 2005 г.

 

 

12

3

Дифференциация В - Ф

изолированно и в слогах

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше,Г.А.

«Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:,

«Государственное учебно- педагогическое  издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

13

4

Дифференциация В - Ф в словах, в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

 

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н.

«Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:,

«Просвещение»,1970 г.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

14

5

Дифференциация Г - К

изолированно и в слогах

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:,

« 5 за знания» 2005 г.

 

 

15

6

Дифференциация Г – К в словах, в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова, Л.Н.

«Коррекция  устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:,

«Владос», 2004 г.

 

 

16

7

Дифференциация Д – Т

изолированно и в слогах, в словах, в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова, Л.Н.

«Коррекция  устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:,

«Владос», 2004 г.Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

17

8

Дифференциация Ж - Ш

изолированно и в слогах в словах, в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова, Л.Н.

«Коррекция  устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:,

«Владос», 2004 г. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

18

9

Дифференциация З – С

изолированно и в слогах, в словах, в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова, Л.Н.

«Коррекция  устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

19

10

Итоговое занятие по теме

« Звонкие и глухие согласные»

Проверить уровень знаний учащихся

Дидактический материал. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция  устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:,  «Владос», 2004 г. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными, 7 ч.

 

 

20

1

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах, в словах

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. Горбунова,  С. Ю.

«Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

 

 

21

2

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я

в слогах, в словах

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда

Кассы букв. Слоговые таблицы. Горбунова,  С. Ю.

«Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

 

 

22

3

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах, в словах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. Горбунова,  С. Ю.

«Сборник»

 

 

23

4

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах, в словах

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова,  С. Ю.

«Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

 

 

24

5

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Горбунова,  С. Ю.

«Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

 

 

25

6

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах

Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова

Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Садовникова, И.Н.

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:,

«Владос», 1995 г.

 

 

26

7

Итоговое занятие по теме

« Твёрдые и мягкие согласные»

Закрепить умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные

Дидактический материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, Владос», 1995 г.

 

 

Дифференциация  сонорных  согласных, 3 ч.

 

 

27

1

Дифференциация согласных

Р – Л в слогах

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г. Новоторцева, Н.В. .

«Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - рославль:, «Академия развития»,  1999 г.

 

 

28

2

Дифференциация согласных

Р – Л в словах

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении

Кроссворд, веера букв, карточки с заданиями.

Садовникова, И.Н.

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:,

«Владос», 1995 г.

 

 

29

3

Дифференциация согласных

Р – Л в предложении

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении

Веера букв, карточки с заданиями Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:,

«Владос», 1995 г.

 

 

Дифференциация свистящих и шипящих согласных, 5 ч.

 

 

30

1

Дифференциация С – Ш в слогах, в словах, в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

31

2

Дифференциация З - Ж в слогах, в словах

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

32

3

Дифференциация З – Ж в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

 

33

4

Дифференциация С -  Щ  в слогах, в словах

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

34

5

Дифференциация С -  Щ  в предложении

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

Дифференциация   согласных, 8 ч.

 

 

35

1

Дифференциация С – Ц в слогах, в словах, в предложении

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

36

2

Дифференциация Ч – Ц в слогах, в словах

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

37

3

Дифференциация Ч – Ц предложении

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

38

4

Дифференциация Ч – Щ  в слогах, в словах

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

39

5

Дифференциация Ч – Щ  в предложении

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

40

6

Дифференциация Ш – Щ в слогах, в словах

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

41

7

Дифференциация Ш – Щ в предложении

Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

42

8

Дифференциация И – Й

изолированно и в словах

Показать различие в образовании данных звуков

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

 

 

Слоговая структура слова, 4 ч.

 

 

43

1

Анализ односложных слов и двусложных слов

Развивать умение анализировать слоговую структуру слова

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр. Садовникова, И.Н.

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

 

 

44

2

Анализ трёхсложных слов

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Садовникова, И.Н.

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

 

 

45

3

Деление на слоги слов со стечением согласных

Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.

Мазанова, Е.

«Логопедия. Дисграфия

, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

 

 

46

4

Определение ударного слога в словах

Учить определять ударный слог

Слоговые таблицы, раздаточный картинный материал, схемы ритмического рисунка слова. Мазанова, Е.

«Логопедия. Дисграфия

, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

 

 

Слова, обозначающие предметы, 3 ч.

 

 

47

1

Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов

Учить различать предметы по вопросам

«Кто это?», «Что это?»

Индивидуальный раздаточный картинный материал, карточки со словами, набор предметных картинок.  Мазанова, Е.

«Логопедия. Дисграфия

 

 

48

2

Слова, обозначающие один и много предметов

Учить образовывать множественное число имени существительного

Набор предметных картинок. Мазанова, Е.

«Логопедия. Дисграфия

, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

 

 

49

3

Определение предмета по названию его составных частей

Учить определять предмет по его составным частям

Картинный материал, карточки со словами. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

 

 

Слова, обозначающие действия предметов, 3 ч.

 

 

50

1

Различение животных по их действиям

Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт)

Картинный материал. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:,

«Просвещение» , 1981 г. Пожиленко,Е.А.Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.

 

 

51

2

Различение профессии людей по их действиям

Учить различать профессии людей по действиям, которые они выполняют

Раздаточные предметные картинки, карточки с заданиями. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:,

«Владос» - 2003 г.

 

 

52

3

Определение действий в режиме дня

Учить правильно определять действия, которые дети выполняют в разное время суток

Картинный материал. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного

произношения». – М:,

«Просвещение» , 1981 г. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» -

2003 г.

 

 

Работа с предлогами, 5 ч.

 

 

53

1

Дифференциация предлогов

на – в

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов

Карточки для оргмомента, карточки с записанными на них предлогами В-НА, карточки с предложениями. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

 

 

54

2

Дифференциация предлогов

с - из

Уточнить конкретно – пространственному  значению предлогов

Карточки для орг. момента, карточки с записанными на них предлогами С-ИЗ, карточки с предложениями. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

 

 

55

3

Дифференциация предлогов  от - к

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов. Учить выделять предлоги в предложении, используя схему предложения

Демонстрационные предлоги, раздаточные предлоги, картинки для составления предложений. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

 

 

56

4

Дифференциация предлогов под – над

Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов

Карточки для орг. момента, карточки с записанными на них предлогами ПОД-НАД, карточки с предложениями. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

 

 

57

5

Диктант по теме

«Предлоги»

Проверить знания по теме «Предлоги»

 

 

 

Предложение, 3 ч.

 

 

58

1

Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста

Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н.

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

 

 

59

2

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку

Учить составлять грамматически верное предложение

Карточки с заданиями для индивидуальной работы. Садовникова, И.Н.

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

 

 

 

60

3

Деформированные предложения

Учить составлять грамматически верное предложение

Карточки с заданиями для индивидуальной работы. Садовникова, И.Н.

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

 

 

Текст, 5 ч.

 

 

61

1

Ознакомление с признаками текста

Формировать умение отличать текст от группы предложений

Карточки с текстом. Ефименкова, Л.Н.

«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:,

«Владос», 2004 г.

 

 

62

2

Восстановление деформированного текста

Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте

Карточки с деформированным текстом. Ефименкова, Л.Н.

«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:,

«Владос», 2004 г.

 

 

63

3

Пересказ текста по вопросам

Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте

Карточки с вопросами к тексту. Ефименкова, Л.Н.

«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:,

«Владос», 2004 г.

 

 

64

4

Составление рассказа по серии картинок

Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст

Серия картинок. Ефименкова, Л.Н.

«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:,

«Владос», 2004 г.

 

 

65

5

Составление рассказа по сюжетной картинке

Учить составлять связный рассказ по сюжету

Серия картинок. Ефименкова, Л.Н.

«Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:,

«Владос», 2004 г.

 

 

Обследование,  3 ч.

 

 

66

1

Фронтальное обследование импрессивной речи

 

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.

 

 

67

2

Обследование навыков языкового анализа и синтеза, связной речи

Определить в какой мере  произошли овладения понятиями «звук», «слог», «предложение» и навыками выделения их из потока речи. Выявить степень сформированности развернутого, самостоятельного высказывания

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.

 

 

68

3

Фронтальное обследование письменной речи и чтения

Выявить наличие нарушений письма и чтения

Фотекова Т.А. «Тестовая методика диагностики устной речи школьников». – Методическое пособие; М:, «Айрис пресс», 2007г.

 

 

 

 






 Предметные результаты.

Достаточный уровень:

дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);

определять значение слов, соотнося их с картинками;

делить слова на слоги;

группировать слова-названия предметов и названия действий;

приводить в качестве примеров слова этих категорий;

списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;

грамотно писать по памяти словарные слова;

писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов)

Минимальный уровень:

различать сходные по начертанию буквы;

называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;

составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

списывать по  слогам слова с рукописного и печатного текстов;

составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;

делить слова на слоги;

писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов)

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.

  2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.

  3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:, « Айрис дидактика», 2007 г.

  4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.

  5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:, «Просвещение» , 1981 г.

  6. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.

  7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961г.

  8. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.

  9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.

  10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

  11. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». – М:, «Просвещение», 1972 г.

  12. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.

  13. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». – М:, 2005 г.

  14. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.

  15. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.

  16. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.

  17. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.

  18. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.

  19. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М:, 2007 г.

  20. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.

  21. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.

  22. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

  23. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ». - Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.

  24. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.

  25. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.

  26. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.

  27. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.

  28. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

  29. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч – Щ». – М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.

  30. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

  31. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.

  32. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

  33. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.

  34. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

  35. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

  36. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

 

 Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.

  2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.

  3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

  1. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.

  2. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

 



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 5 им. А П. Лимаренко п. Псебай

____________ Н. В. Беликова

« 30» _августа_20­­22 г



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!