СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) во 2Б классе , УМК "Школа России".

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Технология»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО

(Вариант 2.2)

2020 – 2021 учебный год

2Б класс (1 час в неделю) 35 часов

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО (Вариант 2.2) во 2Б классе , УМК "Школа России".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»





Утверждаю:

Директор ____________Михайлова Н.В

Приказ №_________________

От______________2020г.



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Технология»

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся по АООП НОО

(Вариант 2.2)

2020 – 2021 учебный год

2Б класс (1 час в неделю) 35 часов











Составил: О. А. Полуэктова

учитель начальных классов

категория:

соответствие занимаемой должности









Программа представлена следующими структурными элементами:

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология».

  3. Содержание учебного предмета «Технология».

  4. Тематическое планирование по учебному предмету «Технология».

Пояснительная записка.

1. Целевой раздел.

Адаптированная образовательная программа курса «Технология» предназначена для обучающихся 2 класса и разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ от 6 октября 2009 г. № 373);

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014 г. N 253)

4. Авторской программы Е.А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2014.

Цель адаптированной программы: развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Задачи адаптированной программы:

  • стимулировать и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

  • формировать целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формировать мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

  • формировать первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

  • развивать знаково-символическое и пространственное мышление, творческое и репродуктивное воображение; творческое мышление;

  • развивать регулятивную структуру деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозировать, контроль, коррекцию и оценку;

  • формировать внутренний план деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • знакомить с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;

  • научить первоначальным умениям передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиску (проверке) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

  • развивать способность и творческий потенциал слабослышащего и позднооглохшего ребёнка, формировать ассоциативно -образное пространственное мышление, интуицию.

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его со­держание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и по­казывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значе­ние. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем про­сто формировать у учащегося картину мира с технологической направленно­стью. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно на­глядны и, значит, более понятны для ребёнка. Навык выполнять операции тех­нологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание после­довательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Коррекционная работа

Цель коррекционной работы  – оказание комплексной помощи слабослышащим и позднооглохшим обучающимся в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников.

Задачи коррекционной работы:

создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших;

коррекционная помощь в овладении ими основной общеобразовательной программы начального общего образования;

специальная организация среды в соответствии с особенностями ограничений здоровья учащихся;

специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Особенности слабослышащих детей.

  • организм слабослышащих детей быстро утомляется;

  • неустойчивое состояние вегетативной истемы;

  • лабильность эмоциональной сферы;

  • кроме зрительных ощущений, важную роль в процессе познания у слабослышащих играют также осязательные и двигательные ощущения;

  • аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим;

  • продуктивность внимания слабослышащих учащихся остаётся более низкой по сравнению со слышащими сверстниками;

  • уровень самооценки неадекватно завышенный или заниженный и низкий уровень притязаний;

  • интеллектуальное развитие идёт медленнее и связано с наглядным материалом;

  • психофизическое ограничение ведёт к регрессии смысловой сферы ,проявляющейся в замедленном формировании всех смысловых структур, в особенностях самовосприятия, в отношении к референтной группе, к миру, к обществу и жизненным перспективам.

Особенности коммуникативных способностей у детей с нарушением слуха.

  • у детей с нарушением слуха черезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве;

  • наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие;

  • доминирование в речи имён существительных;

  • недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения;

  • бедность речевого общения.

Учебный предмет «Технология» обеспечивает интеграцию в образовательном процессе различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья.

На уроках труда закрепляются речевые навыки и умения, которые слабослышащие обучающиеся получают на уроках Русского языка, Литературного чтения, на коррекционных курсах. Большое внимание уделяется развитию и пониманию речи: умению вслушиваться в речь и вопросы учителя, выполнять по его инструкциям трудовые операции и отбирать соответствующий материал, а также различать и знать основные качества материалов, из которых изготавливают изделия.

Развитие трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах, умений позволяет адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. На уроках Труда осуществляется развитие психических процессов, мелкой моторики. Обогащение словарного запаса обучающихся лексикой, обозначающей материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия. Развитие умений на основе последовательности трудовых операций при изготовлении изделия составлять план связного рассказа о проделанной работе. Развитие творческих способностей учащихся, художественного мышления, конструкторских способностей.

Основные направления коррекционо – педагогической работы со слабослышащими школьниками:

1. психологическая (коррекция нарушений личностного развития, ВПФ);

2. педагогическая (развитие познавательной деятельности, формирование навыков самообслуживания, занятия всем видам );

3. логопедическая (развитие речи, коррекция дизартрических расстройств);

4. социальная адаптация;

5. коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;

6. развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;

7. развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

8. формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

9. коррекция нарушений устной и письменной речи.

10. коррекционная работа направлена также на развитие фонематического слуха. Работа по развитию фонематического слуха проводится совместно с коррекцией звукопроизношения, обогащением словарного запаса и предупреждениями аграмматизмов.

Специфические принципы обучения и воспитания слабослышащих детей.

- принцип единства воспитательных, коррекционо-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;

- принцип научной обоснованности и практической применимости;

- принцип доступности учёта уровня психического развития ребёнка с нарушением слуха, структуры дефекта, индивидуальных особенностей в построении коррекционно-воспитательной работы;

- принцип использования остаточного слуха и применения звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования , индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных имплантантов на всех занятиях и в режимных моментах;

- принцип использования речевых средств в естественных и в специально созданных условиях;

- принцип активности , инициативности и субъектности в развитии ребёнка;

- принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому.

Рекомендации педагогам, работающим со слабослышащими детьми.

- учитель должен говорить голосом нормальной громкости, чётко и внятно;

- новые слова проговаривать медленнее;

- лицо говорящего должно быть освещено и находится на уровне глаз ребёнка;

- фразы должны быть лаконичны и знакомы;

- речь учителя должна быть эмоционально окрашена;

- нельзя ходить по классу во время объяснения материала.

График коррекционных занятий с детьми ОВЗ , обучающихся по программе Вариант 2.2.

урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1






2

Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Занятия с педагогом – психологом

По ½ урока

Чурсина Д.

Капалеев И.




3






4






5

Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

По ½ урока

Котельников К.

Упоров С.


Дополнительные занятия с детьми ОВЗ: Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Занятия

с логопедом:

Чурсина Д.

Групповое занятие с логопедом:

Котельников К.

Капалеев И.

Чурсина Д.

Упоров С.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предметная область «Технология» - учебный предмет «Технология».

На изучение Технологии во 2 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан 35 ч - (35 учебных недель).

Основные требования к учащимся:

К концу 2 класса обучающиеся

узнают:

- названия и предназначения материалов и инструментов;

научатся:

- планировать, выполнять, оречевлять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

- выполнять и оречевлять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;

- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

- соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения учащихся являются:

 - проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

- выражение желания учиться и трудиться в для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

- становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;

- планирование образовательной и профессиональной карьеры;

- осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами обучения являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

–выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.

– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами учащихся являются.

1. В познавательной сфере:

- владение алгоритмами и методами решения технологических задач;

- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, объектов живой природы;

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;

- применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации деятельности;

2. В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;

- подбор инструментов и оборудования с учетом требований;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- контроль промежуточных и конечных результатов

3. В мотивационной сфере:

- выраженная готовность к труду

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

4. В эстетической сфере:

- моделирование художественного оформления объекта труда;

- опрятное содержание рабочей одежды.

5. В коммуникативной сфере:

- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

6. В психофизической сфере

- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.

2. Содержательный раздел.

Вводный урок (1 час).

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания (22 часа)

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида.

Изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Коррекционная работа. Развивать творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус. Развивать образное мышление, мелкую моторику рук. Развивать наглядно-образное и логическое мышление.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (3 часа).

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.

Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Коррекционная работа. Работа над общим представлении о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.

Конструирование и моделирование (4 часа.

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

Коррекционная работа. Развивать творчество, фантазию, художественно-эстетический вкус. Развивать образное мышление, мелкую моторику рук. Развивать наглядно-образное и логическое мышление.

Практика работы на компьютере (3 часа).

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересным детям тематике. Вывод текста . Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.

Коррекционная работа. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Правила безопасности при работе с компьютером.

Алгоритм построения уроков

  • Постановка темы и цели урока

  • Определение назначения изделия

  • Сравнение с промышленными аналогами

  • Обоснование необходимости его изготовления

  • Беседа, усвоение новых технологических сведений, словарная работа

  • Обоснование выбора материала

  • Беседа о его сортах, области применения

  • Опыты по установлению свойств материалов

  • Анализ

  • Обсуждение конструкции изделия (количество деталей, их форма, размеры, способы соединения, сорт и вид материала)

  • Планирование предстоящей работы (разметка, обработка, сборка, украшение, проверка в действии)

  • Чтение эскиза изделия

  • Определение количества материалов, необходимых инструментов

  • Чтение инструкционной карты или технического рисунка

  • Объяснение конструкции инструмента и основных правил работы с ним

  • Подготовка рабочего места

  • Проверка наличия и исправности необходимых инструментов и приспособлений, материалов санитарно-гигиенического труда

  • Самостоятельная практическая работа по изготовлению изделия

  • Разметка

  • Обработка деталей

  • Сборка

  • Отделка изделия

  • Контроль изделия (проверка в действии)

  • Сравнение изделия с образцом

  • Контроль размеров

  • Обнаружение брака

  • Установление его причин

  • Уборка рабочих мест

Формы организации учебных занятий:

- индивидуальная;

- парная;

- фронтальная;

- групповая;

- коллективная.

Процедуры итоговой и промежуточной оценки результатов усвоения программы «Технология (труд)» требуют учёта особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся: адаптацию предлагаемого ребенку тестового (контрольно-оценочного) материала как по форме предъявления (использование и устных и письменных инструкций), так и по сути (упрощение длинных сложных формулировок инструкций, разбивка на части, подбор доступных пониманию ребенка аналогов и др.); специальную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (на этапах принятия, выполнения учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья ребенка.

Формы организации учебного процесса: классно-урочная система (фронтальная; групповая; парная; индивидуальная работа)

Тип урока:

Урок формирования новых знаний

Урок обучения умениям и навыкам

Применений знаний на практике

Урок повторения

Систематизация и обобщение знаний, закрепление умений

Урок контроля и проверки знаний и умений

Комбинированный урок

Речевой материал

Слова, словосочетания и фразы

Овощные культуры, земледелие, посуда из глины, керамика, глазурь, пластилин, тестопластика, хохломская роспись, папье-маше, грунтовка, народно-прикладное искусство, орнамент, городецкая роспись, имитация, роспись, подмалёвок, семёновская, вятская, загорская (сергиево-посадская), полховско-майдановская, авторская росписи, рельеф, пейзаж, лицевая сторона, изнаночная сторона, инкубатор, калька, курятник, птичник, птицеферма, развертка, кровля, венец, наличник, конёк, волокна, виды волокон, сутаж, плетение, утварь, лежанка, устье, шесток, пяльцы, рыболовство, аквариум, книгопечатание, книжка-ширм, оберег, оригами, фольга, флюгер, компьютер, Интернет, набор текста.

Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея. Конструирование из бумаги. Раскрой при помощи ножниц. Соединение деталей. Особенности разметки деталей сгибанием. Изготовления с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону. Конструирование.

Профессии: садовод, овощевод, гончар, мастер-корзинщик, пекарь, кондитер, игрушечник, резчик по дереву, животновод, коневод, конюх, плотник, печник, истопник, рыболов, пряха, вышивальщица

- Я хочу (буду) создавать…

- Я хочу научиться …

- Меня привлекает …

- Надо прогнозировать и планировать..

- Мы будем составлять план ..

- Проанализируй план чертежа

- Мы работаем с разными материалами

- Я работаю … (ножницами, шилом), соблюдением правил безопасной работы с ними

- Мы составляем и оформляем композицию с помощью… и пр.

Основные формы и виды контроля знаний, умений и навыков:

текущий контроль:

– устный;

- фронтальный опрос;

- выставка готовых изделий (индивидуальных и коллективных);

- тематический контроль «Проверим себя» по окончании изучения каждого разделяя; проектные работы.

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) по технологии за курс 2 класса I отделения

Дата___________Класс_________

Фамилия, имя ______________________________________

Часть А

1. Технология – это:

а) знания о технике;

б) последовательность действий при изменении формы, материала, размеров изделия;

в) техническая характеристика изделия.

2. Выбери материалы, из которых можно изготовить изделия:

а) игла;

б) глина;

в) бумага;

г) ножницы;

д) цветной картон;

е) клей.

3. При изготовлении аппликации из цветной бумаги
а) детали склеиваются; 
б) детали сшиваются; 
в) детали сколачиваются гвоздями. 

4. При работе за компьютером делай перерыв:

а) через каждый час;

б) через каждые 15 минут;

в) через каждые 5 минут.

5. Шаблон – это:

а) инструмент;

б) материал;

в) приспособление.

6. Как называется изображение детали или изделия на листе бумаги с обозначением всех необходимых для его изготовления размеров?

а) технический рисунок;
б) эскиз;
в) чертёж.

7. Оригами – это…

а) блюдо японской кухни;

б) техника складывания из бумаги;

в) японский национальный костюм.

8. Как можно размягчить пластилин? 
а) горячей водой

 б) разогреть теплом своих рук; 
 в) подождать некоторое время.  

9. Выбери инструменты для работы с пластилином:

а) стеки;

б) посуда с водой;

в) подкладная доска;

г) ножницы.

Часть В

10. Закончи высказывания о материалах и инструментах:

То, из чего изготавливают изделия, - это…

То, чем работают, - это…

11. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:

а) гладкая, тонкая, мнётся, складывается, не тянется, разноцветная - это…



б) плотный, плохо гнётся, не мнётся, не тянется, служит фоном для аппликации – это…

в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это...

12. Подумай, о каком инструменте идёт речь? Напиши ответ______________________

– Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие.

– Во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им.

– На столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.

13. Установи правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации:


Разметить детали по шаблону.


Составить композицию.


Вырезать детали.


Наклеить на фон.



14.Напиши пословицу о труде._______________________________________________

_________________________________________________________________

ОТВЕТЫ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ

к итоговой контрольной работе (промежуточная аттестация) по технологии

задания

Проверяемые умения

Правильный ответ

Баллы

1

Умение раскрывать понятие «технология».

б)

1

2

Умение перечислять материалы.

б), в), д)

1

3

Умение оценивать правильность поведения при работе с аппликацией из бумаги.

а)

1

4

Умение оценивать правильность поведения при работе за компьютером.

б)

1

5

Умение раскрывать понятие «шаблон».

в)

1

6

Умение связывать понятие с его определением.

в)

1

7

Умение связывать понятие с его определением.

б)

1

8

Умение оценивать правильность поведения при подготовке пластилина к работе.

б)

1

9

Умение выбирать инструменты при работе с пластилином.

а), в)

1

10

Умение раскрывать понятие «материалы», «инструменты».

материалы, инструменты

1

11

Умение определять материалы по их свойствам

а) бумага

б) картон

в) пластилин

1

12

Умение называть предмет по его признакам.

Ножницы

1

13

Умение устанавливать правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации.

Разметить детали по шаблону- 2

Составить композицию- 1

Вырезать детали-3

Наклеить на фон-4

1

14

Знание пословиц о труде.


1



Критерии оценивания работы

Максимальный  14-13 б. – «5»

Программный    12-8 б. – «4»

Необходимый предметный  7 б.  – «3»

Недостаточный менее 7 баллов – «2»



Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:

- качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций в целом;

- степень самостоятельности;

- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные и технологические решения.

Формы и виды контроля: предварительный; текущий; итоговый.

При оценке итоговых пред­мет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование (социальных) жизненных ком­пе­тен­ций.

3. Организационный раздел.

Тематическое планирование

2 класс (35 ч.)

№ п/п

Тема

Характеристика деятельности учащихся на уроке.

Вводный урок (1 ч)

1

Планирование трудового процесса. Как работать с учебником.

Учить анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.

Учить определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.

Человек и земля (22ч)

2

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. «Выращивание лука».

Учить искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека.

Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного опыта.

Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода.

Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях.

Проводить наблюдения,

оформлять результаты.


3

Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. «Корзина с цветами».

Осуществлять поиск необходимой информации о посуде, её видах, материалах, из которых она изготавливается.

Составлять по иллюстрации учебника рассказ о способах изготовления посуды из глины. Анализировать слайдовый план плетения корзины, выделять основные этапы и приёмы её изготовления.

Использовать приёмы плетения корзины при изготовлении изделия.

Организовать рабочее место.

Размечать изделие по шаблону, составлять композицию.

Осваивать приёмы наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделия. Соблюдать правила работы с ножницами.

Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста).

Сравнивать свойства пластичных материалов.

Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы.

Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике.

Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления

4

Последовательность практических действий и технологических операций. «Семейка грибов на полянке».

5

Тестопластика. Игрушка из теста.

6

Тестопластика. Проект «Праздничный стол».

7

Особенности росписи. «Золотая Хохлома».

Учить осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла хохломская роспись, используя материалы учебника и собственный опыт. Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломской росписи, выделять этапы работы.

Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи с помощью учителя. Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше».

Использовать приемы работы с бумагой и ножницами.

Учить наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы).

Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи.

Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.

Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону.

8

Городецкая роспись. Аппликация «Кухонная доска».

9

Общие правила создания предметов рукотворного мира. «Дымковская игрушка». Изделие из пластилина.

Учить наблюдать и выделять особенности создания дымковской игрушки (лепка, побелка, сушка, обжиг, роспись).

Выделять элементы декора и росписи игрушки. Использовать приемы работы с пластилином. Анализировать образец,

определять материалы, инструменты, приемы работы, виды отделки и росписи.

Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов.

10

Рельефные работы (пластилин). Пейзаж «Деревня».

Учить использовать приемы работы с бумагой и картоном и тканью по шаблону,

оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.

Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов. Анализировать способ создания матрёшки. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению изделия,

контролировать и корректировать работу по слайдовому плану.

11

Сборка изделия. Ниточное соединение. «Лошадка».

Учить использовать умения работать по шаблону.

выполнять аппликацию из бумаги на деталях изделия, оформлять изделие по собственному замыслу.

Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединении деталей.

Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся конструкции.

Анализировать, контролировать,

корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике.

12

Особенности материала для передачи цвета, объёма, фактуры реальных объектов. Аппликация «Курочка из крупы».

Учить осваивать способы и приемы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и пр.),

выполнять аппликацию в технике мозаика. Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи цвета, объема и фактуры реальных объектов.

Использовать свои знания о материалах и приемах работы в практической деятельности (при изготовлении изделий).

Экономно расходовать материалы при выполнении работы.

Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана,

объяснять последовательность выполнения работы.

Находить в словаре и объяснять значение новых слов.

13

Объёмное изделие на основе развёртки. Проект «Деревенский двор».

Учить осуществлять с помощью учителя и при помощи рубрики «Вопросы юного технолога» все этапы проектной деятельности,

соблюдать правила работы в группе, ставить цель, распределять обязанности,

обсуждать план изготовления изделия,

представлять и оценивать готовое изделие.

Конструировать объемные геометрические фигуры животных из разверток.

Использовать приемы работы с бумагой и клеем, правила работы ножницами. Размечать и вырезать детали и развертки по шаблонам.

14

Материалы и их происхождение. Изделие из яичной скорлупы «Новогодняя маска»

Учить использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски. Выбирать приемы оформления изделий в соответствии с видом карнавального костюма.

Придумывать эскиз,

выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его назначения, самостоятельно

выполнять отделку карнавальной маски. Самостоятельно оформлять готовое изделие.

Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок.

Создавать разные изделия на основе одной технологии.

15

Строительство. Работа с бумагой. Полуобъёмная пластика.

Учить понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством.

Осваивать новые понятия,

находить их значение в словаре учебника и других источниках информации. Выполнять разметку деталей по шаблону. Осваивать приемы работы с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручиванием на карандаше.

Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия.

Оценивать качество выполнения работы.

Сравнивать способы выполнения мозаики из разных материалов. По собственному замыслу оформлять контур изделия при помощи фломастеров.

16

Декоративные орнаменты разных народов России. Помпон. «Домовой».

Учить осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия. Соблюдать правила безопасной работы циркулем.

Вырезать круги при помощи ножниц.

Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать).

Оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учет национальных традиций). Выполнять самостоятельно разметку и раскрой деталей для отделки изделия.

17

Рукотворный мир, как результат труда человека. Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь».

Учить осваивать проектную деятельность с помощью учителя:

анализировать изделие,

планировать его изготовление. Анализировать иллюстрацию учебника и выполнять основные элементы убранства избы, сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища (с помощью учителя).

Анализировать конструкцию изделия по иллюстрации учебника, выделять детали,

определять инструменты, необходимые для выполнения работы.

Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место.

Оформлять изделие по собственному замыслу.

18

Виды переплетения бумаги. Изделие «Коврик».

Учить анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани,

определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы – переплетение полос бумаги.

Выполнять разметку деталей (основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами,

соблюдать правила безопасной работы. Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.

19

Формообразование деталей. Техника оригами, изделие «Щенок».

20

Моделирование изделий по простейшему чертежу. Техника оригами, изделие «Кит и кот».

Учить осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать ее с традиционной мебелью жилища региона проживания.

Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их изготовления (с помощью учителя).

Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании.

Использовать умения работать с бумагой, ножницами.

Овладевать способами экономного рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий.

21

Прием плетения в три нити. «Русская красавица».

Учить сравнивать и находить общее и различное в национальных костюмах. Анализировать детали праздничного (девичьего) головного убора и прически.

Анализировать детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически.

Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учетом национальных традиций. Осваивать приемы плетения косички и три нити.

Использовать приемы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского головного убора.

22

Виды швов и стежков для вышивания «Кошелёк».

Учить исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.

Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место.

Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку.

Выполнять строчку косых стежков для соединения деталей изделия.

Использовать умение пришивать пуговицы разными способами.

Контролировать и корректировать последовательность выполнения работы.

23

Технология выполнения строчки косых стежков «Салфетка».

Учить исследовать способы украшения изделий при помощи вышивки.

Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивания. Переносить на ткань рисунок для вышивания при помощи копировальной бумаги. Использовать тамбурные стежки для выполнения украшения салфетки.

Применять и соблюдать правила при работе с иглой,

организовывать рабочее место.

Составлять последовательность изготовления изделия по заданным иллюстративным и словесным планам (с помощью учителя). Анализировать текст, находить информацию о способах изготовления изделия.

Человек и вода(3ч)

24

Использование измерений и построений для решения практических задач. Изонить. «Золотая рыбка».

Учить искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалам учебника, из собственного опыта и других источников. Осваивать технику «изонить».

Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»:

анализировать образец изделия,

определять необходимые материалы и инструменты для его выполнения (с помощью учителя),

переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги,

подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента,

применять правила работы иглой, ножницами.

Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям.

Делать выводы о значении воды в жизни человека (с помощью учителя).

25

Декоративно – художественные и конструктивные свойства материалов. Проект «Аквариум».

Учить организовывать рабочее место, рационально

размещать материалы и инструменты для аппликации.

Определять и отбирать материалы и инструменты для выполнения аппликации рыбок по форме, цвету и фактуре.

Составлять композицию из природных материалов.

Выполнять технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку.

Контролировать и корректировать свою деятельность.

26

Отделка изделия и его деталей. Полуобъёмная аппликация «Русалка».

Учить осваивать технику создания полуобъемной аппликации,

использовать умения работать с бумагой и способы придания ей объема.

Анализировать образец,

определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъемной аппликации.

Человек и воздух (4ч)

27

Назначение линий чертежа. Изделие «Птица счастья».

Учить объяснять понятия «оберег с помощью учителя.

Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.

Осваивать прием складывания изделий техникой оригами.

Планировать свою работу с помощью учителя.

28

Разметка деталей по трафарету. Объёмная модель «Ветряная мельница».

Учить наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве.

Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы ножницами.

Составлять план работы и заполнять технологическую карту.

Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня).

Конструировать объемное изделие на основе развертки,

выполнять практическую работу по плану в учебнике.

29

Инструменты для обработки материалов. Изготовление изделия из фольги «Флюгер».

Учить исследовать свойства фольги, возможности ее применения,

сравнивать ее свойства со свойствами других видов бумаги.

Анализировать образец изделия,

определять материалы и инструменты, необходимые для ее изготовления.

Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя,

соотносить план работы с технологической картой.

Осваивать способ соединения деталей при помощи.

30

Изготовление конструкции изделия по заданным условиям. Объёмная игрушка «Самолет».


Человек и информация (3ч)

31

Способы поиска информации. Поиск информации в Интернете.

Учить осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений).

Исследовать возможности Интернета для поиска информации.

Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе) с помощью учителя. Находить информацию в интернете с помощью взрослого.

32

Компьютер. Правила клавиатурного письма.

Учить организовывать и оформлять выставку изделий.

Презентовать работы.

Оценивать выступления по заданным критериям.

33

Книгопечатание. Работа с печатным текстом.

34-35

Резерв



Учебно-методический комплект


1. Рабочая программа по технологии. 2 класс М.: Просвещение, 2014 г.


2. Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс М.: Просвещение, 2016 г.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!