Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) МАОУ НОШ № 53, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учётом авторской программы Е.А. Лутцевой, ТП. Зуевой, с использованием УМК Е.А. Лутцевой, входящего в состав образовательной системы «Школа России».
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и учебным планом МАОУ НОШ №53. Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
На изучение технологии, согласно учебному плану школы, в начальной школе выделяется 117ч. В 4 классе на изучение технологии отводится - 34 часа, в том числе, вариативная часть представлена внутрипредметным модулем «Народные промыслы» на изучение которого отводится - 13ч.
Программа адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально - эмоциональной незрелости. При этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Обучение технологии учащихся с задержкой психического развития подчинено достижению общей цели и решению основных задач курса, которые соответствуют задачам обучения технологии в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Однако решению указанных задач препятствуют особенности познавательных процессов, присущие учащимся с ЗПР: неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, импульсивная, недостаточно целенаправленная деятельность, ослабленность словесной регуляции деятельности. Отмеченные затруднения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы долгое время не преодолеваются, а некоторые особенности, в связи с нарастающей сложностью учебного, материала еще более усугубляются.
Коррекционная направленность обучения предполагает построение содержания программы по технологии с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка.
Общие рекомендации,
удовлетворяющие специфические образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1):
- выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать конкретно-трудовые умения (находить части и детали изделия, определять вид и способ соединения деталей, определять форму изделия и его отдельных частей, определять материалы, порядок изготовления и сборки изделия, выполнять измерения, основные технологические операции — сгибание, складывание и др.);
- правильно организовывать трудовую деятельность, в которой целесообразно сочетаются фронтальные, коллективные и индивидуальные формы работы;
- у учащихся с низким уровнем образовательной ориентации необходимо на начальном этапе обучения включить технологическую подготовку, предусматривающую формирование практических умений ручной работы одновременно с развитием глазомера, руки, пространственных, измерительных умений;
- создавать условия для применения знаний и закрепления умений, полученных школьниками на уроках не только технологии, но и других учебных дисциплин.
- использовать комбинированные уроки, обеспечивающие применение знаний и умений, приобретенных на уроках математики, чтения, ознакомления с окружающим миром и др;
- придерживаться основных требований при обучении детей с ЗПР (чередование различных видов учебно-трудовой деятельности, дифференцированный подход при обучении учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения и т. д.);
- использовать разные материалы в процессе изготовления изделий, т.к. младшие школьники с ЗПР теряют интерес к работе с одним и тем же материалом;
- побуждать учащихся к решению разнообразных конструкторских и технологических задач, задач оформления, отделки изделия, сравнению, сопоставлению приемов выполнения аналогичных операций и приемов обработки разных материалов.
Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.
Особое место в содержании курса занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. При изучении раздела «Работа с бумагой и картоном» складываются наиболее благоприятные условия для обучения младших школьников планированию предметно-практической деятельности. При этом за основу берется операционный план, затем дети обучаются составлять краткий и сложный планы.
Ознакомление учащихся с элементами техники осуществляется в процессе сборки моделей машин и технических устройств из деталей «Конструктора». Этот вид труда развивает конструкторские способности, техническое мышление, пространственные представления. Учащиеся получают сведения о машинах, механизмах, рабочих профессиях.
На уроках по разделу «Основы художественной обработки различных материалов» учащиеся осваивают приемы и способы работы с различными материалами (соломка, хвоя сосны и ели, перья, камни, песок, пластилин и т. д.). Работа с вышеперечисленными материалами улучшает мелкую моторику мышц рук, развивает чувство пропорции, соразмерности деталей, пространственную ориентировку и др.
На занятиях по сельскохозяйственному труду учащиеся знакомятся с выращиванием растений, проводят наблюдения и несложные опыты (в школьных помещениях, открытом грунте и т. п.). При планировании таких уроков их тематика соотнесена с программой «Окружающий мир», что способствует полному усвоению материала и закреплению полученных знаний.
Курс направлен на формирование у учащихся организационных (организация рабочего места и процесса труда, рациональный выбор материалов и инструментов, экономия материалов, соблюдение гигиены и безопасности труда), конструктивно-технологических (принятие и удержание цели трудовой деятельности, определение плана предметно-практической деятельности), контрольных (осуществление самоконтроля и взаимоконтроля) и оценочных (оценка и совершенствование своей деятельности) умений.
Коррекционные задачи уроков технологии решаются в том случае, если учебные задания способствуют выявлению причин затруднений и ошибок учащихся в процессе деятельности, а также позволяют фиксировать не только результаты усвоения текущего материала, но и коррекцию своевременно обнаруженных недостатков и ошибок.
При оценке успеваемости школьников с ЗПР по технологии следует учитывать не только круг знаний, трудовых умений и навыков по конечному результату, но и степень активности и самостоятельности учащегося на всех этапах решения трудовой задачи.
На изучение всего курса технологии, согласно учебному плану школы, в начальной школе отводится - 117 ч. Из них в 4 классе на изучение технологии отводится - 34 часа, в том числе вариативная часть представлена внутрипредметным модулем «Народные промыслы» на изучение которого отводится – 13ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Личностные результаты
1. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Сформирован целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принята и освоена социальная роль обучающегося, развит мотив учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения.
5. Развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Сформированы эстетические потребности, ценности и чувства.
7. Развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Сформированы установки на безопасный и здоровый образ жизни
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характер
3. Сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в 3 соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
К концу обучения в 4 классе ученик научится:
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций
Ученик получит возможность научиться:
• Правилам самообслуживания, технологическим приемам ручной обработки материалов, овладеет правилами техники безопасности;
• Использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских, дизайнерских, технологических и организационных задач;
• Правилам создания предметной и информационной среды; умению применять эти знания для учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем, представлять результаты своего проекта.
• Собирать информацию в справочной литературе, Интернет-источниках
2. Содержание учебного предмета
Основные задачи реализации содержания:
формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности (моделирование, самостоятельное создание объектов).
Человек и земля - 10 ч.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Человек и вода - 3 ч.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый)
. Человек и воздух - 3 ч.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями. Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты . Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. Человек и информация - 3 ч.
Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по заданной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word. Внутрипредметный модуль «Народные промыслы» -13 ч.
Цель модуля: развивать интерес учащихся к истории, культуре и народных промыслов России; формировать эстетический вкус учащихся на примере лучших образцов культурного наследия; воспитывать чувство этнической, исторической и культурной общности народов Калининградской области.
Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла. Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Жостовская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.
Бисероплетение. Технология работы с бисером; схемы по бисероплетению; использование бисера, стекляруса, проволоки; выполнение основных узоров; гармоничное сочетание цвета при выполнении изделий.
Вышивка шёлковыми лентами. Пришивание шёлковых лент для изготовления различных цветов и бантов: вышивка цветов по канве или ткани.
Резервные уроки -2 ч.
Административная контрольная работа за 2 четверть. Промежуточная аттестация
Тематическое планирование
| № п/п | Тема | Количес тво часов | Виды деятельности | |
| Человек и земля (10 ч + 5ч В.м.) | |
| 1 | Вагоностроительный завод. Создание модели вагона из картона. Изделия: Кузов вагона. Пассажирский вагон | 1 | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. | |
| 2 | Полезные ископаемые. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Изделие: Буровая вышка | 1 |
| 3 | Полезные ископаемые. Техника лепки слоями из пластилина. Изделие: Малахитовая шкатулка | 1 |
| 4 | В.м. «Народные промыслы» Знакомство с народными промыслами | 1 |
| 5 | Автомобильный завод. Работа с металлическими и пластмассовыми конструкторами. Изделие: КамАЗ. Кузов грузовика | 1 |
| 6 | В.м.« Народные промыслы» «Голубая сказка Гжели». Гончарное дело. Художественная керамика. Посуда. Гжельская роспись. Оформление блюдца | 1 |
| 7 | Монетный двор. Изделие: Стороны медали. Медаль | 1 |
| 8 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Каргопольская игрушка. | 1 |
| Полкан | | |
9 | Фаянсовый завод. Работа с пластилином. Изделие: Основа для вазы. Ваза | 1 |
10 | Инструктаж по ТБ. Швейная фабрика. Работа с тканью. Изделие: «Прихватка» | 1 |
11 | Швейная фабрика. Технология создания мягкой игрушки. Изделие: «Птичка» | 1 |
12 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Дымковская игрушка. Барыня | 1 |
13 | Обувное производство. Работа с бумагой. Изделие: «Модель летней детской обуви» | 1 |
14 | Деревообрабатываю-щее производство. Изделие: «Лесенка - опора для растений» | 1 |
15 | В.м. «Народные промыслы» Хохломской промысел. Хохломские узоры. Роспись тарелки | 1 |
Человек и вода (3 ч + 3ч. В.м. ) |
16 | Водоканал. Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Изделие: «Фильтр для очистки воды» | 1 | Организовывать свою деятельность: подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). |
17 | В.м. «Народные промыслы» Жостовское ремесло. Роспись подноса жостовским узором . | 1 |
18 | Порт. Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порт. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». | 1 |
19 | Узелковое плетение Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме. Изделие: «Браслет» | 1 |
20 | В.м. «Народные промыслы» Городецкая роспись по дереву - народный промысел Нижегородского края. Петушок и Курочка. | 1 |
21 | В.м. «Народные промыслы» Вышивка и кружевоплетение. Вологодские, Елецкие кружева. Салфетка | 1 |
Человек и воздух (3 ч. + 4 ч В.м.) |
22 | В.м. «Народные промыслы» Ткачество. Цветные тканые половички. Аппликация «Радуга на полу» | 1 | Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при |
23 | Самолётостроение. Ракетостроение. Первоначальные сведения о | 1 |
| самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Изделие: «Самолёт» | | необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено |
24 | В.м. «Народные промыслы» Архангельская щепная птица. Птица Счастья | 1 |
25 | Ракета-носитель. Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Изделие: «Ракета- носитель» | 1 |
26 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Изделие: «Воздушный змей» | 1 |
27 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Полхов-Майданская деревянная игрушка. Г рибок - копилка | 1 |
28 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Филимоновские игрушки - свистульки. | 1 |
Человек и информация (3 | 1 ч + 1ч В.м.) |
29 | Создание титульного листа. Работа с таблицами. Практическая работа на компьютере. Инструктаж «Правила работы на компьютере» | 1 | Анализировать конструкторскотехнологические и декоративнохудожественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). |
30 | В.м. «Народные промыслы» Игрушечные промыслы России. Русская матрёшка | 1 |
31 | Создание содержания книги. Переплётные работы. Практическая работа на компьютере. Практическая работа: «Содержание» | 1 |
32 | Создание содержания книги. Переплётные работы. Практическая работа на компьютере. Практическая работа: Изделие: «Дневник путешественника» | 1 |
Резервные уроки - 2 часа |
33 | Резервный урок 1 Административная контрольная работа за 2 четверть. | 1 | Творческая работа |
34 | Резервный урок 2 Промежуточная аттестация. | 1 | Творческая работа |
Итого: 34 часа |
Приложение к АООП НОО ЗПР
Адаптированная рабочая программа
по технологии
для 4 класса
Вариант 7.1
на 2019 - 2020 учебный год
( УМК: Е.А. Лутцева, Т.П, Зуева)
г. Калининград, 2019